Родился
1 марта 1912 года
в городе Лодзи, Петроковской губернии
(на территории
Царствия Польского,
входившего тогда
в состав Российской империи).
Накануне первой мировой войны
родители Бориса
Евсеевича Чертока
вернулись в
Москву, где в 1929 году
он окончил школу-девятилетку
и
начал
трудовую деятельность электромонтером на
Краснопресненском
силикатном заводе.
Ещё в
школе он увлекся радио и
электротехникой, а в
1928 году журнал
"Радио всем" опубликовал
описание разработанного им универсального
лампового приемника.
В конце
1930 года Б.Е. Черток
перешёл на
завод № 22 (впоследствии
-
Завод имени С.П. Горбунова),
который в то
время был крупнейшим
в стране авиационным
предприятием.
Здесь он работал электромонтером
по промышленному оборудованию,
электрорадиомонтером по оборудованию самолетов
(до 1933 года),
радиотехником по
самолетному радиооборудованию
(до 1935 года),
Начальником конструкторской группы
Особого конструкторского бюро
(до 1937 года)
и Начальником конструкторской бригады
по самолетному
оборудованию и
вооружению (до
1938 года).
В течение года
был Заведующим массово-экономическим отделом
заводского
комитета ВЛКСМ.
В эти годы
Б.Е. Черток
стал автором ряда изобретений,
подтвержденных
авторскими свидетельствами.
Так, в
1934-1935 годах он разработал автоматический электронный
бомбосбрасыватель,
который прошел испытания в
Научно-исследовательском институте ВВС.
В 1935 году
как изобретатель Борис
Евсеевич был
выдвинут на
инженерную
должность в
ОКБ,
созданном под
руководством главного конструктора
Болховитинова Виктора Фёдоровича.
В 1936-1937 годах,
не имея законченного высшего образования,
Борис Евсеевич Черток
был назначен Ведущим
инженером
по электрооборудованию
самолетов полярных экспедиций.
Участвовал
в подготовке самолётов экспедиции группы
М.В. Водопьянова
на Северный полюс
и самолета
С.А. Леваневского
для
трансполярного
перелёта
Москва - США.
В 1934 году Б.Е. Черток
поступил на
вечернее отделение Московского
энергетического института и до
1938 года совмещал работу с
учёбой.
Для окончания института
в 1938 году
он перешёл на
дневное отделение
и в 1940 году
с отличием защитил дипломный проект,
получив квалификацию
инженера-электрика.
Проект был выполнен
в ОКБ завода № 22 авиационной промышленности
у Главного
конструктора
В.Ф. Болховитинова.
Его темой являлась разработка системы
электрооборудования тяжелого
самолета на
переменном токе повышенной частоты.
По материалам проекта
во Всесоюзном
электротехническом институте
были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов
и электродвигателей,
которые должны были обеспечить электрооборудование
вновь проектируемых тяжелых бомбардировщиков
системой переменного тока.
Эта работа,
проводившаяся в
отделе электрических машин ВЭИ,
которым руководил
Академик Клавдий Ипполитович Шенфер,
была первой серьезной попыткой внедрить
новую систему переменного тока
в авиацию.
С началом Великой Отечественной войны работа была
приостановлена.
С 1940-го
по 1945 год
Б.Е. Черток работал
в
ОКБ под руководством Главного конструктора
В.Ф. Болховитинова
на заводе № 84,
затем на заводе № 293
и в
НИИ-1 Народного комиссариата Авиационной
промышленности СССР.
После защиты
дипломного проекта он был принят на
должность
Начальника группы,
затем был
назначен Начальником бригады
и впоследствии назначен
начальником отдела электро- и
спецоборудования,
автоматики
и
управления.
В ноябре 1941 года
вместе
с
коллективом завода № 293 эвакуировался
в
город Билимбай,
Свердловской
области.
Во время
Великой Отечественной войны
Борис Евсеевич Черток
разрабатывает автоматику управления
вооружением самолетов и
зажигания жидкостными ракетными двигателями.
Им также создана система управления и электрического зажигания
жидкостно-реактивных двигателей,
которая использовалась
в первом полете ракетного самолета
"БИ-1"
конструкции
В.Ф. Болховитинова,
А.М. Исаевым,
А.Я. Березняка,
осуществленном лётчиком-испытателем, капитаном
Григорием Яковлевичем Бахчиванджи
в 1942 году.
В апреле 1945 года в составе специальной
комиссии
Борис Евсеевич Черток был
командирован в Германию, где до
января 1947 года руководил работой группы советских специалистов
по изучению
ракетной техники.
В том же году вместе
с
Алексеем Михайлович Исаевым
он организовал в
советской оккупационной зоне (в
Тюрингии)
совместный советско-германский ракетный
институт "Рабе",
который занимался изучением
и развитием техники
управления баллистическими ракетами дальнего действия.
На базе
института в
1946 году был создан новый институт -
"Нордхаузен",
Главным инженером
которого
был назначен
Сергей Павлович Королёв.
С этого времени
Борис Евсеевич работал
с ним
в тесном
сотрудничестве.
В августе 1946 года
Приказами Министров авиационной
промышленности и вооружения
Б.Е. Черток переведён
на должность заместителя Главного инженера
и Начальника отдела систем управления
Научно-исследовательского института № 88
(НИИ-88) Министерства вооружения СССР.
В 1950 году он был переведён
на должность заместителя Начальника отдела,
а в 1951 году - Начальника отдела систем управления Особого
конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88,
Главным конструктором которого был
С.П. Королёв.
После выделения
в августе 1956 года
ОКБ-1 и
опытного завода № 88
из НИИ-88
в самостоятельное
предприятие -
Опытно-конструкторского бюро № 1
(Начальник
и Главный
конструктор
С.П. Королёв)
Борис Евсеевич Черток
с 1957-го по
1963 год работал заместителем Главного конструктора ОКБ-1.
В 1958 году ему была присуждена учёная
степень
Доктора технических наук.
В 1963 году был назначен заместителем Начальника предприятия
по научной
работе
и
Начальником филиала № 1, на
котором разрабатывались космические аппараты
и системы
управления космических аппаратов.
С 1966 года - заместитель Главного конструктора
- Руководитель
комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения Министерства общего машиностроения СССР
(ЦКБЭМ) под руководством
Василия Павловича Мишина,
ставшего после смерти
С.П. Королёва
Главным конструктором предприятия.
В 1974 году
Б.Е. Черток
становится заместителем Главного (с
июня 1977 года - Генерального)
конструктора Научно-производственного объединения "Энергия"
Валентина Петровича Глушко
по системам управления.
В этой должности он проработал
до 1992 года и с 1993 года и
до конца жизни
являлся Главным научным консультантом
генерального конструктора
Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева
-
старейшим Научным сотрудником предприятия.
Вся научно-инженерная деятельность
Бориса Евсеевича Чертока
с 1946 года
была связана с
разработкой и
созданием систем
управления ракетами
и космическими
аппаратами.
Им создана школа, которая до
настоящего времени определяет научные
направления и
уровень отечественной техники пилотируемых
космических полётов.
Одна из
первых задач в
этой области,
которая была решена
Борисом Евсеевичем -
это разработка теории надежной конструкции
и организация производства
широкого ряда рулевых машин и приводных устройств.
Дальнейшее развитие теории
и техники ракетного
и космического привода
позволило решить задачу создания сложных механизмов
для длительной
работы в
условиях космического пространства:
агрегаты для стыковки космических кораблей,
управляемые остронаправленные антенны,
гидравлические приводы
с цифровым управлением
и другое.
В 1948 году
Б.Е. Черток
создал первую лабораторию по разработке
инерциальных астронавигационных систем для
летательных аппаратов.
Впоследствии с
его участием были
созданы системы ориентации и
навигации космических аппаратов
с использованием
принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов
по реальным звездам.
Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и
космических
комплексов им
разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и
систем как единой большой системы, построенной по
иерархической структуре.
Это позволило практически реализовать методы
теории надежности при
создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций.
Аналогичные принципы были развиты
и использовались коллективом,
руководимым
Б.Е. Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических
комплексов.
