Родился
17
(30)
апреля 1910 года
в городе
Таганрог, ныне
Ростовской
области,
в семье
железнодорожника.
В
1926 году
закончил
7 классов
железнодорожной школы
при станции
Таганрог
и поступил в Таганрогский индустриальный
техникум.
Успешно окончив
учебу
в
1930 году, получил
квалификацию техника-механика
и пошел работать на
Таганрогский авиационный завод
техником-технологом.
В том же году, по
разнарядке из
Авиатреста СССР, был переведен в
Москву
на
завод № 1
имени Авиахима.
На
этом заводе
проработал
более 30-ти лет,
прошел путь от техника-конструктора
до
руководителя предприятия.
На новом заводе
Виктор Литвинов
был назначен техником-конструктором
в
бюро проектирования технологической оснастки агрегатов.
Он
умел
и
отлично чертить
и «читать чертежи»,
товарищи по работе
быстро
приметили
его
деловую хватку
и
природную сметливость, и
настойчивость.
Если нужно
он мог
встать
и к
токарному станку, и
слесарному верстаку.
Но
вскоре проявились
его
главные способности
- способности организатора.
Завод
тогда переходил на
хозяйственный расчет
и
Виктор Яковлевич
первым на заводе
организовал и возглавил
комсомольско-молодежную бригаду конструкторов.
В
1937 году
окончил с
отличием
вечернее отделение
Московского авиационного института.
Причем, хотя мог
поступать
как
выпускник техникума
сразу на
третий курс,
предпочел
пройти полный курс обучения
что бы получить
фундаментальные знания.
Блестящие способности студента-вечерника
не остались незамеченными -
Виктору Яковлевичу Литвинову
предлагают
аспирантуру, но он предпочитает
завод.
В том же
1937 году, получает
новое назначение
-
Начальником технического бюро сборочного цеха завода.
В этот период коллектив завода
налаживал
массовое производство
новых тогда
самолетов-разведчиков Р-5, осваивал
серийное производство истребителей И-5
и
И-7
(все машины
конструктора
Н.Н. Поликарпова).
Предстояло
решать много сложных технических
и
организационных проблем,
к таким
проблемам
относились -
работы
по
стандартизации
и
унификации оснастки,
создание
типовых карт
на
штампы
-
организацию этой работы
возглавил
В.Я. Литвинов.
Высокая инженерная подготовка,
незаурядные организаторские способности,
горячее желание сделать лучше,
быстрее и с
меньшими затратами
выделяли В.Я. Литвинова.
В июле 1938 года
он назначается заместителем Главного инженера
завода.
В мае 1940 года на
государственные испытания
был представлен новый истребитель конструкции
А.И. Микояна и
М.И. Гуревича.
При его
создании впервые в
отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности
предложенный
В.Я. Литвиновым.
На
заводе одновременно шла
разработка
конструкции самолета и выпуск его чертежей
с
подготовкой производства.
В
начале 1941 года
завод был
награждён
орденом Ленина.
Тогда же он становится
Главным инженером завода.
С началом
Великой Отечественной войны заводу
приказано резко увеличить
темпы
выпуска самолетов и к концу сентября
1941 года
Московский самолетостроительный завод
уже выпускал до
20-ти
новых скоростных истребителей МиГ-3
за сутки.
В
октябре 1941 года, по решение
Государственного комитета обороны СССР
завод
был
эвакуирован на
восток,
в город
Куйбышев (ныне –
Самара).
Уже 29 декабря 1941 года
в небо поднялся
первый самолет, построенный
полностью
уже на новом месте – причем это был
новый самолет
–
штурмовик
Ил-2.
В 1942 году
завод полностью перешел на
массовое производство этого
боевого самолёта. Был
разработан и
внедрен круговой ленточный конвейер
сборки крыла самолета.
В
трудных условиях военного времени
по-новому раскрылся организаторский
талант
Виктора Яковлевича Литвинова.
В июле 1944 года
В.Я. Литвинов становится
Директором завода.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР
от 19
августа 1944 года
ему было присвоено
воинское звание
«генерал-майор
инженерно-авиационной службы».
Завод за
4
военных года выпустил
изделие № 11863 (Ил-2),
изделие № 1225
(Ил-10) и
изделие № 3122
(истребитель МиГ-3).
