-
 


Герой Советского Союза;
Лауреат Государственной премии
СССР;
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
;
Мастер спорта международного класса
;
Лётчик-испытатель, затем - инженер
Отдельного конструкторского
бюро
А.И. Микояна;
Участник испытаний
изделия "105.11" (экспериментальный
пилотируемый орбитальный
самолет-аналог
"ЭПОС");

 

майор запаса

-
-
     
 


Родился 17 сентября 1928 года (по документам25 сентября 1928 года)
в городе Прохладный (ныне - Республика Кабардино-Балкария).

С 1931 года жил в городе Орджоникидзе (ныне - Владикавказ,
Республика Северная Осетия).

В 1951 году окончил Армавирское военное авиационное училище лётчиков.
По окончании училища Пётр Остапенко был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

В декабре 1957 года майор Пётр Максимович Остапенко был уволен в запас,
в связи с его поступлением в Школу лётчиков испытателей,
которую он окончил в 1958 году.

Лётчик-испытатель Остапенко Пётр Максимович

С августа 1958 года по август 1981 года Пётр Максимович находился
на лётно-испытательной работе в Отдельного конструкторского
бюро
А.И. Микояна.

Лётчики-испытатели (слева направо): Михаил Комаров, Борис Орлов и Пётр Остапенко

В 1967 году окончил Вечернее отделение филиала Московского авиационного института в городе Жуковский, Московской области.

Пётр Максимович Остапенко поднял в небо и провел
испытания следующих самолётов:
1 февраля 1960 года - Е-7/2
(МиГ-21П);
8 октября 1960 года - Е-6У (МиГ-21У);
21 сентября 1961 года - Е-152/2
;
9 сентября 1964 года - Е-155П (МиГ-25П);
16 июня 1966 года - МиГ-21ПД ("23-31");
3 апреля 1967 года - МиГ-23ПД ("23-01");
22 марта 1968 года - МиГ-23/2;
28 октября 1969 года - Е-155ПУ (МиГ-25ПУ);
20 августа 1970 года - МиГ-23 ("23-41");
7 марта 1973 года - МиГ-23Б/2;
22 апреля 1976 года - Е-155МП/2 (МиГ-31/2);
3 июля 1979 года - МиГ- 29/4;

Герои Советского Союза, Заслуженные ётчики-испытатели СССР Александр Васильевич Федотов и Пётр Максимович Остапенко (справа)

Он также участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25,
МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций.

 Выполнил первые полёты и провёл испытания сверхзвуковых
самолётов
-истребителей МиГ-21У
, МиГ-25П, МиГ-21ПД, МиГ-23ПД, МиГ-25ПУ.
Участвовал в испытаниях самолётов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27,
МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций.
Дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.

Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 – абсолютный):
в 1962 году 2 рекорда высоты на самолёте Е-152, в 1967 году – 3 рекорда
скорости на самолёте МиГ-25
, в 1973 году – 2 рекорда скороподъёмности
на самолёте МиГ-25, в 1975 году – рекорд скороподъёмности на самолёте МиГ-25М.

В 1975 году П.М. Остапенко стал Мастером спорта международного класса.

Слева направо: Герои Советского Союза и России, Заслуженные лётчики-испытатели СССР Пётр Максимович Остапенко, Пётр Иванович Казьмин и Геннадий Григорьевич Ирейкин

Пётр Максимович Остапенко участвовал в работе по программе испытаний
изделия "105.11" (экспериментальный пилотируемый орбитальный
самолет-аналог
"ЭПОС").
Им
, а также лётчиками-испытателями - членами испытательной группы
Авиардом Гавриловичем Фастовцом, Василием Евгеньевичем Урядовым
и
Александром Васильевичем Федотовым поочерёдно находящимися в кабине аналога, производилась отработка силовой установки аналога
(
с выпуском аналога балочным держателем в воздушный поток и включения
в таком положении его двигателя
), пневмосистемы, внутренней и внешней связи, системы телеметрии, кондиционирования и выпуска шасси.
Затем были совершены автономные полёты аналога корабля.
П
осле отцепки
от самолета–носителя Ту–95 в горизонтальном полете
на высоте 5500 метров в диапазоне скоростей 420–460 км/час со стартового положения балочного держателя с последующей посадкой аналога
на грунтовую Взлётно-посадочную полосу "Грошев"
.

После ухода с лётной работы трудился инженером в ОКБ имени А.И.Микояна.

Награды:
 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года
"За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники"
Остапенко Петру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№ 11403).

Герой Советского Союза Остапенко Пётр Максимович


16 ноября 1973 года ему присвоено Почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
.

В 1981 году Пётр Максимович Остапенко был удостоен
Государственной премии СССР
.

Он также награждён орденами Красного Знамени (22.07. 1966),
Трудового Красного Знамени (11.10. 1974), Красной Звезды (21.08. 1964),
медалями.

В
1962 году Международная авиационная федерация (ФАИ)
наградила Петра Максимовича Остапенко медалью де Лаво.

 

 
-
 


Выдающийся лётчик-испытатель, Герой нашей страны
Пётр Максимович Остапенко скончался 8 апреля 2012 года.

Похоронен он в городе Жуковский, Московской области,
на Быковском Мемориальном кладбище.

 (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Быковское Мемориальное кладбище. Могила П.М. Остапенко (вид 1, апрель 2012 года) (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Быковское Мемориальное кладбище. Могила П.М. Остапенко (вид 2, апрель 2012 года)


(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)
 

 
-
 


Увековечивание памяти:
В городе Владикавказ на здании школы, в которой с 1936-го по 1942 год
учился Герой
, установлена мемориальная доска.

 (увеличить фото) Республика Северная Осетия, г. Владикавказ. Мемориальная доска на здании школы, в которой учился П.М. Остапенко (фото Андрея Симонова (сайт http://www.warheroes.ru, 15 сентября 2009 года)


(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
 

 
-
 


при создании страницы использованы материалы следующих сАЙТов:

Сайт "Испытатели"

Герои Страны

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Книга В.Е. Меницкого на сайте "Испытатели"

В.В. Каденко "Жизнь по спирали"


"Легенда отечественной авиации"
(автор статьи - Пётр Гериев)
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"