-
Керим Алиевич (Керим
Аббас-Али-оглы) Керимов
родился 1
(14)
ноября 1917 года
в городе Баку1
Бакинской губернии в составе Российской Империи в семье инженера-технолога
компании "АзНефть",
выпускника Санкт-Петербургского технологического
института
Аббаса-Али Керимова
и его супруги -
Сурии Керимовой,
в девичестве -
Ахмедовой,
выпускницы гимназии
и скончавшейся в возрасте 24 года
при
рождении младшего сына.
Отец
Керима Керимова
посвятил остальную свою
жизнь воспитанию троих сыновей,
в чём ему помогали родители жены.
-
.....1_С
22 апреля 1918 года по 26 мая 1918 года - город в составе Закавказской
Демократической Федеративной Республики.
.....С
26 мая 1918 года по 17 сентября 1918 года - город, а с 17 сентября 1918 года
по 28 апреля 1920 года - столица Азербайджанской Демократической Республики;
.....С
28 апреля 1920 года по 30 августа 1991 года - столица Азербайджанской ССР;
.....С
30 августа 1991 года - столица Азербайджанской Республики.
-
О
братьях
Керима Алиевича
известно следующее:
Керимов Сулейман Аббас-Али оглы
- погиб в первые дни Великой
Отечественной войны;
Керимов Мустафа Аббас-Али оглы
(14.02. 1923 - 26.09. 1960)
- кандидат филологических наук,
выпускник Московского
института востоковедения,
учёный в области востоковедения,
погиб результате катастрофы пассажирского самолёта "Vickers Viscount"
(бортовое
название -
"Joseph Haydn") Австрийской аэрокомпании AUA , выполнявший рейс "Вена
- Варшава - Москва".
Самолёт потерпел катастрофу в лесу неподалёку от деревни Крюково,
при заходе на посадку в аэропорту Шереметьево.
В результате - катастрофы погибло 36 человек, спасены шесть,
из которых пять умерли
позднее в больницах в результате ожогов.
Единственная выжившая - стюардесса
Мария Вернле.
Мустафа Аббас-Али оглы Керимов
похоронен в Москве,
на Ваганьковском кладбище (уч.
№ 43).
В 1936 году по
окончании 10-ти классов Бакинской школы
Керим Керимов
поступил
на
Энергетический факультет Новочеркасского Индустриального института.
В 1939 году он перевёлся в Азербайджанский индустриальный
институт
(ныне
-
Азербайджанский Государственный университет нефти и
промышленности,
город Баку)
который окончил
в 1942 году.
Будучи студентом и
уже женатым человеком
Керим Алиевич
работал
на
Бакинском радиоузле, где занимался конструированием репродукторов.
В
связи с
зачислением в
качестве слушателя на
Факультет вооружения Военной
Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского, в апреле 1942 года
Керим Алиевич Керимов
был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
(во время битвы под
Москвой Академия находилась в эвакуации в Узбекистане,
в городе Самарканде - прим.).
Приказом Народного комиссара
обороны СССР
от 4 марта 1943 года
слушателю
Керимову Кериму Алиевичу
было присвоено первичное
офицерское звание
"техник-лейтенант".
Осенью 1943 года
он защитил диплом по теме:
"Цех по изготовлению
минометов".
По окончании Академии,
Приказом Народного комиссара
обороны СССР от 7 октября
1943 года технику-лейтенанту
Керимову Кериму Алиевичу
было присвоено воинское
звание
"старший техник-лейтенант"
и он был принят на службу в Военное
представительство
где являлся старшим техником военной приёмки,
а с марта
по октябрь 1945 года -
помощником военного представителя.
Проходя службу на заводах
Московского оборонного куста
(в
том числе -
на Московском патронном заводе № 538
Народного
комиссариата боеприпасов СССР),
он
занимался приемом у
промышленности
легендарных "Катюш" - реактивных систем
залпового огня БМ-13 и
твёрдотопливных ракет-снарядов М-13,
М-20,
М-13-УК,
М-13-ДД для
этих систем.
