-
Родился 30 декабря 1906 года
(по новому стилю - 12 января 1907 года)
в городе Житомире, Волынской губернии Российской
Империи (ныне -
административный центр Житомирской области
и Житомирского района Украины),
в семье учителя русской словесности
Королёва Павла Яковлевича
(1877 - 1929)
и учительницы,
дочери нежинского купца
Москаленко Марии Николаевны
(1888 - 1980).
После распада семьи, с трёх лет маленький
Сергей Королёв
жил
в городе Нежине
(ныне -
Черниговской области)
у бабушки с дедушкой по
материнской линии.
В 1915 году он поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве,
в 1917 году пошёл в первый класс Одесской гимназии, куда
переехала его мать -
Мария Николаевна,
и отчим —
педагог и инженер
Георгий Михайлович Баланин
(1881
- 1963).
После закрытия гимназии, в течение четырёх месяцев
Сергей Королёв
учился
в единой трудовой школе.
Затем он благодаря матери и отчиму продолжил обучение дома.
Ещё в школьные годы Сергей
интересовался новой тогда авиационной
техникой, и проявлял к ней
исключительные способности.
В 1921 году он познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда
и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с
16-ти лет - как лектор
по ликвидации авиабезграмотности, а с 17-ти — как автор проекта
безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед
компетентной комиссией
и рекомендованного к постройке.
В 1922-1924 годах он учился в Одесской профсоюзной строительной
школе,
и одновременно занимался во многих кружках и на разных
технических курсах.
Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по
профилю авиационной техники,
Сергей Королёв
за два года успешно освоил в нём общие инженерные дисциплины и
стал спортсменом-планеристом.
Осенью 1926 года он перевёлся в Московское высшее техническое
училище
(ныне -
Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
С 1927 года
работал в
авиационной промышленности.
Трудился на
заводе № 22 в
Филях,
в
должности техника и
начальника секции;
с 1928 года
работал в
этой же должности на
заводе № 28, а затем - на
авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского.
За время учёбы в МВТУ Сергей
Павлович Королёв проявил себя способным
авиаконструктором и опытным планеристом.
2 ноября 1929 года на планере "Жар-птица" конструкции
Михаила
Клавдиевича Тихонравова,
С.П. Королёв
сдал экзамены на звание "пилот-паритель",
а в декабре того же года под руководством
Андрея
Николаевича Туполева
защитил дипломную работу - проект самолёта СК-4.
Спроектированные им и построенные летательные аппараты -
планеры "Коктебель", СК-3 "Красная Звезда" и лёгкий самолёт
СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта,
- показали незаурядные способности
С.П. Королёва
как авиационного конструктора.
Так, планер СК-3 "Красная Звезда" впервые в СССР был специально
спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в
частности, мёртвой петли, что и было успешно
продемонстрировано лётчиком Василием
Андреевичем Степанчёнком
в ходе VII Воздухоплавательных
состязаний в Коктебеле 28 октября 1930 года.
Летом 1931 года С.П. Королёв
предложил организовать планерную школу
для работников завода № 39, где он тогда
продолжал работал.
Олегу Константиновичу Антонову
(возглавлявшему в то
время техническую часть Высшей лётно-планерной школы и Центрального
бюро планерных конструкций Осоавиахима)
было написано письмо с просьбой прислать
рабочие чертежи
планера "Стандарт", утверждённого Осоавиахимом в качестве
учебного,
но серийное производство его ещё не было развернуто.
По присланным
O.K. Антоновым чертежам были построены два планера.
После их вывоза на планерную станцию для испытаний,
первым приступил
к полётам С.П. Королёв.
При втором взлёте на планере с вершины холма едва
не случилась катастрофа.
Из-за дефекта в тросовой системе управления рулём высоты
Королёву чудом удалось
выровнять вошедший в крутое снижение
планер лишь у самой земли
и таким образом избежать гибели.
После доклада С.П. Королёва
O.K. Антонову
о случившемся,
на всех планерах "Стандартах" была изменена система управления.
С марта 1931 года
Сергей Павлович Королёв
начал работать в Центральном
Аэрогидродинамическом институте имени Профессора Н.Е. Жуковского,
в должности старшего инженера по лётным испытаниям.
После знакомства с работами
К.Э. Циолковского,
С.П. Королёв
увлекся идеями
создания
летательных аппаратов ракетного типа.
Встреча же с талантливым инженером
Фридрихом
Артуровичем Цандером
(в то
время также работавшим в ЦАГИ),
который ещё в сентябре 1930 года начал программу испытаний своего
лабораторного ракетного двигателя ОР-1,
подтолкнула Сергея Павловича
Королёва
активно включиться
в совместную работу.
В сентябре 1931 года С. П. Королёв
и
Ф.А. Цандер
добились создания в Москве
с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы
изучения реактивного движения (ГИРД).
В апреле 1932 года она стала по существу Государственной
научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных
летательных аппаратов.
В июле 1932 года Начальником ГИРДа был назначен
Сергей Павлович Королёв.
Под его руководством коллективом группы инженеров-энтузиастов были
запущены: первая ракета ГИРД-09
на гибридном топливе - смеси желеобразного раствора канифоли
и бензина
с жидким кислородов
в качестве окислителя
(17 августа
1933 года)
и первая ракета на жидком топливе ГИРД-Х
(25 ноября 1933 года).
