-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Конструктор, инженер, Начальник сектора,
Начальник отдела проектирования
спецарматуры
, ёмкостного оборудования
и вакуумных систем
Особого
конструкторского бюро № 250 (ОКБ-250)
по криогенной технике и наземному
стартовому оборудованию З
авода № 183
Свердловского Совета народного
хозяйства
(Уральского конструкторского
бюро машиностроения
, Уральского
вагоностроительного завода
имени Ф.Э. Дзержинского)

 
-
-
     
 

-
Венидикт Николаевич Бурмистров родился 27 августа 1938 года.

Окончив Казанский химико-технологический институт, 16 февраля 1961 года, он
по направлению прибыл в город Нижний Тагил Свердловской области,
и был
принят
на работу в
Особое конструкторское бюро по криогенной технике и
наземному стартовому оборудованию
(ОКБ-250)
Уральского вагоностроительного
завода имени Ф.Э. Дзержинского
, где на протяжении более 50-ти лет последовательно
работал
в должностях конструктора, инженера I и II категорий, Начальника сектора,
Начальника отдела проектирования спецарматуры, ёмкостного оборудования
и вакуумных систем
.

В 1980 году ОКБ-250
(под руководством
Веремьёва Мефодия Николаевича) и цех 251
под руководством
Шпака Михаила Тарасовича были выведены из состава
Уралвагонзавода
в самостоятельное предприятие - Уральское конструкторское
бюро машиностроения
, которое в 1983 году снова вошло в состав Уралвагонзавода
имени Ф.Э. Дзержинского
(ныне - Акционерного общества "Уралкриомаш").

Он являлся непосредственным участником пусков космических аппаратов начиная
с первого в Мире космического корабля-спутника "Восток", пилотируемого
Гагариным Юрием Алексеевичем.
-

-
В.Н. Бурмистров принимал участие в разработке криогенных систем, средств
заправки
и дозаправки
жидким кислородом ракет-носителей, предназначенных
для вывода на околоземную орбиту космических аппаратов различного назначения.

В дальнейшем эти средства, созданные в виде специальных железнодорожных
агрегатов
, были переделаны в стационарную систему
(11Г722, первая площадка,
знаменитый "Гагаринский старт"
) и эксплуатируются до сегодняшнего времени,
успешно обеспечив пуски космических аппаратов народнохозяйственного и военного
назначения
; автоматических станций "Луна", "Венера", "Марс"; пилотируемых
космических кораблей "Союз"
, "Союз Т"; орбитальных станций "Салют", "Алмаз"
и "Мир"
(с его модулями); ракет-носителей тяжёлого класса "Протон";
многоразового транспортного космического комплекса "Энергия-Буран",
а также средств для транспортировки и хранения криогенных компонентов.

В 1962 году криогенное производство Уралвагонзавода имени Ф.Э. Дзержинского
пополнилось экспериментальным цехом № 251
, где под руководством
Веремьёва Мефодия Николаевича и Начальника цеха - Шпака Михаила Тарасовича, и при
непосредственном участии
Бурмистрова Венидикта Николаевича были разработаны
и изготовлены железнодорожные средства для переохлаждения жидкого кислорода
и заправки им разгонного блока Д ракеты-носителя тяжёлого класса "Протон",
системы хранения и заправки жидкого кислорода для пусковых установок боевых
ракет Р-9
(8Г136) и (8Г143); поставлены на производство железнодорожные
цистерны
для перевозки криогенных жидкостей
(более совершенных, чем 8Г52
и 8Г54: жидких кислорода
(8Г512), азота (8Г513), аргона (15-558), жидкого
водорода
(8Г514) и (ЖВЦ-100), жидкого этилена (15-147)).
Кстати, все без исключения железнодорожные криогенные цистерны
в бывшем СССР созданы нижнетагильскими криогенщиками.

Очень крупной работой, выполненной в 1966-1969 годах , было создание коллективами
конструкторского бюро
и цехов Уралвгонзавода средств транспортировки, хранения
и заправки лунного ракетно-космического комплекса
Н1-Л3 жидкими водородом
и кислородом.
К сожалению, как показала практика, после череды пусков закончившихся авариями
программа подготовки советских космонавтов
к первому полёту на Луну была закрыта.

15 ноября 1988 года состоялся первый (и, к сожалению, последний) полёт космического
корабля многоразового использования "Бура"
, запущенного ракетой-носителем
сверхтяжёлого класса "Энергия"
, что явилось завершением крупной работы
криогенщиков Уралвагонзавода имени Ф.Э. Дзержинского
.
По программе "Энергия - Буран" было разработано и поставлено более
20-ти
наименований агрегатов
и систем для транспортировки, хранения, газификации и
заправки жидкого водорода, жидкого кислорода, жидкого азота, транспортировки
и заправки сжатых газов: аргона и гелия для стартового комплекса, универсального
комплекса "стенд-старт"
, станций перелива жидкого водорода и жидкого кислорода,
монтажно-испытательного корпуса.
Во всех этих работах принимал участие и Начальник отдела Конструкторского бюро
Уралвагонзавода
Бурмистров Венидикт Николаевич.
-

-
Награды:
Указом Президента СССР № УП-1275 от 30 декабря 1990 года, "За заслуги в создании
и проведении испытаний многоразовой космической системы "Энергия - Буран""
,
Начальник сектора Уральского конструкторского бюро машиностроения
производственного объединения "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского
Министерства оборонной промышленности СССР
Бурмистров Венидикт Николаевич
был награждён
медалью "За трудовую доблесть".

Он был также награждён
другими государственными
и ведомственными наградами
.

-

 

-

 

-
Выдающийся разработчик создания заправочного оборудования
ракетно-космической техники
Венидикт Николаевич Бурмистров

скончался 11 мая 2020 года.
-
Похоронен он в городе Нижнем Тагиле Свердловской области,
на кладбище "Пихтовые горы" (уч. № 4-8), в родственном
захоронении
.

-
(увеличить фото) Свердловская область, г. Нижний Тагил, кладбище "Пихтовые горы" (уч. № 4-8). Могила В.Н. Бурмистрова (фотография из архива сайта "Администрация города Нижнего Тагила. Отдел по эксплуатации и содержанию мест захоронений. Поиск захоронений")

 увеличить фото

-
Фотография могилы
В.Н. Бурмистрова взята на сайте
"Администрация города Нижнего Тагила.
Отдел по эксплуатации
и содержанию мест захоронений
.
Поиск захоронений"
:

-
(открыть ссылку) Информация о захоронении В.Н. Бурмистрова на сайте "Администрация города Нижнего Тагила. Отдел по эксплуатации и содержанию мест захоронений. Поиск захоронений"
 открыть ссылку
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
материалы статьи
"Золотой фонд "Криомаша""

опубликованная на сайте

"История Нижнего Тагила от основания до
наших дней
. Представители заводской науки"

и в газете "Тагильский вариант"; 14 апреля 2011 года,
№13 (14) (автор - Ольга Николаева, научный сотрудник
музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
):
-
(открыть ссылку) Статья "Золотой фонд "Криомаша"" опубликованная на сайте "История Нижнего Тагила от основания до наших дней. Представители заводской науки" и в газете "Тагильский вариант"; 14 апреля 2011 года, № 13 (14) (автор - Ольга Николаева, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал")
 открыть ссылку
-
материалы статьи
"Уралкриомаш. История предприятия"
(официальный сайт Акционерного общества
"Уралкриомаш")
:
-
(открыть ссылку) "Уралкриомаш. История предприятия" (официальный сайт Акционерного общества "Уралкриомаш")
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
статья
"Уралвагонзавод: 60 лет в космосе"
(автор - Серебрякова Оксана Александровна,
специалист Выставочного комплекса
ОАО "НПК "Уралвагонзавод";
сайт "Русская сила")
:
-
(открыть ссылку) Статья "Уралвагонзавод: 60 лет в космосе" (автор - Серебрякова Оксана Александровна, специалист Выставочного комплекса ОАО "НПК "Уралвагонзавод"; сайт "Русская сила")
 открыть ссылку
-
материалы опубликованные на форуме
"Scalet Raiclub" (тема "Криогенные системы")
:
-
(открыть ссылку) Форум "Scalet Rainsclub". Тема "Криогенные цистерны"
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы

Ивкину Владимиру Ивановичу,
Кандидату исторических наук,
историку ракетно-космической техники
,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -