-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Кандидат физико-математических наук;
Профессор
;
о
дин из организаторов и Почётный член
Всесоюзного астрономо-геодезического
общества
;
преподаватель, Декан Физико-
математического факультета
,
Заведующий Кафедрой астрономии,
заместитель Директора по научной работе
Московского Государственного
педагогического института имени А.С. Бубнова
(Московского Государственного
педагогического института имени В.И. Ленина)
;
Директор Московского Государственного
педагогического института имени В.И. Ленина
;
учёный в области астрономии
, физики,
математики
и методики педагогического
образования

 
-
-
     
 

-
Павел Иванович Попов родился 30 ноября (12 декабря) 1881 года в селе Безобразово (ныне - Сычёвский район Смоленской области), в семье почтового служащего.

Историческая справка:
 .....С 1 по 16 января 1919 года, Смоленская губерния входила в состав Социалистической Советской Республики Белоруссии, являвшейся на тот момент автономной частью РСФСР.
 
.....В 1929 году, на территории бывших Сычёвского и Бельского уездов Смоленской губернии, а также части Ржевского уезда Тверской губернии был образован Сычёвский район.
 
.....В 1929 году, в результате земельно-административной реформы, и упразднения старой системы размежевания, Сычёвский район стал регионом вошедшим в состав Смоленского округа Западной области (административный центр - город Смоленск).
 
.....30 июля 1930 года, Смоленский округ был упразднён, и Сычёвский район перешёл в прямое подчинение Западной области.
 
.....Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 27 сентября 1937 года, Западная область была упразднена. Из состава Западной и Курской областей были образованы Смоленская и Орловская области. Издешковский район вошёл в состав Смоленской области.
 
.....Село Безобразово, в последующем входившее в состав Тумановского, затем - Гагаринского района Смоленской области, в 1960-х годах прекратило своё существование.
-
О семье П.И. Попова:
.....Супруга - Попова (до замужества - Иванова) Евфалия Андреевна (1890 - 1980), уроженка города Ростова Ярославской губернии (ныне - город Ростов Велики Ярославской области), дочь известного в Ростове купца 2-й гильдии, общественного деятеля, мецената и отца 12-ти детей Иванова Андрея Дмитриевича (скончался в 1913 году), выпускница  Естественного отделения Московских высших женских курсов. Являлась домашней хозяйкой.
.....В сентябре 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, она (как мать пятерых детей) была награждена "Медалью материнства" II степени.
.....Дочь - Попова Татьяна Павловна (05.08. 1919 - 1988), Метеоролог, Кандидат географических наук, Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Гидрометеорологической службы; участница Великой Отечественной войны, служила в должности Начальника метеостанции 702-го батальона аэродромного обслуживания 56-го района авиационного базирования. Участвовала в битве за Кавказ, в Сталинградской битве и в Берлинской наступательной операции. Была демобилизована 28 января 1946 года в звании старшего техника- лейтенанта.
.....Сын - Попов Евгений Павлович (14.02. 1914 - 05.11. 1999), Лауреат Сталинской премии и двух Государственных премий СССР; Доктор технических наук; Профессор; Действительный член Российской Академии наук; младший преподаватель Кафедры деталей машин, преподаватель Кафедры теоретической механики, Старший преподаватель, Начальник Кафедры авиационной автоматики и телемеханики, Начальник Кафедры системы управления и наведения крылатых ракет и ракетных снарядов, Начальник Кафедры автономных систем управления ракет и космических аппаратов Ленинградской Военно-воздушной инженерной Академии (Военный Инженерный Краснознамённый институт имени А.Ф. Можайского); Председатель секции специального вооружения Авиационно-технического комитета ВВС; Председатель секции по оборонным проблемам Министерства обороны при Президиуме Академии Наук СССР; Заведующий Кафедрой "Автоматические системы", заместитель Председателя Научного совета по робототехнике и Научный руководитель Научно-учебного центра "Робототехника", Заведующий Кафедрой "Робототехнические системы" Факультета "Машиностроение" Факультета "Робототехника и комплексная автоматизация") Московского Высшего технического училища имени Н.Э. Баумана (Московского Государственного технического университета имени Н.Э. Баумана); учёный и специалист в области нелинейных систем автоматического управления движением ракет и космических аппаратов; прикладной теории нелинейных автоматических, робототехнических систем и и автоматизации процессов управления; генерал-майор в отставке.
.....Невестка - Савватеева Зинаида Владимировна (05.10. 1924 - 07.06. 2006), Лауреат Премии Правительства Российской Федерации; Кандидат технических наук; Директор Всесоюзного Научно-исследовательского института трикотажной промышленности.
.....Е.П. Попов и З.В. Савватеева похоронены в Москве на Кунцевском кладбище (уч. № 2), рядом с родителями невестки (супруги сына).
-
.....Сын - Попов Михаил Павлович (25.08. (07.09.) 1915 - ?), участник Великой Отечественной войны с 30 сентября 1941 года. Проходил службу в Управлении спецслужб в Научно-исследовательском институте ВВС. Уволен из кадров Советской армии 26 декабря 1970 года в звании инженера-полковника.
.....Сын - Попов Лев Павлович (родился 10 (23) января 1917  года), участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал в звании воентехника I ранга в должности Начальника мастерских 100-го Гвардейского стрелкового полка 35-й Гвардейской стрелковой дивизии. Погиб в бою 17 сентября 1943 года во время Сталинградской битвы.
.....Похоронен в городе Волгограде в братской могиле воинов на Мамаевом Кургане.