После поднятого С.П. Королёвым
перед Управлением вооружений РККА вопроса
об использовании ракет как
вооружения, а также ряда подготовительных мероприятий,
проведённых, в том числе и на самом высоком правительственном уровне, 21 сентября
1933 года Начальник управления, затем - член Реввоенсовета,
будущий один из пяти первых Маршалов Советского Союза
Михаил
Николаевич Тухачевский
подписал Приказ № 0113 Революционного военного совета СССР
"О создании реактивного научно-исследовательского
института в системе Народного комиссариата по военным и морским делам СССР"
и утвердил
"Временное положение о РНИИ РККА".
Постановлением Совета Труда и Обороны № 104сс от 31 октября 1933
года за подписью
В.М. Молотова
организация РНИИ возлагалась
на Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР
и лично на Наркома Серго
Орджоникидзе, который вместе
с
М.Н. Тухачевским
оказывал всяческую поддержку новому научному коллективу,
костяк которого составили инженеры теперь уже бывших Московской Группы
реактивного движения и Ленинградской Газодинамической лаборатории
(ГДЛ).
Начальником института был назначен
Руководитель ГДЛ
Иван
Терентьевич Клеймёнов,
его заместителем и Главным инженером -
Сергей Павлович Королёв,
который был призван на
действительную военную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии
с присвоением воинского звания
"дивизионный инженер".
С марта 1934 года он работал Начальником отдела крылатых ракет.
В конце 1936 года РНИИ был передан из
системы Наркомата тяжелой промышленности в ведение выделенного из
него Наркомата оборонной промышленности
и переименован в НИИ-3.
К 1938 году в отделе
С.П. Королёва
были также разработаны проекты жидкостных
крылатой
и баллистической ракет дальнего действия
(изделие 212,
начало
испытаний - 29 января 1939 года),
авиационных ракет
для
стрельбы по воздушным
и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет
(изделие 217,
совместно с автором проекта
М.П. Дрязговым).
По проекту Сергея Павловича
Королёва был также построен ракетопланер РП-318-1
с жидкостным ракетным двигателем,
который был испытан 28 февраля 1940 года
лётчиком-испытателем
Владимиром
Павловичем Фёдоровым.
Однако расхождения во взглядах на перспективы развития
ракетной техники заставили
С.П. Королёва
оставить пост заместителя Директора,
и он был назначен на должность старшего инженера НИИ-3.
К 1937 году волна массовых репрессий дошла и до РНИИ
(НИИ-3).
В мае 1937 года по обвинению в шпионаже и измене Родине
были арестованы
и 11-12 июня расстреляны Маршал Советского Союза
Михаил
Николаевич Тухачевский
и группа видных военачальников,
среди них Председатель Центрального совета Осоавиахима
Роберт Петрович Эйдеман.
Были уволены, затем арестованы руководители НИИ-3
Иван
Терентьевич Клеймёнов
и
Георгий
Эрихович Лангемак.
Был арестован
и Валентин
Петрович Глушко,
Главный конструктор жидкостных реактивных двигателей, один из
идеологов института.
Как стало известно уже в конце 1990-х - начале 2000 годов аресты
проходили
не без участия
А.Г. Костикова,
который моментально занял должности
заместителя Начальника НИИ-3 по научной работе и Главного
инженера.
И вот настал "чёрный" день и для самого
Сергея Павловича Королёва...
-
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по следственному делу № 19908
по обвинению Королева
Сергея Павловича
по ст.ст. 58-7; 58-11 УК РСФСР.
......28 июня
1938 года НКВД СССР за принадлежность к
троцкистской, вредительской организации, действовавшей в
научно-исследовательском институте № 3 (НКБ СССР) был арестован и привлечен
к уголовной ответственности бывший инженер указанного института
Королёв Сергей Павлович.
......В процессе следствия Королёв
признал себя виновным в том, что в троцкистско-вредительскую организацию был
привлечен в 1935 году
бывшим техническим директором научно-исследовательского института № 3 Лангемаком (осужден).
......В процессе следствия по делу Лангемака
он специально о Королёве
допрошен не был и об участии последнего в антисоветской организации показал,
что знал об этом со слов Клейменова - бывшего директора НИИ-3 (осужден)
(л.д. 41).
......По заданию антисоветской организации Королёв
вел вредительскую работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых
образцов вооружения
(л.д.
21-35, 53-55; 66-67, 238-239).
......[25
сентября 1938 года С.П.
Королёв был включён
в
список лиц,
подлежащих
суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В
списке он шёл
по
первой (расстрельной) категории - прим.].
......Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 27 сентября 1938 года Королев
был осужден к 10-ти годам тюремного заключения
[а
также - к 5-ти годам поражения в правах - прим.].
......13 июня 1939 года Пленум Верховного Суда СССР приговор Военной
Коллегии Верховного Суда СССР отменил, а
следственное дело по обвинению Королёва
было передано на новое расследование (см. отдельную папку судебного производства).
......В процессе повторного следствия Королёв показал, что данные им показания на
следствии в 1938 году не соответствуют действительности и являются ложными
(л.д. 153-156).
......Однако имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными
Королев изобличается в том, что:
......-
в 1936 году вел разработку пороховой
крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды - приборы с
фотоэлементами - для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут
быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью
загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части
этой торпеды в 2-х вариантах;
......-
в результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали
их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей
и затянута
разработка других, более актуальных тем
(л.д. 250-251);
......-
в 1937 году при
разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в
результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны
(л.д. 23-24, 256);
......-
искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов
(объект 212)
(л.д. 21, 54, 255).
