Михаил Борисович Черток родился 10
февраля 1945 года в Москве.
Он - младший сын
Голубкиной Екатерины Семёновны
(1910 - 2004)
- бывшего контролёра Отдела технического контроля Московского авиационного
завода № 22 в Филях
, племянницы Выдающегося Советского скульптора
Голубкиной Анны Семёновны (1864 -
1927)
и
Чертока
Бориса
Евсеевича
(1912 - 2011)
-
Одного из пионеров практической космонавтики,
Выдающегося создателя ракетно-космической техники, Героя Социалистического
Труда,
Лауреата
Ленинской премии
и Государственной премии СССР;
Действительного члена
Российской
Академии Наук и Международной
Академии астронавтики;
Почётного члена
Российской Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского;
члена Международной Академии
информатизации;
Доктора технических наук;
Профессора, заместителя Главного (Генерального) конструктора
ОКБ-1 (НПО "Энергия", ЦКБЭМ, РКК "Энергия" имени С.П. Королёва),
специалиста по системам управления ракет и космических аппаратов.
В 1968 году
Михаил Борисович Черток окончил
Московский физико-
технический институт по специальности "инженер-физик".
По
окончании института он пришёл
на работу в Центральное
конструкторское бюро экспериментального машиностроения
(Научно-производственное объединение "Энергия",
ныне -
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва).
Начинал он свою трудовую деятельность в отделе которым руководил
будущий Генеральный конструктор РКК "Энергия",
академик
Виктор Павлович Легостаев под
руководством которого
Михаил Борисович
участвовал в создании
"бесплатформенной"
инерциальной системы навигации новой модификации
космического корабля "Союз"
(7К-С)
с
БЦВМ - бортовой
цифровой вычислительной машиной.
После первых пяти успешных беспилотных полётов корабля этой серии
(под
наименованиями "Космос-670", "Космос-772", "Космос-869",
"Космос-1001", "Космос-1074"),
с 16 декабря 1979 года по 25 марта 1980 года на околоземной орбите, вновь
в беспилотном варианте,
работала обновлённая модификация корабля - 7К-С Т, которому было
присвоено название "Союз Т"
(индекс "Т"
- транспортный
- прим.).
В ходе испытаний была осуществлена автоматическая стыковка корабля
с орбитальной станцией "Салют-6".
В состыкованном состоянии комплекс "Союз Т" - "Салют-6" находился
в течение трёх месяцев.
Успешные испытания позволили следующий полёт корабля "Союз Т" провести
в пилотируемом варианте, что было осуществлено 5-9 июня
1980 года
(экипаж
корабля "Союз Т-2" -
Юрий Васильевич Малышев
и Владимир Викторович Аксёнов).
Михаил Борисович
также участвовал в создании систем управления
других
модификаций корабля "Союз": "Союз ТМ"
(7К - С ТМ,
М - модифицированный - прим.),
"Союз ТМА" (7К
- С ТМА, А - антропометрический -
прим.)
и "Союз ТМА-М"
(с
новым цифровым вычислительным комплексом управления).
Без отрыва от основной работы он занимался преподавательской
деятельностью в МФТИ на Кафедре "Управление движением"
Факультета аэрофизики и космических исследований.
Он был научным руководителем будущих бакалавров
и магистров факультета.
|