-
Иван Иванович Шунейко
родился 24 июня (7 июля) 1910 года в городе Минске -
административном
центре Минской губернии в составе Западного края
Российской
губернии
(после
Октябрьской Революции 1917 года - РСФСР).
-
Историческая справка:
.....1
января 1919 года была провозглашена Социалистическая Советская
Республика Белоруссия,
которая 31 января 1919 года вышла из состава РСФСР, а
27 февраля объединилась с Литовской Советской Республикой в
Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику -
Литбел.
-
.....Литбел
прекратила своё существование в результате польской оккупации в
ходе советско-польской войны.
.....12
июля 1920 года в результате Московского договора,
заключённого между РСФСР и Литвой, Литбел была фактически
ликвидирована. Юридически Литбел прекратила существование
31 июля 1920 года, когда в Минске была восстановлена
Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская
Социалистическая Советская Республика), в дальнейшем
изменившая название на Белорусскую Советскую Социалистическую
Республику (БССР).
Белоруссия в числе 4-х советских республик 30 декабря 1922
года подписала Договор об образовании СССР.
-
.....27
июля 1990 года была принята Декларация о государственном
суверенитете БССР.
-
.....19
сентября 1991 года, БССР была переименована в Республику
Беларусь, а 8 декабря 1991 года с РСФСР и Украиной было
подписано Беловежское соглашение прекращении существования СССР
и о создании Содружества Независимых Государств.
.....Таким
образом, город Минск являлся столицей Белоруссии с 25
марта 1918 года по 1 января 1919 года. С момента
восстановления Советской власти в Белоруссии (31 июля 1920 года)
- являлся столицей Белорусской ССР, а с 19 сентября 1991
года - столицей Республики Беларусь.
-
С 1914
года Иван Шунейко
жил в
Москве.
В юности работал в хлебопекарне.
В 1929 году он окончил радиотехнические курсы,
после чего работал радиотехником.
С 1930 года И.И. Шунейко
учился в Московском институте сельскохозяйственного
машиностроения, а с 1932 года - в Московском Авиационном
институте (МАИ),
который окончил в 1935 году.
Одновременно с учёбой он занимался в аэроклубе МАИ.
После окончания института
Иван Иванович Шунейко
работал инженером, затем -
Старшим инженером в Центральном институте авиационного
моторостроения
имени П.И. Баранова и преподавал в Московском
Авиационном институте.
В 1936 году он окончил лётную школу при
Центральном аэрогидродинамическом
институте имени Профессора Н.Е. Жуковского.
С этого времени
Иван Иванович
работал в городе
Стаханово (с
1947 года -
город Жуковский)
Московской области.
С 1936 года, параллельно с инженерной работой
И.И. Шунейко
занимался испытаниями
турбокомпрессоров на многоцелевом одномоторном
самолёте-разведчике и лёгком
бомбардировщике P-Z (в
1938 году),
поршневом истребителе И-153
(в 1939
году),
а также - испытаниями силовых установок самолётов.
С мая 1941 года по август 1955 года
Иван Иванович Шунейко
находился на
лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском
институте (с
1986 года носящий
имя М.М. Громова).
И.И. Шунейко
провёл испытания:
одномоторных истребителя-бомбардировщика Як-9ПД
и истребителя Як-ЗПД с мотором ВК-107ПД;
одномоторных одноместных истребителей
Ла-5 и
Ла-7Д (в
1944 году),
реактивного бомбардировщика-торпедоносца Ту-14
на максимальное число Маха, головного стратегического
бомбардировщика Ту-4
(в
1944 году; вместе с Н.С.
Рыбко, в качестве ведущего
инженера-испытателя
и второго пилота)
и Ту-16 (в
1953 году),
а также - американского тяжёлого
бомбардировщика
"Consolidated B-24 Liberator".
-
-
Им были испытаны силовые установки: моторов ВК-106 на
одномоторном самолёте-
истребителе Як-1 (в
1943 году)
и ВК-107 на одномоторном самолёте-истребителе Як-9
(в
1943 году);
двигателей ТВ-2 на поршневом стратегическом
бомбардировщике -
"летающей лаборатории" Ту-4ЛЛ
(в 1951
году);
двигателей РД-45 и РД-45Ф на фронтовом
бомбардировщике Ту-12; двигателей РД-10 и РД-20
на больших высотах (в
1947 году).
Вместе с лётчиками-испытателями Лётно-исследовательского
института Анохиным Сергеем
Николаевичем,
Зосимом Даниилом Степановичем
и другими лётчиками,
Шунейко Иван Иванович
был одним
из испытателей высотных скафандров
пилота.
Испытания проводились в термобарокамере ТБК-1 высотной
лаборатории ЦАГИ.
В ней воспроизводились условия, соответствующие
высотам до 20-ти
километров
и температурам до
-60 градусов.
Младшему лейтенанту запаса
И.И. Шунейко была присвоена
квалификация
лётчика-испытателя 1-го класса (с
1951 года).