......На основании изложенного обвиняется
КОРОЛЁВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, 1906 года рождения,
урож. гор. Житомира, русский, гр-н СССР, беспартийный,
до ареста - инженер НИИ-3 НКБ СССР,
в том, что:
......являлся с 1935 года
участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой
проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение
РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях ст.ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР.
......Виновным себя признал, но впоследствии от своих показаний отказался.
Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака,
Глушко; показаниями свидетелей; Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина,
Душкина и актами экспертных комиссий.
......Дело по обвинению Королёва направить в Прокуратуру
Союза ССР по подсудности.
Обвинительное заключение составлено
28 мая
1940 года в г. Москве.
Следователь следчасти ГЭУ НКВД СССР,
мл. лейтенант госбезопасности
Рябов.
Пом. нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР,
ст. лейтенант госбезопасности
Либенсон.
"Согласен".
Нач. следчасти ГЭУ НКВД СССР,
майор госбезопасности
Влодзимирский.
"Утверждаю".
Зам. нач. главного экономического управления
НКВД СССР, майор государственной безопасности
Наседкин.
26 мая 1940 г.
|
Цитата из книги
Я.К. Голованова
-
"Королёв: Мифы и легенды":
-
......"На
Лубянке Королёва, можно сказать, не допрашивали, а расспрашивали: и пальцем
никто не тронул. То, что мечтал он сделать на суде, он сделал теперь: в
деталях объяснил всю абсурдность предъявляемых ему обвинений. И с ним не
спорили! Не перебивали, не одергивали! А если и задавали вопросы, то никаких
ловушек он в них не видел. Ну, теперь-то все разъяснилось, теперь-то
законность восторжествует!
2 июня Королев пишет записку прокурору Осипенко, просит вызвать его для
беседы. Никто не вызывает. Через неделю пишет Главному прокурору СССР
Панкратьеву:
......"...прошу Вас вызвать меня для
беседы с Вами, или с лицом по Вашему указанию... Убедительно прошу Вас не
отказать в моей просьбе".
......В просьбе отказали: никто его
не вызывал и на этот раз. А зачем вызывать? Ведь дело-то уже сделано,
обвинительное заключение в экономическом управлении уже сочинили.
......Всего ждал он: новой канители,
крючкотворства, казуистики, нелепостей - всего, но только не этого
приговора! Осудили безвинного человека - и как! Исподтишка, заочно, даже
взглянуть на него не захотели. Проглядывала во всем этом какая-то знакомая
по лагерю блатная хамская трусость: пришли и, в глаза не глядя, сунули под
нос вот эту бумагу, в которой, кроме имени и дат, не было ни слова правды".
- |
21 апреля
1939 года
С.П.
Королёв
попал
на Колыму, где
находился
на золотом прииске
Мальдяк Западного горнопромышленного управления
и был занят
на так называемых
"общих работах".
Следуя этапом
из Бутырской тюрьмы
на Колыму,
он некоторое время находился
в Новочеркасской тюрьме.
23 декабря 1939 года
Королёв
был направлен
в
распоряжение
Владивостокского
исправительно-трудового лагеря.
В феврале 1940 года по
распоряжению Верховного суда СССР он был вызван
в Москву,
для пересмотра уголовного
дела.
Возвращаясь
с Колымы, в
Магадане
Королёв
не
попал
на пароход "Индигирка"
(из-за
отсутсвия свободных мест).
Это спасло ему жизнь, так как,
следуя
из Магадана
во Владивосток пароход
попал
в шторм
и затонул
у острова Хоккайдо.
В
Москву
Сергей
Павлович
прибыл
2 марта
1940 года, где спустя
четыре месяца был
судим вторично Особым совещанием, и 10 июля этого
же года срок наказания
для
Королёва
был
сокращён
до 8-ми лет заключения.
После оглашения приговора
он был направлен
в московскую спецтюрьму
НКВД ЦКБ-29,
где под руководством
Андрея
Николаевича Туполева,
также заключённого,
принимал активное участие
в разработке крыла
самолёта-
бомбардировщика Пе-2
(конструкции
В.М. Петлякова)
и
создании
самолёта Ту-2.
Кроме того он представил в НКВД свой собственный
проект управляемой
ракетной аэроторпеды АТ,
которая позволяла бы наносить удары
не входя в
зону ПВО.
После того как коллектив
А.Н. Туполева
был эвакуирован
в Омск, в 1942
году
С.П. Королёв
был направлен
в ОКБ НКВД
при Казанском авиазаводе
№ 161
с
задачей разработки
применения ЖРД с
тягой 300 кг.
Руководил конструкторским
бюро
и проектом,
отбывающий также срок
по ложному обвинению,
коллега и товарищ
Королёва
по РНИИ
В.П. Глушко.
В начале 1943 года
Сергей Павлович
был назначен главным
конструктором группы реактивных установок,
заместителем Главного
конструктора
по жидкостным ракетным
ускорителям
для боевых самолётов.
Здесь
С.П.
Королёв
со
свойственным ему
энтузиазмом отдаётся идее практического использования
ракетных
(реактивных)
двигателей в
авиационной технике.
В
результате чего была
сокращена длина разбега самолёта при взлёте
и повышены скоростные
и динамические характеристики самолётов
во время воздушного боя.
В
ходе испытаний
двигательная установка
получила высокую оценку2.
Это послужило причиной
для принятия
(по
личному указанию
И.В. Сталина)
Президиумом Верховного Совета СССР Постановлению от 27 июля
1944 года
об досрочном освобождении
сотрудников ОКБ НКВД
от дальнейшего наказания.
