-
 


Заслуженный лётчик-испытатель СССР,

космонавт-испытатель,
Заместитель Начальника
 ОКПКИ ЛИИ имени М.М. Громова,
Подполковник ВВС запаса

Опыта космических полётов не имел

 
-
-
     
 


Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе (Литва).

В армии с
1962 года.
В
1966 году окончил Черниговское Высшее Военно-авиационное училище лётчиков.

Служил в
строевых частях ВВС.
Участник
боевых действий в Египте с марта 1971-го по апрель 1972 года.

В
1973 году в звании майор ВВС уволился в запас.
В
последствии ему было присвоено звание
подполковник ВВС запаса.

В
1975 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР.
С
1975 года работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре ЛИИ МАП.
Выполнял
испытательные полеты высшей степени сложности.
Участвовал в испытаниях самолёта
МиГ-29 на штопор.
За время работы освоил
57 типов летательных аппаратов.

Космическая подготовка:
По программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил
отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолётах
Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащённых системой управления «Бурана».

12 июля 1977 года приказом 630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран».
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт Римантас Станкявичус
19 января 1979 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии.
 
1 февраля 1979 года приказом 34 Министерства авиационной промышленности
 зачислен в
головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).

С
апреля 1979-го по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку
в
ЦПК имени Ю.А. Гагарина методом сборов.

30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу
космонавтов-исследователей.


26 сентября 1980 года приказом Министра общего машиностроения СССР 345
включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда).

10 августа 1981 года приказом 26 начальника ЛИИ был зачислен
в созданный в
ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей.

12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С
сентября 1982-го по май 1983 года готовился к космическому полету в
составе резервного экипажа с
Александром Викторенко и Виталием Севастьяновым.
Был
выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов
на
долговременную орбитальную станцию «Салют-7».

С
сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету
на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

По планам
МАП и ЛИИ Римантас Станкявичюс должен был стать вторым пилотом основного экипажа первого космического полета МТКК «Буран» вместе с Игорем Волком.

Игорь Волк и Римантас Станкявичюс - первый предполагаемый экипаж "Бурана"

Однако по планам
НПО «Энергия» он проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с Александром Баландиным, а с 1988 года - вместе с Виктором Заболотским.
 
Выполнил шесть рулежек по взлётно-посадочной полосе и четырнадцать полетов  на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ
(самолет-аналог БТС-02) в качестве командира экипажа и второго пилота:

-
29.12. 1984 - 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (второй пилот).
-
02.08. 1985 - 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (второй пилот).
-
10.05. 1985 - 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (второй пилот).
-
15.10. 1985 - 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (второй пилот).
-
15.11. 1985 - 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (второй пилот).
-
28.12. 1989 - 9-я, последняя рулежка БТС-02 по ВПП (командир).

Полеты:
-
10.10. 1985 - 1-й полет БТС-02, высота подъема - 1.5 км,
скорость - до
480 км/ч (второй пилот).
-
03.01. 1986 - 2-й полет БТС-02  (второй пилот).
-
27.05. 1986 - 3-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
11.06. 1986 - 4-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
10.12. 1986 - 7-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
23.12. 1986 - 8-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
16.02. 1987 - 10-й полет БТС-02,
первая полностью автоматическая посадка (второй пилот).
-
25.02. 1987 - 11-й полет БТС-02 (командир).
-
25.06. 1987 - 13-й полет БТС-02 (командир).
-
16.01. 1988 - 16-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
04.03. 1988 - 19-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
02.04. 1988 - 23-й полет БТС-02 (командир).
-
08.04. 1988 - 24-й полет БТС-02 (второй пилот).
-
15.04. 1988 - 25-й, последний полет БТС-02 (второй пилот).

В
феврале 1987 года был назначен Командиром отряда космонавтов ЛИИ.
В
августе 1988 года, после смерти Анатолия Левченко, стал Заместителем начальника Отраслевого Комплекса Подготовки космонавтов-испытателей.

