-
Леонид Афанасьевич Серых
родился 6 ноября 1928 года в селе
Долгие Буды Беловского района Белгородского округа
Центрально-Чернозёмной области.
-
Историческая справка:
.....В
1934 году Беловский район вошёл в состав вновь образованной
Курской области.
.....В
1963 году район был упразднён и восстановлен в 1965 году.
-
С 1953 года, после окончания
Харьковского Авиационного института, он работал
на Смоленском Авиационном заводе в должностях
Старшего инженера-технолога,
заместителя Начальника цеха
(с 1954
года),
Начальника цеха
(с 1958
года).
Приказом Министра Авиационной промышленности от 22 ноября
1960 года,
Л.А. Серых
был назначен
на должность Директора этого завода.
С 1993 года и до ухода на пенсию
(в 1995
году)
он являлся Генеральным
директором предприятия.
В 1972 году он прошел курс обучения
в Институте управления народным хозяйством
при Госкомитете Совета Министров СССР по науке
и технике.
Его дипломная работа по современным методам управления,
организации производств
и планирования с применением
экономико-математических методов и вычислительной
техники, основанная на заводских материалах,
передана в техническую библиотеку
завода и может служить практическим пособием для
молодых руководителей.
В течение трёх с половиной лет своего руководства,
Леонидом Афанасьевичем Серых
был организован
и освоен коллективом предприятия
серийный выпуск: крылатых
ракет, разработанных в городе Дубне Московской
области, в Государственном
машиностроительном конструкторском бюро "Радуга" имени А.Я.
Березняка:
КС, КС-7, КСР-2, КСР-11
(в
1960-1967 годах);
ракет-мишеней КРМ
(в
1960-1990 годах);
крылатых ракет КСР-5, КСР-5П, КСР-5Н
(в
1967-1980 годах);
крыльев самолётов Як-40
(в
1966-1982 годах)
и Як-42
(в
1976-1992 годах);
ракеты-мишени
КСР-5НМ
(в
1980-1990
годах);
ракеты Х-59МЭ
(с 1983
года);
самолёта Як-18Т
(с 1973
года);
самолёта Як-42
(в
1976-1981 годах);
самолёта М-55 "Геофизика" разработки Экспериментального
машиностроительного завода имени В.М. Мясищева
(в
1984-1992 годах);
агрегатов
самолётов Як-36
(вертикального
взлёта и посадки)
Як-50 и Ил-62, дистанционно
пилотируемых летательных аппаратов "Пчела" и "Пчела-1Т"
(с 1985
года).
Завод строил крупные самолёты - Як-42 на 120
пассажиров, а также учебно-
тренировочные четырехместные Як-18Т; выпускал опытные
партии самолётов
бизнес-класса на 4–7 человек - Як-112, СМ-92 "Финист".
С 1985 года завод выпускал
Длительное время
(начиная
с 1967 года)
Смоленский Авиационный завод занимался
выпуском массового количества товаров народного потребления.
Бурный рост производства, выпуск сложной авиационной
техники потребовали
соответствующего строительства производственных площадей и
приобретения
сложного, в основном крупногабаритного,
оборудования
с программным управлением.
Были введены
в эксплуатацию восемь новых современных
крупных корпусов.
За счёт ввода новых цехов, производственные
площади увеличились в
4 раза,
в 8 раз
вырос объём производства,
численность работающих возросла
втрое до 13 тысяч человек,
в 9 раз стало больше жилья: построены три новых
благоустроенных микрорайона
(более 70-ти жилых домов)
с полным набором
объектов соцкультбыта, а также - спортивный зал,
бассейн, стадион, пять
общежитий, профилакторий, база отдыха в
Крыму, поликлиника,
два пионерских лагеря.
За успешное выполнение планов VIII
пятилетки и освоение новой техники,
в феврале 1971 года, Указом Президиума Верховного
Совета СССР
Смоленский
Авиационный завод
был награждён орденом Трудового
Красного Знамени.
Как руководитель предприятия,
Леонид Афанасьевич
был приверженцем
технических новинок,
поддерживал все прогрессивные начинания.
Он ставил чёткие задачи, которые были ясны любому
подчиненному,
строго спрашивал за их выполнение.
Вокруг себя он мог объединить людей, которые хорошо умели
делать свое дело.
Л.А. Серых
в сжатые сроки осуществил замену
руководителей-практиков на
руководителей-инженеров с высшим техническим
образованием. Постоянным приёмом
на завод выпускников авиационных и смежных
технических вузов был создан
инженерный корпус, обладавший значительным техническим
и интеллектуальным
потенциалом, обеспечившим впоследствии решение сложных
задач, стоявших
перед заводом при постановке на производство всё
более сложной продукции.
Учитывая короткие сроки освоения новой техники, высокий
технологический
уровень и качество выпускаемой продукции,
Приказами Министра Авиационной
промышленности СССР от 25 марта 1977 года и от 29 июня 1979
года, Смоленский
Авиационный завод был привлечён к участию в
работах по теме орбитального
космического корабля многоразового использования "Буран".
В 1979 году на заводе была начата подготовка производства,
а в 1980 году - изготовление крыла, хвостового
оперения и сборочных элементов
фюзеляжа "Бурана".
Совместно с Тушинским машиностроительным заводом
Смоленские специалисты
под руководством
Л.А. Серых
принимали участие
в изготовлении лётного экземпляра
корабля и работах по его подготовке к пуску
находясь на технической позиции
Космодрома Байконур.
Будучи членом КПСС, он вёл
большую общественную и партийную деятельность.
В начале 1970-х годов,
Леонид Афанасьевич
избирался в Смоленский областной
Совет Народных Депутатов, а с 1975-го по 1990 год
- Депутатом Верховного Совета
РСФСР
9-го, 10-го
и 11-го созывов.
В составе делегаций от Смоленской области он
участвовал в работе
XXIII съезда КПСС, X съезда профсоюза авиационной
промышленности.
Л.А. Серых
принадлежит 4 патента на изобретения внедрённых в
производство.
Награды:
За создание новой авиационной техники,
Директор Смоленского Авиационного
Завода
Серых Леонид Афанасьевич
был удостоен Государственной премии СССР
(1970)
и Премии Совета Министров СССР (1979).
Он был награждён орденами Ленина
(26.04. 1971),
Октябрьской Революции
(29.03. 1976)
и Трудового Красного Знамени (22.07.
1966),
многими медалями,
в том числе - медалями ВДНХ СССР.
За участие в выполнении программы
"Энергия-Буран", Президиум
Федерации космонавтики СССР наградил
Серых Леонида Афанасьевича
Медалью имени С.П. Королёва.
В 1988 году
Л.А. Серых
был награждён знаком "Почётный
авиастроитель".
В августе 2013 года, Решением
сессии Смоленского горсовета,
"За особые заслуги
в развитии промышленности и социальной сферы города",
Серых Леониду Афанасьевичу
было посмертно было присвоено звание
"Почетный гражданин города-героя Смоленска".
- |