Семён Петрович Уманский
родился 26 апреля (9
мая)
1909 года в Москве.
В 1926 году он окончил воздухоплавательную школу, в 1932 году -
Гидросиловое отделение Московского политехникума, по окончании которого он
работал на предприятии "Дирижабльстрой"
технической частью которого руководил
всемирно известный итальянский конструктор
Умберто Нобиле.
В 1935 году
С.П. Уманский
окончил Факультет самолётостроения
Московского авиационного института
(до 1992 года - Московский Авиационный
институт имени Серго Орджоникидзе, ныне - Московский Авиационный
институт
(Национальный исследовательский университет,
МАИ)).
По окончании института он работал в Центральном Аэрогидродинамическом
институте имени Профессора Н.Е. Жуковского в должности Начальника
бригады
по разработке фюзеляжей в Конструкторском бюро
Владимира Михайловича Петлякова,
затем (до
1939 года)
- в должности Начальника бригады вооружения
в Конструкторском бюро Виктора
Николаевича Беляева, где он принимал
участие в создании планеров БП-2 и БП-3
(самолётов-"бесхвосток").
В 1939 году по предложению
Семёна
Алексеевича Лавочкина
Семён Петрович Уманский перешёл в организованное им
ОКБ-21 на должность
Начальника бригады центроплана.
С.П. Уманский
активно участвовал во внедрении в серию
самолёта ЛаГГ-3
конструкции
С.А. Лавочкина,
В.П. Горбунова и
М.И. Гудкова.
Затем
Семён Петрович
работал Ведущим
конструктором по самолёту ЛА-5
с ускорителем на базе жидкостного ракетного двигателя
разработки
Валентина
Петровича Глушко.
С 1948 года
С.П. Уманский
работал на Опытном заводе № 1
Министерства
авиационной промышленности СССР в поселке Подберезье
(ныне в
составе
города Дубна Московской области),
где вместе с немецкими специалистами участвовал в создании сверхзвукового самолета
со скоростью, превышающей
скорость звука в воздухе
(полёт
с числом Маха M = 2)
и в кабине
которого лётчик находился в лежачем положении.
Затем
Семён Пётрович
трудился
в Высотной лаборатории Лётно-исследовательского института
(ныне носящего имя М.М. Громова, город
Жуковский, Московской области),
где занимался стендовыми и лётными испытаниями систем
индивидуальной защиты,
спасения и комплектами кислородного оборудования.
В октябре 1952 года
Семён Петрович Уманский вместе с другими
членами коллектива лаборатории был переведён
на работу на только
что созданный Завод № 918 Министерства авиационной промышленности СССР
(ныне - Научно-производственное предприятие
"Звезда" имени Г.И. Северина, посёлок
Томилино Люберецкого района Московской области).
Семён Петрович был одним из создателей систем
жизнеобеспечения
и снаряжения лётчиков и будущих покорителей космоса.
В течение года
(в 1952-1953 годах)
являлся заместителем
Главного конструктора предприятия, затем
он являлся Ведущим
конструктором и Начальником конструкторской бригады.
Под его руководством были созданы:
•
Высотные спасательные скафандры ВСС-04, ВСС-05 и
высотный скафандр ВС-06 (1953
год, вместе с
А.И. Бойко);
•
Скафандры
для истребителя СИ-1 и СИ-3,
и скафандр для бомбардировщика СБ-2
(1955 год);
•
Скафандр
для истребителя СИ-3М,
и скафандр для бомбардировщика СБ-4
(1956 год);
•
Скафандр
для истребителя СИ-5,
и скафандр для бомбардировщика СБ-4Б
(1957 год);
•
Скафандр С-9
(1959 год).
Скафандр СИ-3М предназначался
для спасения с высот до
30-ти километров
при полётах на самолётах Як-25М, Як-27В, Е-50.
В таких же скафандрах проводили испытания средств спасения самолёта
Як-25РВ
парашютист-испытатель НИИ ВВС
Пётр
Иванович Долгов
и его дублёр, майор медицинской
службы
Василий
Григорьевич Лазарев, который
после медицинского института
прошёл обучение на лётчика-испытателя, а затем стал
лётчиком-космонавтом СССР.
Вместе с парашютистом-испытателем НИИ ВВС, майором
Евгением Николаевичем Андреевым,
они готовили прыжок из двухместного стратостата
"Волга" с целью установления мировых
рекордов и испытания перспективных парашютных систем.
Рекорд свободного полёта в прыжке с задержкой раскрытия
парашюта, равный
24 808 метрам, был установлен Героем
Советского Союза
Е.Н. Андреевым 2 ноября 1962 года.
Однако второй рекордный прыжок с высоты
28 640 метров стоил
жизни его напарнику,
командиру экипажа
стратостата "Волга", полковнику
П.И. Долгову.
Он прыгал в высотном скафандре СИ-3М, плексигласовый шлем
которого
разгерметизировался
от удара о люк во время выхода из стратостата.
Экспериментальный скафандр С-9 (Ведущий
конструктор С.П. Уманский)
и созданный в это же
время серийный скафандр "Воркута" (Ведущий
конструктор А.И. Бойко),
которые обеспечивали
время пребывания до
12 часов, в том
числе, плавание в холодной воде при температуре
0-10°С, спасение с высоты
до 50 километров,
катапультирование при скоростях полета
до 1200 км/ч,
а также выполнение боевой работы на высоте
30 километров
в течение
4-х часов.