С
февраля 1989 года готовился в составе экипажа по программе экспедиции посещения
орбитального комплекса «Мир» вместе с Виктором Афанасьевым
и
Виталием Севастьяновым.

Виктор Афанасьев, Виталий Севастьянов и Римас Станкявичюс

Однако из-за изменения планов
эксплуатации станции «Мир» в сентябре 1989 года
временно
приостановил подготовку к полету
(впоследствии подготовка так и
не была возобновлена).

===

В
1990 году летчики-испытатели ЛИИ космонавты Сергей Тресвятский
и
Римантас Станкявичюс на двух самолётах Су-27 были приглашены участвовать
в ежегодном
празднике авиации в Эверетте (США).
Вскоре после
возвращения из США Станкявичюс отправился в Италию,
 где должно было состояться
аэрошоу на аэродроме "Дж.Каррер" вблизи г.
Сальгареда.
Главным пилотом для проведения показательных полётов был назначен
Заслуженый лётчик-испытатель СССР Леонид Лобас.
Он прилетел в
Италию перед основной делегацией ЛИИ и обратился
с просьбой
сделать облет района полётов.
Итальянцы согласились, но тот полёт 9 августа 1990 г
ода закончился трагически:
Лобас и итальянский пилот Марио Феррари потерпели катастрофу.
К счастью Л.Д. Лобас остался жив, но получил сильнейшие травмы и надолго попал в больницу.
На смену
Леониду Дмитриевичу и был назначен Станкявичус...

Классность
:
Римантас Станкявичюс - Летчик-испытатель 1-го класса 1982 года).

Н
аграды:
Р. Станкявичюс - Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10. 1989).
Был награжден орденом Красной Звезды
(
27.06. 1972, за боевые действия в Египте) и четырьмя медалями.
 

 
-
 


К сожалению, демонстрационный полет на Су-27 с бортовым номером 14 в Италии
9 сентября 1990 года стал последним в биографии Римантаса Станкявичюса.

При
выполнении вертикальной фигуры пилотажа был выполнен ввод в петлю на высоте, несколько меньшей расчетной.
Выходя из
петли, он почти выровнял самолет, однако справиться с возникшей просадкой машины по высоте уже не смог.
 


Гибель Р. Станкявичуса

Гибель Римантаса Станкявичюса.avi
288x212, 1.07Mb, 8.24 сек. видео
 

Практически плашмя самолет коснулся земли.
Произошел взрыв, унесший жизнь
пилота и оказавшегося на месте падения члена службы охраны оргкомитета авиашоу Сильвио Моретто.

Один из лучших лётчиков-испытателей нашей страны, космонавт
Римантас-Анатанас Антано Станкявичюс п
охоронен в городе Каунас (Литва),
на Военном Мемориальном кладбище.


(увеличить фото) Республика Литва, г. Каунас, Военное Мемориальное кладбище. Могила Р.-А.А. Станкявичюса (pic. 1, photo by Tocekas, site http://ru.wikipedia.org) (увеличить фото) Республика Литва, г. Каунас, Военное Мемориальное кладбище. Могила Р.-А.А. Станкявичюса (pic. 2, photo by Tocekas, site http://ru.wikipedia.org)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вами фотоссылке)

В городе Жуковский, Московской области,
на Быковском Мемориальном кладбище рядом с могилами своих друзей и коллег по "Бурановскому" отряду Станкявичюсу установлен Памятный знак (кенотаф).

(увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Быковское Мемориальное кладбище. Памятный знак Р.-А.А. Станкявичюсу (Фото Сергея Бабаина, сайт http://www.testpilot.ru/) (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Быковское Мемориальное кладбище. Памятный знак Р.-А.А. Станкявичюсу (Фото автора сайта, июль 2009 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы следующих
web-ресурсов:

www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах "Новости космонавтики"

Космическая энциклопедия "ASTROnote" "Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики

Сайт "Испытатели"
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Андрею Симонову - автору сайтов
"Герои страны" и "Испытатели"
за помощь в поиске захоронений
Деятелей Отечественной космонавтики!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов