-
Николай Степанович
Зацепа родился 21 ноября 1921 года в селе
Красный Оскол
Изюмского района Харьковской области Украинской ССР
(ныне - село Оскол
Харьковской области Украины)
в семье мельника.
В 1938 году
он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и
был зачислен в
Харьковское Военное Авиационное училище штурманов,
которое окончил в 1940 году.
По
окончании училища он служил штурманом скоростного фронтового
бомбардировщика самолёта АНТ-40 (СБ)
в
161-м резервном авиационном
полку,
базировавшемся на
аэродроме Канатово в
Кировоградской области
Украинской ССР.
С февраля по май 1941 года
Н.С. Зацепа являлся
слушателем курсов преподавателей
при Челябинском Военном авиационном
училище штурманов.
С июня 1941 года по 1944 год
он служил преподавателем воздушной навигации
в Ташкентской Военной Авиационной школе стрелков-бомбардиров.
С 1944-го по 1949 год
Николай Степанович Зацепа
учился на
Штурманском факультете
Краснознамённой Военно-воздушной Академии в
посёлке Монино
Московской области.
После окончания учёбы в
Академии, в 1949 году
он
был зачислен в
штат
Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского института ВВС
(ГК НИИ ВВС)
на должность Старшего
штурмана-испытателя лётного отдела института.
В
числе первых штурманов-испытателей он принимал участие в
освоении сложных
полётов с бомбометанием на
сверхзвуковом режиме с
высот,
близких к
потолку,
на
пуск ракет в
различных режимах полёта и в
продолжительных дневных
и
ночных полётах с
новейшим навигационным оборудованием.
Н.С. Зацепа
прошёл все штурманские должности,
включая должность
Главного штурмана ГК НИИ ВВС.
Он выполнил более 2000 полётов, в том числе
участвуя в
Государственных испытаниях
самолётов бомбардировочной и
транспортной авиации, а также - в многочисленных
испытаниях образцов навигационного оборудования.
Николай Степанович Зацепа
освоил 50 типов самолётов, из них 26 типов
реактивных самолётов.
Его общий налет составляет около 3500 часов.
9 июля 1958 года в газете "Правда" указывалось, что на
пассажирском самолете
ТУ-114Д конструкции Генерального конструктора, академика
А.Н. Туполева
был совершён сверхдальний скоростной перелёт.
Весь полёт, включая три промежуточные посадки, продолжался
77 часов.
Из этого времени самолёт находился в воздухе
48 часов 30 минут
и при средней
скорости полёта
710 км/час, на высоте
10 000-12 000 метров
покрыл расстояние
34 400 километров, что значительно
превышает длину пути вокруг земного шара
по параллели Москвы.
Полёт проходил по следующим маршрутам:
•
Москва - остров Диксон - Тикси - мыс Тайгонос - Хабаровск - Владивосток,
Расстояние 9000 километров.
-
•
Владивосток - Комсомольск-на-Амуре - Петропавловск-Камчатский -Ташкент.
Расстояние 8753 километра.
-
•
Ташкент - Сталинабад - Фрунзе - Алма-Ата - Омск - остров Диксон -
Архангельск -
Минск.
Расстояние
8050 километров.
-
•
Минск - Ленинград - Таллинн - Рига - Вильнюс - Киев - Кишинев - Тбилиси -
Ереван -
Баку - Ашхабад - Ростов - Москва.
Расстояние
8597 километров.
Промежуточные посадки были произведены
во Владивостоке, Ташкенте
и в Минске.
Самолёт ТУ-114Д пролетел
над пятнадцатью столицами всех союзных республик.
Материальная часть самолёта, двигатели и оборудование работали
хорошо.
Внешняя
и внутренняя связь
в течение всего полёта была надежная.
Полёт выполнялся экипажем в следующем составе: командир
корабля
В.К. Бобриков;
штурман
Н.С. Зацепа; ведущий инженер
Н.Г. Жуковский; второй лётчик
В.С. Кипелкин; бортрадист
В.С. Попов.
На борту самолета находились
24 пассажира.
Полёт проходил местами в сложных метеорологических условиях с
пересечением грозозых фронтов, над малоориентирной местностью
и над водными пространствами. Намеченный маршрут перелёта был
точно выдержан.
С конца 1950-х годов, когда встал вопрос о будущем
пилотируемой космической
программе штурман Н.С. Зацепа
участвовал в
испытаниях на невесомость самолёта-
лаборатории Ту-104ЛЛ, а после создания Центра подготовки космонавтов
ВВС -
в тренировках первых советских космонавтов на этой летающей
лаборатории.
После ухода с лётно-испытательной работы,
полковник Николай
Степанович Зацепа
служил в
должности Начальника службы "Солнце -
Земля" (в/ч №
64190)
в аппарате
Помощника Главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению
космических полётов.
Он внёс вклад в подготовку экипажей космических кораблей по
программе
аэровизуальных наблюдений и проведения фотографирования земной
поверхности.
Н.С. Зацепа - автор
автобиографических книг:
"Шаги по облакам"
(г. Москва,
Воениздат, 1971 год)
-
открыть ссылку
"Хроника трудного неба"
(г. Москва,
издательство "Молодая Гвардия", 1982 год)
этой книги в сети нет!
В
журнале
"Авиация и космонавтика"
(№
5, 1979 год)
опубликована
статья
"Объект исследования - Земля"
одним из
авторов которой
является
Н.С. Зацепа
(в
соавторстве с дважды Героем Советского Союза,
Лётчиком-космонавтом СССР, генерал-майором авиации
А.В. Филипченко и
кандидатом технических наук А. Ковалем).
открыть ссылку
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 октября 1959 года
"За многолетнюю творческую работу в области
лётных испытаний и исследований
новой авиационной техники,
существенно способствующую прогрессу отечественной
авиации", Главный штурман ГК НИИ ВВС,
полковник Зацепа Николай Степанович
был удостоен звания "Заслуженный
штурман-испытатель СССР"
с вручением ему нагрудного знака № 1.
Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени,
орденами
Трудового
Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу
Родине
в
Вооруженных Силах СССР" III степени и медалями.
- |