-
 


Лауреат Государственной премии СССР;
заместитель Главного конструктора -
Начальник Лётно-испытательной
и доводочной базы Особого конструкторского
бюро под руководством О.К. Антонова;
Ведущий специалист 6-го Главного управления,
Начальник 12-го Главного управления
Министерства авиационной промышленности СССР;
Руководитель работ по кооперации,
контролю сроков выполнения работ и затрат
исполнителей по теме "11Ф35" ("Буран")

 

-
-
     
 


Родился 12 июля 1927 года в Ленинграде, где в то время служил его отец -
Король Степан Георгиевич (1894 - 1975) - уроженец Белоруссии, военный лётчик, генерал-лейтенант авиации, прошедший боевой путь от рядового авиационного моториста до заместителя Командующего ВВС Киевского военного округа.

В октябре 1927 года Степан Георгиевич вместе с супругой Анимаисой Николаевной
и двумя детьми (годовалой Ренатой и трёхмесячным Радомиром) переехали в Липецк, где он получил должность Командира эскадрильи.
И это был далеко не последний переезд.
Впереди были Брянск
, Киев, Бобруйск, Москва
(где С.Г. Король учился
в Военно-Воздушной инженерной Академии имени Н.Е. Жуковского), Житомир...



Затем последовала опала
, его исключили из Партии и сняли с должности.
После того
, как справедливость восторжествовала, семья
Королей переехала
в Ростов-на-Дону, а затем снова и окончательно осела в Киеве,
где
Степан Георгиевич стал заместителем Командующего ВВС
Киевского военного округа
.

После окончания Киевского Авиационного института
Радомир Степанович Король работал в Конструкторском бюро под руководством прославленного авиационного конструктора, академика Олега Константиновича Антонова.

Р.С. Король являлся одним из руководителей испытаний авиационной техники разрабатываемой в стенах этого Конструкторского бюро, заместителем Главного конструктора - Начальником Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ.

По предложению Первого Заместителя Главного конструктора Ануфрия Викентьевича Болбота, Радомир Степанович был переведен в Москву, в 6-е Главное управление Министерства авиационной промышленности.

Постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 года
№ 1006-323
в аппарате Министерства авиационной промышленности СССР было создано 12-е Главное управление
(12 ГУ МАП СССР) для организации кооперации, контроля сроков выполнения работ и затрат исполнителей по теме "11Ф35" ("Буран").



С 1981-го до противозаконной ликвидации Министерства авиационной промышленности СССР
в декабре 1991 года (ещё до подписания "Беловежского" договора (!) - прим.), Начальником управления являлся Радомир Степанович Король.

Ему удалось собрать вокруг себя высококвалифицированных и опытнейших специалистов, которые вместе со своим руководителем внесли Огромный вклад
в реализацию этого уникального проекта.

Коллективом под руководством
Р.С. Короля были выполнены следующие задачи:
было обеспечено создание новых образцов авиационной и специальной техники в соответствии с требованиями заказчиков,
проведены работы по созданию и развитию мощностей по разработке
и
производству авиационной и специальной техники;

осуществлено управление и планирование производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности подчиненных объединений и предприятий, их финансирование и обеспечение систематического контроля за выполнением
этими организациями планов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, а также работ по развитию экспериментально-стендовой, производственной
и энергетической базы;
был создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей
на базе Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР (в городе Жуковском, Московской области),
в который вошли опытнейшие лётчики-испытатели ЛИИ.

Итогом этой очень трудной работы стал триумфальный
, полностью автоматический,
и к сожалению, единственный полёт орбитального корабля многоразового использования "Буран", который состоялся 15 ноября 1988 года.

Во время полёта "Бурана"
Радомир Степанович находился в Центре управления полётами в Подмосковном Калининграде (ныне - Королёве).



После фактического прекращения финансирования
и государственной поддержки работ по "Бурану", ликвидации Министерства Авиационной промышленности и последовавшего за этим ухода на заслуженный отдых,
Радомир Степанович Король
работал
на Экспериментальном Машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева
в должности консультанта Главного конструктора
Валерия Константиновича Новикова.
Там он участвовал
в работах по постановке самолёта "Гжель"
на серийное производство на заводе "Сокол".


Радомир Степанович активно принимал участие во встречах
Ветеранов проекта
, выступал с воспоминаниями о работе над "Бураном"
и в качестве консультанта помогал вести сайт 12-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР, по материалам которого
создана эта страница
.


(открыть ссылку) Сайт 12-го Главного управления Министерства Авиационной промышленности СССР

(открыть ссылку)

Награды:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7ноября 1983 года
"За разработку и широкое внедрение в народное хозяйство высокопроизводительной автоматизированной системы обработки результатов испытаний авиационной техники"
Начальник
12-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР Король Радомир Степанович был удостоен Государственной премии СССР
в составе коллектива, в который кроме него входили:

Баранов Александр Серафимович - Начальник отдела МСЗ
;
Гриценко Владимир Ильич - заместитель Директора,
Заболотный Виктор Иванович
, Рухлядев Юрий Николаевич -
Главные конструкторы проектов
;
Мороз Сергей Семёнович - Начальник сектора
, Сиверский Павел Михайлович -
Начальник отделения СКБ
, сотрудники Института кибернетики
имени В.М. Глушкова АН УССР
;
Коновалов Владимир Николаевич - старший научный сотрудник ГНИИГА;
Махонькин Юрий Емельянович - Начальник отделения,
Чуенков Валерий Иванович - Начальник сектора НИИ;
Папченко Олег Михайлович - заместитель Начальника отдела
механического завода
.

Указом Президента СССР от 30 декабря 1990 года "За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы "Энергия - Буран""
Начальник
12-го Главного управления Министерства авиационной
промышленности СССР
Король Радомир Степанович
был награждён орденом Ленина.


 Радомир Степанович был также награждён орденами Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта"
и медалями
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения
Владимира Ильича Ленина", "Ветеран труда"
и "300 лет Российскому Флоту".

 

 
-
 


Выдающийся организатор работ по созданию
авиационной техники и
космического корабля многоразового использования "Буран"

Радомир Степанович Король скончался
20 декабря 2009 года
.


Урна с его прахом захоронена в Москве,
на Пятницком кладбище (уч. № 21), в родственном
захоронении, рядом с могилой тестя -

Стогова Дмитрия Сергеевича (1902 - 1983) -
инженера-полковника, видного учёного
в области радиолокации.


(увеличить фото) г. Москва, Пятницкое кладбище (уч. № 21), место захоронения урны с прахом Р.С. Короля (июнь 2013 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы также использованы
материалы статьи:

(открыть ссылку) В.В. Небаба. "Обеспечение внедрения в серию самолёта АН-30" (сайт "О самолётах и не только")

(открыть ссылку)

Ссылка по теме:

www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах

(открыть ссылку)
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Копылову Евгению Васильевичу,
бывшему ведущему
специалисту по наземной
экспериментальной отработке
самолёта-транспортировщика 3МТ,
планера орбитального корабля "Буран"
и экипажа, автору сайта

12-го ГУ МАП СССР -
за информацию о месте захоронения
Короля Радомира Степановича,
а также за помощь в создании страницы
!


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"