-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Государственной премии СССР;
Лауреат Премии Совета Министров СССР
;
Почётный авиастроитель
;
Старший инженер-технолог
,
заместитель Начальника цеха
,
Начальник цеха
, Директор,
Генеральный директор
Смоленского Авиационного
завода

 
-
-
     
 

-
Леонид Афанасьевич Серых родился 6 ноября 1928 года в селе
Долгие Буды Беловского района Белгородского округа
Центрально-Чернозёмной области
.
-

Историческая справка:
.....В 1934 году Беловский район вошёл в состав вновь образованной Курской области.
.....В 1963 году район был упразднён и восстановлен в 1965 году.
-

С 1953 года, после окончания Харьковского Авиационного института, он работал
на Смоленском Авиационном заводе в должностях Старшего инженера-технолога,
заместителя Начальника цеха
(с 1954 года), Начальника цеха (с 1958 года).
 
Приказом Министра Авиационной промышленности
от 22 ноября 1960 года,
Л.А. Серых
был назначен
на должность Директора этого завода.
С 1993 года и до ухода на пенсию
(в 1995 году) он являлся Генеральным
директором предприятия
.

В 1972 году он прошел курс обучения в Институте управления народным хозяйством
при Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике.
Его дипломная работа по современным методам управления, организации производств
и планирования с применением экономико-математических методов и вычислительной
техники
, основанная на заводских материалах, передана в техническую библиотеку
завода
и может служить практическим пособием для молодых руководителей.

В течение трёх с половиной лет своего руководства,
Леонидом Афанасьевичем Серых
был организован
и освоен коллективом предприятия серийный выпуск: крылатых
ракет
, разработанных в городе Дубне Московской области, в Государственном
машиностроительном конструкторском бюро "Радуга" имени А.Я. Березняка
:
КС
, КС-7, КСР-2, КСР-11
(в 1960-1967 годах); ракет-мишеней КРМ (в 1960-1990 годах); крылатых ракет КСР-5, КСР-5П, КСР-5Н  (в 1967-1980 годах); крыльев самолётов Як-40
(в 1966-1982 годах) и Як-42 (в 1976-1992 годах);  ракеты-мишени КСР-5НМ (в 1980-1990
годах
); ракеты Х-59МЭ (с 1983 года); самолёта Як-18Т (с 1973 года); самолёта Як-42
(в 1976-1981 годах); самолёта М-55 "Геофизика" разработки Экспериментального
машиностроительного завода имени В.М. Мясищева 
(в 1984-1992 годах); агрегатов
самолётов Як-36
(вертикального взлёта и посадки) Як-50 и Ил-62, дистанционно
пилотируемых летательных аппаратов "Пчела"
и "Пчела-1Т" 
(с 1985 года).

Завод строил крупные самолёты - Як-42 на 120 пассажиров, а также учебно-
тренировочные четырехместные Як-18Т
; выпускал опытные партии самолётов
бизнес-класса
на 4–7 человек - Як-112, СМ-92 "Финист".
С 1985 года завод выпускал

Длительное время
(начиная с 1967 года) Смоленский Авиационный завод занимался выпуском массового количества товаров народного потребления.
Бурный рост производства, выпуск сложной авиационной техники потребовали
соответствующего строительства производственных площадей
и приобретения
сложного
, в основном крупногабаритного, оборудования
с программным управлением.
Были введены в эксплуатацию восемь новых современных крупных корпусов.
За счёт ввода новых цехов, производственные площади увеличились в
4 раза,
в
8 раз вырос объём производства, численность работающих возросла
втрое
до 13 тысяч человек, в 9 раз стало больше жилья: построены три новых
благоустроенных микрорайона
(более 70-ти жилых домов) с полным набором
объектов соцкультбыта
, а также - спортивный зал, бассейн, стадион, пять
общежитий
, профилакторий, база отдыха в Крыму, поликлиника,
два пионерских лагеря.

За успешное выполнение планов VIII пятилетки и освоение новой техники,
в феврале 1971 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР
Смоленский
Авиационный завод
был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Как руководитель предприятия,
Леонид Афанасьевич был приверженцем
технических новинок
, поддерживал все прогрессивные начинания.
Он ставил чёткие задачи, которые были ясны любому подчиненному,
строго спрашивал за их выполнение.

Вокруг себя он мог объединить людей
, которые хорошо умели делать свое дело.
Л.А. Серых в сжатые сроки осуществил замену руководителей-практиков на
руководителей-инженеров с высшим техническим образованием. Постоянным приёмом
на завод выпускников авиационных и смежных технических вузов был создан
инженерный корпус
, обладавший значительным техническим и интеллектуальным
потенциалом
, обеспечившим впоследствии решение сложных задач, стоявших
перед заводом
при постановке на производство всё более сложной продукции.

Учитывая короткие сроки освоения новой техники
, высокий технологический
уровень
и качество выпускаемой продукции, Приказами Министра Авиационной
промышленности СССР
от 25 марта 1977 года и от 29 июня 1979 года, Смоленский
Авиационный завод был привлечён
к участию в работах по теме орбитального
космического корабля многоразового использования "Буран"
.
В 1979 году на заводе была начата подготовка производства, а в 1980 году - изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов
фюзеляжа "Бурана"
.

Совместно
с Тушинским машиностроительным заводом Смоленские специалисты
под руководством
Л.А. Серых принимали участие в изготовлении лётного экземпляра
корабля
и работах по его подготовке к пуску находясь на технической позиции
Космодрома Байконур
.


Будучи членом КПСС, он вёл большую общественную и партийную деятельность.
В начале 1970-х годов, Леонид Афанасьевич избирался в Смоленский областной
Совет Народных Депутатов
, а с 1975-го по 1990 год
- Депутатом Верховного Совета
РСФСР
9-го, 10-го и 11-го созывов.
В составе делегаций от Смоленской области он участвовал в работе
XXIII съезда КПСС
, X съезда профсоюза авиационной промышленности.

