Пётр Васильевич Дементьев
родился
11 января 1907 года
в селе Убей
Буинского уезда,
Симбирской губернии
(ныне
-
Дрожжановский район,
Республика Татарстан),
в семье
учителя Дементьева Василия
Степановича.
С
1922 года Пётр Дементьев
трудился
на заводе.
В 1927 году после окончания Симбирского
профессионально-технического училища,
он поступил в Московский механико-механический
институт имени М.В.Ломоносова
(ныне
- Московский государственный машиностроительный
университет "МАМИ"),
но уже в 1929 году,
в числе лучших студентов
института
Пётр Васильевич
был переведён в
Военно-воздушную инженерную
Академию имени Н.Е.
Жуковского.
После
окончания учёбы в
Академии, с 1931 года он работает старшим инженером,
а затем - Начальником
эксплуатационно-технического отдела
Научно-исследовательского института
Гражданского
Воздушного флота.
Вскоре
Пётр Васильевич Дементьев
переходит на
производство и за весьма
короткое время
(с 1934-го
по 1937 год)
проходит путь от
Начальника цеха
до
Директора
Авиационного завода № 81
(ныне
-
ОАО "Тушинский машиностроительный завод",
город Москва).
С
1938-го по
1941 год он работал Главным инженером,
затем -
Директором
авиационного
завода № 1 (с
1941 года - завод
№ 30 Народного комиссариата авиационной промышленности.
В
1965 году завод получил название "Московский
машиностроительный завод
(ММЗ)
"Знамя Труда", в 1973
году завод был преобразован в Московское
авиационное производственное объединение
(МАПО).
С 1992 года – МАПО имени П.В. Дементьева, с 1995
года – МАПО "МиГ").
Этот совсем еще молодой
человек
поражал окружающих
многосторонностью интересов,
широким техническим
кругозором, умением
быстро
и
глубоко
вникать
в суть
любого вопроса.
Поэтому
ни у кого не вызвал удивления тот факт, что в
начале 1941 года
34-летний
Пётр Васильевич
Дементьев был назначен
Первым заместителем
Народного комиссара авиационной
промышленности СССР.
Он занимал этот
пост в течение всей Великой Отечественной войны,
а после преобразования Наркоматов в
Министерства, с марта 1946 года он являлся
заместителем Министра авиационной промышленности СССР.
В ведении
П.В. Дементьева
были вопросы возрождения
авиационного парка советских Военно-воздушных сил,
практически полностью уничтоженного
в первые дни Великой Отечественной войны.
Он проделал большую
работу по срочной эвакуации авиационных
и смежных предприятий
(в 1941-1942 годах было
эвакуировано 118 предприятий авиационной промышленности),
по перестройке авиационной промышленности
на военные рельсы.
Пётр Васильевич
Дементьев
внёс большой вклад в
дело организации
производства боевых самолётов и
другой авиационной техники
и обеспечения ими
действующей армии.
Постановлением Совета
Народных комиссаров СССР от 25 марта 1943 года
Дементьеву Петру
Васильевичу было присвоено
воинское звание
"генерал-майор инженерно-авиационной службы".
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 19 августа 1944 года
Дементьеву Петру
Васильевичу было присвоено
воинское звание
"генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы".
15 марта 1953 года
Министерство авиационной промышленности СССР вошло
в Министерство оборонной промышленности СССР
и П.В.Дементьев
стал
заместителем Министра оборонной промышленности СССР.
Однако уже 24 августа 1953 года он был
назначен
Министром авиационной промышленности СССР.
Название ведомства неоднократно изменялось:
14 декабря 1957 года Министерство авиационной
промышленности было реорганизовано в
Государственный комитет Совета Министров СССР по
авиационной технике, 14 марта 1963 года – в
Государственный комитет по авиационной технике
СССР, а 2 марта 1965 года ГКАТ СССР вновь
был реорганизован в Министерство авиационной
промышленности.
Соответственно
Пётр Васильевич Дементьев
с 1957-го
по 1963 год
являлся
Председателем Госкомитета Совета Министров СССР
по авиационной технике
-
Министром СССР,
затем с 1963-го
по 1965 года
- Председателем
Государственного комитета
по авиационной технике
СССР - Министром СССР,
а с 1965 года
и
до последнего дня своей жизни
снова работал
в должности
Министра авиационной
промышленности СССР.
Постановлением Совета Министров
СССР от 28 октября 1976 года
Дементьеву Петру
Васильевичу было присвоено
воинское звание
"генерал-полковник-инженер".
Его роль в
развитии авиационной промышленности и в
становлении СССР
как великой авиационной державы исключительно велика.
Советский Союз стал одним из немногих
государств, способных самостоятельно производить
все виды военных и гражданских самолётов и
вертолётов, причём
на высоком мировом уровне.