С октября 1945 года
старший техник-лейтенант
Керим Алиевич Керимов
служил
старшим
помощником Начальника 3-го отделения 5-го отдела Управления вооружения
Гвардейских миномётных частей.
С мая 1946 года он
служил на
различных должностях в
4-м Управлении Главного
Артиллерийского управления Вооружённых Сил СССР:
Старшим инженером
отдела
(до
декабря 1946 года),
Старшим офицером 3-го отдела
(до
ноября 1949 года),
заместителем Начальника 7-го отдела
(до
октября 1950 года)
и Начальником 5-го
отдела
(в
1950-1953 годах).
Приказом Министра Вооружённых сил СССР
от 15 января 1947 года
старшему
технику-лейтенанту
Керимову Кериму Алиевичу
было воинское звание
"инженер-капитан".
Во время службы в ГРАУ, в 1946-1949 годах он
неоднократно выезжал в Германские
города Нордхаузен и Бляйхероде, где в составе большого
коллектива советских
специалистов занимался изучением баллистических ракет дальнего действия
"Фау-2",
разработанных немецким
(с
1955 года - американским)
конструктором
Вернером фон Брауном
и принятых на
вооружение вермахта в конце Второй мировой войны.
По возращении в СССР
Керим Алиевич Керимов
активно участвовал
в создании
и испытаниях первых советских ракет Р-1 собранных по немецким
чертежам,
и внёс большой вклад в организацию заказа первой серийной
ракетной техники.
В Германии он заинтересовался радиоизмерительными системами
"Мессина-1"
и "Мессина-2", созданными немецкими инженерами
для дистанционного контроля внутренних параметров ракет
в полёте.
Затем он принимал участие
в создании
и эксплуатации отечественной
радиоизмерительной системы "Дон", получившей высокую оценку
Советского правительства.
Приказом Военного министра СССР
от 12 февраля 1951 года
инженеру-капитану
Керимову Кериму Алиевичу
было воинское звание
"инженер-майор".
С мая 1953 года К.А. Керимов
служил в
должности
заместителя
Начальника управления заказов и производства 3-го Управления
заместителя Командующего артиллерией.
Он курировал разработку и испытания межконтинентальных
баллистических ракет,
а затем – космических объектов военного назначения.
Приказом Министра обороны СССР
от 18 июля 1953 года
инженеру-майору
Керимову Кериму Алиевичу
было воинское
звание
"инженер-подполковник".
Приказом Министра обороны СССР № 00183 от 3 октября 1953 года
инженер-
подполковник
Керимов Керим Алиевич
был утвержден
в качестве члена
комиссии
по испытаниям изделий 8Ж38
(баллистической
оперативно-тактической ракеты Р-2).
С июля 1955 года он являлся заместителем Начальника 1-го Управления,
а с декабря
1959 года - Начальником 1-го Управления Начальника реактивного вооружения.
Постановлением Совета Министров СССР от 19 апреля 1957 года
заместитель Начальника
1-го Управления Главного управления ракетного вооружения
инженер-
полковник Керимов
Керим Алиевич был
утвержден
в качестве члена
комиссии
по проведению зачётных испытаний жидкостной одноступенчатой
баллистической
ракеты на долгохранимых компонентах топлива Р-11М, в том числе
с боевым
(ядерным)
зарядом.
Приказом Министра обороны СССР
от 6 августа 1958 года
инженеру-подполковнику
Керимову Кериму Алиевичу
было
воинское звание
"инженер-полковник".
В 1960 году Керим Алиевич Керимов
был назначен на
должность
Начальника
4-го Управления Главного управления ракетного вооружения
(ГУРВО).
Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1961 года
инженеру-полковнику
Керимову Кериму
Алиевичу
было присвоено
воинское звание
"генерал-майор инженерно-технической службы".
В 1963-1965 годах - он служил в должности Начальника 3-го
Управления
Главного управления ракетного вооружения.
С этого времени и до конца службы в Вооружённых силах
СССР
Керим Алиевич
Керимов
являлся одним из
активных участников становления
Военно-космических сил.