по материалам сайта
"Подвиг народа"
:
-
(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Попова Татьяна Павловна(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Попов Михаил Павлович(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Попов Лев Павлович

.....Дочь - Глаголева (до замужества - Попова) Валентина Павловна, выпускница Физического факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносовы 1945 года. В 1960-х годах работала на Кафедре общей физики физфака МГУ. Она - Кандидат физико-математических наук.

Примечание:
.....Прямая родственная связь Попова Павла Ивановича, его супруги - Поповой Евфалии Андреевны и Попова Евгения Павловича, а также другие сведения о составе семьи, установлены согласно записям в Метрических книгах Церкви Сретенского Сорока Марие-Магдалинской в малолетнем отделении Николаевского сиротского института в Москве за февраль 1914 года, где проходил обряд крещения детей.

Через десять лет после рождения Павла, его отец вышел в отставку и поселился семьей
в Ярославской губернии.
Вскоре он умер, и
Павел переехал в город Вязьму Смоленской губернии (ныне - область)
к старшему брату, работавшему, как и отец, на почте, и при его помощи в 1892 году
поступил
в гимназию.
Уже с четвертого класса он начал зарабатывать на учение самостоятельно, давая
частные уроки.

В 1900 году,
П.И. Попов поступил на Физико-математический факультет Московского
университета
(с 7 мая 1940 года - Московский Государственный Политехнический
университет имени М.В. Ломоносова
-  прим
).
-

-
В это же время,
Павел Иванович участвует в революционных студенческих сходках,
за что в 1901 году был арестован, и выслан из Москвы под надзор полиции.

В 1902 году, он возвратился в университет, и снова стал участвовать в революционном
движении
, за что был снова арестован, заключён в тюрьму и исключён из университета.
Лишь осенью 1903 года,
П.И. Попов получил разрешение продолжить занятия
в университете, хотя и не прекращал свою деятельность как революционер.
В составе студенческих боевых дружин он активно участвовал в Декабрьском
вооруженном восстании
1905 года, за что в третий раз был исключён из университета.
Осенью 1906 года,
Павел Иванович Попов был восстановлен в студенческих правах
в студенческих правах, и к лету 1907 года он успешно заканчивает университет с
дипломом 1-й степени.
-

-
В университете
П.И. Попов усердно постигал физику, специализируясь на астрономии
и механике под руководством Профессоров
С.Н. Блажко и С.А. Казакова, в то время
молодых
, но уже известных учёных, а также -
Профессора С.А. Чаплыгина, учёного-
механика
и будущего академика.