Среди освобождённых были
В.П. Глушко
и
С.П.
Королёв.
После чего
Сергей Павлович
ещё год проработал
в Казани.
18 апреля 1957 года
С.П. Королёв
был полностью реабилитирован.
После окончания Великой Отечественной войны
согласно Постановлению
Государственного комитета обороны СССР № 9475 от 8
июля 1945 года
"О
сборе и вывозе материалов, образцов и технической
документации
по немецким реактивным снарядам и реактивному
вооружению.
(О создании комиссии по изучению германской техники)",
была сформирована
группа специалистов в составе 284-х
человек,
в которую вошли представители Главного артиллерийского управления,
Народных комиссариатов:
авиационной промышленности,
вооружения,
электропромышленности, химической промышленности,
судостроительной промышленности,
миномётного вооружения.
Задачей группы в которую входил
С.П. Королёв,
являлось изучение
на территории Германии трофейного
немецкого ракетного
оружия.
В частности, советским специалистам предстояло
изучить опыт
создания и применения во Второй мировой войне
ракет дальнего действия,
контроль за восстановлением
технической документации и образцов немецкой дальнобойной управляемой
ракеты V-2 (Фау-2)
и зенитных управляемых
ракет "Вассрефаль", "Рейнхоттер" и "Шметерлинг".
К октябрю 1945 года в
составе группы насчитывалось уже 733 человека.
Членами комиссии
и
инженерами Главного артиллерийского комитета проведены следующие работы:
собран
и переведён
на
русский язык обширный материал
по
немецкой ракетной технике,
создан специальный ракетный институт
"Нордхаузен"
под
руководством
Льва
Михайловича Гайдукова.
Главным инженером института стал
Королёв
Сергей Павлович,
отдел
по изучению двигателей возглавил
Глушко Валентин
Петрович.
Всем "гражданским" специалистам были присвоены
воинские звания,
так С.П. Королёв
стал инженером-полковником.
В
состав института "Нордхаузен" вошли три завода по
сборке ракет V-2 (Фау-2),
институт "Рабе" (Начальник
-
Черток Борис
Евсеевич),
завод "Монтания",
занимавшийся изготовлением двигателей
для Фау-2, и стендовая база
в Леестене,
где осуществлялись огневые испытания двигателей, а также завод
в Зондерхаузене, занимавшийся сборкой аппаратуры системы управления.
К апрелю 1946 года был
восстановлен опытный завод
по сборке ракет дальнего
действия V-2 (Фау-2),
восстановлена испытательная лаборатория, создано
пять технологических
и
конструкторских бюро
на заводе
в районе Нордхаузена, собрано
из немецких
деталей семь ракет V-2 (Фау-2), из них - четыре были подготовлены
к опытной
стрельбе.
Три ракеты были направлены
в
Москву
для дальнейшего изучения.
Всего
к этим работам было привлечено
до 1200 немцев, в том числе
ряд специалистов
из числа инженеров.
(Наиболее
крупные специалисты по Фау-2 в
своё время были
вывезены представителями американской администрации, в
том числе
и перебежавший
к ним Главный конструктор
Вернер фон Браун).
29 апреля 1946 года с 21 часа до 22 часов 45 минут
в Кремлевском кабинете
И.В. Сталина проходило совещание
по вопросам ракетостроения и
ракетного оружия.
Поводом для его проведения
послужила докладная записка
от 17 апреля этого
же года на имя И.В. Сталина
"Об организации научно-исследовательских
и опытных
работ
в области ракетного вооружения"
за подписями
Л.П. Берии,
Г.М. Маленкова,
Н.А. Булганина,
Б.Л. Ванникова,
Н.А. Вознесенского,
Д.Ф. Устинова
и
Н.Д. Яковлева.
На совещании были рассмотрены следующие вопросы:
•
О
дальнейшей работе института, находящегося в Нордхаузене, и организованных
в
Германии конструкторских и технологических бюро по ракете "Фау-2",
а также о
специалистах, работавших там; о вывозе в СССР оборудования
и специалистов-немцев,
работавших в Германии по "Фау-2";
•
Об
организации опытных испытаний ракет "Фау-2", собранных в Нордхаузене;
о необходимости создания специального полигона.
Итогом совещания стало подписанное
И.В. Сталиным
Постановление
Совета Министров СССР №
1017-419 сс от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения",
согласно которому был создан
Специальный
комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР
под председательством
Георгия Максимилиановича Маленкова.
На комитет было возложены
организация научных учреждений
и предприятий по
разработке и по созданию реактивной и ракетной техники,
наблюдение
за развитием научно-исследовательских, конструкторских
и практических работ по реактивному вооружению, рассмотрение
и представление непосредственно на утверждение Председателя Совета Министров
СССР
планов и программ
развития научно-исследовательских
и практических
работ в указанной
области.
В соответствии с этим Постановлением
в
Подмосковном городе Калининграде
(ныне
– Королёв)
был создан Государственный союзный Научно-исследовательский
институт
реактивного вооружения
(НИИ-88).
Главным конструктором ОКБ-1 - Особого конструкторского
бюро НИИ-88
был назначен
Сергей Павлович Королёв.
26 июля 1947 года
И.В. Сталин
подписал Постановление Совета Министров СССР
№ 2643-818сс
о
проведении
в сентябре-октябре
1947 года на
территории
Государственного Центрального полигона Министерства
Вооруженных Сил СССР
(В
Капустином Яру,
Астраханской области)
опытных пусков ракет А-4
(Фау-2),
собранных
из
немецких узлов
и
деталей.