Самолеты прямо с
заводского аэродрома
отправлялись на
передовую.
После войны
коллектив завода, во главе которого
бессменно стоял В.Я.
Литвинов,
освоил в
кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев
советских реактивных истребителей МиГ-9
И уже на на
праздничном параде
в
Москве 7 ноября 1946 года
над
Красной площадью
пролетели
первые десять реактивных истребителей МиГ-9.
А потом было
серийное производство истребителей МиГ-15
и
МиГ-17,
потом
бомбардировщиков Ил-28 и
Ту-16,
пассажирского авиалайнера
Ту-104.
В
середине 1950-х года завод был передан из
Министерства авиационной
промышленности
в
новое ведомство.
В
1958 году на
заводе
началось
внедрение и
освоение
новой техники и технологии
для
серийного выпуска
межконтинентальных
баллистических ракет.
Все
работы проводились
под руководством
директора завода
Литвинова.
Первенцем была
ракета Р-7.
В
Подлипках на
опытном заводе
ракету собирали за
три месяца,
а на
завод
двигатель для третьего летного
экземпляра ракеты
поступил на завод
за
14
дней срока выполнения
правительственного задания.
Благодаря грамотной организации сборочных работ
ракета была готова к сроку.
1 декабря 1958 года в 23 часа
летный
экземпляр
«семерки» блестяще
выдержал испытания,
а
17 февраля 1959 года
совершила
успешный полет.
29 июня 1960 года завод был награжден
орденом
Трудового Красного Знамени.
На
заводе
был
развернут не только
серийный выпуск
межконтинентальных
баллистических ракет
для
ракетных войск.
12 апреля 1961 года
ракета, собранная именно на заводе
в
Куйбышеве,
вывела в космос
Юрия
Гагарина.
Почти
двадцать лет руководил заводом
В.Я. Литвинов.
И не только
завод,
производственные задачи были в
центре внимания Директора.
Он умел
находить
время
и
уделял много внимания
и
заботы быту и
отдыху заводчан.
На месте
бывшего пустыря,
где жили в годы войны в
бараках, вырос
целый город
самолетостроителей.
Многоэтажные жилые дома,
Дворец культуры,
стадион,
фабрика-кухня,
пионерские лагеря,
дома отдыха,
профилактории.
Большую помощь оказал
завод в
создании техники для сельского хозяйства.
Так,
были созданы
приспособление для сушки зерна, выпускали
сеялки и
т.д.
В
1962 году Литвинов был назначен
Председателем Куйбышевского Совнархоза,
а
через
три года -
заместителем министра общего машиностроения
СССР.
Работал на этом посту до
ухода на
пенсию в
1973 году.
Несмотря на
большую занятость по работе,
Виктор Яковлевич
был всегда в самой гуще
общественно-политической жизни.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР
5
и
6 созывов,
был
делегатом XIX,
XX и
XXII
съездов КПСС.
Награды:
Указом Президиума Верховного совета СССР
от
16 сентября 1945 года
«За выдающиеся заслуги в деле организации производства
самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также создание и
освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и
Военно-Морского Флота
в годы Великой Отечественной войны»
Директору завода № 1 Наркомата авиационной
промышленности СССР
Литвинову Виктору Яковлевичу
присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением ордена
Ленина и золотой
медали
«Серп и Молот» (№
245).
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
29 июля 1960 года
"За выдающиеся заслуги перед Родиной в деле
создания новой техники"
Литвинов Виктор Яковлевич
награжден
второй золотой медалью «Серп и Молот».
Лауреат двух Сталинских премий (1946,
1950).
Награждён
четырьмя орденами Ленина
(08.09. 1941,
"За успешное выполнение
Важного Правительственного
задания
по выпуску самолётов серии МиГ"
02.07. 1945,
16.09. 1945,
12.07. 1957),
двумя орденами Трудового Красного Знамени
(1941, За
создание Новой авиационной техники,
?),
медалями.
Научные награды:
За выпуск машин для сельского хозяйства
В.Я. Литвинов
был награжден
двумя медалями ВДНХ СССР I степени.
Почетный Гражданин города
Таганрога (1983).
|