Оба эти скафандра послужили прототипами для первого скафандра
космонавта "СК-1".
Семён Петрович
был также разработчиком скафандра "Орёл" который разрабатывался
для членов экипажа советского "лунного"
космического корабля.
Скафандр создавался по классической схеме мягкого скафандра со
съёмным
наспинным ранцем с системой жизнеобеспечения, который получил
название "Байкал".
В связи с принятием в 1968 году решения об
использовании для лунной программы
скафандров полужесткого типа, работы по скафандру "Орёл"
приобрели
несколько другое направление.
Его разработка была продолжена с целью его использования в
качестве
аварийно-спасательного скафандра как для высотных самолётов
(модификация "Орел-А"),
так и для космических летательных аппаратов.
В 1978 году
С.П. Уманский уволился
с предприятия
в связи с уходом на заслуженный отдых.
Семён Петрович Уманский
- автор
и соавтор многих научных трудов
по авиационным и космическим скафандрам, но в открытой
печати
он известен как автор многих книг по истории ракетной
и космической техники, в том числе:
"Снаряжение лётчика и космонавта"
(г.
Москва, "Воениздат", 1967 г., 192 стр. Тираж 10 000 экз.)
в
сети нет
Автор подробно рассказывает
о снаряжениях лётчика,
скафандрах и устройствах для выхода в открытый космос.
"Человек на
космической орбите"
(г.
Москва, издательство "Машиностроение", 1970 г., 192 стр. Тираж 50 000 экз.)
в
сети нет
Благодаря этой книге
читатель узнает много интересного,
например, в каких условиях происходит
космический полёт, как работают различные системы, обеспечивающие
жизнедеятельность человека
на космическом корабле, каковы средства защиты от метеорного вещества, как
устроена одежда
космонавта, скафандры и многое другое, без чего немыслим длительный полёт в
космическом пространстве.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Она написана простым, доступным языком и богато иллюстрирована.
"Высотные и
космические скафандры"
(в соавторстве
с
С.М. Алексеевым)
(г.
Москва, издательство "Машиностроение", 1973 г., 280 стр. Тираж 2 300 экз.)
открыть
ссылку
В книге обобщён опыт проектирования и изготовления космических скафандров.
Книга предназначена для специалистов, работающих в области проектирования,
производства и испытания снаряжения для летчиков и космонавтов.
"Человек на
космической орбите"
(г.
Москва, издательство "Машиностроение", 1974 г., 140 стр. Тираж 31 000 экз.)
в
сети нет
В книге
дано описание снаряжения и
аварийно-спасательных средств, применяемых человеком
при полётах на различных летательных аппаратах; рассказано об устройстве и
работе систем жизнеобеспечения, устанавливаемых на космических кораблях.
Простым языком в книге рассказано о многих явлениях, с которыми встречается
космонавт,
описаны устройства для передвижения по Луне, средства защиты от метеорного
вещества
и действия радиации, скафандры, в которых человек может выйти в космос
или на поверхность Луны.
"Реальная
фантастика"
(г.
Москва, издательство "Московский рабочий", 1985 г., 240 стр. Тираж 75 000
экз.)
открыть
ссылку
В книге рассказано о современной космонавтике и ее ближайшем будущем.
Особое внимание уделено роли отечественной науки, советских ученых в
освоении космического
пространства на благо человечества.
"Космическая одиссея"
(г.
Москва, издательство "Мысль", 1988 г., 279 стр. Тираж 40 000 экз.)
открыть
ссылку
Автор рассказывает о деятельности человека в космосе, настоящих и будущих
путешествиях
к планетам Солнечной системы, ближайшим звёздам, а также о том, какими могут
быть
летательные аппараты космического завтра.
В книге показано значение окружающего пространства для развития науки и
техники,
улучшения жизни на Земле.
Она богато иллюстрирована и предназначена для широкого круга читателей.
"Луна -
седьмой континент"
(г.
Москва, издательство "Знание", 1989 г., 120 стр. Тираж 45 000 экз.)
в
сети нет
Наша ближайшая соседке Луна
- первое космическое тело, где люди планируют построить
промышленные предприятия, научно-исследовательские лаборатории.
Автор рассказывает о проблемах, возникающих при освоении Луны, о настоящем и
будущем
космонавтики, о том огромном труде, который затрачивается.
"Космические орбиты"
(г.
Москва, издательство "Просвещение", 1993 г., 16 печатных листов)
открыть
ссылку на анонс книги
В этой книге
освещаются три тематические направления:
- глобальные проблемы человечества и роль космонавтики в их решении;
- современное состояние космической техники и ее ближайшее будущее;
- “пришельцы” — миф или реальность?
"Ракеты-носители. Космодромы"
(г.
Москва, издательство "Рестарт+", 2001 г., 216 стр. Тираж 4 000 экз.)
открыть
ссылку
Автор рассказывает о деятельности человека в космосе, настоящих и будущих
путешествиях
к планетам Солнечной системы, ближайшим звёздам, а также о том, какими могут
быть
летательные аппараты космического завтра.
В книге показано значение окружающего пространства для развития науки и
техники,
улучшения жизни на Земле.
Она богато иллюстрирована и предназначена для широкого круга читателей.
|