 Первую научную работу
по астрономии под названием "Вычисление орбиты малой
планеты Аполлония"
, П.И. Попов выполнил ещё будучи студентом.
Окончив университет, он начал работать в астрономической обсерватории при
Московском университете, а затем, до 1918 года преподавал физику, математику
и космографию в коммерческих и реальных училищах Москвы.
Он также организовал астрономическую обсерваторию в Московском городском
народном университете имени А.Л. Шанявского
.
Перейдя на педагогическую работу, он не прерывал своих занятий астрономией.
-
О деятельности П.И. Попова во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе:
С 1908 года,
Павел Иванович являлся активным членом только что созданного
Московского кружка любителей астрономии
, вскоре преобразованного
в Московское общество любителей астрономии
(МОЛА).
Дальнейшая его творческая жизнь была тесно связана с этим обществом, вошедшим
в 1932 году на правах Московского отделения во Всесоюзное астрономо-геодезическое
общество
(ВАГО).
В 1933 году,
Павел Иванович был избран членом Правления Московского отделения
Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО).
В 1939-1940 годах, он являлся Председателем Московского отделения, а с 1934 года -
членом Правления
, и в дальнейшем - Центрального совета ВАГО.
По инициативе
П.И. Попова, в 1933 годах, в отделениях, а в 1934 году и в Центральном
совете ВАГО были созданы школьные секции
, в послевоенные годы преобразованные
в учебно-методические, в сферу деятельности которых вошли не только средние школы,
но и высшие учебные заведения.
С 1934-го по 1960 год,
Павел Иванович Попов был бессменным Председателем учебно-
методической секции Центрального совета
Всесоюзного астрономо-геодезического
общества
(ВАГО).
П.И. Попов провёл очень ценную и трудоемкую работу, составляя учебные планы
и программы по астрономии для средних школ и педагогических институтов, а также
учебники и наглядные пособия, постоянно заботясь о пропаганде астрономических
знаний
.
Общительность, высокая культура и научная эрудиция снискали
Павлу Ивановичу
авторитет
и уважение со стороны коллег и позволили ему привлечь к работе в учебно-
методических секциях Центрального совета
и Московского отделения ВАГО известных
профессоров
и доцентов, учителей школ и лекторов Московского планетария.
Его деятельность во Всесоюзном астрономо-геодезического
общества
не ограничивалась учебно-методическими вопросами.
С 1939 году, с момента начала издания
"Бюллетеня ВАГО",
П.И. Попов являлся: ответственным редактором, с 1956 года - Главным редактором,
и до 1966 года - членом редакционной коллегии этого научного журнала.
Стремясь отразить
в журнале всю деятельность ВАГО,
Павел Иванович приложил
немало усилий
, чтобы придать журналу не узкоспециальный, а широкий профиль.
"Бюллетень ВАГО" получил значительную известность и распространение
в Советском Союзе и за рубежом.
В 1960 году,
П.И. Попову исполнилось 78 лет, состояние его здоровья ухудшилось, и он
не смог принять участия в работе III съезда Всесоюзного астрономо-геодезического
общества
(ВАГО).
Но всё же на съезде был зачитан его доклад, написанный совместно с профессором
 
Куницким Ростиславом Владимировичем "Современное состояние и перспективы
преподавания астрономии в средней школе"
.
За заслуги в развитии астрономического образования и за активную работу
во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе (ВАГО)
, III съезд избрал
Павла Ивановича Попова Почётным членом общества.
-
О научной и педагогической деятельности П.И. Попова:
В 1918-1927 годах, Павел Иванович Попов работал в Народном комиссариате просвещения
РСФСР
и одновременно преподавал в ряде высших учебных заведений Москвы.