Л.А. Серых принадлежит 4 патента на изобретения внедрённых в производство.

Награды:
За создание новой авиационной техники
, Директор Смоленского Авиационного
Завода
Серых Леонид Афанасьевич был удостоен Государственной премии СССР
(1970) и Премии Совета Министров СССР (1979)
.

Он был награждён орденами Ленина
(26.04. 1971), Октябрьской Революции
(29.03. 1976) и Трудового Красного Знамени (22.07. 1966), многими медалями,
в том числе - медалями ВДНХ СССР.

За участие в выполнении программы "Энергия-Буран", Президиум Федерации космонавтики СССР наградил Серых Леонида Афанасьевича
Медалью имени С.П. Королёва
.

В 1988 году
Л.А. Серых был награждён знаком "Почётный авиастроитель".

В августе 2013 года, Решением сессии Смоленского горсовета, "За особые заслуги
в развитии промышленности и социальной сферы города"
, Серых Леониду Афанасьевичу было посмертно было присвоено звание
"Почетный гражданин города-героя Смоленска"
.

-

 

-

 

-
Выдающийся организатор аэрокосмической промышленности
Леонид Афанасьевич Серых скончался 21 января 2012 года.
-
Некролог о смерти Л.А. Серых, опубликованный
на официальном сайте Смоленской газеты
(
23 января 2012 года)
:
-
(открыть ссылку) Некролог о смерти Л.А. Серых, опубликованный на официальном сайте Смоленской газеты (23 января 2012 года)
 открыть ссылку
-
Похоронен в Смоленском районе Смоленской области
на кладбище деревни Боровая
.
-
(увеличить фото) Смоленская область, Смоленский район, кладбище деревни Боровая. Надгробие на могиле Л.А. Серых (автор фотографии - Мошков Алексей Николаевич; сайт "Смоленский некрополь")
 увеличить фото
-

 

-

 

-
Увековечивание памяти
:
25 сентября 2015 года, в городе Смоленске, в Память о Леониде Афанасьевиче
Серых
в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска
установленная у проходной завода
.
Так были отмечены заслуги в деле становления и развития Смоленского
Авиационного Завода и аэрокосмической отрасли в целом
.

Отдать дань памяти
Леониду Афанасьевичу и принять участие в этом событии
собралось много авиастроителей
, в том числе ветеранов, работавших
на заводе в разные годы
.


(увеличить фото) г. Смоленск. Мемориальная доска в Память о Леониде Афанасьевиче Серых торжетсенно открытая 25 сентября 2015 года на здании Смоленского Авиационного Завода (автор фотографии - Мошков Алексей Николаевич; сайт "Смоленский некрополь")
 увеличить фото

-
информация из статьи

"Жизнь, посвященная заводу"
(об открытии Мемориальной доски
в Память о
Седых Леониде Афанасьевиче
;
официальный сайт
Профсоюзного комитета
Акционерного общества
"Смоленский Авиационный завод"
;
25 сентября 2015 года;
автор - Председатель профкома
В.И. Гайдуков)
:

(открыть ссылку) Статья "Жизнь, посвященная заводу" (об открытии Мемориальной доски в Память о Седых Леониде Афанасьевиче; официальный сайт Профсоюзного комитета Акционерного общества "Смоленский Авиационный завод"; 25 сентября 2015 года; автор - Председатель профкома В.И. Гайдуков)
 открыть ссылку
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
тексты биографии Седых Леонида Афанасьевича
опубликованные:
• •  на сайте "Смоленский некрополь"
-

(открыть ссылку) Страница Л.А. Серых на сайте "Смоленский некрополь"
 открыть ссылку
-
в биографической энциклопедии
"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
год)
:
-
(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
-
Ссылки по теме:
информационно-исторический официальный интернет-сайт
"Министерство Авиационной промышленности СССР
.
12-е Главное управление
, предприятия -
создатели орбитального корабля "Буран""

(
создатели сайта - Копылов Евгений Васильевич (1947-2015)
и Волоконский Владимир Васильевич (1941-2012)):
-
(открыть ссылку) Информационно - исторический  официальный  интернет - сайт Министерство   авиационной  промышленности   СССР. 12-е Главное управление, предприятия - создатели  орбитального корабля "Буран" (создатели сайта - Копылов Евгений Васильевич (1947 - 2015) и Волоконский Владимир Васильевич (1941 - 2012)

(открыть ссылку) "Кооперация по созданию ОК "Буран"" (Информационно - исторический  официальный  интернет - сайт Министерство   авиационной  промышленности   СССР. 12-е Главное управление, предприятия - создатели  орбитального корабля "Буран" (создатели сайта - Копылов Евгений Васильевич (1947 - 2015) и Волоконский Владимир Васильевич (1941 - 2012))

(открыть ссылку) "Кооперация по созданию ОК "Буран"" (Информационно - исторический  официальный  интернет - сайт Министерство   авиационной  промышленности   СССР. 12-е Главное управление, предприятия - создатели  орбитального корабля "Буран" (создатели сайта - Копылов Евгений Васильевич (1947 - 2015) и Волоконский Владимир Васильевич (1941 - 2012))

-
-краткая история
Смоленского Авиационного завода
(официальный сайт Акционерного общества
"Смоленский авиационный завод")
:
-
(открыть ссылку) Краткая история Смоленского Авиационного завода (официальный сайт Акционерного общества "Смоленский авиационный завод")
 открыть ссылку

-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Мошкову Алексею Николаевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайт
а
"Смоленский некрополь"!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-