Родился
5 октября 1919 года в селе
Черкасское,
Славянского района,
Донецкой области в
семье железнодорожного служащего
и учительницы начальных классов.
Отцу
не суждено
было узнать о
рождении сына, так как
за неделю
до его рождения
он погиб
в бою с
деникинцами под
Полтавой.
Раннее детство и
школьные годы прошли в городе
Изюме.
В старших классах
увлекся физикой
и математикой.
Дополнительные занятия
со школьным учителем
привели Якова
в кружок по
авиационному и
ракетному моделированию,
организованному во Дворце пионеров.
В апреле 1935 года
в "Пионерской правде"
появилось небольшое сообщение:
Председатель ВУЦИК Г.И.
Петровский посетил Всеукраинскую выставку
юных опытников и особенно отметил модель, которую
изготовил
юный техник Сиробаба. |
Ракетно-космическая тематика становится для
автора той первой модели целью жизни.
Интересен и
факт о
его увлечении...
скрипкой.
Да,
было и такое.
Яков Яковлевич
вспоминал:
"По соседству жил одноклассник, брат
которого учился в консерватории и играл на скрипке.
Он послушал меня и взялся научить игре на инструменте".
Вскоре способный ученик
солировал на концерте
в местном Доме культуры.
И кто знает,
может,
из него получился бы великий скрипач.
...О своем увлечении авиаракетным моделизмом
Яша Сиробаба
написал
Профессору
Н.А. Рынину
– пропагандисту межпланетных сообщений.
Ответ профессора
задерживался, и
Яков,
окончивший школу с
"золотым" аттестатом,
решает поступать в
МГУ на
физико-математический факультет, куда
его приняли
без экзаменов.
Но случилось так,
что пришёл долгожданный ответ
от
Н.А. Рынина.
Он
рекомендовал Якову
Сиробабе поступить в
Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.
Абитуриент,
не задумываясь,
забрал документы
из университета
и подал их в Академию,
где нужно было
сдавать вступительные экзамены да к
тому же был огромный конкурс.
Экзамены он
сдал успешно, но
"забраковала" медкомиссия:
подвело здоровье,
сказался перенесенный голод.
Целеустремленный
молодой человек и
тут не растерялся
– преодолев коллоквиум,
он
поступает на электрофизический факультет
Московского энергетического института,
в котором открывалась специальность
"автоматика и телемеханика".
Студент
Сиробаба
учится с
интересом, готовит
себя к научной
работе.
Учёбу совмещает с
работой
научным сотрудником
в родном институте,
а затем и в Институте автоматики и
телемеханики Академии наук СССР.
С началом Великой Отечественной войны
студентов МЭИ,
в том числе
окончивших
четыре курса,
направили на
возведение оборонительных сооружений Москвы.
Под артиллерийскими обстрелами
и налетами вражеских самолетов они рыли
окопы,
противотанковые рвы,
оборудовали огневые позиции.
Но и в эти критические
для Родины
дни правительство решило отозвать
с прифронтовой
полосы студентов:
Родине для победы нужны были подготовленные инженерные
кадры.
Якова Яковлевича
призывают в Красную Армию
и направляют
на учёбу
в
Ленинградскую Военно-инженерную академию
имени А.Ф. Можайского.
В течение двух лет
он учится
по
избранной специальности "радиотехника, радионавигация
и радиолокация".
Обучение проходило не только
в
лабораториях,
но и в
условиях,
максимально приближенных к
боевой обстановке,
слушатели стажировались на
фронте.
Во время
Орловско-Курского сражения
Яков Сиробаба
проходил
стажировку в
должности
помощника главного штурмана истребительного авиакорпуса,
дислоцировавшегося в
непосредственной близости
к
передовой.
Одной из
эскадрилий на
данном участке фронта
командовал
Иван Кожедуб.
Изучив
часто возникающие проблемы радиосвязи экипажей самолетов с
землей,
Яков Яковлевич
организовал и
внедрил боевое применение поступавших
на
фронт
новых радиосредств
привода самолетов на
свои аэродромы.
После окончания в
1944 году Военной Академии
капитан
Яков Сиробаба в
числе
лучших выпускников был направлен в НИИ ВВС на
должность Начальника
отделения.
Он
возглавил
научное направление по
созданию принципиально новых
систем радионавигации,
бомбометания и
посадки самолетов по
приборам.
Система
точного самолетовождения и
бомбометания "Рым"
успешно прошла
испытания и
была принята
на
вооружение ВВС.
В
этой работе участвовала группа
Героя
Советского Союза профессора А.В. Белякова
–
штурмана прославленного экипажа
В.П. Чкалова.
В 1946 году в
составе этой же группы
майор
Сиробаба, являясь
членом секции
радионавигации Государственного совета обороны СССР по радиолокации,
был командирован
в
Германию для
изучения немецкой радионавигационной техники.
Яков Яковлевич
с
блеском
выполнил уникальную летно-экспериментальную работу
по уточнению
фундаментальной постоянной –
скорости света, необходимой
для
измерения
дальности полета в авиации, впоследствии
применяемой
и в
космонавтике.
Кандидатская диссертация
Я.Я. Сиробабы была
посвящена
исследованию
фундаментального вопроса –
скорости распространения радиоволн
в
свободном
пространстве.
Достоверность сделанных им выводов была
подтверждена
экспериментальным путём
и
получила высокую оценку ученых Физического
института Академии наук СССР.
Основательная подготовка, приобретенный
опыт научных изысканий
и
актуальность исследуемых проблем
стали
закономерным этапом
в его
переходе на
преподавательскую деятельность.
В 1953 году
Яков Яковлевич
становится
Руководителем кафедры
в
Харьковском высшем военном
командно-инженерном училище,
готовит
военные инженерные кадры,
в том числе
и для
командно-измерительного
комплекса
(КИК).