С 1927 года, он являлся Заведующим Кафедрой физики Центрального института
повышения квалификации кадров народного образования.

С 1930 года, он начал работать по совместительству в Московском Государственном
педагогическом институте имени А.С. Бубнова
, куда в 1934 году перешёл на постоянную
работу
, и в течение двух лет,  
П.И. Попов являлся Деканом Физико-математического
факультета
в период его становления.

В 1933 году,
Попову Павлу Ивановичу было присвоено учёное звания Профессора.

Написанный в 1934 году, под его руководством коллективом авторов
"Курс астрономии"
послужил основанием
для присуждения П.И. Попову учёной степени Кандидата
физико-математических наук
.

В 1937 году, он стал Заведующим Кафедрой астрономии, созданной им, и которую
возглавлял
до 1958 года.ы

Историческая справка:
.....С 1941 года, Московский Государственный педагогический институт носил имя В.И. Ленина.
.....Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию № 543 от 1 августа 1990 года, Московский Государственный педагогический институт (МГПИ) имени В.И. Ленина был преобразован в Педагогический университет имени В.И. Ленина.
.....
Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический Государственный университет" было переименовано в Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический Государственный университет".

В 1938 году, он стал членом ВКП(б)/КПСС.

Павел Иванович трижды
(в 1936-1938-м, 1940-1941-м и 1942 годах) назначался на должность заместителем Директора Московского Государственного педагогического
института
по научной работе.
На этом посту его застала Великая Отечественная война.


В октябре 1941 года, Приказом Директора МГПИ имени В.И. Ленина, П.И. Попов возглавил
группу студентов института
, направленных в эвакуацию, в город Горно-Алтайск -
административный центр Ойротской Автономной области в составе Алтайского края
(с 1948 года - центр Горно-Алтайской Автономной области, ныне - столица Республики
Алтай
- прим.
).
В характеристике, данной ему Директором института
С.П. Котляровым было написано:
-

....."В исключительно тяжёлых условиях эвакуации, Павел Иванович достиг хорошей постановки учебного дела… сочетал строгость и требовательность с отеческой заботой о повседневных нуждах студенчества".

Почти сразу после возвращения из эвакуации, в июне 1942 года, Павел Иванович был
назначен Директором Московского Государственного педагогического института
имени В.И. Ленина
.
При нём коллектив начинает восстановление института, прежде всего происходит
переход
с трёхлетних на четырёхлетние учебные планы, пополняются опытными
работниками штаты кафедр
, большое внимание уделяется бытовым нуждам
сотрудников
и студентов.


В феврале 1943 года, Попов Павел Иванович был назначен Начальником научного отдела
Комитета
по Сталинским премиям. Но он не порывает связей с институтом, продолжает по
совместительству руководить Кафедрой астрономии.
Затем он возглавляет отдел педагогических высших учебных заведений во Всесоюзном
комитете
по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР, руководит
Научно-исследовательским институтом методов обучения Академии педагогических
наук РСФСР
.


В августе 1947 года, Павел Иванович возвратился на работу в МГПИ имени В.И. Ленина на должность профессора, Заведующего Кафедрой астрономии, которую занимал до 1958 года.
До 1963 года, он продолжал работать на Кафедре как профессор-консультант, после
чего ушёл
на заслуженный отдых.

П.И. Попова отличали высокий научный уровень проводимых им занятий, большая
внутренняя культура
, исключительное трудолюбие и добросовестность, чуткое
и уважительное отношение к коллегам и студентам.


