-
 


Лауреат Ленинской премии;
Главный конструктор
Конструкторского бюро Московского Машиностроительного завода "Зенит"
имени А.И. Микояна;
Заместитель
Министра
авиационной промышленности СССР

 
-
-
     
 


Родился
10 мая 1923 года в Архангельске.

С 1946 года работал на заводе № 155 Министерства авиационной
промышленности СССР
(г. Москва) в должности старшего техника,
а
после окончания в 1948 году Московского авиационного института имени
Серго Орджоникидзе
Алексей Васильевич Минаев
стал
инженером-конструктором
.

С 1954 года являлся Ведущим конструктором,
с
1960 года работал Начальником комплексной лаборатории,
с
1962 года - заместителем Начальника отдела управления,
с 1965 года -
заместителем Начальника бюро проектов предприятия.

 С
1966-го по 1970 год являлся заместителем Главного конструктора,
а в
1970 году недолгое время работал Главным конструктором Конструкторского бюро Московского Машиностроительного завода "Зенит" (в настоящее время КБ
носит имя его основателя и Генерального конструктора
Артёма Ивановича Микояна).

В
1970 году Алексей Васильевич Минаев назначен на должность
заместителя Министра авиационной промышленности СССР.

Под его руководством внедрены радикальные усовершенствования систем
управления сверхзвуковых истребителей
: на самолетах МиГ-19 установлены
загрузочный механизм и автомат изменения передаточных чисел АРУ-2;
на
самолетах МиГ-21 установлен усовершенствованный автомат АРУ-3 и автопилот
;
на
самолетах МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-25 установлены системы автоматического управления.
Созданные под его руководством системы управления повысили боевую
эффективность
и безопасность полетов истребителей на всех режимах.

Алексей Васильевич руководил работами по проектированию и созданию
Воздушно-космического самолёта "Спираль"
.

В
своей книге
"Моя небесная жизнь" Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Валерий Евгеньевич Меницкий
вспоминает:
 


 
Что мы успели сделать по программе "Спираль"?
Было осуществлено несколько запусков моделей орбитального космического корабля,
которые летали в космос и возвращались обратно.
В ходе этих полётов была набрана неплохая статистика и богатый материал для продолжения исследований.
Кроме того, было создано два образца аппарата: один - для испытаний на прочность,
второй - для натурных испытаний. Была выполнена большая часть экспериментальных лабораторных исследований.
Затем, был осуществлен подъем первого аппарата, выполнено несколько полетов,
в том числе полеты с носителя - Ту-95.

Состоялся вылет лётчиков-испытателей - как гражданских, так и военных,
прошедших подготовку по этой программе Круг их был мал, что обусловливалось секретностью программы, узким ее назначением, дороговизной самого аппарата
и всей программы в целом.

 Отмечу положительное протекание программы, исключая первоначальные препоны.
Далее, для перехода к основному циклу испытаний был создан богатый задел,
благодаря которому мы могли бы в течение нескольких лет довести аппарат "Спираль",
как говорится, до ума. И в этот момент программу прикрыли.
   Причины принятия подобного решения я уже называл (см. книгу - прим.).
Скончался Алексей Васильевич Минаев - основной движитель программы.
Моторности и пробивной силы Белякова (Беляков Ростислав Аполлосович -
Генеральный конструктор ММЗ "Зенит" имени А.И. Микояна - прим. Е.Р.)
не хватило на то, чтобы прокладывать путь этой теме дальше...
 

Награды:
В 1972 году Алексею Васильевичу Минаеву присуждена Ленинская премия.

Он
награждён орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени,
медалями.
 

 
-
 


 Выдающийся конструктор и организатор авиационной промышленности
Алексей Васильевич Минаев скоропостижно скончался 17 января 1974 года
в салоне самолёта, отправлявшегося в Москву из Волгоградской области.
В тот день на аэродроме "Владимировка" он вручал Государственные
награды лётчикам-испытателям
и группе инженеров, за успешные
испытания самолёта МиГ-25
.


Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище
(участок № 7, ряд №
7, место № 23).

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд № 7, место № 23). могила А.В. Минаева (вид 1, март 2010 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд № 7, место № 23). могила А.В. Минаева (вид 2, март 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)
 

 
-
 


при создании страницы использованы материалы
биографической энциклопедии

"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)


ССЫЛКи ПО ТЕМЕ:

Сайт "12 Главное управление Минавиапрома СССР"

"Полёт над Тель-Авивом"
(автор статьи - Александр Минаев (брат конструктора),
"Независимое военное обозрение"
, 24 октября 2008 года)

"Мой старший брат Алексей Васильевич Минаев"
(глава из книги Нины Минаевой "Люди русского сопротивления")
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"