Техническое руководство пусками было возложено
на
Главного конструктора НИИ-88
Министерства вооружения
по
ракетам дальнего действия
С.П.
Королёва.
Заместителями технического руководителя пусков были:
• по
двигателю ракеты - Главный конструктор ОКБ-456
Министерства
авиапромышленности В.П. Глушко;
• по
системе управления ракетой - Главный конструктор НИИ-885
Министерства промышленности средств связи
М.С. Рязанский;
• по
гиросистеме - Главный конструктор НИИ-10 Министерства
судостроительной промышленности
В.И. Кузнецов;
• по
наземному пусковому и заправочному оборудованию -
Главный конструктор ГСКБ Министерства машиностроения и
приборостроения
В.П. Бармин.
В
соответствии с
указанным выше Постановлением Правительства
в
период
с 15 октября по 13
ноября 1947 года на полигоне
проводились
испытания ракет А-4
(Фау-2).
В
первую очередь стоит отметить самый первый,
исторический пуск.
18 октября 1947
года в 10 часов 47 минут
под руководством
С.П.
Королёва
был осуществлён
запуск первой советской
баллистической ракеты А-4.
Затем,
было проведено ещё три огневых испытания
и
десять
пусков ракет А-4.
Проведенные испытания явились подытоживающим этапом
работы,
проделанной советскими специалистами
за время с июля 1945
года до октября 1947 года по
ракете А-4,
наземному пусковому
и
заправочному оборудованию
для
этой ракеты,
а также по
средствам радиотехнического,
телеметрического
и
оптического
контроля
за
полётом ракеты дальнего действия типа А-4.
В
результате проведения
на
полигоне опытных пусков ракет получен большой
практический опыт
и
много ценных экспериментальных данных
по
ракете А-4
в
целом и
отдельным её деталям,
узлам и
агрегатам, а также
по
наземному
оборудованию,
применяемому
для
заправки,
аппаратуре управления
и
контроля за
полётом этой ракеты.
В
1948 году с
гораздо лучшими результатами
по
надёжности
и
точности
попадания испытаны первые ракеты Р-1,
воспроизводящие А-4
по
отечественной документации
и из
своих материалов.
Благодаря созданию
ракеты Р-1
с
дальностью
300 километров,
С.П. Королёв
открыл дорогу
для
воплощения
на
практике своих технических идей.
В
1948 году
была создана ракета Р-2
с
дальностью
600 километров.
Параллельно с
испытаниями
и
сдачей
на
вооружение ракет Р-1 и Р-2,
он
развернул широкомасштабные проектно-теоретические
научно-исследовательские работы
по нескольким
перспективным направлениям,
в
которых ОКБ-1 играло роль
головного предприятия.
В
результате появилась жидкостная одноступенчатая
баллистическая ракета
средней дальности
(БРСД)
наземного базирования Р-5М
с
дальностью
1200 километров,
оснащённая боевой частью с
ядерным зарядом.
2
февраля 1956 года на
Семипалатинском полигоне
(в
Казахстане)
были
успешно проведены испытания этой первой
в
мире стратегической ракеты.
Сергей
Павлович Королёв
показал себя незаурядным организатором,
сумев скоординировать работу созданного им Совета
Главных конструкторов
в
который входили:
Владимир
Павлович Бармин
(наземные
стартовые комплексы),
Валентин
Петрович Глушко
(жидкостные
ракетные двигатели),
Виктор Иванович Кузнецов
(гироскопические
командные приборы),
Николай
Алексевич Пилюгин
(автоматические
системы
управления),
Михаил Сергеевич Рязанский
(системы
радионавигации
и радиоуправления)
и
специалист
в
области
радиотехники
и
радиофизики
Алексей
Фёдорович Богомолов,
принимавший участие
в
работе Совета.
Сергей Павлович
нашёл поддержку
в
высоких кругах,
со
стороны Министерства вооружения,
возглавляемого
Дмитрием Фёдоровичем Устиновым,
инженерных
и
артиллерийских
частей
под
командованием
Митрофана
Ивановича Неделина,
а также
коллективов НИИ-4
и
Государственного центрального
полигона Капустин Яр.
Основное
королёвское направление было связано
с
проблемами
создания многоступенчатых ракет,
достигающих
межконтинентальной дальности.
Первая межконтинентальная
баллистическая ракета
(МБР) Р-7,
уникальная
и по
конструкции, и по
лётным характеристикам, при
стартовой
массе
283
тонны
была способна доставлять
на
расстояние
8
тысяч километров
головную часть
массой 5, 4
тонны
с
термоядерным
зарядом мощностью
3-5
мегатонн.
Постановлением Совета Министров СССР № 1239-630
от 31 августа 1956 года
Главный конструктор ОКБ-1
Сергей Павлович Королёв
был назначен
членом Государственной комиссии
и техническим руководителем
испытаний ракеты Р-7.
Создав ракету Р-7
и на
её основе космические ракеты-носители,
С.П. Королёв
надеялся целиком сосредоточиться
на
космической технике,
но
жидкостные межконтинентальные баллистические ракеты
по
эксплуатационным качествам
всё-таки
проигрывали американским твёрдотопливным ракетам.
Обратившись
к
этой проблематике,
он создал
экспериментальную твердотопливную
ракету РТ-1,
достигшую
на
испытаниях
весной 1962 года
дальности
2, 5 тысячи
километров.
С 1956 года
ОКБ-1 под
руководством
С.П. Королёва
совместно с
ОКБ-456
под
руководством
В.П. Глушко
и
Обнинском физико-энергетическим институтом
под
руководством
А.И. Лейпунского
вело работы по созданию ракет
с
атомным двигателем.