В 1960-е годы
остро стоял вопрос о
научном обосновании принципов построения
средств КИК.
На
кафедре училища
Я.Я. Сиробаба
создает научную
школу комплексных исследований и
обоснования перспектив развития технических
средств,
разработки и реализации в промышленности новых средств КИК.
Актуальная научная работа о
развитии теории измерений параметров движения
ракет
и
спутников стала основой докторской диссертации,
которую
Яков
Яковлевич
успешно защитил
в
1966 году.
В
училище
он
активно занимается подготовкой
научных кадров,
изобретательской работой,
публикует в научных
журналах статьи.
В
1967 году
Яков Яковлевич
становится Профессором.
Год спустя
его
назначают
Начальником подразделения филиала НИИ-4.
Здесь
он
создает научную школу
комплексных исследований
в
области
перспектив развития КИК.
Под его руководством
был
разработан
проект Государственной
программы
развития наземного комплекса.
Результаты научных исследований
легли
в основу создания
перспективных технических средств КИК
на
многие последующие годы.
С 1971 года
в
течение пяти лет полковник
Сиробаба
–
заместитель начальника
Контрольно-измерительного комплекса по испытательной и
научной работе.
Под его руководством
расширяются
техническая база КИК,
наземные измерительные пункты,
а Центр КИК
оснащается
новыми современными ЭВМ.
В эти годы
он
совершенствовал методы летных
испытаний космических аппаратов,
руководил полетом первой
орбитальной станции "Алмаз"
("Салют-2"),
был
заместителем Председателя
Государственной комиссии по испытаниям флагмана морского
Контрольно-измерительного комплекса -
научно-исследовательского
судна "Космонавт Юрий Гагарин",
членом Государственной комиссии
по лётным испытаниям системы спутниковой связи ЕССС-2.
В подразделениях центра были созданы
научные отделы, которые
участвовали
в
реализации многих тем опытно-конструкторских разработок и
научно-исследовательских работ.
Активно работали технические
информаторы центров
и
управлений,
офицеры
и
служащие отдела военно-технической информации.
Возросло количество офицеров,
защищавших кандидатские
диссертации.
В
1975 году
полковник
Яков Яковлевич Сиробаба
уволился в запас.
Научные знания,
богатый
опыт работы
оказались востребованными
в
Московском институте приборной
автоматики.
Ветеран космонавтики
и журналист
Борис Анатольевич Покровский в
книге
"Космос начинается на Земле"
(в
которой
Сиробаба
выступил
как
рецензент)
пишет
о
Якове Яковлевиче:
В ходе испытаний первой очереди АСУ
"Скат" во
взаимодействии с реальными космическими аппаратами (использовались аппараты,
выработавшие ресурс,
но еще продолжавшие действовать) в системе, к
сожалению, были выявлены принципиальные недостатки, препятствовавшие вводу
ее в действие.
Для анализа причин и путей выхода из создавшегося положения в
КИК было разработано техническое задание для МНИИПА.
Именно в этот институт
был приглашен Я.Я. Сиробаба.
Ему поручалось руководство научной работой по созданию
АСУ "Скат" для КИК. Потребовались знания,
умение анализировать и принимать решения, бескомпромиссная
принципиальность и воля Якова Яковлевича,
чтобы программное обеспечение системы было принято в
эксплуатацию.
Им была убедительно доказана необходимость радикальных
изменений как
в составе программных средств, так даже и в самой
структуре системы. |
В последующие годы
Яков Яковлевич трудился в
Московском
научно-ислледовательском институте радиосвязи, в
котором
возглавил
научный коллектив создания АСУ
спутниковой системы связи ЕССС-1,
был
Главным
конструктором проекта СКБ "Агрокомпьютер".
С
1999 года профессор
Я.Я. Сиробаба снова в
КИК –
Старший научный сотрудник,
член диссертационного и
научно-технического советов Главного
испытательного
центра испытаний и управления космическими
средствами имени Г.С. Титова.
Он
- автор
146-ти научных работ, в том числе 39-ти печатных,
монографий,
13-ти
изобретений.
Яков Яковлевич является
соавтором учебника
для
ВУЗов "Основы
теории радиотехнических измерений параметров движения".
Под его
научным руководством
подготовлено 18
кандидатов технических наук.
Глубоко переживая трагедию
усугубляющегося кризиса отечественной космической
деятельности в
конце 1990-х годов,
Яков Яковлевич
выступил с
многочисленными статьями
в её защиту,
в том числе за
сохранение орбитальной станции "Мир".
Продолжительное
время Яков
Яковлевич Сиробаба
являлся
сопредседателем секции истории
Академических чтений по космонавтике,
Почетным членом Федерации космонавтики
России, заместителем председателя Совета ветеранов КИК.
Являлся
организационно-методический руководитель разработки военно-научного
труда "История командно-измерительного комплекса управления космическими
аппаратами от истоков до Главного испытательного центра имени Г.С. Титова".
В последние годы
Яков Яковлевич
работал над вторым изданием
книги
"История Главного
испытательного центра".
Награды:
В
1981 году
"За заслуги по созданию новых автоматизированных систем управления"
Яков Яковлевич Сиробаба был удостоен
Государственной премии СССР.
Он
награждён орденами Красной Звезды,
"За службу Родине в
Вооруженных Силах СССР" III степени,
"Знак Почета",
Отечественной войны II степени,
медалями "За боевые заслуги",
"За оборону Москвы",
"За Победу над Германией".
Он удостоен
многих
наград Федерации космонавтики СССР и
России.
Имя и
достижения
Якова
Яковлевича занесены в
энциклопедию
"Лучшие люди России".
|