Павел Иванович Попов прекрасно понимал общеобразовательное значение астрономии
для формирования мировоззрения и воспитания молодежи.
Если просмотреть научно-методические и научно-популярные журналы 1920-1940-х
годов
(например, "Математика и физика в школе", "Мироведение", "Физика в школе"
(членом редколлегии которого П.И. Попов являлся многие годы
- прим.), то можно
найти
в них немало статей, принадлежащих перу
П.И. Попова и посвящённых
совершенствованию преподавания астрономии
как самостоятельного школьного
учебного предмета
.
-

-
Павел Иванович был избран Председателем Учёного совета Московского планетария
и членом Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР и

П.И. Поповым (и в соавторстве) написан ряд книг и научно-методических пособий
по вопросам методики преподавания конструированию приборов, астрономии,
математики и физики в высшей и средней школе.
В числе его трудов:
-

-

-

(открыть ссылку) "Юный астроном" (Москва-Ленинград; Государственное издательство; 1926 г..)
 открыть ссылку

"Юный астроном"
(Москва-Ленинград; Государственное издательство; 1926 г..).

.....Настоящая книга представляет собой попытку дать школе пособие в рабочую библиотеку для уяснения основных вопросов начальной астрономии, предполагая некое руководство со стороны преподавателя.

-


 этого издания в сети нет

" Программы-минимум по повышению квалификации учительского персонала и их особенности"
(сборник "Физика, химия, математика, техника"; 1927 г..).

-


 этого издания в сети нет

"Состояние астрономических знаний в школе в связи с подготовкой к преподаванию астрономии на 10-м году обучения"
(журнал "Математика и физика"; № 1; 1934 г..).

-


 этого издания в сети нет

"История взглядов на строение и происхождение Вселенной"
(в соавторстве с К.Л. Баевым и А.Ф. Ларионовым; г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1937 г..).

-


 этого издания в сети нет

"Введение астрономии в среднюю школу и работа МОВАГО"
(журнал "Мироведение"; № 5; 1937 г..).

-


 этого издания в сети нет

"Преподавание астрономии в советской средней школе"
(журнал "Физика в школе"; № 5; 1947 г.).

-

(скачать, распаковать "архив" и  читать) К.Л. Баев, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Р.В. Куницкий, П.И. Попов. "Астрономия" (учебник для физико-математических факультетов педагогических институтов. Под общей редакцией П.И. Попова; г. Москва; Учпедгиз; 1940 г..)
 скачать, распаковать
 "архив" и  читать

"Астрономия"
(учебник для физико-математических факультетов педагогических институтов. Под общей редакцией П.И. Попова; в соавторстве с К.Л. Баевым, Б.А. Воронцовым-Вельяминовым и Р.В. Куницким; г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1940 г..).

.....Астрономия - одна из наук о природе, изучающая те области ее, которые находятся за пределами нашей Земли, и самую Землю как небесное тело. Слово «астрономия» происходит от греческих слов: «астрон» - светило и «номос» - закон. Астрономию коротко определяют как науку о небесных светилах. Главнейшей задачей астрономии в прежнее время и было изучение движения небесных тел и законов, управляющих этим движением; в настоящее же время астрономия помимо этого исследует природу, строение, физическое состояние и химический состав небесных светил, а также их эволюцию. В современном ее состоянии астрономия тесно связана с физическими науками как по своим методам, поскольку астрономы используют фотографию, спектральный анализ, фотометрию и пр., так и по постановке задач, поскольку на Солнце, звездах и туманностях исследуется вещество при таких температурах и давлениях, которые оставляют далеко за собой все то, чем располагают физики в своих лабораториях. Этим уже определяется ее роль среди физических наук.
.....Этот учебник, выдержавший к 1967 году пять переизданий, до сих пор является основным пособием для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов.

-

(скачать, распаковать "архив" и  читать) П.И. Попов. "Общедоступная практическая астрономия" (Москва-Ленинград; ОГИЗ; Гостехиздат; 1946 г..)
 скачать, распаковать
 "архив" и  читать

"Общедоступная практическая астрономия"
(Москва-Ленинград; ОГИЗ; Государственное издательство технической литературы; 1946 г..).