В эти годы он активно
участвовал в лётных испытаниях первых систем космического
вооружения, являлся Председателем сразу трёх Государственных комиссий
по
лётным испытаниям космических систем: связи - "Молния-1",
метеорологической -"Метеор-1", ориентированного спутника
"Зенит" для зондирования Земли, а также
в подготовке к пускам первых искусственных Земли, первых
пилотируемых
космических кораблей-спутников серии "Восток", в обеспечении
программ
полёта автоматических станций к Луне, Венере, Марсу
и спутнику Марса - Фобосу.
В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств,
а также оперативного
решения вопросов применения космических средств было создано Центральное
управление космических средств
(ЦУКОС)
Ракетных войск
стратегического
назначения.
Первым Начальником ЦУКОС был назначен генерал-майор инженерно-технической
службы Керим
Алиевич Керимов.
В 1965 году по предложению оборонного отдела ЦК КПСС он перешел
на работу
во вновь созданное Министерство общего машиностроения СССР в
качестве Начальника 3-го Главного управления
("Ракетно-космические
комплексы").
С 1966-го по 1991 годы
Керим Алиевич Керимов
являлся Председателем
Государственной комиссии по лётным испытаниям пилотируемых
космических кораблей и в течение 25-ти лет он принимал окончательное
решение о запуске
всех космических кораблей с космонавтами.
30 октября 1967 года он активно участвовал в обеспечении
первой в Мире автоматической стыковки беспилотных космических
кораблей типа "Союз" запущенных под названиями "Космос-186" и
"Космос-188".
Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1967 года генерал-майору
инженерно-технической службы
Керимову Кериму
Алиевичу
было присвоено
воинское звание "генерал-лейтенант инженерно-технической службы".
С 1974-го по 1991 год
К.А. Керимов
являлся первым заместителем Директора
Центрального научно-исследовательского института машиностроения
по управлению
космическими полётами.
Он был одним из руководителей международных космических программ,
в том числе, связанных с подготовкой совместного
советско-американского полёта "Союз"
"Аполлон", совместных полётов с участием
космонавтов-исследователей
из социалистических стран по программе "Интеркосмос",
а также одним
руководителей программ связанных с запусками и эксплуатацией
долговременных орбитальных станций "Салют" и "Мир".
В
соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2319-VIII
от 18 ноября 1971 года "О воинских
званиях офицерского состава Вооруженных
Сил СССР", в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР № 846
от 18 ноября 1971 года "Об утверждении
Положения о прохождении воинской
службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР"
и на основании
Приказа
Министра обороны СССР от 3 декабря 1971 года генерал-лейтенанту инженерно-
технической службы Керимову Кериму Алиевичу
было присвоено воинское
звание "генерал-лейтенант-инженер".
В связи с
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 года
"О воинских званиях генералов родов
войск" генерал-лейтенанту-инженеру
Керимову Кериму Алиевичу
было присвоено воинское звание
"генерал-лейтенант".
Приказом Министра обороны СССР в феврале 1991 года генерал-лейтенант
Керимов Керим Алиевич
был уволен из Вооружённых сил СССР по возрасту.
После увольнения из армии он продолжил работу
в Центральном
Научно-исследовательском институте машиностроения
(город
Королёв Московской области)
в должности Главного
специалиста - научного консультанта.
Керим Алиевич Керимов
был избран Почётным членом Национальной
Академии наук Азербайджана.
К.А. Керимов
- автор автобиографической книги
"Дорога в космос (Записки Председателя Государственной комиссии)",
вышедшей в Бакинском
издательстве "Азербайджан" на русском языке в 1996 году.
В 2009 году книга вновь была издана с дополнениями под
редакцией Академика
Национальной Академии наук Азербайджана
А.Ш. Мехтиева
на русском и
азербайджанском языках.
"АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ,
ЧЬЁ ИМЯ НАВСЕГДА ВПИСАНО В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ
КОСМОНАВТИКИ"
(статья о книге К.А. Керимова
"Дорога в космос"
на сайте AЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА):
открыть
ссылку
Это книга - рассказ очевидца,
находившегося в самой гуще событий, состоит из двух частей, посвященных
пилотируемым полётам и исследованию Луны, Венеры, Марса, показана роль
Председателя Государственной
комиссии в подготовке космических кораблей к старту, в обеспечении
безопасности полёта.
