-


Физик, инженер-конструктор
Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения

(Научно-производственного объединения
"Энергия"
, Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королёва
);

Преподаватель Кафедры
"Управление движением" Факультета
аэрофизики
и космических исследований
Московского физико-технического института;
специалист по системам управления

пилотируемых космических кораблей

-
-
     
 


Михаил Борисович Черток родился 10 февраля 1945 года в Москве.
Он - младший сын Голубкиной Екатерины Семёновны (1910 - 2004) - бывшего контролёра Отдела технического контроля Московского авиационного завода № 22 в Филях , племянницы Выдающегося Советского скульптора Голубкиной Анны Семёновны (1864 - 1927)
и
Чертока Бориса Евсеевича (1912 - 2011) - Одного из пионеров практической космонавтики,
Выдающегося создателя ракетно-космической техники, Героя Социалистического Труда,
Лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР; Действительного члена
Российской Академии Наук и Международной Академии астронавтики;
Почётного члена Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского;
члена Международной Академии информатизации; Доктора технических наук;
Профессора, заместителя Главного (Генерального) конструктора
ОКБ-1 (НПО "Энергия", ЦКБЭМ, РКК "Энергия" имени С.П. Королёва),
специалиста по системам управления ракет и космических аппаратов.

В 1968 году Михаил Борисович Черток окончил Московский физико-
технический институт
по специальности "инженер-физик".
По окончании  института он
пришёл на работу в Центральное
конструкторское бюро экспериментального машиностроения

(
Научно-производственное объединение "Энергия"
, ныне -
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва
).
Начинал он свою трудовую деятельность
в отделе которым руководил
будущий Генеральный конструктор РКК "Энергия"
,
академик
Виктор Павлович Легостаев под руководством которого
Михаил Борисович участвовал в создании
"бесплатформенной"
инерциальной системы навигации новой модификации
космического корабля "Союз"
(7К-С) с БЦВМ - бортовой
цифровой вычислительной машиной
.

После первых пяти успешных беспилотных полётов корабля этой серии
(под наименованиями "Космос-670", "Космос-772", "Космос-869", "Космос-1001", "Космос-1074"), с 16 декабря 1979 года по 25 марта 1980 года на околоземной орбите, вновь в беспилотном варианте, работала обновлённая модификация корабля - 7К-С Т, которому было присвоено название "Союз Т" (индекс "Т" - транспортный - прим.).
В ходе испытаний была осуществлена автоматическая стыковка корабля
с орбитальной станцией "Салют-6".
В состыкованном состоянии комплекс "Союз Т" - "Салют-6" находился
в течение трёх месяцев.
Успешные испытания позволили следующий полёт корабля "Союз Т" провести
в пилотируемом варианте, что было осуществлено 5-9 июня 1980 года
(экипаж корабля "Союз Т-2" - Юрий Васильевич Малышев
и Владимир Викторович Аксёнов).

Михаил Борисович также участвовал в создании систем управления других модификаций корабля "Союз": "Союз ТМ" (7К - С ТМ, М - модифицированный - прим.),
"Союз ТМА"
(7К - С ТМА, А - антропометрический - прим.) и "Союз ТМА-М"
(с новым цифровым вычислительным комплексом управления).


Без отрыва от основной работы он занимался преподавательской
деятельностью
в МФТИ на Кафедре "Управление движением"
Факультета аэрофизики
и космических исследований.
Он был научным руководителем будущих бакалавров
и магистров факультета.

 

 
-
 


Талантливый инженер и создатель систем управления
пилотируемых космических кораблей
Михаил Борисович Черток
скончался
7 марта 2014 года.

Урна с его прахом захоронена в Москве,
на Перловском кладбище
(уч. № 5)
рядом с матерью и старшим братом.


(увеличить фото) г. Москва, Перловское кладбище (уч. № 5), Надгробие на могиле Е.С. Голубкиной, захоронение урн с прахом В.Б. Чертока и М.Б. Чертока (сентябрь 2014 года) (увеличить фото) г. Москва, Перловское кладбище (уч. № 5), Захоронение урн с прахом В.Б. Чертока и М.Б. Чертока (сентябрь 2014 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылкам)

 

 
-    
 


При создании страницы использованы:
- материалы книги

-

(открыть ссылку) Ракетно-космическая корпорация "Энергия" (1946 - 1996)
 открыть ссылку

- материалы сайта

(открыть ссылку) М.Б. Черток. Поиск по сайту МФТИ
 открыть ссылку
 

 
    -