На
основе
ракеты Р-11
С.П. Королёв
разработал и сдал
на
вооружение
в 1957 году стратегическую ракету Р-11М
с
ядерной боевой
частью,
транспортируемую
в
заправленном виде
на
танковом
шасси
(Главный
конструктор -
Жозеф Иванович Котин).
Серьёзно модифицировав эту ракету,
он приспособил
её для
вооружения
подводных лодок
как Р-11ФМ.
Таким
образом,
Сергей Павлович
создал первые баллистические ракеты
на
стабильных компонентах топлива мобильного наземного
и
морского базирования
и явился первопроходцем
в
этих
новых
и
важных направлениях развития
ракетного
вооружения.
В
дальнейшем он разработал
более совершенную компактную двухступенчатую
межконтинентальную ракету Р-9 (в
качестве окислителя использовался
переохлаждённый жидкий кислород)
и
сдал её шахтный вариант Р-9А
на
вооружение
в 1962
году.
Позже параллельно
с
работами
над
важными космическими системами
С.П. Королёв
начал первым
в
стране разрабатывать твёрдотопливную межконтинентальную
ракету РТ-2,
которая была сдана
на
вооружение
уже
после его смерти.
На
этом ОКБ-1
С.П. Королёва
перестало заниматься боевой ракетной тематикой
и
сосредоточило свои силы
на
создании приоритетных космических систем
и
уникальных ракет-носителей.
В 1955 году ещё задолго
до
лётных испытаний ракеты Р-7
Сергей Павлович Королёв,
Мстислав
Всеволодович Келдыш,
Михаил
Клавдиевич Тихонравов
обратились
к
Правительству СССР
с предложением о
выведении
в
космос
при помощи ракеты Р-7
Искусственного
спутника Земли.
Правительство поддержало эту инициативу.
В августе 1956 года
ОКБ-1 вышло из
состава НИИ-88
и
стало самостоятельной
организацией,
Главным
конструктором и Директором которой был
назначен
Сергей Павлович Королёв.
16 мая 1957 года
В.М. Рябиков,
М.И. Неделин,
К.Н. Руднев
и
С.П. Королёв
представили
в ЦК КПСС доклад
о первом экспериментальном
пуске ракеты Р-7:
5
"Докладываем:
15 мая 1957 года в 19.05 по московскому времени произведен
первый экспериментальный пуск ракеты Р-7.
Задачей первого пуска по программе являлось: проверка
техники старта
и разделение первой и второй ступеней ракеты.
Предварительные результаты пуска следующие: старт ракеты
прошел нормально и полет ракеты в течение первых 70 секунд
проходил по траектории, близкой к расчетной. Дальнейший
полет вследствие возникших на борту ракеты неисправностей
был ненормальным, и на 103-й секунде двигательная
установка ракеты выключилась с помощью автоматической
системы, предназначенной для аварийных случаев.
16 мая 1957 года найдены две из пяти частей ракеты в 300
км от старта и левее в 10 км от директрисы стрельбы. Поиск
остальных трёх частей продолжается.
Для окончательного установления причин ненормального
полета ракеты необходимо расшифровать и обработать около
20 км осциллографической пленки с записями различных
параметров ракеты, произведенных во время пуска и полета.
После этого будет принято решение о пуске
следующей ракеты."
В. Рябиков, М. Неделин, К. Руднев и С. Королёв
5 |
Позже, 4 июня 1957 года
В.М. Рябиков,
М.И. Неделин
и
С.П. Королёв
представили в ЦК КПСС
доклад
о причинах неудачных испытаний ракеты Р-7,
в котором говорится, что авария ракеты произошла
из-за пожара
в одном
из четырёх блоков ракеты, возникшего
из-за негерметичности
в керосиновых коммуникациях высокого давления
двигательной установки.
4 октября 1957 года был успешно осуществлён запуск на
околоземную орбиту
первого в истории человечества Искусственного спутника
Земли.
Его полёт имел ошеломляющий успех и обеспечил Советскому
Союзу
высокий международный авторитет.
Сергей Павлович
позже сказал:
5
"Он был мал, этот самый Первый искусственный спутник нашей
старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем
материкам
и среди всех народов, как воплощение дерзновенной мечты
человечества!"
5 |
Имевшийся технический задел
и
опыт ракетных исследований позволили ОКБ
под
руководством
С.П. Королёва,
а
также предприятиям-смежникам менее чем
за
месяц создать
и
3 ноября
1957 года
запустить второй искусственный спутник
с
собакой
Лайкой
на
борту.
Реальностью становился полёт человека
в
космос.
Параллельно
с
подготовкой
к
пилотируемым полётам
с 1958 года
велись работы
над
спутниками научного,
народнохозяйственного
и
оборонного назначения.
Согласно Постановлению ЦК КПСС № П150/ VII
от
17 апреля 1958 года
был образован Военный научно-технический комитет по
атомному,
водородному и ракетному оружию и
Сергей Павлович Королёв
был назначен членом этого комитета.
В 1958-1959 годах в СССР состоялись удачные пуски
следующих аппаратов
разработанных в ОКБ-1:
•
15
мая
1958 года
-
"Спутник-3"
("Объект
Д № 2"
с научной аппаратурой для изучения
концентрации заряженных частиц, протонов и
космических лучей, магнитных
и электростатических полей; определения
наличия и частоты встречи
с микрометеоритами, а также с аппаратурой
разработанной в Научно-исследовательском
институте земного магнетизма, ионосферы и
распространения радиоволн
и Научно-исследовательском институте ядерной
физики МГУ
имени М.В. Ломоносова.
