-
 


.
.


Ведущий конструктор предприятий
авиационной промышленности СССР
;
заместитель Главного конструктора
,
Ведущий конструктор завода № 918
Министерства авиационной
промышленности СССР
(Научно-производственного
предприятия "Звезда")
;
один из создателей систем
жизнеобеспечения
, а также скафандров
лётчиков и космонавтов
;
писатель
, популяризатор науки,
историк космонавтики
и ракетно-космической техники


.
.

 
-
-
     
 


Семён Петрович Уманский родился 26 апреля (9 мая) 1909 года в Москве.

В 1926 году он окончил воздухоплавательную школу, в 1932 году - Гидросиловое отделение Московского политехникума, по окончании которого он работал на предприятии "Дирижабльстрой" технической частью которого руководил
всемирно известный итальянский конструктор
Умберто Нобиле
.

В 1935 году С.П. Уманский окончил Факультет самолётостроения
Московского авиационного института
(до 1992 года - Московский Авиационный
институт имени Серго Орджоникидзе
, ныне - Московский Авиационный институт
(Национальный исследовательский университет, МАИ)).

По окончании института он работал в Центральном Аэрогидродинамическом
институте имени Профессора Н.Е. Жуковского
в должности Начальника бригады
по разработке фюзеляжей в Конструкторском бюро
Владимира Михайловича Петлякова, затем (до 1939 года) - в должности Начальника бригады вооружения
в Конструкторском бюро
Виктора Николаевича Беляева, где он принимал
участие
в создании планеров БП-2 и БП-3
(самолётов-"бесхвосток").

В 1939 году по предложению
Семёна Алексеевича Лавочкина Семён Петрович Уманский перешёл в организованное им ОКБ-21 на должность
Начальника бригады центроплана
.
С.П. Уманский активно участвовал во внедрении в серию самолёта ЛаГГ-3
конструкции
С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова.

Затем
Семён Петрович работал Ведущим конструктором по самолёту ЛА-5
с ускорителем на базе жидкостного ракетного двигателя разработки
Валентина Петровича Глушко.

С 1948 года С.П. Уманский работал на Опытном заводе № 1 Министерства
авиационной промышленности СССР
в поселке Подберезье
(ныне в составе
города Дубна Московской области
), где вместе с немецкими специалистами участвовал в создании сверхзвукового самолета со скоростью, превышающей
скорость звука
в воздухе
(полёт с числом Маха M = 2) и в кабине
которого лётчик находился
в лежачем положении.

Затем
Семён Пётрович трудился в Высотной лаборатории Лётно-исследовательского института (ныне носящего имя М.М. Громова, город Жуковский, Московской области),
где занимался стендовыми и лётными испытаниями систем индивидуальной защиты,
спасения и комплектами кислородного оборудования
.

В октябре 1952 года
Семён Петрович Уманский вместе с другими членами коллектива лаборатории был переведён на работу на только что созданный Завод № 918 Министерства авиационной промышленности СССР
(ныне - Научно-производственное предприятие "Звезда" имени Г.И. Северина, посёлок Томилино Люберецкого района Московской области).

Семён Петрович был одним из создателей систем жизнеобеспечения
и снаряжения лётчиков и будущих покорителей космоса.
В течение года
(в 1952-1953 годах) являлся заместителем
Главного конструктора предприятия
, затем он являлся Ведущим
конструктором
и Начальником конструкторской бригады.

Под его руководством были созданы:
Высотные спасательные скафандры ВСС-04, ВСС-05 и
высотный скафандр ВС-06
(1953 год, вместе с А.И. Бойко);

Скафандры для истребителя СИ-1 и СИ-3,
и скафандр для бомбардировщика СБ-2
(1955 год);

Скафандр для истребителя СИ-3М,
и скафандр для бомбардировщика СБ-4
(1956 год);

Скафандр для истребителя СИ-5,
и скафандр для бомбардировщика СБ-4Б
(1957 год);

Скафандр С-9 (1959 год).

Скафандр СИ-3М предназначался для спасения с высот до 30-ти километров
при полётах на самолётах Як-25М, Як-27В, Е-50.
В таких же скафандрах проводили испытания средств спасения самолёта Як-25РВ
парашютист-испытатель НИИ ВВС
Пётр Иванович Долгов и его дублёр, майор медицинской
службы
Василий Григорьевич Лазарев, который после медицинского института
прошёл обучение
на лётчика-испытателя, а затем стал лётчиком-космонавтом СССР.
Вместе с парашютистом-испытателем НИИ ВВС, майором
Евгением Николаевичем Андреевым
,
они готовили прыжок
из
двухместного стратостата "Волга" с целью установления мировых
рекордов
и испытания перспективных парашютных систем.
Рекорд свободного полёта в прыжке с задержкой раскрытия парашюта, равный
24 808 метрам, был установлен Героем Советского Союза Е.Н. Андреевым 2 ноября 1962 года.
Однако второй рекордный прыжок
с высоты
28 640 метров стоил жизни его напарнику,
командиру экипажа стратостата "Волга", полковнику
П.И. Долгову.
Он прыгал в высотном скафандре СИ-3М, плексигласовый шлем которого
разгерметизировался
от удара о люк во время выхода из стратостата.

(открыть ссылку на книгу) В.Г. Романюк. "Заметки парашютиста-испытателя"

Экспериментальный скафандр С-9
(Ведущий конструктор С.П. Уманский) и созданный в это же
время серийный скафандр "Воркута"
(Ведущий конструктор А.И. Бойко), которые обеспечивали
время пребывания
до
12 часов, в том числе, плавание в холодной воде при температуре 0-10°С, спасение с высоты до 50 километров, катапультирование при скоростях полета до 1200 км/ч,
а также выполнение боевой работы на высоте
30 километров в течение 4-х часов.
Оба эти скафандра послужили прототипами для первого скафандра космонавта "СК-1".



Семён Петрович был также разработчиком скафандра "Орёл" который разрабатывался для членов экипажа советского "лунного"
космического корабля
.
Скафандр создавался по классической схеме мягкого скафандра
со съёмным
наспинным ранцем
с системой жизнеобеспечения, который получил название "Байкал".

(открыть ссылку) Скафандры для советской лунной программы

В связи с принятием в 1968 году решения об использовании для лунной программы
скафандров полужесткого типа
, работы по скафандру "Орёл" приобрели
несколько другое направление
.
Его разработка была продолжена
с целью его использования в качестве
аварийно-спасательного скафандра
как для высотных самолётов
(модификация "Орел-А"), так и для космических летательных аппаратов.

В 1978 году
С.П. Уманский уволился с предприятия
в связи с уходом на заслуженный отдых.

Семён Петрович Уманский - автор и соавтор многих научных трудов
по авиационным и космическим скафандрам, но в открытой печати
он известен как автор многих книг
по истории ракетной
и космической техники, в том числе:

"Снаряжение лётчика и космонавта"
(г. Москва, "Воениздат", 1967 г., 192 стр. Тираж 10 000 экз.)

(обложка книги) С.П. Уманский. "Снаряжение лётчика и космонавта"
 в сети нет

Автор подробно рассказывает о снаряжениях лётчика,
скафандрах и устройствах для выхода в открытый космос.


"Человек на космической орбите"
(г. Москва, издательство "Машиностроение", 1970 г., 192 стр. Тираж 50 000 экз.)

(обложка книги) С.П. Уманский. "Человек в космосе"
 в сети нет

Благодаря этой книге читатель узнает много интересного, например, в каких условиях происходит
космический полёт, как работают различные системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
на космическом корабле, каковы средства защиты от метеорного вещества, как устроена одежда
космонавта, скафандры и многое другое, без чего немыслим длительный полёт в космическом пространстве.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Она написана простым, доступным языком и богато иллюстрирована.

"Высотные и космические скафандры"
(
в соавторстве с
С.М. Алексеевым)
(г. Москва, издательство "Машиностроение", 1973 г., 280 стр. Тираж 2 300 экз.)

(открыть ссылку) С.М. Алексеев, С.П. Уманский. "Высотные и космические скафандры"
 открыть ссылку

В книге обобщён опыт проектирования и изготовления космических скафандров.
Книга предназначена для специалистов, работающих в области проектирования, производства и испытания снаряжения для летчиков и космонавтов.


"Человек на космической орбите"
(г. Москва, издательство "Машиностроение", 1974 г., 140 стр. Тираж 31 000 экз.)

(обложка книги) С.П. Уманский. "Человек на космической орбите"
 в сети нет

В книге дано описание снаряжения и аварийно-спасательных средств, применяемых человеком
при полётах на различных летательных аппаратах; рассказано об устройстве и работе систем жизнеобеспечения, устанавливаемых на космических кораблях.
Простым языком в книге рассказано о многих явлениях, с которыми встречается космонавт,
описаны устройства для передвижения по Луне, средства защиты от метеорного вещества
и действия радиации, скафандры, в которых человек может выйти в космос
или на поверхность Луны.

"Реальная фантастика"
(г. Москва, издательство "Московский рабочий", 1985 г., 240 стр. Тираж 75 000 экз.)

(открыть ссылку) С.П. Уманский. "Реальная фантастика"
 открыть ссылку

В книге рассказано о современной космонавтике и ее ближайшем будущем.
Особое внимание уделено роли отечественной науки, советских ученых в освоении космического
пространства на благо человечества.

"Космическая одиссея"
(г. Москва, издательство "Мысль", 1988 г., 279 стр. Тираж 40 000 экз.)

(открыть ссылку) С.П. Уманский. "Космическая одиссея"
 открыть ссылку

Автор рассказывает о деятельности человека в космосе, настоящих и будущих путешествиях
к планетам Солнечной системы, ближайшим звёздам, а также о том, какими могут быть
летательные аппараты космического завтра.
В книге показано значение окружающего пространства для развития науки и техники,
улучшения жизни на Земле.
Она богато иллюстрирована и предназначена для широкого круга читателей.

"Луна - седьмой континент"
(г. Москва, издательство "Знание", 1989 г., 120 стр. Тираж 45 000 экз.)

(обложка книги) С.П. Уманский. "Луна - седьмой континент"
 в сети нет

Наша ближайшая соседке Луна - первое космическое тело, где люди планируют построить
промышленные предприятия, научно-исследовательские лаборатории.
Автор рассказывает о проблемах, возникающих при освоении Луны, о настоящем и будущем
космонавтики, о том огромном труде, который затрачивается.


"Космические орбиты"
(г. Москва, издательство "Просвещение", 1993 г., 16 печатных листов)

(открыть ссылку на анонс книги) С.П. Уманский. "Космические орбиты"
 открыть ссылку на анонс книги

В этой книге освещаются три тематические направления:
- глобальные проблемы человечества и роль космонавтики в их решении;
- современное состояние космической техники и ее ближайшее будущее;
- “пришельцы” — миф или реальность?


"Ракеты-носители. Космодромы"
(г. Москва, издательство "Рестарт+", 2001 г., 216 стр. Тираж 4 000 экз.)

(открыть ссылку) С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы"
 открыть ссылку

Автор рассказывает о деятельности человека в космосе, настоящих и будущих путешествиях
к планетам Солнечной системы, ближайшим звёздам, а также о том, какими могут быть
летательные аппараты космического завтра.
В книге показано значение окружающего пространства для развития науки и техники,
улучшения жизни на Земле.
Она богато иллюстрирована и предназначена для широкого круга читателей.

 

 
-
 


Выдающийся создатель снаряжения лётчиков и космонавтов,
историк ракетной и космической техники
Семён Петрович Уманский скончался 9 мая 2005 года -
в свой 96-й день рождения
.

Похоронен он в Москве, на Востряковском кладбище (уч. № 49),
рядом с могилой отца.


(увеличить фото) г. Москва, Востряковское кладбище (уч. № 49), могила С.П. Уманского (сентябрь 2015 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы следующие материалы
посвящённые жизни и деятельности
Уманского Семёна Петровича
:


(открыть ссылку) С.П. Уманский. "Ракеты-носители. Космодромы"
 открыть ссылку

(открыть ссылку) Сайт Научно-производственного объединения "Звезда" имени академика Г.И. Северина
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Сергей Филипенков. "Авиационная экспозиция музея НПП "Звезда" уникальна"
 открыть ссылку
-

 
    -