.....В практической деятельности человека немаловажное значение издавна имели вопросы ориентировки, связанные с перемещением по Земле, определением времени и пр. Попадая в незнакомую местность, человек видел ночью на небе все те же светила, и они служили ему путеводителем или указателем времени. Если в прежние времена небо было единственным путеводителем, то теперь оно также является единственным источником различных способов определения пунктов на Земле, проверки часов, составления точных карт и др.
.....Опыт Великой Отечественной войны показал, насколько важно широкое знакомство с простейшими способами ориентировки и определения времени по небесным светилам. Знакомство со звездным небом помогает разведчикам находить правильный путь. Знать точно направление нужно и артиллеристу.
.....В особенности большую помощь оказывает небо с его постоянно блистающими ориентирами - звездами нашим славным летчикам в их дальних ночных перелетах, зачастую протекающих над облаками.
.....Способы точного определения положений звезд, определения времени, широты и долготы места на Земле и пр. - все это составляет задачу практической астрономии. Помимо самой астрономии - науки, изучающей небесные светила, - практическая астрономия находит применение в геодезии, изучающей нашу Землю, в составлении точных карт земной поверхности, в мореходном деле, а в последнее время и в авиации.
.....Практическая астрономия в настоящее время представляет собой глубоко разработанную отрасль астрономии с весьма точными; математически обоснованными, специальными методами. Они изучаются и применяются специалистами, которые производят точные измерения и вычисления.
.....Настоящая книга имеет в виду не специалистов, а широкий круг лиц, практически нуждающихся в астрономических способах ориентировки, - -от бойцов-разведчиков до офицеров всех частей Красной Армии. Поэтому здесь даются только элементы практической астрономии, излагаются доступные всем приближенные способы ориентировки, основанные на хорошем знакомстве со звездным небом, наблюдаемым простым глазом. Затем даются сведения о более точном определении положения небесных светил, времени и места на Земле. В книге также отводится место наиболее распространенному в мореплавании и авиации так наливаемому методу Сомнера для сравнительно простого и быстрого определения места корабля или самолета. Всякие, даже самые простые способы могут быть хорошо усвоены и правильно применяемы только в случае, если понятны те явления, которые при этом наблюдаются. Поэтому в книге уделено достаточное внимание объяснению самих астрономических явлений, связанных с практикой наблюдений и измерений, и необходимым сведениям из так называемой сферической астрономии.
.....Книге дано название "Практическая астрономия", так как в ней совсем не рассматриваются законы движения небесных тел в пространстве, строение Вселенной, природа небесных тел и их развитие. Эти сведения читатели найдут в других книгах по астрономии, посвященных этим вопросам.

-

(скачать, распаковать "архив" и  читать) Н.Я. Бугослався, К.И. Попов. "Практикум по астрономии в педагогических институтах" (г. Москва; Учпедгиз; 1947 г..)
 скачать, распаковать
 "архив" и  читать

"Практикум по астрономии в педагогических институтах"
(в соавторстве с Н.Я. Бугославской; г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1947 г..).