Полученные научные данные стали неоценимым вкладом
в изучение радиационных поясов Земли);
•
2 января
1959 года
- "Луна-1"
(четвёртая
(удачная) попытка
осуществить старт автоматического аппарата к
Луне.
"Луна-1" достигнув второй космической скорости,
прошла на расстоянии
6000
километров
от поверхности Луны
и вышла на
гелиоцентрическую орбиту);
•
12 сентября
1959 года
- "Луна-2"
(первая
в мире автоматическая межпланетная
станция,
достигшая поверхности Луны
(14 сентября 1959 года).
На
поверхность Луны был доставлен вымпел с
изображением герба СССР);
•
4 октября
1959 года
- "Луна-3"
(7
октября впервые
в
Мире была сфотографирована
невидимая с Земли сторона Луны).
В 1960 году были успешно осуществлены пуски:
•
15
мая
1960 года
-
четвёртого искусственного спутника Земли, первого
прототипа
пилотируемого корабля "Восток" в спускаемом аппарате
которого находилась анатомическая кукла взрослого
мужчины;
•
19
августа 1960 года
-
пятого искусственного спутника Земли, второго
прототипа
пилотируемого корабля "Восток" с собаками Белкой
и Стрелкой, сорока мышами,
двумя крысами и рядом растений;
•
1
декабря 1960 года
-
шестого искусственного спутника Земли, третьего
прототипа
пилотируемого корабля "Восток" с собаками Мушкой
и Пчёлкой, двумя морскими
свинками, двумя белыми лабораторными крысами,
14-ю чёрными мышами
линии С57, семью мышами гибридов от мышей
СБА и С57,
и пятью белыми беспородными мышами.
Первые три месяца 1961 года были ознаменованы
запусками "Венеры-1" -
автоматической межпланетной станции,
предназначенной для исследования
планеты Венера
(12
февраля);
а также - девятого
(9
марта,
с собакой Чернушкой,
мышами и крысами)
и
десятого
(25
марта,
с манекеном космонавта, с собакой
Звёздочкой и другими биологическими объектами)
искусственных спутников Земли.
Под
непосредственным руководством
и
при активном участии
Сергея Павловича Королёва:
в январе 1960 года в
СССР был организован Центр подготовки космонавтов
и
первый отряд космонавтов,
в
который были отобраны 20 военных лётчиков.
Были также осуществлены:
•
первые в Мире полёты пилотируемых космических кораблей
"Восток"
(12
апреля 1961 года,
пилотируемого
Гагариным Юрием
Алексеевичем);
и "Восток-2"
(6-7
августа 1961 года,
пилотируемого
Титовым Германом
Степановичем);
•
групповые полёты пилотируемых космических кораблей
"Восток-3"
и "Восток-4"
(11-15
августа 1962 года),
и кораблей "Восток-5" и "Восток-6" (14-19
августа 1963 года,
впервые в Мире был осуществлён полёт женщины
-космонавта),
•
первый полёт трёхместного корабля "Восход"
(12-13
октября 1964 года),
•
полёт двухместного корабля "Восход-2" с Первым
в Мире выходом человека
в открытое космического пространство;
•
в 1960 году
был начат первый этап работ по созданию
автоматических
межпланетных аппаратов "Марс";
•
была начата подготовка к созданию
автоматических аппаратов "Луна"
с целью фотографирования панорамы естественного
спутника Земли;
•
в 1961 году
были начаты работы по созданию спутников связи
"Молния-1";
•
в
марте 1962 года
были начаты
полёты
спутников военно-прикладного
и народно-хозяйственного назначения серии
"Космос"
("Зенит");
•
30 января
1964 года
были осуществлены запуски спутников "Электрон-1"
и "Электрон-2", для исследований
радиационных поясов Земли
и связанных с ними физических явлений;
Затем,
под
руководством
Сергея Павловича были разработаны
проекты:
многоцелевого
трёхместного космического корабля "Союз",
корабля
для
облёта Луны Л-1,
лунного экспедиционного комплекса Н1-Л3,
предэскизные проекты тяжёлой орбитальной станции
"Звезда"
и
тяжёлого межпланетного корабля.
Дальнейшее осуществление советской космической программы
С.П. Королёв
планировал
на
основе сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1,
испытания
которой после его смерти
и
неудачных пусков
в 1969-1972
годах
были свернуты.
Академик, Доктор технических наук
(с
1957 года)
С.П.
Королёв
также стал инициатором
развития ряда прикладных научных направлений,
обеспечивающих
дальнейший прогресс
в
создании ракет-носителей
и космических аппаратов.
Сергей Павлович
способствовал созданию в ведущих вузах
страны
кафедр
и
факультетов ракетно-космического профиля.
По
совместительству с 1947 года
вёл педагогическую деятельность
на
Высших инженерных курсах при
МВТУ имени Н.Э. Баумана.
Им были воспитаны многочисленные кадры учёных
и
инженеров -
создателей ракетно-космической техники.
Он - автор
и
соавтор более 250-ти научных работ,
статей
и
изобретений.
а также книг:
•
"Ракетный полет в
стратосфере"
(Москва,
1934 год, 108 стр.);
Автор
инженер-летчик
С.П. Королёв
в своём труде обрисовывает значение борьбы
за достижение больших высот полёта и характеризует
возможности реактивных
летательных аппаратов как важнейшего средства к
достижению этой цели.