Основополагающие работы
Бориса Евгеньевича Чертока связаны
с созданием
комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических
аппаратов и
пилотируемых космических кораблей.
Он возглавлял разработку систем управления
пилотируемых кораблей "Восток", "Восход",
спутника связи "Молния-1",
"лунников" и в том числе первого аппарата,
совершившего мягкую посадку
на Луну,
первых автоматических межпланетных станций
"Марс-1",
"Венера-2",
"Венера-3",
"Венера-4",
"Зонд",
"Электрон",
ряда спутников серии "Космос",
кораблей,
осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и
искусственных спутников Земли
для наблюдения
и разведки серии "Зенит".
Научно-исследовательская
и конструкторская деятельность коллектива,
руководимого
Б.Е. Чертоком,
явилась фундаментом
для создания целого
направления в
космонавтике -
науки о системах управления движением
и навигации пилотируемых космических
кораблей и методах проектирования
больших систем управления космическими комплексами.
Б.Е. Черток
- создатель Ведущей научной школы по
разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами,
включающими подсистемы ориентации,
навигации,
автоматического и
ручного сближения,
стыковки,
программно-логического управления,
телеметрического контроля,
отображения
и диагностики,
управления спуском,
приземлением,
энергопитанием
и целевой
исследовательской аппаратурой.
Развитие
Борисом Евсеевичем
идей системного подхода,
использование
современных средств вычислительной техники
и комплексного моделирования
в процессе наземной
отработки позволили решить фундаментальные проблемы
при
создании космических кораблей "Союз",
"Союз-Т",
"Прогресс",
долговременных орбитальных станций типа
"Салют",
системы
"Энергия - Буран".
Выдающимся достижением отечественной
космонавтики явилось создание
постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса "Мир".
В созданных для этого комплекса
бесплатформенных системах управления движением
и навигации,
управления бортовыми системами комплекса и
энергоснабжения широко используется бортовая
вычислительная техника
на базе современной микроэлектроники.
Высокая точность ориентации
и стабилизации,
экономичность в
связи
с использованием
силовых гироскопов (гиродинов)
и надежность позволили осуществить
астрофизические и
народнохозяйственные исследования первостепенного
научного значения.
Более 50-ти лет
Б.Е. Черток вёл
педагогическую работу.
В 1947-1949 годах им
был разработан и
впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами
на Высших инженерных курсах
при Московском
Высшем Техническом училище имени Н.Э. Баумана.
С 1965 года он - Профессор кафедры
"Системы автоматического управления" факультета "Приборостроение"
в МВТУ имени Н.Э. Баумана
(ныне -
Московский Государственный технический Университет
имени Н.Э. Баумана).
До 1978 года вёл факультетский курс систем
управления ракетно-космическими аппаратами
в МВТУ.
В 1978 году назначен Заведующим базовой кафедрой "Управление
движением" Московского физико-технического института
и читал курс "Управление большими
космическими системами".
Борис Евсеевич
Черток вёл большую научно-организационную
работу:
много лет он
был Председателем диссертационного совета
по защите
кандидатских диссертаций,
членом Диссертационного докторского совета РКК
"Энергия" имени С.П. Королева, членом экспертного совета Высшей аттестационной
комиссии при Совете Министров СССР,
руководил секцией навигационных систем
и чувствительных элементов Научного совета по проблемам управления движением
и
навигации Российской Академии Наук,
являлся Председателем комитета конференций
по истории космонавтики,
Председателем Комиссии
по разработке Научного наследия
пионеров освоения космического пространства при Президиуме Российской
Академии Наук.
Б.Е.
Черток - автор
и
соавтор более 200 научных трудов,
в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.
Среди наиболее значимых
из открытых - "Методы повышения надежности управления
движением космических аппаратов" (1977),
"Опыт проектирования и разработки систем
исполнительных органов для долговременных орбитальных станций"
(1986), "Цифровой электрогидродинамический привод
ракеты "Энергия" (1990),
"JVS an orbiting
radio telescope" (1991),
"The rocket streeting actuators"
(1994).
В 1994-1999 годах
Борисом Евсеевичем Чертоком подготовлена
к печати
уникальная историческая серия
"Ракеты и люди"
из
четырёх
монографий, основанных на автобиографических
(дневниковых) записях:
|
"Ракеты и люди"
Москва, издательство
"Машиностроение".
1999 г., 415 стр.,
Тираж 1 300 экз. |
|
|
|
"Ракеты и люди. Фили.
Подлипки. Тюратам"
Москва, издательство
"Машиностроение".
1999 г., 443 стр.,
Тираж 1 300 экз. |
|
|
|
"Ракеты и люди.
Горячие дни
холодной войны"
Москва, издательство
"Машиностроение".
1999 г., 527 стр.,
Тираж 1 300 экз. |
|
|
|
"Ракеты и люди.
Лунная гонка"
Москва, издательство
"Машиностроение".
1999 г., 570 стр.,
Тираж 5 027 экз. |
Этот Великий труд ещё при
жизни
Бориса Евсеевича
был назван
Неофициальной энциклопедией космонавтики и
настольной книгой практически
всех Главных конструкторов космической отрасли.
"Ракеты и люди"
переведены на
другие языки Мира и
его экземпляры имеются
в
архивах NASA и
Европейского
космического Агенства.
Выдающиеся заслуги
Бориса Евсеевича Чертока
высоко оценены
и
научной общественностью.
В 1990 году он был избран
Действительным членом
Международной Академии астронавтики.
26 ноября 1968 года он был избран Членом-корреспондентом
Академии наук СССР по Отделению механики и
процессов управления
(по специальности
"Системы управления").
26 мая 2000 года Б.Е Черток стал Действительным членом Российской
Академии наук по Отделению механики и
процессов управления
(по специальности
"Системы управления").
Он являлся Почетным членом Российской Академии
космонавтики
имени К.Э. Циолковского
и
членом Международной Академии информатизации.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 17 июня 1961 года
"За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту"
Борису
Евсеевичу Чертоку
было
присвоено звание
Героя
Социалистического Труда
с вручением ордена
Ленина и
золотой медали
"Серп и Молот".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от
18 декабря 1957 года
"За
успешное осуществление запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли
и искусственного спутника с живым существом
(собакой
- прим. Е.Р.)
на борту"
Чертоку
Борису Евсеевичу
была присуждена Ленинская
премия
(в
составе коллектива создателей спутников).
Постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 5 ноября 1976 года
"За участие в работе по созданию и осуществлению
полета
орбитальной станции "Салют-4""
Черток Борис
Евсеевич Черток
был удостоен
Государственной премии СССР в составе
коллектива разработчиков,
в который кроме него входили:
Андриканис Анатолий Николаевич,
Бушуев Константин Дмитриевич,
Ключарёв Виктор Михайлович,
Феоктистов Константин Петрович
и представители других
организаций
ракетно-космической отрасли.
Он награждён также ещё одним орденом Ленина
(1956),
орденами Октябрьской Революции
(1971),
Трудового Красного Знамени
(1975),
Красной Звезды (1945),
"За заслуги перед Отечеством" IV степени
(1996),
многими медалями,
в том числе медалью "За оборону Москвы"
и медалью
"За заслуги в освоении космоса" (12.04.
2011).
В 2010 году
Борис Евсеевич Черток был удостоен
Международной премии Фонда Святого Всехвального
апостола
Андрея Первозванного "За Веру и Верность".
Решением Президиума Российской Академии наук
"За цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими
системами" в 1993 году
Б.Е. Чертоку
присуждена Премия имени Академика Б.Н.
Петрова.
Решением Президиума Российской Академии наук
"За цикл научных и конструкторских работ и публикаций"
в 2007 году
Б.Е. Черток
был награждён Золотой медалью имени Академика С.П. Королёва.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2011 года
"За развитие ракетно-космической
промышленности, организацию космической деятельности и использования её
результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития
и обороноспособности страны"
Борис Евсеевич Черток
был удостоен Премии Правительства РФ
имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности.
Он был удостоен
звания "Почётный гражданин города Королёва,
Московской области".
|