-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Командир Войсковой части № 44150
(627-го Ракетного полка 198-й Ракетной
(Козельской) бригады
,
28-й Гвардейской Ракетной дивизии
,
43-й Отдельной инженерно-испытательной части
в составе Научно-исследовательского
испытательного полигона № 5 -
Космодрома Байконур)
;
полковник

 
-
-
     
 

-
Наум Абрамович Фридман
родился 16 декабря 1921 года в Москве
.
-
После окончания школы
, в 1937 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской
Красной армии Кировским районным Военным комиссариатом города Москвы
для поступления в Артиллерийское училище, по окончании которого он служил
на офицерских должностях в артиллерийских частях.
-
Н.А. Фридман - участник Великой Отечественной войны с первых её дней.
-
Во время Великой Отечественной войны он стал членом ВКП
(б).
-
Он служил
в должностях Командира огневого взвода, Командира 6-й батареи
923-го Артиллерийского полка 357-й Стрелковой дивизии в составе 3-й Ударной армии
в составе Западного фронта, затем - Начальником штаба 3-й Гвардейской минометной
бригады
в составе 1-го Прибалтийского фронта.
Подразделения под командованием
Н.А. Фридмана неоднократно отличались
в боях за освобождение Смоленской и Брянской областей.
-
За время войны он был дважды ранен: тяжело
(в 1941 году) и легко (в 1942 году).
-
В конце войны майор
Н.А. Фридман был отозван с фронта и был направлен на учёбу
в Военную Артиллерийскую Академию имени Ф.Э. Дзержинского.
-
По окончании Академии он продолжил службу в артиллерийских частях.
По данным на 1960 год подполковник
Наум Абрамович Фридман являлся
Начальником штаба 28-й Гвардейской Пушечной артиллерийской бригады
7-й Гвардейской пушечной артиллерийской дивизии
.
-
Приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения
по личному составу № 0430
(пункт № 45) от 18 июля 1960 года полковник Фридман
Наум Абрамович
был освобожден
от должности и переведён для дальнейшего
продолжения службы
в сформированный этим же Приказом 627-й Ракетный полк
(войсковую часть № 44150) в составе 198-й ракетной бригады, дислоцированный
в
городе Козельске, Калужской области.
Приказом Главнокомандующего РВСН, в
мае 1961 года 627-й Ракетный полк
получил наименование 28-й Гвардейской ракетной дивизии.
-
Из-за
взрыва межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, происшедшего
24 октября 1960 года на 43-й площадке Научно-исследовательского испытательного
полигона № 5
(Космодрома Байконур) и унёсшего десятки человеческих жизней,
627-й Ракетный полк был передислоцирован из Козельска на НИИП-5 - Научно-
исследовательский испытательный полигон № 5
, ныне известный как Космодром
Байконур
и 19 октября 1961 года переименован в 43-ю ОИИЧ

(
43-ю Отдельную инженерно-испытательную часть
- прим.).
-
Часть под командованием Н.А. Фридмана занималась отработкой ракетного комплекса
с Межконтинентальными баллистическими ракетами шахтного базирования Р-16У
(
8К64У)
на площадке № 60 (шахтно-пусковые установки № 6, № 7, № 8 "Шексна"),
а также - на технических позициях - площадках
№ 42
и № 62.

-

За время службы в полку (затем - в части) полковник Н.А. Фридман проявил себя
грамотным, требовательным, заботливым командиром и специалистом, снискавшим
уважение
как со стороны вышестоящего командования, так и со стороны
подчинённых
.

-

Наум Абрамович Фридман, ставший первым Командиром 43-й Отдельной инженерно-
испытательной части навсегда сохранил
о себе добрую память у тех, кто его знал.

--
Награды:
Приказом Войскам артиллерии 3-й Ударной армии № 0116 от 28 июля 1943 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое выполнение заданий
Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками
и проявленные при этом доблесть и мужество"
Командир 6-й батареи
923-го Артиллерийского полка 357-й Стрелковой дивизии
,
лейтенант
Фридман Наум Абрамович был награждён
орденом Красной Звезды
.
-
Приказом Командующего артиллерией 1-го Прибалтийского фронта № 02 от 7 января
1945 года
, от имени Президиума Верховного Совета СССР "За образцовое выполнение
заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками
и проявленные при этом доблесть и мужество"
Начальник штаба 3-й Гвардейской
минометной бригады
, Гвардии майор Фридман Наум Абрамович был награждён
орденом
Отечественной войны I степени.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года "За образцовое
выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
Гвардии майор
Фридман Наум Абрамович был награждён медалью "За Победу
над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
.

Кроме этого, он был награждён ещё одним орденом Красной Звезды
и семью медалями
.
-

 
-
 

-
В
идный военачальник Ракетных войск стратегического назначения Наум Абрамович
Фридман
трагически погиб 17 декабря 1961 года вместе со своей супругой Долговой
Людмилой Сергеевной
в результате катастрофы пассажирского самолёта Ил-18Б
.
В тот день супруги отправлялись в очередной отпуск
.
Накануне гибели Науму Абрамовичу исполнилось 40 лет...

Наум Абрамович Фридман и его супруга похоронены в Москве,
на Введенском кладбище
(уч. № 18).

-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 18). Надгробие на могилах Н.А. Фридмана, его супруги Д.С. Долговой и его матери Н.Н. Фридман (апрель 2016 года)
 увеличить фото

Подробности катастрофы

.....Самолёт выполнял рейс № 245 из Москвы в Сочи, а пилотировал его экипаж, состоящий из пяти человек, а также четырёх стюардесс. На борту самолёта находились 50 пассажиров.
.....В 14 часов 34 минуты по московскому времени, самолёт Ил-18 вылетел из московского аэропорта "Внуково" и после набора высоты занял эшелон 8 000 метров.
.....В 15 часов 47 минут по московскому времени, летящий над облаками по воздушному коридору Воронеж-Ростов с путевой скоростью 630 км/ч Ил-18 вошёл в зону Главного районного диспетчерского пункта (ГРДП) "Ростов", о чём экипаж доложил диспетчеру. В ответ диспетчер ГДРП сообщил, что самолёт относительно Ростовского аэропорта находится в 240 километрах по азимуту 5°. Экипаж подтвердил получение информации.
.....В 15 часов 59 минут по московскому времени, диспетчер ГДРП сообщил, что самолёт прошёл траверз Луганска, однако ответа не последовало, а отметка рейса быстро пропала с экрана радиолокатора.
.....Ил-18 летел в горизонтальном полёте, когда неожиданно закрылки выпустились в посадочное положение (40°). Возникла потеря продольной управляемости и авиалайнер начал быстро входить в пикирование (сказались конструктивные особенности). Экипаж пытался вывести самолёт из падения, но сделать это можно было только убрав закрылки, а созданная быстрым пикированием отрицательная перегрузка не позволяла этого сделать. Из-за высокого
аэродинамического сопротивления оторвало правую часть крыла и закрылки
.
.....В 16часов по московскому времени под углом 107° и с небольшим левым креном самолёт Ил-18 врезался в заснеженное поле в 80-ти метрах южнее проходящего рядом шоссе и полностью разрушился, пожара при этом не возникло. Место падения находилось в Тарасовском районе Ростовской области в 10-ти километрах восточнее хутора Чеботовка, 18-ти километрах юго-западнее села Верхняя Тарасовка и в 45-ти километрах юго-западнее города Миллерово. Все 59 человек находившихся на борту погибли...
.....По заключению комиссии, вероятной причиной катастрофы самолёта Ил-18Б стал выпуск закрылков спровоцированный перемещением рычага управления закрылками, когда его зацепил кто-то из экипажа. Это возможно из-за конструктивного недостатка самолётов Ил-18, на которых отсутствовала надёжная защита от такого перемещения, в отличие от самолётов Ил-14 и Ил-28. Также такое перемещение рычага стало возможным потому, что он находился в среднем положении, которое соответствовало фиксации закрылков во взлётном или посадочном положении. При убранных закрылках "Руководство по лётной эксплуатации самолётов" запрещало устанавливать этот рычаг в среднее положение.

.....
В прессе, а затем и в "сети" была опубликована альтернативная версия катастрофы указывающая на то, что самолёт потерпел аварию в результате попадания в него ракеты выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. В пользу этой версии якобы свидетельствует разброс обломков самолёта на протяжении 12-ти километров.

по материалам статей:

(открыть ссылку) "Катастрофа Ил-18 под Миллеровом" (статья на сайте "Википедия")
 открыть ссылку

(открыть ссылку) "Ракеты атакуют гражданские самолёты" (статья на сайте газеты "Новый Петербург")
 открыть ссылку
-

 
-
 

-
При создании страницы использованы следующие материалы
:
биографическая справка на Фридмана Наума Абрамовича
предоставленная для публикации
Ивкиным Владимиром Ивановичем,
историком ракетно-космической техники,
членом-корреспондентом Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук, полковником запаса

-
материалы
книги
"Шахтёры Байконура.
сборник воспоминаний ветеранов 43-й ОИИЧ"

(г. Москва, 2005 год)
-

(открыть ссылку) "Шахтёры Байконура" (сборник воспоминаний ветеранов 43-й ОИИЧ)
 открыть ссылку
-

Ссылка по теме:
-
(открыть ссылку) "Шахтёры Байконура" (сборник воспоминаний ветеранов 43-й ОИИЧ)
 увеличить фото
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу
,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук, полковнику запаса
-
за присланные для публикации материалы,
а также за помощь в создании страницы
Фридмана Наума Абрамовича!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-