В труде разбираются опыты, производящиеся с ракетными
летательными аппаратами;
впервые в научной литературе излагается схема
современного реактивного мотора
и указываются вопросы, разрешение которых позволит
осуществить
реактивный полёт в стратосфере человека.
•
Избранные труды. Пионеры
ракетной техники.
В.П. Ветчинкин,
В.П. Глушко,
С.П. Королёв,
М.К. Тихонравов
(Москва,
1972 год, стр. 373-564);
•
Творческое наследие
академика С.П. Королева.
Избранные труды и документы
(составители
-
Бирюков Ю.В.,
Варваров Н.А.,
Ветров Г.С.;
Под общей редакцией Академика
Келдыша М.В.,
Москва:
издательство "Наука", 1980 год, 591 стр.)
• • •
14 апреля 1947 года
Сергей Павлович Королёв
был избран
Членом-корреспондентом Академии Артиллерийский наук Министерства Вооружённых
сил СССР
по
отделению № 4
(Отделению реактивного
вооружения)
и оставался им
до 23 апреля 1953 года - Дня выхода Приказа Министра
Обороны СССР № 0064
"Об организационной структуре и штатной численности
Управления
Командующего артиллерией",
поставившего "точку" в деятельности
Академии,
как самостоятельной научной
организации.
23 октября 1953 года он был избран
членом-корреспондентом
Академии наук СССР по Отделению технических наук.
19 июня
1958 года
Сергей Павлович Королёв
был
избран
Действительным членом Академии наук СССР по Отделению
технических наук
(по
специальности "механика").
В 1960 году он стал членом Президиума Академии наук
СССР.
• • •
Сергей Павлович Королёв
был дважды женат:
Первая жена -
Винцентини Ксения Максимилиановна
(1907
- 1991),
Заслуженный врач РСФСР,
Доктор медицинских наук;
Профессор;
Доцент Кафедры травматологии
Центрального института усовершенствования врачей,
Врач-хирург Московской больницы
имени С.П. Боткина;
Вторая
жена -
Королёва Нина Ивановна
(1920
- 1999),
Переводчица технической
документации и научной литературы
Особого конструкторского бюро № 1
Научно-исследовательского института № 88; Организатор
и Главный консультант
Мемориального дома-музея
Академика С.П. Королёва в
Останкино;
Дочь С.П. Королёва
от первого брака -
Королёва Наталия Сергеевна
(родилась в 1935
году),
Лауреат Государственной
премии СССР и Премии имени Н.И. Пирогова Академии
медицинских наук СССР;
Действительный член Российской Академии космонавтики
имени
К.Э. Циолковского; хирург, Доктор
медицинских наук; Профессор;
Почётный гражданин города Королёва;
автор книг и воспоминаний об отце.
открыть ссылки:
Издание подготовлено к 100-летию со дня рождения
академика
Сергея Павловича Королёва,
дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской
премии,
первого награжденного Золотой медалью им. K.Э.
Циолковского.
Выдающийся ученый и крупнейший конструктор в области
ракетно-космической техники,
С.П. Королев навеки вошел в историю, положив начало
осуществлению, быть может,
самой дерзновенной мечты человечества — мечты о
покорении Космоса.
Читатель познакомится с жизнью С.П. Королева, историей
развития отечественной
космической науки и техники, достижениями нашей страны в
этой области.
Автор - доктор медицинских наук, профессор Н.С. Королёва
- совершила настоящий подвиг,
посвятив многие годы сбору и изучению богатейшего
фактического материала в 16 различных архивах, в том
числе архивах Главной военной прокуратуры, Федеральной
службы безопасности, Архиве Президента Российской
Федерации, Российском государственном архиве Новейшей
истории, Российском государственном архиве социальной
политической истории и др.
Для широкого круга читателей.
Награды:
2Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1945
года
"За
образцовое выполнение задания Правительства в области
конструирования
и создания образцов новой техники"
сотрудники коллектива НИИ-1 Народного комиссариата
авиационной промышленности СССР были удостоены
Высоких Правительственных наград, в том числе и
Королёв Сергей Павлович,
награждённый орденом "Знак Почёта".
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
(с грифом
"совершенно
секретно")
от 20 апреля 1956 года
"За успешное выполнения задания Правительства
по созданию специальной техники" (за заслуги в деле
создания дальних
баллистических ракет)
Главному конструктору ОКБ-1
Королёву Сергею Павловичу
было присвоено звание Героя
Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и
Золотой Медали "Серп и Молот".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от
27 декабря 1957 года
"За заслуги в деле создания и
запуска в Советском Союзе Первого
в Мире искусственного спутника Земли"
Королёв Сергей Павлович
был удостоен Ленинской премии
в составе большого коллектива разработчиков.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
"За успешное выполнение специального задания
Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с
человеком на борту"
Главный конструктор ОКБ-1 Государственного комитета по
оборонной технике
Королёв Сергей Павлович
был награждён второй
Золотой Медалью "Серп и Молот"
(№
86/II).
Он был также
награждён медалями: "За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
и "В память 800-летия Москвы".
В 1958 году ему
была присуждена Золотая медаль
имени К.Э. Циолковского
(№
1) Академии наук СССР.
Решениями Местных Советов Депутатов трудящихся
Королёву Сергею Павловичу
были присвоены звания:
"Почётный гражданин города Королёва",
"Почётный гражданин города Калуги",
"Почётный гражданин города Байконур".
---------
1ныне
-
Открытое акционерное общество "Казанское
моторостроительное производственное объединение".
|