.....Настоящее руководство появилось в результате опыта проведения практических занятий по астрономии в течение ряда лет кафедрой астрономии Московского государственного педагогического института имение В.И. Ленина под руководством заведующего кафедрой Профессора П.И. Попова.
.....Практические занятия по астрономии, ведущиеся в педагогическом институте параллельно с лекционным курсом, не только служат лучшему пониманию и усвоению этого курса путем решения задач, работы с моделями и пр., но имеют свои самостоятельные задачи: вооружить студентов знакомством с небом и умением производить доступные наблюдения; познакомить их с астрономическими справочниками, картами, таблицами, астрономической трубой, некоторыми измерительными инструментами так, чтобы они умели самостоятельно ими пользоваться, и дать понятие об основных методах астрономических исследований.
.....Содержание практических занятий не может и не должно охватывать все части курса в одинаковой мере. Целесообразно выделить те вопросы, которые или представляют наибольшие трудности для понимания (и в то же время требуют того, чтобы студенты их хорошо усвоили), или необходимы для приобретения студентами определенных приемов и навыков наблюдений, умения обращаться с инструментами, приборами.
.....Знакомство с небом и астрономическая ориентировка имеют большое практическое значение. И будущий преподаватель астрономии должен сам овладевать ими, чтобы дать необходимые знания нашей молодежи, у которой в огромном большинстве все астрономическое образование ограничивается средней школой.
.....Весь практикум, рассчитанный на 35 часов, проводится как в астрономическом кабинете (там же проводятся и лабораторные занятия), так и на астрономической обсерватории или на вышке, где студенты, помимо работы с преподавателем, должны провести самостоятельные наблюдения по установленной программе. Решение отдельных задач и примеров сведено к минимуму и поставлено в связь с лабораторными работами. Для решения числовых задач может быть также использован изданный ранее сборник задач по астрономии
Б.А. Воронцова-Вельяминова , как при упражнениях, так и в самостоятельной работе студентов.
.....
Каждый студент, прошедший курс астрономии в педагогическом институте, должен быть методически подготовлен к преподаванию астрономии в школе. Поэтому, помимо практических занятий по курсу астрономии, мы помещаем в конце книги описание ряда работ, имеющих в виду вооружить учителя умением изготовить своими руками или с привлечением к этому учащихся пособия и модели для преподавания астрономии в школе. Пользуясь этими пособиями, учитель может значительно оживить преподавание, поднять интерес к астрономии среди учащихся и облегчить свою работу в школе.

-


 этого издания в сети нет

"Школьный телескоп Д.Д. максутова"
(журнал "Физика в школе"; № 5; 1947 г.).

-


 этого издания в сети нет

"Преподавание астрономии в советской средней школе"
(журнал "Физика в школе"; № 5; 1947 г.).

-


 этого издания в сети нет

"Идейно-политическое воспитание при обучении астрономии в школе"
(журнал "Физика в школе"; № 1; 1949 г.).

-

(открыть ссылку) К.И. Попов. "Солнце и Земля" (г. Москва; Издательство Всесоюзного общества "Знание"; 1951 г..)
 открыть ссылку

"Солнце и Земля"
(г. Москва; Издательство Всесоюзного общества "Знание"; 1951 г..).

.....Все мы хорошо чувствуем, какое исключительное значение имеет Солнце для всех нас и для всей жизни на Земле. Все мы радуемся наступлению весны, когда Солнце поднимается все выше, все больше светит и греет. Больше тепла несут с собой солнечные лучи и оживляют всю природу. Распускаются сады, зеленеют посевы, развертываются полным ходом сельскохозяйственные работы.
Эту зависимость всего окружающего от Солнца чувствовал человек и в далекие времена. Но для него, ничего не знавшего о Солнце, не понимавшего, как все это происходит в природе, само Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом, богом, который может человека или облагодетельствовать или уничтожить. Отсюда возникали всевозможные религиозные обряды для умилостивления бога.
.....Эти обряды и верования в той или иной форме дошли и до настоящего времени. Знают ли те, которые еще слепо верят религии, соблюдают ее обряды, что они повторяют, в сущности, различные суеверия первобытных людей.

-


 этого издания в сети нет

"Астрономия"
(г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1953 г..).

..........Этот учебник, в отличии от издания с аналогичным названием, является основным пособием для студентов географических факультетов педагогических институтов.

-


 этого издания в сети нет

"Наблюдения перед началом курса астрономии в 10-м классе"
(журнал "Физика в школе"; № 3; 1954 г.).

-


 этого издания в сети нет

"Шкалы измерительных приборов для начальной и средней школы"
(в соавторстве с П.А. Карасёвым; г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1954 г..).

-


 этого издания в сети нет

"Таблицы по астрономии"
(г. Москва; Государственное учебно-педагогическое издательство; 1959 г..).

