Родился
15 марта 1902 года
в городе
Мешхед (ныне Иран)
в армянской крестьянской семье.
Настоящая фамилия -
Мелькумян.
В 1915 году
у
Тиграна Меликтесовича
умер отец в
Ашхабаде, куда семья переехала, и мать
Тиграна,
Парандзем Ананян
одна вырастила трех сыновей и
дала им образование.
В 1919 году
Тигран Мелькумов
закончил
гимназию, затем - армия, гражданская война,
разруха...
В 20-е годы
Тигран Меликтесович
был назначен Председателем работавшей в
Ашхабаде
Закаспийской областной комиссии помощи голодающим.
1922 - 1929
года
- он студент
Бакинского политехнического института,
где получил специальность
инженера-механика по двигателям, и был оставлен
в
институте аспирантом.
Одновременно
Мелькумов
руководит
КБ
по разработке
проекта дизелей для электростанции в
Кировабаде.
В 1932 году
его, уже известного специалиста в области
двигателей внутреннего сгорания, пригласили в
Москву в
НИИ Гражданского Воздушного флота.
Здесь был создан им
уникальный авиационный высокоэкономичный двигатель
с воздушным охлаждением.
Одновременно
Тигран Меликтесович
ведет преподавательскую деятельность в
Военно-Воздушной академии имени Жуковского.
1936 год
- защита кандидатской диссертации,
1940 год
- защита докторской, которая принесла ему славу
крупного специалиста в области
двигателестроения.
В 1941 году
Тигран Мелькумов
-
начальник кафедры, профессор теории двигателей
академии имени Н. Е. Жуковского.
В 1947 году
решением Правительства он назначен
Начальником Центрального института
авиационного моторостроения и его филиала (ныне Центр им. Келдыша).
В этот период он руководит переводом авиации страны на ракетную технику,
создает на многие десятилетия вперед научно-испытательную базу для развития
реактивного авиационного и ракетного двигателестроения.
Его заместителями в
этот период были академики
М.В. Келдыш,
Л.И. Седов,
Г.И. Петров.
"Трудно переоценить заслуги
Т.М. Мелькумова
в становлении и развитии
реактивного двигателестроения.
Мелькумов
лично руководил уникальными исследованиями.
Под его руководством были сооружены мощные лаборатории
(в подмосковном г. Лыткарино), которые с тех пор являются центрами по
проведению исследований и испытаний всех отечественных двигателей,"
-
писал в то время
Доктор технических наук
А.Н. Пономарев.
Интересы
Т.М. Мелькумова
распространялись и на атомные двигатели.
Под руководством
Тиграна
Меликтесовича
20
человек защитили
кандидатские
и
10 -
докторские диссертации,
им опубликовано более
100
печатных трудов, в том числе
фундаментальные монографии, например
"Теория быстроходных дизелей".
Награды:
За работы
в области рективного двигателестроения
Тигран Меликтесович
был впервые удостоен
Государственной премии СССР.
В 1957 году
Тиграну Мелькумову
было присвоено звание
Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
В 1962 году, за
работу в области моторостроения
он был удостоен
второй Государственной премии СССР,
и третьей
в 1968 году
за работу в области технологии машиностроения.
Награждён орденами
Ленина, Отечественной войны 2-й степени, двумя
орденами Красной звезды, медалями
Семейственность:
Сват
Т.М. Мелькумова
-
Ветчинкин Владимир Петрович
(1888 - 1950)
-
Доктор технических наук, Профессор
Военно-воздушной инженерной Академии имени
Н.Е. Жуковского,
Советский ученый в области аэродинамики, воздухоплавания и ветровой энергии,
Специалист по теориям ракет и межпланетных сообщений.
Зять
Т.М. Мелькумова -
Ветчинкин Николай Владимирович
(1929 - 2006)
- Доктор
технических наук, полковник ВВС,
Академик Академии космонавтики России.
|