Родился
17
сентября 1928 года
(по документам
– 25 сентября 1928
года)
в
городе Прохладный
(ныне -
Республика
Кабардино-Балкария).
С 1931 года жил в
городе Орджоникидзе
(ныне
- Владикавказ,
Республика Северная Осетия).
В 1951 году окончил
Армавирское военное авиационное училище лётчиков.
По
окончании училища
Пётр Остапенко
был
оставлен
в нём
лётчиком-инструктором.
В декабре 1957 года
майор
Пётр
Максимович Остапенко
был уволен
в
запас,
в связи с
его
поступлением в
Школу лётчиков
испытателей,
которую он
окончил в 1958 году.
С августа 1958 года по
август 1981 года
Пётр
Максимович
находился
на
лётно-испытательной работе
в
Отдельного конструкторского
бюро
А.И. Микояна.
В 1967 году
окончил
Вечернее отделение филиала
Московского авиационного института в
городе Жуковский, Московской
области.
Пётр
Максимович Остапенко
поднял
в небо и провел
испытания следующих самолётов:
1 февраля 1960 года - Е-7/2
(МиГ-21П);
8 октября 1960
года -
Е-6У
(МиГ-21У);
21 сентября 1961 года - Е-152/2;
9 сентября 1964 года
- Е-155П
(МиГ-25П);
16
июня 1966 года - МиГ-21ПД
("23-31");
3 апреля
1967 года - МиГ-23ПД
("23-01");
22 марта 1968
года - МиГ-23/2;
28 октября 1969
года - Е-155ПУ
(МиГ-25ПУ);
20 августа 1970
года - МиГ-23
("23-41");
7 марта 1973
года - МиГ-23Б/2;
22 апреля 1976
года - Е-155МП/2
(МиГ-31/2);
3 июля
1979 года -
МиГ-
29/4;
Он также участвовал в
испытаниях
МиГ-19,
МиГ-21,
МиГ-23,
МиГ-25,
МиГ-27,
МиГ-29,
МиГ-31
и
их модификаций.
Выполнил
первые полёты и провёл испытания сверхзвуковых
самолётов-истребителей
МиГ-21У,
МиГ-25П,
МиГ-21ПД,
МиГ-23ПД,
МиГ-25ПУ.
Участвовал в испытаниях самолётов МиГ-19,
МиГ-21,
МиГ-23,
МиГ-25,
МиГ-27,
МиГ-29,
МиГ-31
и их
модификаций.
Дважды
катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.
Установил 8 мировых авиационных рекордов
(из них
1 – абсолютный):
в 1962 году
–
2 рекорда
высоты на
самолёте Е-152,
в 1967 году –
3 рекорда
скорости на самолёте МиГ-25,
в 1973 году –
2 рекорда
скороподъёмности
на
самолёте
МиГ-25,
в 1975 году –
рекорд
скороподъёмности на
самолёте
МиГ-25М.
В 1975
году
П.М. Остапенко
стал Мастером
спорта международного класса.
Пётр
Максимович Остапенко
участвовал в работе по программе
испытаний
изделия
"105.11"
(экспериментальный
пилотируемый орбитальный
самолет-аналог
"ЭПОС").
Им, а также
лётчиками-испытателями - членами испытательной группы
Авиардом Гавриловичем Фастовцом,
Василием Евгеньевичем Урядовым
и
Александром Васильевичем Федотовым
поочерёдно находящимися в кабине
аналога, производилась отработка силовой установки аналога
(с выпуском
аналога балочным держателем в воздушный поток и включения
в таком положении
его двигателя),
пневмосистемы,
внутренней и внешней связи,
системы
телеметрии,
кондиционирования и выпуска шасси.
Затем были совершены автономные полёты аналога
корабля.
После отцепки
от самолета–носителя
Ту–95 в горизонтальном полете
на высоте 5500 метров в диапазоне скоростей 420–460 км/час
со стартового положения балочного держателя с последующей посадкой
аналога
на грунтовую Взлётно-посадочную полосу "Грошев".
После
ухода с
лётной работы
трудился инженером в
ОКБ имени
А.И.Микояна.
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от
26 апреля 1971
года
"За мужество и
героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники"
Остапенко Петру Максимовичу
присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№
11403).
16
ноября 1973 года ему присвоено Почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
В
1981 году
Пётр Максимович Остапенко
был удостоен
Государственной премии СССР.
Он
также награждён орденами Красного Знамени
(22.07. 1966),
Трудового Красного
Знамени (11.10.
1974),
Красной Звезды
(21.08. 1964),
медалями.
В 1962 году
Международная авиационная федерация
(ФАИ)
наградила
Петра Максимовича Остапенко
медалью де Лаво.
|