Успешно было проведено перевооружение авиации на
реактивные самолёты. Большую роль советская
авиационная промышленность сыграла и в создании
отечественной ракетной и космической техники.
П.В. Дементьев
с руководителями
Вооружённых сил СССР
и оборонной промышленности:
•
В феврале 1955 года на Правительственном уровне
предложил создать
в 1955-1958 годах Научно-исследовательский и
испытательный полигон Министерства обороны СССР
для лётной отработки межконтинентальных
баллистических ракет Р-7, "Буря", "Буран"
(проект
ОКБ С.А. Лавочкина
- прим.)
с расположением:
•
головной части полигона в Кызыл-Ординской и
Карагандинской областях Казахской ССР,
в районе между Новым Казалинском и Джусалы;
•
района падения головных частей изделий в Камчатской
области РСФСР, у мыса Озерной;
•
района падения первых ступеней изделий Р-7 на территории
Акмолинской области Казахской ССР, в районе озера
Тенгиз;
Руководителями оборонных министерств
при
участии
П.В. Дементьева
также было предложено проведение первого этапа отработки
изделий "Буря"
и "Буран"
на
сокращенную дальность
с
территории Научно-испытательного полигона № 4
Министерства обороны СССР,
из
района Владимировка Астраханской области РСФСР
в
направлении озера Балхаш.
Предложение было согласовано
и
Совет Министров СССР
12 февраля
1955 года
издал Постановление № 292-181
"О новом Полигоне для Министерства
обороны СССР";
•
7 марта
1955 года
направил
в Президиум ЦК КПСС докладную записку
о состоянии работ по
реактивному
и ракетному вооружению.
Согласно Постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР № 1048-607сс
"О ходе работ по
использованию ракеты Р-11 для транспортировки атомного
заряда (ракета Р-11М)"
от 26 мая 1955 года П.В.
Дементьев был
ответственным
от МАП СССР за поставку Министерству
оборонной промышленности
и Министерству радиотехнической промышленности
во II квартале 1955 года
по согласованной
с ними спецификации 30-ти комплектов агрегатов,
приборов
и комплектующих элементов
для изделия Р-11
за счёт уменьшения плана производства этих
изделий
на 1955 год, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР
от 30 декабря 1954 года
№ 2542-1223.
Согласно
Постановлению Совета Министров СССР № 1503-841
от 12 августа 1955 года
"О ходе разработки
изделия Р-7"
Петру Васильевичу Дементьеву
в числе других
руководителей "оборонки" было поручено рассмотреть
возможность создания
для изделий "Р" автономных систем управления с
высокочувствительными перегрузочными элементами,
высокоточными гироприборами и гироприборами
с астро-коррекцией.
По поручению Правительства
П.В. Дементьев
с руководителями
оборонной промышленности
занимался
обеспечением работ по многим другим изделиям
ракетной техники, в том числе
по ракетам
Р-7
(в
том числе с ядерными зарядами
в качестве головных частей),
Р-9А,
Р-9В, Р-12, Р-14, Р-16, РТ-1 и
других изделий.
Он неоднократно участвовал
в работе комиссий ЦК КПСС
по вопросам
дальнейшего развития ракетной техники, авиации
и артиллерии.
17 апреля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС № П150/VII
"Об
образовании
Военного научно-технического комитета по атомному,
водородному и ракетному оружию при Совете Обороны СССР"
согласно которому
в состав
этого комитета
вошёл Председатель Государственного Комитета по
авиационной технике
Пётр Васильевич Дементьев.
Согласно Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР № 725-347
от 2 июля 1958 года П.В.
Дементьев
был одним одним из
ответственных лиц отвечавших
за проведение работ по созданию объекта
"Ангара" (в
Архангельской области,
в районе станции "Плесецкая", ныне - 1-й
Государственный испытательный Космодром "Плесецк").
Огромен
вклад Петра Васильевича
Дементьева
в организацию работ по
проектированию и
созданию авиакосмической
системы "Спираль".
При его непосредственном руководстве были начаты
работы
над проектом
орбитального космического корабля многоразового
использования "Буран".
Пётр Васильевич
всячески способствовал
решению организационных вопросов
по
созданию
на базе
Лётно-испытательного института
(ныне -
Лётно-испытательный институт имени М.М. Громова, город
Жуковский Московской области)
Отраслевого
комплекса подготовки космонавтов-испытателей
- отряда пилотов "Бурана",
который был окончательно сформирован уже после
кончины
Петра Васильевича.
В воспоминаниях
современников
П.В.Дементьев неизменно
указываются такие его качества, как выдающийся
организатор, инженер с даром научного
предвидения, человек государственного мышления, железной
воли и непреклонного характера.
