-
Виктор Дмитриевич
Благов родился 3 января 1936 года в городе
Орджоникидзе
Северо-Осетинской Автономной области Северо-Кавказского края.
____
.....С
принятием новой "сталинской" конституции,
5 декабря 1936 года Северо-Осетинская Автономная область была выведена из
состава Северо-Кавказского края и преобразована в Северо-Осетинскую АССР,
а город Орджоникидзе стал её столицей.
.....20
июля 1990 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу Орджоникидзе
было возвращено историческое название - Владикавказ.
.....С
ноября 1994 года, после принятия новой
республиканской конституции, Республика получила новое название -
Северная Осетия-Алания.
-
После окончания средней школы, в 1953 году
Виктор Благов поступил
на
Факультет
"Летательные аппараты" Московского Авиационного института имени Серго
Орджоникидзе
(ныне -
МАИ - Национальный исследовательский университет),
который окончил в 1959 году.
-
-
По
окончании института, Виктор
Дмитриевич
был принят на работу
в
ОКБ-1 -
Особое
конструкторское бюро
Государственного комитета Совета Министров СССР
по
оборонной технике.
_____
.....14 августа
1956 года ОКБ № 1 с опытным производством выделилось из
состава НИИ-88, а в 1966 году после внезапной кончины
С.П. Королёва
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было
образовано Центральное конструкторского бюро экспериментального
машиностроения (с
1974 года - Научно-производственное объединение
"Энергия")
с Заводом экспериментального
машиностроения (ныне
- ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва").
-
С 1959-го по 1965 год В.Д. Благов
занимался следующими проектными работами:
•
разработка конструкции теплозащиты спускаемого аппарата,
компоновка
внешних элементов, разработка пульта космонавта и оптического
прибора "Взор"
для ручной ориентации космического корабля "Восток"
(имеет
патент на прибор - прим.);
-
•
разработка программы полёта и участие в управлении полётами
всех пилотируемых
кораблей серии "Восток", участие в подготовке первого полёта
экипажа из трёх
человек на космическом корабле "Восход-1" и первого выхода
в открытый космос из космического корабля "Восход-2".
После завершения полётов космических кораблей "Восток" и "Восход",
с 1966-го
по 1969 год, Виктор Дмитриевич Благов
занимался проектированием и управлением
полётов кораблей Л1 для пилотируемого облёта Луны работая в
Центре управления
на Наземном измерительном пункте
(НИП-16)
в Крыму, в городе Евпатории
в должности технического руководителя группы планирования, а с
1971-го
по 1973 год - управлением полётов первых долговременных орбитальных
станций "Салют-1", "Салют-2", "Салют-3"
("Алмаз")
и "Салют-4".
-
-
С 1972 года он являлся Начальником отдела № 733 Центрального
конструкторского
бюро экспериментального машиностроения
(Научно-производственного объединения
"Энергия", Ракетно-космической
корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва)
-
отдела по управлению полётами
пилотируемых кораблей.
В 1973 году Виктор Дмитриевич
принимал участие в работе Государственной комиссии
по выбору места дислокации Советского Центра управления полётом,
в рамках
подготовки к совместному полёту советского космического корабля
"Союз" и
американского космического корабля "Аполлон" по программе "ЭПАС",
а также
в реализации этой программы и разработке технических заданий
для нового
Центра управления космическими полётами, построенного в
подмосковном
Калининграде (ныне
- город Королёв)
и ставшим основным местом управления
полётами долговременными пилотируемыми орбитальными станциями
и космическими кораблями.
Под руководством руководителя космическими полётами
Алексея Станиславовича
Елисеева совместно
с его заместителями и сменными руководителями полётом
Вадимом Георгиевичем Кравцом
и Сергеем Павловичем Цыбиным,
Виктор
Дмитриевич Благов занимался разработкой новой
структуры Главной
оперативной группы управления и схемы
управления первым
международным советско-американским космическим полётом.
Для обмена опытом и согласования полётной документации
В.Д. Благов
неоднократно
выезжал в США, в Центр управления
космическими полётами расположенный
в Хьюстоне, после чего принимал участие в управлении
полётом по программе
"Союз-Аполлон" в качестве сменного руководителя полёта.
