-
 


Заслуженный штурман-испытатель СССР;
Старший штурман-испытатель лётного отдела
Государственного Краснознамённого
Научно-исследовательского института ВВС;
Главный штурман ГК НИИ ВВС
;
Начальник службы "Солнце - Земля"
аппарата Помощника Главнокомандующего ВВС
по подготовке и
обеспечению
космических полётов
;

полковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Николай Степанович Зацепа родился 21 ноября 1921 года в селе Красный Оскол
Изюмского района Харьковской области Украинской ССР
(ныне - село Оскол Харьковской области Украины)

в семье мельника.

В 1938 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и был зачислен в Харьковское Военное Авиационное училище штурманов,
которое окончил в 1940 году.

По окончании училища он служил штурманом скоростного фронтового
бомбардировщика самолёта АНТ-40
(СБ) в 161-м резервном авиационном
полку
, базировавшемся на аэродроме Канатово в Кировоградской области
Украинской ССР
.

С февраля по май 1941 года Н.С. Зацепа являлся слушателем курсов преподавателей
при Челябинском Военном авиационном училище штурманов.

С июня 1941 года по 1944 год он служил преподавателем воздушной навигации
в Ташкентской Военной Авиационной школе стрелков-бомбардиров.

С 1944-го по 1949 год
Николай Степанович Зацепа учился на Штурманском факультете
Краснознамённой Военно-воздушной Академии
в посёлке Монино
Московской области
.

После окончания учёбы
в Академии, в 1949 году он
был зачислен в штат
Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского института ВВС
(ГК НИИ ВВС) на должность Старшего штурмана-испытателя лётного отдела института.


В числе первых штурманов-испытателей он принимал участие в освоении сложных
полётов
с бомбометанием на сверхзвуковом режиме с высот, близких к потолку,
на пуск ракет в различных режимах полёта и в продолжительных дневных
и ночных полётах с новейшим навигационным оборудованием.

Н.С. Зацепа прошёл все штурманские должности, включая должность
Главного штурмана ГК НИИ ВВС
.

Он выполнил более 2000 полётов
, в том числе участвуя в Государственных испытаниях
самолётов бомбардировочной
и транспортной авиации, а также - в многочисленных
испытаниях образцов навигационного оборудования
.

Николай Степанович Зацепа освоил 50 типов самолётов, из них 26 типов
реактивных самолётов
.
Его общий налет составляет около 3500 часов.

9 июля 1958 года в газете "Правда" указывалось, что на пассажирском самолете
ТУ-114Д конструкции Генерального конструктора, академика
А.Н. Туполева
был совершён сверхдальний скоростной перелёт
.

Весь полёт
, включая три промежуточные посадки, продолжался
77 часов.
Из этого времени самолёт находился в воздухе
48 часов 30 минут и при средней
скорости полёта
710 км/час, на высоте 10 000-12 000 метров покрыл расстояние
34 400 километров
, что значительно превышает длину пути вокруг земного шара
по параллели Москвы.

Полёт проходил по следующим маршрутам:
Москва - остров Диксон - Тикси - мыс Тайгонос - Хабаровск - Владивосток, Расстояние 9000 километров.
-
Владивосток - Комсомольск-на-Амуре - Петропавловск-Камчатский -Ташкент. Расстояние 8753 километра.
-
Ташкент - Сталинабад - Фрунзе - Алма-Ата - Омск - остров Диксон - Архангельск -
Минск
.
Расстояние
8050 километров.
-
Минск - Ленинград - Таллинн - Рига - Вильнюс - Киев - Кишинев - Тбилиси - Ереван -
Баку - Ашхабад - Ростов - Москва
.
Расстояние
8597 километров.

Промежуточные посадки были произведены
во Владивостоке, Ташкенте и в Минске.
Самолёт ТУ-114Д пролетел
над пятнадцатью столицами всех союзных республик.
Материальная часть самолёта
, двигатели и оборудование работали хорошо.
Внешняя и внутренняя связь в течение всего полёта была надежная.
Полёт выполнялся экипажем в следующем составе: командир корабля
В.К. Бобриков;
штурман
Н.С. Зацепа; ведущий инженер Н.Г. Жуковский; второй лётчик В.С. Кипелкин; бортрадист В.С. Попов.
На борту самолета находились
24 пассажира.
Полёт проходил местами в сложных метеорологических условиях с пересечением грозозых фронтов, над малоориентирной местностью и над водными пространствами. Намеченный маршрут перелёта был точно выдержан.

С конца 1950-х годов, когда встал вопрос о будущем пилотируемой космической
программе штурман
Н.С. Зацепа участвовал в испытаниях на невесомость самолёта-
лаборатории Ту-104ЛЛ
, а после создания Центра подготовки космонавтов ВВС -
в тренировках первых советских космонавтов на этой летающей лаборатории.

После ухода
с лётно-испытательной работы,
полковник Николай Степанович Зацепа
служил
в должности Начальника службы "Солнце - Земля" (в/ч № 64190) в аппарате
Помощника Главнокомандующего ВВС
по подготовке и обеспечению
космических полётов
.

Он внёс вклад
в подготовку экипажей космических кораблей по программе
аэровизуальных наблюдений
и проведения фотографирования земной поверхности.

Н.С. Зацепа - автор автобиографических книг:
"Шаги по облакам"
(
г. Москва, Воениздат, 1971 год)

-
(открыть ссылку) "Шаги по облакам" (автор - Заслуженный штурман-испытатель СССР, полковник Зацепа Николай Степанович, г. Москва, Воениздат, 1971 год)
 открыть ссылку

"Хроника трудного неба"
(
г. Москва, издательство "Молодая Гвардия", 1982 год)



 этой книги в сети нет!

В журнале "Авиация и космонавтика" (№ 5, 1979 год) опубликована статья
"Объект исследования - Земля" одним
из авторов которой является
Н.С. Зацепа (в соавторстве с дважды Героем Советского Союза,
Лётчиком-космонавтом СССР, генерал-майором авиации
А.В. Филипченко и кандидатом технических наук А. Ковалем
).

(открыть ссылку) "ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - ЗЕМЛЯ" (авторы - А. Филипченко, Н. Зацепа, А. Коваль; журнал "Авиация и космонавтика", № 5, 1979 год)
 открыть ссылку

Награды
:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 октября 1959 года
"За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований
новой авиационной техники
, существенно способствующую прогрессу отечественной
авиации"
, Главный штурман ГК НИИ ВВС, полковник Зацепа Николай Степанович
был удостоен звания "Заслуженный штурман-испытатель СССР"
с вручением ему нагрудного знака № 1
.

Он был награжден орденом Ленина
, двумя орденами Красного Знамени,
орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу
Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени и медалями
.

-

 

-

 

-
Выдающийся
штурман-испытатель и участник подготовки
советских космонавтов
Николай Степанович Зацепа
скончался 5 января 1998 года.

Похоронен он на участке № 5а Центральной
территории
Николо-Архангельского кладбища
(Московская область, городской округ Балашиха)
.
-
(увеличить фото) Московская область, городской округ Балашиха, Николо-Архангельское кладбище (Центральная территория, уч. № 5а). Надгробие на могиле Н.С. Зацепы (июль 2015 года)
 увеличить фото
-

 
-
 

-
При создании страницы использованы:
 биография Зацепы Николая Степановича
опубликованная на сайт
е:

(открыть ссылку) Биография Н.С. Зацепы на сайте "Советская авиация"
 открыть ссылку

 книга "Шаги по облакам"
(
автор - Заслуженный штурман-испытатель СССР, полковник,
Зацепа Николай Степанович
, г. Москва,
Воениздат, 1971 год)

-
(открыть ссылку) "Шаги по облакам" (автор - Заслуженный штурман-испытатель СССР, полковник Зацепа Николай Степанович, г. Москва, Воениздат, 1971 год)
 открыть ссылку

 книга "Современная реактивная авиация"
(
автор - А.Н. Пономарёв, г. Москва,
Воениздат, 1959 год)

(открыть ссылку) "Современная реактивная авиация" (автор - А.Н. Пономарёв, г. Москва, Воениздат, 1959 год)
 открыть ссылку

Ссылка по теме:

(открыть ссылку) "Мониторинг Земли с Международной космической станции" (авторы статьи - М.Ю. Беляев, Л.В. Десинов; журнал "Земля и Вселенная" № 3, 2002 год)
 открыть ссылку
-