|
|
|
|
|
Родился
26
июля 1944 года в городе
Мариямполе (Литва).
В армии с 1962
года.
В 1966
году окончил
Черниговское
Высшее Военно-авиационное училище лётчиков.
Служил в строевых частях
ВВС.
Участник боевых действий
в Египте
с
марта
1971-го
по апрель
1972 года.
В 1973 году
в звании майор ВВС
уволился в запас.
В последствии ему было присвоено звание
подполковник ВВС запаса.
В 1975 году
окончил
Школу летчиков-испытателей
Летно-исследовательского института
Министерства авиационной
промышленности СССР.
С 1975 года
работал
летчиком-испытателем в
Летно-испытательном
центре ЛИИ МАП.
Выполнял испытательные
полеты высшей степени сложности.
Участвовал в испытаниях самолёта
МиГ-29
на штопор.
За время работы освоил
57 типов летательных
аппаратов.
Космическая подготовка:
По
программе подготовки
к
космическому полету
на МТКК
«Буран»
проводил
отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на
самолётах
Ту-154ЛЛ
и
МиГ-25ЛЛ,
оснащённых системой управления
«Бурана».
12 июля 1977 года
приказом №
630 начальника
ЛИИ
зачислен в группу
специальной подготовки по программе «Буран».
19 января 1979 года
получил положительное заключение
Главной медицинской комиссии.
1 февраля 1979 года
приказом
№ 34
Министерства авиационной
промышленности
зачислен в головную
группу для
подготовки
по теме
11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979-го
по декабрь 1980 года
проходил общекосмическую
подготовку
в ЦПК имени
Ю.А.
Гагарина методом
сборов.
30 июля 1980 года
решением ГМВК
рекомендован для
зачисления в
группу
космонавтов-исследователей.
26 сентября 1980 года
приказом
Министра общего машиностроения СССР
№
345
включен в состав
отряда
космонавтов-исследователей
(без
указания названия отряда).
10 августа 1981 года
приказом №
26 начальника
ЛИИ
был зачислен
в созданный в ЛИИ МАП
отряд
космонавтов-испытателей.
12 февраля 1982 года
после сдачи всех зачетов
по общекосмической
подготовке решением
МВКК
присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С сентября 1982-го
по май 1983 года
готовился к космическому
полету в
составе резервного экипажа с
Александром
Викторенко и
Виталием Севастьяновым.
Был выведен из экипажа
в связи с изменением
программы полетов
на
долговременную орбитальную станцию
«Салют-7».
С сентября 1984 года
по программе подготовки
к космическому полету
на
МТКК «Буран»
проводил отработку
систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях
Ту-154 и
МиГ-25,
оснащенных системой
управления «Бурана».
По планам МАП
и ЛИИ
Римантас Станкявичюс
должен был стать
вторым пилотом основного
экипажа первого космического полета МТКК «Буран»
вместе с
Игорем Волком.
Однако по планам НПО
«Энергия» он
проходил подготовку в
качестве командира экипажа
вместе с
Александром Баландиным,
а с 1988 года
- вместе с
Виктором Заболотским.
Выполнил
шесть рулежек по
взлётно-посадочной полосе
и четырнадцать полетов
на специальном экземпляре
корабля «Буран»
для горизонтально-летных
испытаний ОК-ГЛИ
(самолет-аналог
БТС-02)
в качестве командира
экипажа и
второго пилота:
- 29.12.
1984 -
1-я рулежка
БТС-02
по ВПП,
достигнута скорость 45
км/час (второй пилот).
- 02.08.
1985 -
2-я
рулежка БТС-02
по ВПП,
достигнута скорость 200
км/час (второй пилот).
- 10.05.
1985 -
3-я
рулежка БТС-02
по ВПП,
достигнута скорость 270
км/час (второй пилот).
- 15.10.
1985 -
4-я рулежка
БТС-02
по ВПП,
достигнута скорость 300
км/час (второй пилот).
- 15.11.
1985 -
5-я
рулежка БТС-02
по ВПП,
достигнута скорость 170
км/час (второй пилот).
- 28.12.
1989 -
9-я, последняя рулежка
БТС-02
по ВПП
(командир).
Полеты:
-
10.10.
1985 -
1-й
полет БТС-02,
высота подъема - 1.5 км,
скорость - до 480 км/ч
(второй пилот).
- 03.01.
1986 -
2-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 27.05.
1986
- 3-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 11.06.
1986 -
4-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 10.12.
1986 -
7-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 23.12.
1986 -
8-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 16.02.
1987 -
10-й
полет БТС-02,
первая полностью автоматическая посадка (второй пилот).
- 25.02.
1987 -
11-й полет
БТС-02
(командир).
- 25.06.
1987 -
13-й
полет БТС-02
(командир).
- 16.01.
1988 -
16-й
полет БТС-02
(второй пилот).
- 04.03.
1988 -
19-й полет
БТС-02 (второй пилот).
- 02.04.
1988 - 23-й полет
БТС-02
(командир).
- 08.04.
1988 - 24-й полет
БТС-02
(второй пилот).
- 15.04.
1988 -
25-й,
последний полет БТС-02
(второй пилот).
В феврале 1987 года
был назначен
Командиром отряда космонавтов ЛИИ.
В августе 1988 года,
после смерти
Анатолия Левченко,
стал Заместителем
начальника Отраслевого Комплекса
Подготовки космонавтов-испытателей.
С февраля 1989 года
готовился в составе
экипажа по программе
экспедиции посещения
орбитального
комплекса «Мир»
вместе с
Виктором
Афанасьевым
и
Виталием Севастьяновым.
Однако из-за изменения планов
эксплуатации станции «Мир»
в сентябре 1989 года
временно приостановил
подготовку к
полету
(впоследствии подготовка так и
не была возобновлена).
===
В 1990
году
летчики-испытатели ЛИИ
космонавты
Сергей
Тресвятский
и
Римантас Станкявичюс
на двух
самолётах
Су-27
были приглашены участвовать
в ежегодном празднике
авиации в
Эверетте
(США).
Вскоре после возвращения
из
США
Станкявичюс
отправился в Италию,
где должно было состояться
аэрошоу на аэродроме
"Дж.Каррер" вблизи
г.
Сальгареда.
Главным пилотом
для проведения показательных полётов был назначен
Заслуженый
лётчик-испытатель СССР
Леонид Лобас.
Он прилетел в Италию
перед основной
делегацией ЛИИ и
обратился
с просьбой
сделать
облет района
полётов.
Итальянцы
согласились, но тот полёт
9 августа 1990 года
закончился трагически:
Лобас
и итальянский пилот
Марио Феррари
потерпели катастрофу.
К
счастью
Л.Д. Лобас остался
жив, но получил
сильнейшие травмы и
надолго попал
в больницу.
На смену
Леониду
Дмитриевичу
и был назначен
Станкявичус...
Классность:
Римантас Станкявичюс
- Летчик-испытатель 1-го
класса (с
1982 года).
Награды:
Р. Станкявичюс -
Заслуженный
летчик-испытатель СССР (04.10.
1989).
Был награжден
орденом
Красной Звезды
(27.06.
1972,
за боевые действия в
Египте)
и четырьмя
медалями.
|
|
|
- |
|
К
сожалению,
демонстрационный полет
на
Су-27
с бортовым номером
14
в
Италии
9
сентября 1990 года
стал последним в биографии
Римантаса Станкявичюса.
При
выполнении вертикальной фигуры пилотажа
был выполнен ввод в петлю на высоте, несколько
меньшей
расчетной.
Выходя из
петли,
он почти
выровнял самолет,
однако справиться с возникшей
просадкой машины
по высоте
уже не смог.
Практически
плашмя
самолет
коснулся
земли.
Произошел взрыв, унесший жизнь
пилота
и оказавшегося на месте падения
члена службы охраны оргкомитета
авиашоу
Сильвио Моретто.
Один
из лучших
лётчиков-испытателей нашей страны,
космонавт
Римантас-Анатанас Антано Станкявичюс
похоронен
в городе Каунас
(Литва),
на
Военном Мемориальном
кладбище.
(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вами фотоссылке)
В городе
Жуковский,
Московской области,
на
Быковском Мемориальном кладбище
рядом с могилами своих друзей и коллег по
"Бурановскому" отряду
Станкявичюсу
установлен Памятный знак (кенотаф).
(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вами фотоссылке)
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
Низкий поклон и Большое Спасибо
Андрею Симонову
- автору сайтов
"Герои страны"
и
"Испытатели"
за помощь в поиске захоронений
Деятелей Отечественной космонавтики!
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")
|
|
|
|
|
- |
|
|
|