Родился
30 ноября 1910 года
в
семье служащего,
в городе
Нахичевани Эриванской
губернии (ныне
- столица Нахичеванской
Автономной Республики
в
составе Азербайджана).
Свою трудовую деятельность
Николай Иванович Золотаревский
начал в 1927 году
рабочим в коммунальном хозяйстве города Ашхабада - столицы
Туркменистана.
После окончания в 1936 году Среднеазиатского института инженеров
транспорта
в Ташкенте работал прорабом в системе Главного управления
по строительству шоссейных дорог
(Гушосдор).
В сентябре 1938 года военкоматом города Фрунзе
(ныне
– столица Кыргызстана город Бишкек)
Н.И.
Золотаревский
был
призван
на
военную службу в Красную Армию.
Меньше чем
через год он стал командиром инженерного взвода, а 6 мая 1940 года
был назначен
преподавателем технических курсов.
1 января
1941 года он был уволен в запас.
В мае
1943 года он снова призван в Вооружённые силы с присвоением
воинского звания "инженер-капитан" и был направлен на службу
в Народный комиссариат внутренних дел СССР.
Он был назначен на должность Главного инженера управления строительства №
2 Главного управления шоссейного и дорожного строительства
(ГУШОСДОР)
НКВД
в город Переславль-Залесский
Ярославской области.
С декабря 1943 года он служил в должности заместителя Главного инженера
и Начальника производственного отдела управления строительства № 2 ГУШОСДОР
НКВД в городе Орле.
В мая 1944 года Николай Иванович Золотаревский
переводится
в Москву,
на должность заместителя Начальника отдела
капитального строительства
ГУШОСДОР НКВД СССР.
Именно в эти трудные для
страны военные годы закладывался
характер этого неординарного человека.
Работая в структуре ГУШОСДОРа, он активно участвовал в
создании полевых управлений при штабах фронтов и головных
дорожных отделов при штабах армий, которые строили и
восстанавливали дороги, мосты и тоннели, как в годы
Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.
С января 1946 года он работал Начальником отдела строительства дорог
Востока ГУШОСДОР НКВД
(МВД)
СССР.
С февраля 1952 года являлся Начальником управления "А" и
заместителем
Начальника ГУШОСДОР МВД СССР.
В июле 1953 года
Николая Ивановича Золотаревского
привлекают для
руководства строительством объектов "атомной тематики" и он стал Начальником
строительного управления Министерства среднего машиностроения СССР.
В ноябре 1954 года он вновь возвращается в Министерство внутренних дел
СССР
и становится Начальником Главспецстроя при этом Министерстве,
а в 1956 году
талантливого организатора инженера-полковника
Н.И. Золотаревского
назначают
на должность Начальника
Главного управления специального строительства
при Министерстве монтажных и
специальных работ СССР
(Главспецстрой
СССР).
В аппарате Главспецстроя
Н.И. Золотаревского
знали плохо.
Первоначально его назначение было воспринято неоднозначно.
Однако уже первые решения убедили коллектив Главспецстроя, что во
главе организации встал человек всецело преданный своему делу,
настроенный
на результат и способный требовать его от подчинённых.
Николай Иванович
активно приступил к созданию производственных баз,
заводов железобетонных и металлических конструкций,
деревообработки, сантехнических и вентиляционных изделий, а также
баз механизации.
Словом, была проведена колоссальная работа для того,
чтобы Главспецстрой мог вести работы самостоятельно, от нулевого
цикла до "сдачи под ключ".
Возглавляя Главспецстрой СССР, в который
входило крупнейшее на Северо-Западе страны Управление строительства
(УС-19),
многократно бывал в городе Северодвинске, Архангельской области.
В эти годы на заводе № 402
(ныне – ОАО
"Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие")
были построены стапельно-сдаточный цех № 55, новый цех
корпусно-сборочного производства, блох механических цехов,
наливной бассейн, набережные для швартовки судов и
проведения швартовых испытаний.
В связи с развернувшимися работами по созданию ракетной техники
и освоению космического пространства, коллектив Главспецстроя
СССР был привлечён
для решения и этих стратегических задач.
Под руководством
Н.И. Золотаревского
создаются:
Центр управления полётами в Подмосковном Калининграде
(ныне
- город Королёв),
осуществляющий управление полётами пилотируемых космических аппаратов
и спутников различного назначения; Научно-производственное
объединение "Энергомаш"
(ныне
носящее имя академика В.П. Глушко, город Химки,
Московской области),
занимающееся разработкой жидкостных ракетных двигателей для
космических ракет-носителей; завод ракетно-космической техники
"Прогресс"
в Куйбышеве
(ныне - в составе
Ракетно-космического центра "Прогресс", город Самара),
производящий межконтинентальные баллистические ракеты
и другие предприятия.
Растущие потребности авиа- и ракетостроения, активный процесс
наращивания потенциала отечественного подводного флота потребовали от
отечественных конструкторов использования новых материалов с более
широким спектром возможностей и эксплуатационными характеристиками.
Под началом Н.И.
Золотаревского
оказывается строительство Верхнесалдинского металлургического
производственного объединения,
продукция которого должна была удовлетворить потребности государства
в столь необходимом металле - титане.
В результате, уже через несколько лет небольшой провинциальный город
превратился в развитый индустриальный центр с крупнейшим в
мире предприятием, выпускающим изделия из титана и
его сплавов.
После реализации столь масштабных проектов в Главспецстрой стали
буквально выстраиваться очереди заказчиков - представителей оборонных
отраслей промышленности, их коллег из других министерств и
ведомств.
Для каждого из них положительная резолюция
Николая Ивановича
считалась большой удачей,
ибо это означало, что независимо от сложности объект будет
сдан
в установленные сроки и с надлежащим качеством.
Например, практически"на ходу" в сотрудничестве с Головным проектным
и научно-исследовательским институтом АН СССР во Главе с
Главным
конструктором
Т.Т. Костовецкой,
работавшей над проектированием Института
проблем химической физики в Подмосковной Черноголовке, был
создан
комплекс "Стенд-2" для этого же учреждения.
К сожалению, такие люди как
Николай Иванович
Золотаревский,
совсем не на слуху обычного обывателя, в виду специфики
осуществлённых им проектов.
Но многие объекты построенные под его руководством,
фигурируют как в новостных лентах информационных агентств, так и
в телевизионных программах, а значит память
об этом волевом и талантливом человеке должна сохраниться и
его имя по праву
должно быть записано золотыми буквами в
историю нашей страны.
30 июня 1962 года
Николаю Ивановичу Золотаревскому
было присвоено
воинское звание "генерал-майор инженерно-технической службы".
19 февраля 1969 года ему
было присвоено воинское звание
"генерал-лейтенант инженерно-технической службы",
а 30 октября 1978 года - "генерал-полковник-инженер".
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1975 года
генерал-лейтенанту инженерно-технической службы
Золотаревскому
Николаю Ивановичу было
присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и
золотой медали "Серп и Молот".
Николай Иванович
Золотаревский -
Лауреат Государственной премии СССР.
Он был награждён ещё двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный строитель РСФСР".
В 1978 году
Николай Иванович Золотаревский
был удостоен звания
"Почётный гражданин город Северодвинска".
|