В 1946 году, после защиты диссертации ему была присуждена
учёная степень
Кандидата технических наук.
С 1958 года, после ухода с лётно-испытательной
работы,
Иван Иванович
трудился
во Всесоюзном институте
научно-технической информации Академии наук СССР
(с
1991 года - Всероссийский институт научно-технической
информации Российской
Академии наук)
в должности Главного редактора
журнала "Экспресс-информация".
Иван Иванович Шунейко -
автор
целого ряда изданий, посвящённых
пилотируемым
космическим полётам, в том числе - программе полётов
американских астронавтов
на Луну.
В их числе:
-
- |
-
открыть
ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu)
|
-
"Крылатые космические корабли"
("Итоги
науки и техники";
серия "Ракетостроение", 1963-1965 годы).
.....Этот
выпуск "Итогов науки техники"
посвящён новой (на тот момент) технике,
возникавшей на грани двух наук авиации и астронавтики
(космонавтики) - космической авиации,
многократно используемым крылатым космическим системам.
В первой части выпуска описываются конструктивные схемы,
проекты,
характеристики и элементы проектирования крылатых
космических кораблей,
многократно используемых крылатых космических систем,
одноступенчатых v двухступенчатых космических самолётов.
Во второй части рассматривается динамика полёта:
аналитические решения второго приближения задач динамики
входа в атмосферу и новые методы решения оптимальных задач
динамики полёта.
Третья часть представляет библиографический обзор
литературы по этим вопросам за 1964-1965 годы.
Выпуск рассчитан на научных работников,
инженеров-конструкторов,
преподавателей и аспирантов,
работающих в области астронавтики (космонавтики),
авиации и ракетной техники.
- |
- |
-
открыть ссылку
- |
-
"Первые Гагаринские чтения"
(журнал
"Земля и Вселенная";
№ 5; 1971 год; стр. 52).
.....Эта
статья представленная И.И.
Шунейко рассказывает о Первых
в СССР Гагаринским чтениям прошедшим 13-15 апреля 1971
года посвящённым 10-летию полёта Первого космонавта
Земли Юрия Алексеевича Гагарина.
Чтения проведены и организованы Центральным домом
авиации и космонавтики и Комитетом космонавтики ДОСААФ
СССР.
- |
- |
-
открыть ссылку
|
-
"Пилотируемые полеты на Луну, конструкция и характеристики
"Saturn-V - Apollo""
("Итоги
науки и техники";
серия "Ракетостроение", том 3; 1973 год).
.....Этот
выпуск "Итогов науки техники"
является обзором и систематизацией работ,
информация о которых
опубликована в изданиях
Всесоюзного институте научно-технической информации
Академии наук СССР
(ВИНИТИ АН СССР) в 1969-1972 годах.
.....Здесь
описываются конструкция,
весовые, лётные
характеристики и космические лётные испытания
ракеты-носителя "Saturn-V" и пилотируемого космического
корабля "Apollo".
Рассматриваются системы управления корабля "Apollo",
принципы прицеливания
траектории полёта Земля-Луна-Земля,
навигация,
коррекция траектории полёта,
методы аварийного возвращения;
описываются все пилотируемые
полёты на Луну кораблей,
начиная с "Apollo-11",
и включая аварийный полёт "Apollo-13";
анализируется:
механика полёта,
посадка на Луну,
взлёт с Луны и возвращение на Землю.
.....В
конце каждой главы автором приводится
библиографический обзор литературы и рефератов,
опубликованных в изданиях ВИНИТИ АН СССР.
.....Данный
выпуск рассчитан на научных работников,
инженеров-конструкторов,
специалистов по испытанию и
эксплуатации,
преподавателей,
аспирантов,
работающих в области
астронавтики
(космонавтики),
космической ракетной техники и авиации.
Книга предназначается и для
специалистов смежных с астронавтикой (космонавтики) наук,
интересующихся космической
ракетной техникой,
обеспечивающей полёты человека на Луну.
- |
- |
-
Известный историк авиации,
Доктор технических наук
Георгий Ашотович Амирьянц
в
своей книге
"Лётчики-испытатели.
Сергей Анохин сотоварищи"
так характеризует
Ивана Ивановича Шунейко
и
его отношение
к
своим старшим товарищам:
-
"Шунейко
поражал своих коллег в ЛИИ не только широтой своих
специальных знаний, но и тем, насколько быстро (без
особого "ввода", без особого инструктажа,
без "провозных", без вторых кабин или двойного
управления - тогда всего этого не было обычно) осваивал
новые типы самолётов. Но каких бы высот ни достиг
сам, Анохина почитал
как лётчика неповторимого..."
- |
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 217/8 от 29 апреля
1944
года,
"За образцовое выполнение заданий
Правительства по испытанию боевых самолётов",
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского
института Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Шунейко Иван Иванович
был
награждён
орденом
Красной Звезды.
Он был также награждён орденом Ленина, ещё одним
орденом Красной Звезды и медалями.
- |