Родился
21 мая 1941 года
в городе Краснокутск,
Харьковской области,
Украинской ССР.
После окончания в 1958
году
Краснокутской средней школы,
поступил
в Авиационное инженерное
училище, но учиться не
стал и забрал документы.
В 1958 - 1959 годах
работал в садоводстве.
В 1959 году
поступил в Кременчугское
Высшее военное авиационное училище.
После его
расформирования в
том же году
был переведен в
Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков,
которое окончил в 1964
году.
С 1964-го
по 1970 год
служил в различных частях
ВВС Туркестанского военного
округа.
В 1970 году
вышел в запас в звании
капитана ВВС.
За время работы освоил
87 типов
и модификаций самолетов.
Имел налет на самолетах
- 3574 часов 22 минуты,
в том числе в
испытательных полетах -
1979
часов 36 минут.
В 1971 году
успешно окончил Школу
лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института
Министерства авиационной
промышленности СССР,
затем работал
летчиком-испытателем ЛИИ.
Летал на самолетах
истребительного,
бомбардировочного
и
транспортного типов.
Проводил работы,
связанные с расширением
ограничений и
улучшением характеристик боевых
истребителей,
прочностными
и
аэродинамическими
исследованиями, а также
доводкой серийных
и модифицированных
силовых установок и экспериментального оборудования.
Космическая подготовка:
12
июля 1977 года приказом
№630
начальника
ЛИИ зачислен
в группу специальной
подготовки по
программе «Буран».
3 августа 1978 года
получил положительное
заключение Главной медицинской комиссии.
1 февраля 1979 года
приказом №34
Министра авиационной промышленности
СССР
зачислен в
головную группу для подготовки
по теме 11Ф35
(«Буран»).
С апреля 1979-го
по декабрь 1980 года
проходил
общекосмическую
подготовку
в
ЦПК имени Ю.А. Гагарина
методом сборов.
30 июля 1980 года
решением ГМВК
рекомендован для
зачисления
в группу
космонавтов-исследователей.
26 сентября 1980 года
приказом Министра
авиационной промышленности
СССР№345
включен в состав
отряда
космонавтов-исследователей
(без указания названия
отряда).
10 августа 1981 года
приказом №26
начальника ЛИИ
был зачислен в созданный в
ЛИИ МАП
отряд
космонавтов-испытателей.
12 февраля 1982 года
после сдачи всех зачетов по
общекосмической подготовке
решением
МВКК
присвоена квалификация
«космонавт-испытатель».
С сентября 1982-го
по
май 1983 года
проходил подготовку к
полету в составе
дублирующего экипажа
с
Владимиром Васютиным
и
Виктором Савиных.
Был выведен из экипажа
в связи с изменением
программы полетов на
ДОС «Салют-7».
С декабря 1983 года
на базе ЛИИ
проходил подготовку
к космическому полету
на МТКК «Буран»,
во время которой
отрабатывал системы ручного управления
и
автоматической посадки
на самолете-лаборатории
Ту-154 и
самолете МиГ-25,
оснащенных системами управления
«Бурана».
По планам МАП
и ЛИИ
А.С. Левченко
должен был стать
командиром дублирующего экипажа
для первого космического
полета МТКК «Буран»
вместе вместе с
Александром Щукиным.
Проходил подготовку
в качестве командира
экипажа вместе с
Геннадием Стрекаловым.
Выполнил
две рулежки
по
взлётно-посадочной полосе
в качестве командира
и второго пилота
и
четыре полета
на специальном
экземпляре корабля «Буран»
для горизонтально-летных
испытаний ОК-ГЛИ
(самолет-аналог БТС-02)
в качестве командира
экипажа:
-
26.04.1986
-
6-я рулежка БТС-02 по ВПП
(командир).
- 29.03.1987
- 7-я рулежка БТС-02 по
ВПП с испытаниями тормозной системы
(второй пилот).
Полеты:
- 20.06. 1986
- 5-й
полет БТС-02
(командир).
- 28.06. 1986
- 6-й
полет БТС-02
(командир).
- 29.12. 1986
- 9-й
полет БТС-02
(командир).
- 21.05. 1987
-
12-й
полет БТС-02
(командир).
В феврале 1987 года
был назначен
Заместителем Начальника Отраслевого комплекса подготовки
космонавтов-испытателей
(ОКПКИ).
С 1 марта 1987 года
проходил
подготовку к
кратковременному полету
в составе группы.
С 11 мая 1987 года
проходил
непосредственную подготовку
к полету
на орбитальном комплексе
«Мир» в качестве
космонавта-исследователя
основного экипажа (вместе с
Владимиром
Титовым и
Мусой Манаровым)
для краткосрочного
полета.
Первый и последний в
своей жизни полёт в космос
Анатолий
Семёнович
осуществил с 21 по 29
декабря 1987 года в
качестве
космонавта-исследователя
на кораблях «Союз
ТМ-4»
(старт с
Владимиром Титовым
и Мусой Манаровым),
«Союз ТМ-3»
(посадка с
Юрием Романенко
и
Александром
Александровым)
и орбитальном комплексе
«Мир».
Позывные:
«Океан-3»
(при старте),
«Таймыр-3»
(при посадке).
В ходе полета
проводил эксперимент по
исследованию возможности управления МТКК
«Буран»
в период
острой адаптации
к
невесомости на
специальном стенде,
размещённом в бытовом
отсеке корабля «Союз
ТМ-4».
Продолжительность полета
составила
07
суток 21
час 58
минут 12
секунд.
29 декабря
1987 года сразу
после возвращения
на Землю
провел эксперимент с
целью оценки реакции пилота
при управлении МТКК
«Буран» после
воздействия
факторов космического полета.
На самолетах Ту-154
и МиГ-25,
оборудованных системами
управления «Бурана»,
выполнил самостоятельные полеты до
Москвы
и обратно на Байконур.
Классность:
Анатолий Семёнович Левченко
- Летчик-испытатель 1-го
класса (с
1979 года).
Награды:
За
мужество и героизм проявленные во время космического полёта
указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 29 декабря 1987 года
А.С. Левченко
присвоено звание Героя
Советского Союза и он
был награжден медалью
«Золотая Звезда» и
орденом Ленина.
За
испытания авиационной техники,
указом Президиума
Верховного Совета СССР,
в 1986 году
ему было присвоено почётное
звание
- «Заслуженный
летчик-испытатель СССР».
|