|
|
|
|
|
Родился 7 (20) февраля 1909 года
в станице Бриньковская,
(ныне -
Приморско-Ахтарского района,
Краснодарского края).
В
раннем детстве семья
переехала в
Жданов (ныне - г.
Мариуполь,
Украина).
С 1925 года
работал в литейной мастерской,
потом помощником машиниста
на станции
Ахтари, затем работал
слесарем на
строительстве металлургического завода имени Владимира
Ильича.
В
1931 году
IX съезд Комсомола
принял
шефство
над
Военно-Воздушными силами Красной Армии.
Комсомолец
Бахчиванджи,
выполняя
решение съезда,
попросился в
авиацию.
В 1931 году
окончил
школу младших командиров.
Член
ВКП (б) с
1932 года.
В 1933 году
окончил авиатехническое училище
по специальности "техник по авиавооружению".
В
1934 году окончил
Оренбургскую школу пилотов.
С 1934 года -
лётчик-испытатель Военно-воздушных Сил РККА.
Участие в Великой Отечественной войне:
В Великую Отечественную войну
Григорий Бахчиванджи
вступил
в составе 402-го истребительного авиационного
полка особого назначения,
сформированного из летчиков-испытателей.
Менее чем за полтора месяца
отважный летчик
успел совершить 65 боевых вылетов,
проявив при этом
исключительную отвагу и
бесстрашие,
высочайшее искусство ведения боя.
Бахчиванджи
лично сбил 5
фашистских стервятников и
участвовал
в уничтожении пяти других вместе
с боевыми товарищами.
Участвовал в обороне Москвы.
Испытательная работа:
В
августе
1941 года командир эскадрильи
Григорий
Бахчиванджи
был
отозван на
испытательную работу.
В
конструкторском бюро
тогда создавался
самолет-перехватчик
нового типа - с
жидкостным реактивным двигателем.
Испытать
эту
машину и
было доверено
Григорию Яковлевичу.
В том же году ему
присвоено воинское звание
"капитан".
Испытание "Би-1":
Самолет без
ракетного двигателя
испытывал
лётчик-испытатель
Борис Николаевич Кудрин.
В 15-ти полетах
были сняты
все характеристики.
До эвакуации
16 октября 1941 года
большего
сделать не удалось.
Когда все
ОКБ
было перебазировано на
Урал, на
самолет с
установленным на нем
двигателем был
назначен
Григорий Бахчиванджи,
вместо заболевшего Б.Н. Кудрина.
После полной наладки силовой установки
и других доработок
удалось приступить к полетам
с двигателем (он
был получен в апреле 1942 года).
Испытание двигателя
на самолете состоялось 27 апреля 1942 года.
А 15 мая 1942 года
лётчик-испытатель Григорий Яковлевич
Бахчиванджи
совершил
первый в СССР
полёт на самолёте "БИ-1"
с жидкостным ракетным двигателем
(ЖРД).
Создателями этого самолёта был коллектив ОКБ
В.Ф. Болховитинова
в составе
А.Я. Березняка,
А.М. Исаева,
В.А. Штоколова
и
Л.С. Душкина.
После этого, Григорий Яковлевич
совершил ещё шесть испытательных полётов
на этом самолёте.
12 января 1943 года
один (не совсем удачный)
полёт на самолёте
"Би-1"
совершил
лётчик-испытатель
Константин Груздев.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 28 апреля 1973 года
капитан Бахчиванджи
Григорий Яковлевич посмертно
удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён двумя орденами Ленина
(1942,
1973 - посмертно)
и медалями.
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
Увековечивание памяти:
Памятники
герою
установлены
так же:
в станице
Бриньковской
(на
родине лётчика);
в аэропорту
«Кольцово» города Екатеринбурга;
посёлке
Малый исток,
Свердловской области.
(для просмотра снимка
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по выбранной Вами фотоссылке)
в городе
Приморско-Ахтарске,
Краснодарского края.
Имя
Григория Бахчиванджи
увековечено в
названиях:
посёлка лётчиков
при
аэродроме «Чкаловский»
(Щёлковский
район,
Московской
области)
и близлежащей
платформы пригородного сообщения
Ярославского направления
Московской железной дороги;
кратера
на
обратной стороне Луны;
Общеобразовательной школы
при
НИИ ВВС
(г.
Екатеринбург);
улиц в
Екатеринбурге,
Донецке,
Мариуполе,
Ахтубинске,
посёлке Малый исток
и других
городах и населённых пунктах
бывшего СССР.
О
нём
написано
много очерков,
книг,
снят
документальный фильм,
его
подвиг лёг
в основу
многих художественных кинолент,
выпущена
памятная медаль
с
отчеканенным изображением героя.
Юрий Гагарин
сказал о
Бахчиванджи:
"Без полётов Григория Бахчиванджи, возможно,
бы не было и 12 апреля 1961 года".
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|