Родился 30 июля 1927 года.
В 1950 году
Леонид Михайлович Шкадов
окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе по
специальности "инженер-механик
по самолетостроению".
По окончании института с июня 1950 года по декабрь 1981 года
работал
в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора
Н.Е. Жуковского на различных должностях.
Прошёл путь от инженера до Начальника 10-го
Научно-испытательного отделения (НИО-10).
С декабря 1981 года по февраль 1983 года
Л.М. Шкадов работал
в 10-м Главном управлении Министерства авиационной промышленности
СССР.
Являлся Начальником управления и членом Коллегии Министерства.
В феврале 1983 года
Леонид Михайлович Шкадов был назначен на
должность
заместителя Министра Авиационной промышленности СССР.
Одновременно с работой в Министерстве он продолжал
исполнять
обязанности Начальника НИО-10.
С мая 1986 года он работал в должности заместителя Директора ЦАГИ
по
исследованию перспектив развития авиационной
и авиационно-космической техники.
Л.М. Шкадов был создателем ряда научных
направлений и научных коллективов, активным общественным деятелем.
Он
являлся членом Коллегии
и Учёного совета ЦАГИ, членом экспертного
совета Высшей аттестационной комиссии
и ряда специализированных советов.
Доктор технических наук,
Профессор
Леонид Михайлович
был одним
из организаторов и
первым Заведующим кафедрой
"Летательная техника" Факультета аэромеханики и летательной
техники
Московского физико-технического института.
Становление Кафедры началось с курса "Оптимальное проектирование",
который
он подготовил и начал читать в 1965 году на кафедре "Механика полёта" .
В связи с широким развитием вычислительной техники и работ
по
автоматизации проектирования эта тематика была расширена, а с 1975
года официально появилась специальность "Автоматизация проектирования".
Основу нового базового цикла составили лекции по "Методике и
технике автоматизированного проектирования", "Теоретическим основам
конструирования"
и "Расчету аэродинамических характеристик в системах
автоматизированного проектирования ".
Уже в первые годы существования специальность стала популярной
у студентов; привлекала современность задач и широкое
использование вычислительной техники.
В начале августа 1983 года Приказом Ректора МФТИ
Олега Михайловича Белоцерковского специальность
была преобразована
в кафедру "Летательная техника".
Основной
целью создания Кафедры являлось ускорение внедрения систем
автоматизированного проектирования летательной техники и подготовки
высококвалифицированных специалистов для НИИ и ОКБ авиационной
промышленности в области проектирования и исследования
перспектив
развития авиационной техники.
В качестве базовой организации утвержден Центральный
аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского.
Л.М. Шкадовым
разработана теория выбора оптимальных параметров и оптимизации
режимов движения реактивных самолетов, гиперзвуковых и
воздушно-космических летательных аппаратов, получившая признание
в нашей стране и за рубежом,
под его руководством разработаны основные принципы построения систем
автоматизированного проектирования объектов авиационной и космической
техники, принципы проектирования малозаметных летательных аппаратов.
В качестве руководителя отделения ЦАГИ исследований перспектив развития
авиационной техники и одного из руководителей Министерства авиационной
промышленности СССР, Л.М. Шкадов внёс большой вклад в повышение уровня
технического совершенства отечественной авиационной техники,
её
конкурентоспособности в мире.
Последние пять лет
Л.М. Шкадов
занимался исследованиями пассажирского
самолета в схеме "летающее крыло", выполнял работы по
исследованию
и подтверждению конкурентоспособности отечественных воздушных
судов нового и предыдущего поколения.
Им проведена большая научная и организаторская работа по
созданию Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной
техники России
на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", над реализацией
которой
Леонид Михайлович
работал до последних дней своей жизни.
Работая в
Министерстве авиационной промышленности СССР
Леонид Михайлович Шкадов стоял у истоков
создания космического
корабля многоразового использования "Буран" и был Руководителем
отраслевой Рабочей группы, созданной
по инициативе 12-го Главного
управления
и согласно распоряжению Министра
авиационной промышленности.
Группа состояла из ведущих сотрудников отраслевой науки
и занималась
разработками новых норм лётной годности
применительно
к космическим
летательным аппаратам самолётного типа, или КЛАСТ
(этот термин был
предложен работниками Опытно-производственного
отдела 12 ГУ МАП СССР).
Л.М. Шкадов
был избран Действительным членом
Международной Академии астронавтики, Действительным членом Российской
инженерной Академии, Действительным членом Международной инженерной Академии
и Действительным членом Российской Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского.
Награды:
Леонид Михайлович Шкадов был удостоен
Государственной премии СССР (1977),
Премии Совета Министров СССР
(1981),
Премии Правительства
Российской Федерации
(1999)
и
Премии имени
Н.Е. Жуковского II степени
(1989).
В 1988 году ему было присвоено Почётное звание
"Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР".
Он был награждён орденами: "Знак Почёта"
(1966),
Трудового Красного Знамени
(1971),
Дружбы
(1998);
медалями: "За доблестный труд. В ознаменование
100 лет со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"300 лет Российского Флота"(1997),
"В память 850 лет Москвы"
(1997);
знаками: "Почётный авиастроитель"
(1987),
"Отличник воздушного транспорта"
(1998),
а также
Почётной грамотой Росавиакосмоса
(2002).
В июне 2002 года Л.М. Шкадову
было присвоено звание
"Почётный гражданин города Жуковского".
|