Родился
3 (16) апреля 1914 года
в
Санкт-Петербурге.
С 1930 года
работал токарем
на заводе
«Красный Октябрь».
В 1932-1935 годах
учился в
Ленинградском институте инженеров
Гражданского Воздушного Флота.
В
1935 году
перевёлся в
Ленинградский политехнический институт,
который окончил в
1937 году.
С 1935 года
летал на
планерах
и прыгал с
парашютом
в
Ленинградском аэроклубе.
В 1936 году
окончил самолётное отделение аэроклуба,
был в нём
инструктором парашютного спорта.
С 1937 года
работал
инженером
в
Центральном аэрогидродинамическом
институте
(ЦАГИ).
Без
отрыва от работы
окончил
лётную школу
ЦАГИ
и в
сентябре 1937 года
стал
лётчиком-испытателем этого института.
В
1940 году
провёл испытания
бомбардировщика СБ
на
трёхколёсном шасси.
В 1941-1950 годах
–
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института
(ныне -
ЛИИ имени М.М. Громова, г.
Жуковский,
Московской
области).
В
1941 году
провёл испытания бомбардировщика СБ
на флаттер и
испытания по доводке маслосистемы
бомбардировщика Ер-2.
В армии с
июля 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны:
в июле-сентябре 1941 года
– лётчик 2-й
отдельной истребительной
авиаэскадрильи ПВО
г. Москвы,
совершил 10 ночных боевых вылетов
на самолёте МиГ-3
для отражения вражеских налётов,
сбил 1
самолёт противника.
В январе-марте 1942 года
– заместитель Командира
авиаэскадрильи,
128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский
фронт), совершил
28 боевых вылетов на
самолёте Пе-2;
в мае-июне 1943 года
– лётчик 890-го
авиационного полка
(Авиация дальнего действия),
совершил 7 боевых вылетов
в качестве второго пилота
самолёта Пе-8
на бомбардировку в
глубокий тыл противника.
В июне 1943 года
был сбит над территорией,
оккупированной врагом,
и выпрыгнул с парашютом.
Нашёл партизан Рогнединской партизанской
бригады, Брянской
области
и через 12 дней
на самолёте был
вывезен за линию фронта.
После этого вернулся
на лётно-испытательную работу.
В 1943 году провёл
испытания пороховых стартовых ракет
на бомбардировщике
Пе-2 и
испытания по доводке мотора АШ-82
на истребителе Ла-5;
В 1944 году -
испытания истребителя Як-7
с опытным ламинизированным крылом
и
испытания по подбору
и доводке винтов
на высотном истребителе Пе-2ВИ;
В 1946 году
- испытания трофейного реактивного истребителя
Ме-163 в
планерном варианте и
первого отечественного реактивного истребителя
МиГ-9;
В 1947-1949 годах
- дальнего бомбардировщика Ту-4.
Участвовал в
испытаниях самолётов И-215
в 1948 году,
Як-20 в
1950 году.
В 1950 году, в
связи с начавшимися в стране гонениями на
евреев, был уволен
из ЛИИ.
В 1950-1953 годах
– лётчик-испытатель НИИ-17;
провёл испытания радиолокационного оборудования
реактивных
истребителей-перехватчиков
И-320 и
Ла-200.
В 1953-1958 годах
– лётчик-испытатель ОКБ В.М. Мясищева;
поднял в небо и
провёл испытания реактивного стратегического
бомбардировщика 3М
(в 1956 году).
С
1958 года полковник
М.Л. Галлай – в
запасе.
За время лётной работы
освоил около 125-ти типов самолётов,
вертолётов и
планеров.
В 1958 году
Марк Лазаревич вернулся в
ЛИИ,
и до 1975 года
работал в должности Старшего научного
сотрудника.
В связи с
началом подготовки к
первому полёту человека в космос,
в 1960-1961 годах,
по приглашению заместителя Главкома ВВС по
космосу Н.П. Каманина,
работал инженером-методистом
в Центре подготовки космонавтов ВВС.
Был наставником первых
слушателей-космонавтов по
лётно-испытательской подготовке.
С 1959 года был
заместителем Председателя методического совета
Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям.
Принимал значительное участие
в подготовке первых вылетов,
проработке программ
и методическом
руководстве лётными испытаниями новых летательных аппаратов
(Ту-144,
Ту-154,
Ил-62,
Ил-76,
Ан-22 и
других).
Опубликовал около
30-ти научных работ.
Преподавал в Московском авиационном
институте имени Серго Орджоникидзе,
Академии Гражданской авиации.
Доктор технических наук
с 1972 года,
Профессор с
1994 года.
М.Л. Галлай
- Член Союза писателей,
автор многих книг.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 1 мая 1957 года
"За мужество и героизм, проявленные при
испытании новой авиационной техники" полковнику
Галлаю Марку Лазаревичу
присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина
и медали "Золотая
Звезда" (№ 11144).
В 1959 году ему
было присвоено почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
Награждён тремя орденами Ленина
(29.04. 1944,
20.09. 1947,
1.05. 1957);
четырьмя орденами Красного Знамени
(24.07. 1941,
13.06. 1942,
19.08. 1944,
5.02. 1947);
двумя орденами Отечественной войны 1-й степени
(16.09. 1945,
11.03. 1985);
орденами Красной Звезды
(31.07. 1948),
"Знак Почёта" (13.04.
1984), медалями.
|