В Государственной комиссии решались разные вопросы, связанные с каждым
пилотируемым полётом.
Бывали случаи, когда Председателю Государственной комиссии в аварийных
ситуациях надо было
принимать решение в течение нескольких секунд, ведь от этого зависела жизнь
космонавтов.
Керим Алиевич
много интересного рассказывает об испытателях
и испытании космической техники.
Хроника прослеживает период 1966-1993 годов - от запусков станции "Луна-9",
первых специализированных
спутников до полётов экипажей кораблей "Союз" и заканчивается полётом
международного советско-
индийского экипажа космического корабля"Союз ТМ-11" - членов экспедиции
посещения Долговременного
орбитального комплекса "Мир" и программой "Фобос" - полёта межпланетной
автоматической станции
для исследования Марса и его спутника - Фобоса.
• • • • •
Керим Алиевич Керимов
был женат
на
Керимовой Заре
Анифовне
(1918
- 1972),
учительнице химии одной из средних школ города Москвы.
2
Их единственная дочь -
Татевян Сурия Керимовна,
в девичестве -
Керимова
(22.01.
1937 - 16.07. 2015).
Она - выпускница
(1960
года)
Московского института инженеров геодезии,
аэрофотосъёмки
и картографии
(МИИГАиК,
ныне - Московский Государственный университет
геодезии и картографии).
С 1962 года работала в Астрономическом совете Академии наук СССР,
который впоследствии
был преобразован в Институт астрономии АН СССР, где она прошла путь
от младшего
научного сотрудника до Заведующего отделом.
С.К. Татевян
стояла у истоков зарождения космической геодезии,
и начиная с запуска первого искусственного спутника Земли
(ещё
будучи студенткой),
занималась разработкой методов космической геодезии.
С.К. Татевян
- Доктор технических наук, учёный в области геодезических задач с
использованием
искусственных
спутников Земли, организатор
высокоточных лазерных наблюдений с помощью
космических спутников, а
также многих международных космических кооперативных программ.
Состояла в Бюро Секции геодезии Национального геофизического комитета,
участвовала
в работе научных комиссий Международной ассоциации геодезии
(IAG)
Международного геодезического и
геофизического союза
(IUGG),
была членом Международного
астрономического союза (IUA).
Муж и однокурсник
Сурии Керимовны
- Татевян Рубен Аршавирович,
астроном-геодезист,
старший научный сотрудник ФГУП "Картгеоцентр", один из авторов
проекта геодезического
полигона для поверки спутниковой аппаратуры глобального позиционирования,
специалист
в области полевых методов сбора и обновления пространственных данных
для геоинформационных систем (ГИС).
Он родился 17 июня 1937 года в Москве в семье астронома-геодезиста
Татевяна Аршавира Шаваршевича
(01.02.
1909 - 07.04. 1971),
Доктора технических наук,
выпускника
(1934
года)
и преподавателя МИИГАиКа,
Директора Центрального Научно-исследовательского
института
геодезии,
аэрофотосъёмки
и картографии,
инженера-полковника в отставке.
А.Ш. Татевян
похоронен в Москве,
на Армянском кладбище
(уч.
№ 7).
увеличить фото
В свободное от службы и работы время
Керим Алиевич Керимов
посвящал себя семье,
после кончины супруги жил с семьёй дочери и занимался воспитанием внуков.
Он прекрасно водил автомобиль,
отлично плавал и научил этим делам свою дочь,
был прекрасным мастеровым и гостеприимным хозяином своего загородного дома.
Керим Алиевич
прекрасно знал историю, в том числе
азербайджанского народа и в его личная библиотека постоянно пополнялась
книгами посвящёнными истории и культуре Азербайджана.
Он никогда не забывал свою Родину и очень часто приезжал в Баку.
