-
Олег Александрович Члиянц родился в 28 января
1934 года в Москве.
Его родители:
отец - Члиянц
Александр Антонович
(08.01. 1909 - 06.02.
1949), сын
- уроженца Ахалцихе -
города на юге Грузии; родился в городе Славянске Сталинской
(ныне - Донецкой)
области
Украины; выпускник
(1935 года)
высшей школы профсоюзного движения в Москве;
рабочий завода "Красный богатырь"; с 1940 года - работник аппарата
Центрального
комитета профсоюза работников резиново-каучуковой промышленности;
с 1941 года - сотрудник аппарата ВЦСПС;
мать - Члиянц Софья Рафаэльевна
(16.12. 1912 -
19.02. 1991),
родилась под Гудермесом
(ныне -
Гудермесский район Чеченской Республики в составе Российской Федерации),
в селении Хош-Гельди.
С 1915 года семья Софьи
жила в Екатеринодаре (ныне
- Краснодар),
где она окончила
школу и техникум.
-
В 1949 году
Олег Члиянц окончил 7
классов школы № 374 и поступил в
Московский
Авиационный техникум имени Н.Н. Годовикова, который в 1953 году
окончил
с отличием по специальности "самолётостроение".
В августе 1953 года он был принят
на должность техника-конструктора
на Московский завод № 115 - так тогда называлось Опытное
конструкторское
бюро под руководством Генерального конструктора
Александра Сергеевича
Яковлева, в бригаду, которая
проектировала приборные доски пилотов, пульты
с размещаемыми на них элементами управления системами самолёта.
Сам же Олег Члиянц
занимался размещением на самолётах
блоков электро-,
радио- и специального оборудования первого советского ночного
всепогодного реактивного перехватчика Як-25.
-
Для справки:
.....В 1959
году завод № 115 был передан в ведение Государственного комитета по
авиационной технике при Совете Министров СССР как "Предприятие п/я № 1303".
.....30
апреля 1966 года Приказом № 175 Министра
Авиационной промышленности СССР
предприятию присвоено открытое наименование "Московский машиностроительный
завод "Скорость", условное - "Предприятие п/я М-5050", которое
было отменено в соответствии с Приказом
№ 162 Министра Авиационной промышленности СССР от 13 апреля 1989 года и
Приказом № 396 по "ММЗ "Скорость" от 17 мая 1989 года.
.....Приказом
Министерства Авиационной промышленности СССР № 346 от 31 июля 1990 года
предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева (Московский
машиностроительный завод "Скорость" имени А.С. Яковлева".
.....1
июля 1992 года году в связи с Указом Президента Российской Федерации № 721
"Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в
акционерные общества" и на основании Распоряжения № 389-р Комитета по
управлению имуществом города Москвы от 23 декабря 1992 года, ММЗ
"Скорость" имени А. С. Яковлева" был преобразован в Акционерное общество
открытого типа "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева".
25 июля 1996 года
предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество
"Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева".
.....В
2004 году ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева" было поглощено ОАО "НПК Иркут",
со значительным сокращением штатов, ликвидацией производственной
базы и распродажей недвижимости.
.....Из
части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО "НПК Иркут",
продолжающий активную работу по сопровождению производства и модернизации
самолёта Як-130, созданию и испытаниям самолёта Як-152 и проведению
испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
-
1 сентября 1953 года,
после сдачи вступительных экзаменов,
О.А. Члиянц поступил
на вечерний факультет Отделения самолетостроения Московского
Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе.
С октября 1954 года по июнь 1957 года он проходил срочную службу
в рядах Советской Армии, в частях ВВС Дальневосточного
военного округа.
После демобилизации из армии, в августе 1957 года
О.А. Члиянц
вернулся на работу
в ОКБ А.С. Яковлева и на 2-й курс МАИ имени Серго Орджоникидзе.
Впервые Олег Александрович
близко познакомился с
Александром Сергеевичем Яковлевым
в 1959 году, когда ему доверили
проектирование и руководство работами по постройке макетов
кабины сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28 в вариантах
Як-28И и Як-28Л.
В 1962 году О.А. Члиянц,
работавший в это время на должности
инженера-
конструктора III категории, окончил
Московский Авиационный институт
имени Серго Орджоникидзе, после чего, за успехи в учёбе
и хорошую работу
был переведен на должность инженера-конструктора II категории.
С конца 1962 года по июнь 1968 год он находился в длительной
командировке
на Иркутском авиационном заводе, где участвовал в
работах по серийному
производству сверхзвукового самолёта Як-28, пройдя путь от
инженера-
конструктора до Начальника филиала ОКБ А.С. Яковлева.
С июня 1968 года по июль 1969 года Олег
Александрович работал Ответственным
представителем Генерального конструктора ОКБ А.С. Яковлева
на Саратовском
Авиационном заводе где был построен Як-40 - первый в Мире
реактивный
пассажирский самолёт для местных воздушных линий и
единственный
в то время имевший международный сертификат лётной годности.
Приказом Генерального конструктора А.С.
Яковлева от 31
июля 1969 года,
Члиянц Олег Александрович
был назначен на должность
Начальника Конструкторского бюро.
В этой должности он проработал до февраля 1975 года.
За эти годы в конструкторском бюро были разработаны многие
модификации
самолёта Як-40, первые советские корабельные самолёты короткого и
вертикального взлёта и посадки Як-36 и Як-38
(находился
на вооружении авиации
ВМФ СССР с 1976 года),
многоцелевой, в том числе и учебный, легко-моторной самолёт
ЯК-18Т, спортивно-пилотажные самолёты Як-50 и Як-52, и
самый экономичный
в стране газотурбинный 120-местный ближнемагистральный реактивный
лайнер Як-42 так называемого третьего поколения.
С февраля 1975 по сентябрь 1978 года, по поручению
А.С. Яковлева,
О.А. Члиянц
работал Ответственным представителем
Генерального конструктора ОКБ
на Смоленском авиационном заводе,
где участвовал в руководстве пуска
в серию 120-тиместного ближнемагистрального реактивного самолёта
Як-42.
Олег Александрович участвовал также в создании самолётов Як-12,
Як-25,
Як-27,
Як-30, Як-32, Як-54 и Як-130.
18 сентября 1978 года по предложению Генерального директора Научно-
производственного объединения "Молния"
Министерства Авиационной
промышленности СССР
Глеба Евгеньевича
Лозино-Лозинского,
Олег Александрович Члиянц
перевёлся на должность Начальника
Опытно-конструкторского бюро этого предприятия.
-
-
Через 10 лет, 15 ноября 1988 года, Олег
Александрович
в группе ведущих
специалистов НПО "Молния" присутствовал в Подмосковном Центре
управления
космическими полётами на историческом событии - в этот день
космический корабль
многоразового использования "Буран" совершил свой единственный и
знаменитый
орбитальный полёт в беспилотном режиме и автоматическую
посадку специально
подготовленную полосу аэродрома "Юбилейный" Космодрома Байконур.
Этому предшествовала многолетняя работа многих десятков тысяч людей.
Только по документации разработки в тесной кооперации с
Научно-
производственным объединением "Молния" работало больше 70-ти предприятий.
Олегу Александровичу
как Начальнику ОКБ приходилось часто бывать
на них,
решая сложные организационно-технические вопросы и координировать
работы многих конструкторских учреждений.
-
-
14 февраля 1992 года, после окончательного прекращения работ по
"Бурану",
и по предложению Генерального конструктора ОКБ имени А.С. Яковлева
Александра Николаевича Дондукова,
Олег Александрович Члиянц
вновь
был назначен на должность заместителя Генерального конструктора -
Директора Опытно-конструкторского бюро.
В этой должности он проработал до ухода на заслуженный
отдых в 2005 году.
• • • • •
Олег Александрович
Члиянц - основатель династии
создателей авиационной
и космической техники.
В авиационно-космической промышленности трудились и продолжают
трудиться:
его младший брат -
Члиянц Игорь Александрович
(родился 7 февраля
1942 года),
супруга -
Члиянц (в девичестве - Сухойкина) Нина
Павловна
(родилась 11
апреля 1937 года),
сын - Члиянц Александр
Олегович
(родился 4 октября
1961 года),
дочь - Виктория Олеговна
(1966
года рождения),
сноха и зять - все выпускники Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе.
Награды:
Постановлением Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР
от 20 апреля 1969 года
"За создание реактивного пассажирского самолёта
Як-40",
Ответственный
представитель Генерального конструктора
Московского
Машиностроительного завода "Скорость
Члиянц Олег Александрович
был
удостоен Ленинской премии
в составе коллектива разработчиков.
Указом Президента СССР № УП-1275 от 30 декабря 1990 года,
"За заслуги в создании и проведении
испытаний многоразовой космической
системы "Энергия - Буран"",
Начальник
Опытно-конструкторского бюро
Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства Авиационной
промышленности СССР
Члиянц Олег Александрович
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
В 2000 году,
Указом Президента Российской
Федерации,
"За заслуги в области
конструкторской деятельности",
заместитель
Генерального конструктора -
Директор Опытного конструкторского бюро имени А.С. Яковлева
Члиянц
Олег Александрович
был удостоен
Почётного звания
"Заслуженный
конструктор Российской Федерации".
Кроме этого,
он
был награждён медалями "Ветеран труда",
"За трудовое отличие"
и ведомственными наградами,
в том числе нагрудным знаком
"Почётный авиастроитель СССР".
- |