-

-
Награды
:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1949 года
, "За выслугу лет
и безупречную работу"
, Профессор Московского Государственного института имени
В.И. Ленина
Попов Павел Иванович был награждён орденом Ленина
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1956 года, "В связи
с пятидесятилетием первой русской революции 1905-1907 годов
, за активное
участие в революционном движении"
, Попов Павел Иванович был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.

Попов Павел Иванович был также награждён ещё одним орденом
Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

Приказами Министра просвещения РСФСР
,
за заслуги в области образования, и за
большой вклад в научную и педагогическую деятельность
, Профессор Московского
Государственного института имени В.И. Ленина
Попов Павел Иванович был награждён

Почётным знаком "Отличник народного просвещения" и медалью К.Д. Ушинского.
-

 

-

 

-
Выдающийся деятель педагогического образования и учёный в области
астрономии
Павел Иванович Попов
скончался 24 марта
1969 год
а.
-
Статья-некролог
"Люди науки
.
Павел Иванович Попов"

(автор - М.М. Дагаев;
журнал "Земля и Вселенная";
№ 4 (июль-август); 1969 год):

-
(открыть ссылку для прочтения некролога) Статья-некролог "Люди науки. Павел Иванович Попов" (автор - М.М. Дагаев; журнал "Земля и Вселенная"; № 4 (июль-август); 1969 год)
 открыть ссылку для прочтения некролога
-
Урна с его прахом захоронена в Москве в колумбарии
Новодевичьего кладбища
(новая территория, секция № 132,
ряд
24, ниша № 3).
-
(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (новая территория, колумбарий, секция № 132, ряд № 24, ниша № 3). Место захоронения урн с прахом П.И. Попова, его супруги и дочери (февраль 2010 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

--
При создании страницы использованы:
материалы статьи
"Памяти Павла Ивановича Попова"
(официальный сайт Московского
Государственного педагогического
университета)
:

--
(открыть ссылку) "Памяти Павла Ивановича Попова" (официальный сайт Московского Государственного педагогического университета)
 открыть ссылку
--
материалы статьи
"Из воспоминаний Павла Ивановича Попова.
Университетские годы"
.
(К 75-летию Физфака)

(официальный сайт Физического факультета
Московского Государственного университета
имени М.В. Ломоносова)
:
--


(открыть ссылку) "Из воспоминаний Павла Ивановича Попова. Университетские годы"; часть первая (К 75-летию Физфака) (газета "Советский физик"; № 5 (65); сентябрь 2008 года; официальный сайт Физического факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова)(открыть ссылку) "Из воспоминаний Павла Ивановича Попова. Университетские годы"; часть первая (К 75-летию Физфака) (газета "Советский физик"; № 7 (67); октябрь 2008 года; официальный сайт Физического факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова)

--
материалы газет:
"Вечерняя Москва" (12 декабря 1953 года; № 292 (9114));
"Вечерняя Москва" (7 августа 1956 года; № 186 (9934));
"Вечерняя Москва" (1 марта 1957 года; № 51 (10.107));
--
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
статья
"В гостях у героев фильма"
(об истории создания документального
репортажного фильма "О Москве и москвичах")

(автор - В. Всеволодов; газета "Вечерняя Москва";
1 марта 1957 года; № 51 (10.107)):
--
(открыть ссылку) "В гостях у героев фильма" (об истории создания документального репортажного фильма "О Москве и москвичах) (автор - В. Всеволодов; газета "Вечерняя Москва"; 1 марта 1957 года; № 51 (10.107))
 открыть ссылку
--

документальный
репортажный фильм

"О Москве и москвичах"

(г. Москва; Центральная студия
документальных фильмов; 1956 год):
-
(открыть ссылку) Документальный репортажный фильм "О Москве и москвичах" (г. Москва; Центральная студия документальных фильмов; 1956 год)
 открыть ссылку

-