Награды:
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 16
сентября 1945 года
"За выдающиеся заслуги в деле организации производства,
вооружения и
боеприпасов,
а также за создание и освоение новых образцов боевой техники
и обеспечение ими войск Красной Армии во время Великой Отечественной войны"
помощник военного представителя,
инженер-капитан
Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом Красной Звезды.
Постановлением Совета Министров СССР от 15 марта 1951 года
"За
разработку новой
радиоаппаратуры (многоканальной радиотелеметрической системы (системы "Дон")
для изучения
процессов, происходящих на движущихся объектах, где невозможна
или затруднена
непосредственная регистрация показаний приборов, примененная
при испытаниях
ракет 1Р и 2РЭ. - так прописано в Постановлении, на самом деле
следует
читать
"ракет Р-1 и Р-2" - прим.)"
Сталинской премии
III степени в размере
50 000
рублей
на коллектив,
были удостоены:
Богуславский Евгений Яковлевич
-
инженер-подполковник,
Главный конструктор проекта;
Губенко Евгений Степанович,
Петропавловский Георгий Борисович,
Пешнев Сергей
Григорьевич,
Туник Пётр Андреевич
- научные сотрудники;
Керимов Керим Алиевич
-
инженер-капитан.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961 года
"За
успешное
выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту"
Начальник управления ГУРВО
Керимов Керим Алиевич
был
награждён
орденом Ленина.
Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1967 года
Начальник управления Министерства общего машиностроения СССР
Керимов
Керим Алиевич
был удостоен Ленинской
премии в области науки и техники,
в составе коллектива учёных, конструкторов и производственников,
принимавших участие в
создании и изготовлении
спутникового
разведывательного комплекса "Зенит",
автоматических станций
"Луна-9" и "Луна-10", их запуске
и осуществлении мягкой посадки станции "Луна-9" на поверхность Луны,
передаче на Землю фотографий лунной панорамы и вывода
на окололунную орбиту Первого в Мире искусственного спутника Луны.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 25 октября 1971 года
Начальник управления Министерства общего машиностроения СССР
Керимов
Керим Алиевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 15 января 1976 года
"За участие в работе по осуществлению полёта
орбитальной станции "Салют-4",
а также за вклад в осуществление совместного полёта советского и
американского
космических кораблей по программе "ЭПАС" ("Союз"-"Аполлон")
первый
заместитель Директора
Центрального Научно-исследовательского института
машиностроения по управлению
космическими полётами
Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1979 года
"За участие в работе по
созданию комплекса средств орбитальной космической
станции "Салют-6" первый заместитель Директора
Центрального Научно-
исследовательского института машиностроения
по управлению
космическими
полётами Керимов
Керим Алиевич
был удостоен
Государственной Премии СССР
в области науки и техники,
в составе руководителей создания
и разработчиков ракетно-космической техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 4 декабря 1987 года
"За большой вклад
в отработку и проведение лётных испытаний пилотируемых
космических кораблей и комплексов, осуществление международных
космических
программ" первый
заместитель Директора
Центрального Научно-исследовательского
института машиностроения по управлению
космическими полётами
Керимов Керим
Алиевич
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением
ему ордена Ленина
(№
459787)
и Золотой Медали "Серп и Молот"
(№ 20865).
Указом Президента Российской Федерации № 9 от 7 января 2001 года
"За большой
личный вклад в становление и развитие отечественной
космонавтики и ракетостроения"
Главный специалист - Научный консультант
Федерального Государственного предприятия "Центральный
научно-исследовательский институт машиностроения" Российского авиационно-
космического агентства
Керимов Керим Алиевич
был награждён
орденом
"За заслуги перед
Отечеством" IV степени".
Указом Президента Азербайджанской Республики
"За огромную роль
в развитии космонавтики и за успехи
перед Азербайджанской Республикой"
Керимов Керим Алиевич
был награждён орденом
"Слава".
Кроме этого он был награждён медалями: "За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Двадцать лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Тридцать лет
Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Сорок лет Победы
в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Пятьдесят лет
Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "За боевые заслуги" и другими наградами,
в
том числе
медалями Федерации космонавтики СССР и России, медалями
и Почётными знаками Министерства общего машиностроения СССР.
- |