В 1977 году
Виктор Дмитриевич был
назначен заместителем Руководителя полётом
в
Центре управления полётами,
и проработал в этой должности до 2006 года,
замещая
последовательно руководителей полёта
Алексея Станиславовича
Елисеева,
Валерия Викторовича
Рюмина и
Владимира Алексеевича Соловьёва.
-
-
В июле - августе 1979 года, во время работы третьей основной
экспедиции
на орбитальную станцию "Салют-6" в составе
Владимира Афанасьевича Ляхова
и Валерия Викторовича
Рюмина,
Виктор Дмитриевич Благов руководил первым
в мире экспериментом по
радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами
с космическим радиотелескопом КРТ-10, доставленным на
станцию грузовым
автоматическим кораблём "Прогресс-7" и радиотелескопом РТ-70,
работающим в составе Центра дальней космической связи в
Евпатории.
-
открыть ссылку
-
Виктор Дмитриевич Благов
был одним из руководителей полётов
орбитальных космических станций "Салют" и долговременного,
постоянно
эксплуатировавшегося орбитального комплекса "Мир".
Он принимал активное участие в совместных работах с
Национальным управлением
по аэронавтике и исследованию космического пространства
(NASA,
США)
по
реализации пилотируемых космических программ "Мир - Шаттл" и "Мир
- NASA"
(полёты
на орбитальную станцию "Мир" американских пилотируемых космических
кораблей многоразового использования, в составы экипажей которых
входили
российские космонавты и участие в основных экспедициях
американских
астронавтов в качестве бортинженеров станции "Мир").
Виктор Дмитриевич
руководил отделом главных специалистов по
управлению полётом
в Научно-техническом центре эксплуатации космических комплексов и
являлся
одним из основателей научной школы
"Планирование и оперативное управление
пилотируемыми космическими полётами".
Он воспитал несколько поколений высококлассных специалистов,
обеспечивающих
управление полётами уже современных космических кораблей
и Международной космической станции.
В последние годы Виктор
Дмитриевич Благов осуществлял
научно-техническую
координацию и сопровождение работ по
программе Международной космической
станции, готовил предложения по совершенствованию методов
и технологий
управления полётами изделий, разрабатываемых на предприятии.
Он вёл большую общественную работу являясь членом бюро Президиума
Федерации космонавтики России и Действительным членом Российской
Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Награды:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 ноября 1980 года,
"За создание первого в мире
космического радиотелескопа КРТ-10 и проведение
с ним экспериментальных работ на борту долговременной орбитальной станции
"Салют-6"", Государственной премии СССР
в области науки и техники
за 1979 год были удостоены:
•
специалисты Центрального
Научно-исследовательского
института "Комета" (город Москва):
Арсентьев Валентин Михайлович,
Заксон Михаил Борисович,
Мошкунов Игорь Михайлович,
Начальники отделов;
Данилов Юрий Иванович,
заместитель Директора института;
Кулешов Юрий Павлович,
Начальник отделения;
Краснов Владимир Александрович,
Старший инженер;
-
•
специалисты Научно-производственного
объединения "Энергия"
(Московская область, город Калининград):
Бержатый Владимир Иванович,
Благов Виктор Дмитриевич,
Долгополов Геннадий Александрович;
-
•
Кардашёв Николай Семёнович,
член-корреспондент Академии наук СССР,
заместитель Директора Института космических исследований Академии наук СССР;
-
•
специалисты Центрального Научно-исследовательского и проектного института
строительных металлоконструкций (город Москва):
Гвамичава Алексей Сергеевич,
Старший научный сотрудник;
Соколов Александр Георгиевич,
Заведующий отделом.
Указом
Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 года № 500
"За заслуги перед государством,
большой вклад в подготовку и успешное
осуществление первого этапа российско-американского сотрудничества
в области пилотируемых космических полётов по программе "Мир - Шаттл",
заместитель Начальника отделения
Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королева
Благов Виктор Дмитриевич
был
удостоен
Почётного звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".
Решением Президиума Федерации космонавтики России,
"За плодотворную
трудовую деятельность и высокий профессионализм",
Благов Виктор Дмитриевич
был
удостоен Почётного звания "Заслуженный
испытатель космической техники".
Виктор
Дмитриевич Благов был также награждён орденами
"Знак Почёта" (1972), Трудового
Красного Знамени (1975);
медалью "Ветеран труда"; многочисленными наградами Роскосмоса и
Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени
С.П. Королёва.
- |