Действительный член
Российской Академии наук,
Генеральный конструктор
ОАО "Авиационный
комплекс имени С.В. Ильюшина",
дважды Герой
Социалистического Труда
Генрих Васильевич Новожилов
сказал о
П.В. Дементьеве:
-
Надо сказать, что человека масштаба
Дементьева можно уподобить бриллианту
с сотнями сверкающих граней, и
никому не дано увидеть всех их разом.
Каждому из тех, с
кем общался министр, он позволял видеть только то, что
он
хотел показать.
Он умел быть и жестким, и добрым, и
неуступчивым, и всепонимающим, он умел,
когда надо -
польстить, когда надо - обрезать, мог приблизить человека,
а мог четко указать на дистанцию - он был многолик и
именно этим, по мнению тех,
кто работал рядом с министром,
был интересен и дорог.
Мне пришлось много лет работать под
руководством Петра Васильевича Дементьева.
Я считаю
эти годы весьма плодотворными в моей жизни, в жизни ОКБ
имени
С.В.
Ильюшина, да и всей отрасли.
По инициативе и при
непосредственном личном участии
Петра Васильевича
были
созданы первый реактивный военно-транспортный самолёт
Ил-76 и 350-местный широкофюзеляжный пассажирский самолёт
Ил-86, с его подачи начались работы
по дальнемагистральному
Ил-96.
В моей судьбе, как, впрочем, и
в судьбе многих моих коллег,
П.В. Дементьев сыграл огромную роль. Это был
чуткий руководитель,
Выдающийся государственный деятель и вместе с тем
обаятельный
и остроумный человек.
- |
Партийная и общественная деятельность:
На
XIХ-м съезде КПСС
Пётр Васильевич Дементьев
был избран Кандидатом
в члены ЦК КПСС,
а
на ХХ
- ХV
съездах
- он избирался членом ЦК КПСС.
Пётр Васильевич
также избирался Депутатом Верховного Совета СССР
4-го - 9-го
созывов
(с 1954-го по 1977 год).
Он был
Делегатом XIX-XXV съездов КПСС.
• • •
Пётр Васильевич Дементьев
- отец Выдающихся создателей
авиационной
и космической техники, непосредственных создателей
орбитального
космического корабля многоразового использования "Буран":
Дементьева Геннадия Петровича
(1932
- 1996),
Героя Социалистического Труда;
Лауреата
Государственной премии СССР;
Действительного члена Российской инженерной Академии;
Действительного члена
Российской
Академии
космонавтики
имени К.Э. Циолковского;
Действительного члена
Международной академии астронавтики;
Доктора технических наук;
Первого заместителя
Генерального директора - Главного конструктора Научно-
производственного объединения "Молния"
и
Дементьева Петра Петровича
(1946
- 2006),
Кандидата технических наук;
заведующего Кафедрой "Детали машин" Московского
авиационного института имени Серго Орджоникидзе;
Главного конструктора Долгопрудненского
конструкторского бюро автоматики (ДКБА),
Под руководством которого в ДКБА были разработаны
и изготовлены кресла и элементы интерьера
кабины орбитального корабля "Буран".
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
8 сентября 1941 года
"За выдающиеся достижения в области организации и
осуществления серийного производства новых типов боевых
самолётов"
Первому заместителю
Народного комиссара авиационной
промышленности СССР
Дементьеву
Петру Васильевичу
было
присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением ордена
Ленина (№
7312)
и
Золотой медали
"Серп и Молот"
(№ 15).
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
21 января 1977 года
"За большие заслуги в развитии авиационной
промышленности и
в связи с семидесятилетием со дня рождения"
Министру авиационной
промышленности СССР
Дементьеву
Пётру Васильевич
был
награждён орденом Ленина
(№
426917)
и
второй Золотой медалью "Серп и Молот"
(№
127).
Постановлением Совета Министров СССР в марте 1953 года
За вклад в развитие авиационной промышленности
Председатель
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по авиационной технике
Дементьев
Пётр Васильевич
был
удостоен
Сталинской премии.
Кроме этого
Пётр Васильевич
Дементьев
был награждён
ещё семью
орденами Ленина
(05.03.
1939,
25.05. 1944,
06.12. 1949,
23.01. 1957,
24.01. 1967,
25.10. 1971);
орденом Красного Знамени
(30.12. 1956);
орденом Кутузова
I
степени
(16.09. 1945);
орденом Суворова
II
степени
(19.08. 1944);
двумя орденами Трудового Красного Знамени
(30.12. 1940, 22.07.
1966);
орденом Красной Звезды
(17.05. 1951);
медалью "За боевые заслуги"
(03.11. 1944)
и другими наградами.
|