-
 


√ерой —оциалистического “руда;
Ћауреат Ћенинской премии
и √осударственной премии –оссийской ‘едерации;
Ћауреат ѕремии имени Ќ.≈. ∆уковского;
ƒействительный член јкадемии Ќаук ———–
(–оссийской јкадемии наук);
ƒоктор технических наук;
инженер, начальник лаборатории динамики
и управлени€ полЄтом,
Ќачальник отдела, начальник отделени€
динамики, заместитель Ќачальника

 
 

÷ентрального јэрогидродинамического
»нститута имени профессора Ќ.≈. ∆уковского
по аэродинамике и динамике полЄта;
первый заместитель ƒиректора,
советник дирекции и ѕредседатель
учЄного совета ÷ј√»;
ѕрофессор, один из организаторов
и ѕреподаватель ‘акультета
аэромеханики и летательной техники,
ѕрофессор и заведующим  афедрой
"ћеханика полЄта" ћосковского
физико-технического института;
учЄный в области
области механики
полЄта и прикладной аэродинамики

 
-
-
     
 


–одилс€ 3 (16) сент€бр€ 1916 года в ћоскве в семье видного учЄного -
математика, ѕрофессора ћосковского государственного университета

—ерге€ —ергеевича Ѕюшгенса
(1882-1963).

ѕрадед √еорги€ —ергеевича Ѕюшгенса прибыл
в –оссию из √олландии
во второй половине XVIII века.
≈го дочь - мать отца
√еорги€ —ергеевича, вышла замуж
за учител€ математики, русского по национальности, который до рождени€
сына трагически погиб
, не успев оформить свой брак.
ѕоэтому
, родившийс€ 25 сент€бр€ 1882 года отец √еорги€ —ергеевича
при рождении получил голландскую фамилию матери.

¬ 1940 году √еоргий —ергеевич окончил ћосковский авиационный институт имени —ерго ќрджоникидзе и поступил на работу в ÷ентральный аэрогидродинамический институт имени профессора Ќ.≈. ∆уковского (÷ј√»), с которым была св€зана вс€ его последующа€ жизнь и де€тельность.
¬ период ¬еликой ќтечественной войны находилс€ вместе с институтом
в эвакуации в  азани.
¬ 1945 году вернулс€ в ћоскву.

–аботал
в ÷ј√» инженером, начальником созданной им в 1961 году лаборатории динамики и управлени€ полЄтом, начальником отдела, начальником отделени€ динамики, заместителем начальника ÷ј√» по аэродинамике и динамике полЄта
(в 1963-1965 годах), первым заместителем директора (в 1965-1992 годах), советником дирекции и председателем учЄного совета (с 1992 года и до последних дней жизни).

√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс
€вл€лс€ одним из организаторов и преподавателей
‘акультета аэромеханики и летательной техники ћосковского физико-технического института (ћ‘“»), созданного в 1965 году.
1982 года работал профессором и заведующим  афедрой "ћеханика полЄта"
этого института
.
¬ течение многих лет был ѕредседателем экспертной комиссии ¬ысшей аттестационной комиссии.



ѕосле ¬еликой ќтечественной войны
на основе немецких трофейных материалов
по стреловидным крыль€м
√.—. Ѕюшгенс создал эффективный метод расчЄта скоса потока у оперени€ и положени€ аэродинамического фокуса самолЄта.

»м были сформулированы требовани€
к динамике продольного и бокового движений,
а также определены пон€ти€ запасов статической устойчивости по перегрузке
и скорости, положенные в основу р€да выпусков "–уководства дл€ конструкторов и первых отечественных норм лЄтной годности".
Ќа прот€жении многих лет он возглавл€л работы в области устойчивости, управл€емости, динамики и аэродинамики летательных аппаратов,
сочетал теоретические исследовани€ с решением практических
задач создани€ летательных аппаратов
.

ѕод его руководством разработаны и внедрены в практику расчЄтные инженерные методы анализа динамики самолЄтов, их устойчивости и управл€емости
при дозвуковых и сверхзвуковых скорост€х полЄта, исследованы вопросы рациональной автоматизации управлени€ самолЄтом; на основе теоретических исследований был вы€влен р€д особенностей динамики сверхзвуковых самолЄтов.


≈щЄ
в начале 1950-х годов √еоргий —ергеевич стал пионером использовани€ вычислительной техники и средств автоматизации дл€ улучшени€ комплекса характеристик самолЄтов.

√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс участвовал в разработке концепции и создании первых сверхзвуковых истребителей ћи√-17 и ћи√-19, машин с измен€емой геометрией крыла ћи√-23, —у-24, “у-22ћ и “у-160, —у-27 и ћи√-29, пассажирских и транспортных воздушных судов семейств "“у", "»л", "јн".

ќдним из самых интересных этапов де€тельности
√еорги€ —ергеевича Ѕюшгенса
€вл€лось его активное участие
в разработке и создании ќрбитального космического корабл€ многоразового исследовани€ "Ѕуран", совершившего свой триумфальный и
к сожалению единственный, к тому же, автономный полЄт 15 но€бр€ 1988 года
и его атмосферного аналога самолЄта Ѕ“—-002.
»менно
√еоргий —ергеевич давал заключени€ по аэро- и газодинамике
орбитального корабл€ "Ѕуран"
.

—тоит также упом€нуть, что будучи ещЄ 25-летним инженером
√.—. Ѕюшгенс руководил испытани€ми в аэродинамической трубе самолЄта "Ѕ»-1"
с жидкостно-реактивным
(ракетным) двигателем.
15 ма€ 1942 года лЄтчик-испытатель √ригорий яковлевич Ѕахчиванджи,совершил первый в ———– полЄт на этом самолЄте.

¬ последние годы жизни јкадемик
√.—. Ѕюшгенс несмотр€ на преклонный возраст продолжал активно участвовать в работе ÷ј√» по программам института,
по контрактам с иностранными партнЄрами, по договорам
с ќпытными конструкторскими бюро и грантам –оссийского
фонда фундаментальных исследований
.

√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс

Ќачина€
с 1992 года, уже в качестве —оветника при дирекции ÷ј√», по просьбе коллег,
√еоргий —ергеевич продолжил руководить научно-техническим —оветом ÷ј√»
по аэродинамике и динамике полЄта.
 ак и прежде, он удел€л особое внимание сохранению и развитию экспериментальной базы института, совершенствованию нар€ду с теоретическими экспериментальных исследований Ц в аэродинамических трубах, на стендах
и установках.

ќсобое внимание он удел€л исследовани€м новых
, перспективных направлений развити€ авиационно-ракетной техники совместно с р€дом институтов –оссийской јкадемии наук.
ќн был одним
из руководителей изданий обобщающих книг по аэродинамике
и динамике полЄта, по истории самолетостроени€ в ———–.
Ќаконец, он стал основным автором свыше 150-ти фундаментальных и научных работ, включа€ 12 монографий, а также трудов по истории ÷ј√», в том числе:

"
ƒинамика пространственного движени€ самолЄта" (
1967, в соавторстве),
"ƒинамика продольного и бокового движени€" (
1979),
"ѕространственное движение самолЄта" (
1983),
"»стори€ самолЄтостроени€ в ———–. 1917-1945" (
1992, в соавторстве),
"јэродинамика, динамика полЄта магистральных самолЄтов",
"јэродинамика, устойчивость и управл€емость сверхзвуковых самолЄтов" (
1998).

ќн - редактор-составитель книг:
"јэродинамика, динамика полета и прочность"
,
"Ёнциклопеди€ машиностроени€" (2002).

1 июл€ 1966 года ƒоктор технических наук, профессор √еоргий —ергеевич Ѕюшгенс был избран членом-корреспондентом јкадемии наук ———– по ќтделению проблем машиностроени€, механики и процессов управлени€ (по специальности "ћеханика").

29 декабр€ 1981 года
√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс был избран ƒействительным членом јкадемии наук ———– по ќтделению проблем машиностроени€, механики и процессов управлени€ (по специальност€м "“еори€ управлени€"
и "¬ычислительна€ техника"
).

¬ 1996 году он был избран иностранным членом »нженерной јкадемии
 итайской Ќародной –еспублики.


***
—тарший сын √еоргий —ергеевича - —ерЄжа Ѕюшгенс умер от дифтерита
во врем€ эвакуации
в  азани в возрасте 4-х лет.
 

ћладший сын √еорги€ —ергеевича - Ѕюшгенс јндрей √еоргиевич (родилс€
в 1945 году
) - ¬ыпускник механико-математического факультета ћосковского государственного университета имени ћ.¬. Ћомоносова
, ƒоктор технических наук, ¬едущий научный сотрудник, также как и отец - активный участник программы по созданию ћногоразовой транспортной космической системы "Ёнерги€ - Ѕуран",
один из создателей семейства авиационных тренажеров нового поколени€
на основе современной вычислительной техники и существенных продвижений
, достигнутых в области базовых тренажерных технологий, учЄный в области
динамики полЄта и технологий моделировани€ летательных аппаратов
,
член дирекции Ќационального образовательного центра
"јвиационные технологии, системы управлени€ и навигации"
ћосковского ‘изико-технического института

(√осударственного университета)
.

Ќаграды:
”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– в 1974 году Ѕюшгенсу √еоргию —ергеевичу было присвоено звание √еро€ —оциалистического “руда
с вручением ордена Ћенина и «олотой медали "—ерп и ћолот".

ѕостановлением ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 21 апрел€ 1961 года
«а работы в области аэродинамики
Ѕюшгенс √еоргий —ергеевич
был удостоен Ћенинской премии в составе научного коллектива,
в который кроме него вошли ведущие научные сотрудники ÷ј√»
:
Струминский ¬ладимир ¬асильевич - (в то врем€) член-корреспондент јЌ ———–, доктор технических наук, профессор;
—еребрийский яков ћоисеевич -
профессор,
доктор технических наук;

 расильщиков ѕЄтр ѕетрович - профессор, доктор технических наук;
ћиллионщиков
ћихаил ƒмитриевич - (в то врем€) член-корреспондент јЌ ———–, доктор технических наук, профессор, работавший —таршим научным сотрудником лабораторий больших скоростей ÷ј√» в 1939 - 1951 годах.

”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 5 августа 2002 года є 831
 
"«а комплекс исследований ÷ј√» по аэродинамике, устойчивости, управл€емости магистральных самолетов нового поколени€, послуживших основой создани€ высокоэффективного парка гражданской авиации"
Ѕюшгенс √еоргий —ергеевич был удостоен √осударственной премии –оссийской ‘едерации в составе научного коллектива, в который кроме него вошли
ведущие научные сотрудники ÷ј√»
:
Ѕаринов ¬ладимир јкиндинович - доктор технических наук, начальник сектора; ƒмитриев ¬ладимир √ригорьевич - доктор технических наук, директор;
∆ивов ёрий √ригорьевич - кандидат технических наук, начальник отдела;
 лимин јлександр ¬ладимирович - кандидат технических наук, начальник сектора; ћикеладзе ¬италий √еоргиевич - доктор технических наук, главный научный сотрудник;
 
ѕавловец √еннадий јндреевич - доктор технических наук,
первый заместитель директора;

Ўелюхин ёрий ‘едорович - кандидат технических наук, начальник отделени€.

√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс также был награждЄн ещЄ двум€ орденами Ћенина
орденом “рудового  расного «намени, медал€ми.

¬ 1979 году
√.—. Ѕюшгенс был удостоен ѕремии имени Ќ.≈. ∆уковского.

¬ 1986 году ему было присвоено звание "ѕочЄтный гражданин
города ∆уковского ћосковской области".

 

 
-
 


¬ыдающийс€ учЄный-аэродинамик √еоргий —ергеевич Ѕюшгенс
скончалс€ 31 июл€ 2013 года.

ѕохоронен он в ћоскве, на “роекуровском кладбище
(уч. є 25а).


(увеличить фото) г. ћосква, “роекуровское кладбище (уч. є 25а), могила √.—. Ѕюшгенса до установки надгроби€ (сент€брь 2013 года) (увеличить фото) г. ћосква, “роекуровское кладбище (уч. є 25а), могила √.—. Ѕюшгенса после установки надгроби€ (но€брь 2014 года)

(дл€ просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной ¬ами фотоссылке)

 

 
-
 


ѕри создании страницы использованы текст биографии
√еорги€ —ергеевича Ѕюшгенса, опубликованный
на сайт
е
:
-
(открыть ссылку) Ѕиографи€ √.—. Ѕюшгенса на сайте "√ерои —траны"

(открыть ссылку)

“акже использованы материалы следующих статей:

(открыть ссылку) "√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс - ѕатриарх отечественной авиационной науки" (автор статьи - √еннадий јмирь€нц)

(открыть ссылку)

(открыть ссылку) "√еоргий —ергеевич Ѕюшгенс - создатель научной школы динамиков ÷ј√»" (автор статьи - јндрей Ѕюшгенс)

(открыть ссылку)
 

 
    -

¬озврат в мартиролог "”чЄные и создатели космической техники"