-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Ленинской премии;
Заслуженный конструктор
Российской Федерации
;
Почётный авиастроитель СССР
;
инженер-конструктор Опытно-конструкторского бюро
Московского завода № 115 Государственного комитета
по авиационной технике при Совете Министров СССР
;
Начальник Иркутского филиала Московского
Машиностроительного завода "Скорость"
;
Ответственный представитель Генерального
конструктора ОКБ ММЗ "Скорость" на Саратовском
и Смоленском Авиационных заводах
;
Начальник Опытно-конструкторского
бюро ММЗ "Скорость"
;
Начальник Опытно-конструкторского бюро
Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства Авиационной промышленности СССР
;
заместитель Генерального конструктора -
Директора Опытно-конструкторского бюро
имени А.С. Яковлева

 
-
-
     
 

-
Олег Александрович Члиянц родился в 28 января 1934 года в Москве.
Его родители:
отец - Члиянц Александр Антонович (08.01. 1909 - 06.02. 1949)
, сын - уроженца Ахалцихе -
города на юге Грузии
; родился в городе Славянске Сталинской
(ныне - Донецкой) области
Украины
; выпускник (1935 года) высшей школы профсоюзного движения в Москве;
рабочий завода "Красный богатырь"; с 1940 года - работник аппарата Центрального
комитета профсоюза работников резиново-каучуковой промышленности
;
с 1941 года - сотрудник аппарата ВЦСПС;
мать -
Члиянц Софья Рафаэльевна (16.12. 1912 - 19.02. 1991), родилась под Гудермесом
(ныне - Гудермесский район Чеченской Республики в составе Российской Федерации),
в селении Хош-Гельди.
С 1915 года семья
Софьи жила в Екатеринодаре (ныне - Краснодар), где она окончила
школу и техникум
.

-
В 1949 году Олег Члиянц окончил 7 классов школы № 374 и поступил в Московский
Авиационный техникум имени Н.Н. Годовикова
, который в 1953 году окончил
с отличием по специальности "самолётостроение".

В августе 1953 года
он был принят на должность техника-конструктора
на Московский завод № 115 - так тогда называлось Опытное конструкторское
бюро
под руководством Генерального конструктора
Александра Сергеевича
Яковлева
, в бригаду, которая проектировала приборные доски пилотов, пульты
с размещаемыми на них элементами управления системами самолёта.
Сам же
Олег Члиянц занимался размещением на самолётах блоков электро-,
радио- и специального оборудования первого советского ночного
всепогодного реактивного перехватчика Як-25
.
-

Для справки:
.....В 1959 году завод № 115 был передан в ведение Государственного комитета по авиационной технике при Совете Министров СССР как "Предприятие п/я № 1303".
.....30 апреля 1966 года Приказом № 175 Министра Авиационной промышленности СССР предприятию присвоено открытое наименование "Московский машиностроительный завод "Скорость", условное - "Предприятие п/я М-5050", которое было отменено в соответствии с Приказом № 162 Министра Авиационной промышленности СССР от 13 апреля 1989 года и Приказом № 396 по "ММЗ "Скорость" от 17 мая 1989 года.
.....Приказом Министерства Авиационной промышленности СССР № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева (Московский машиностроительный завод "Скорость" имени А.С. Яковлева".

.....1 июля 1992 года году в связи с Указом Президента Российской Федерации № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" и на основании Распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом города Москвы от 23 декабря 1992 года, ММЗ "Скорость" имени А. С. Яковлева" был преобразован в Акционерное общество открытого типа "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева".
25 июля 1996 года предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева".
.....В 2004 году ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева" было поглощено ОАО "НПК Иркут", со значительным сокращением штатов, ликвидацией производственной базы и распродажей недвижимости.
.....Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО "НПК Иркут", продолжающий активную работу по сопровождению производства и модернизации самолёта Як-130, созданию и испытаниям самолёта Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

-
1 сентября 1953 года, после сдачи вступительных экзаменов,
О.А. Члиянц поступил
на вечерний факультет Отделения самолетостроения Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе
.

С октября 1954 года по июнь 1957 года он проходил срочную службу
в рядах Советской Армии, в частях ВВС Дальневосточного военного округа.

После демобилизации
из армии, в августе 1957 года
О.А. Члиянц вернулся на работу
в ОКБ А.С. Яковлева и на 2-й курс МАИ имени Серго Орджоникидзе.

Впервые
Олег Александрович близко познакомился с Александром Сергеевичем Яковлевым в 1959 году, когда ему доверили проектирование и руководство работами по постройке макетов кабины сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28 в вариантах Як-28И и Як-28Л.

В 1962 году
О.А. Члиянц, работавший в это время на должности инженера-
конструктора III категории
, окончил Московский Авиационный институт
имени Серго Орджоникидзе
, после чего, за успехи в учёбе и хорошую работу
был переведен
на должность инженера-конструктора II категории.

С конца 1962 года по июнь 1968 год он находился в длительной командировке
на Иркутском авиационном заводе, где участвовал в работах по серийному
производству сверхзвукового самолёта Як-28
, пройдя путь от инженера-
конструктора
до Начальника филиала ОКБ А.С. Яковлева.

С июня 1968 года по июль 1969 года
Олег Александрович работал Ответственным
представителем Генерального конструктора ОКБ А.С. Яковлева
на Саратовском
Авиационном заводе
где был построен Як-40 - первый в Мире реактивный
пассажирский самолёт
для местных воздушных линий и единственный
в то время имевший международный сертификат лётной годности.

Приказом Генерального конструктора
А.С. Яковлева от 31 июля 1969 года,
Члиянц Олег Александрович был назначен на должность
Начальника Конструкторского бюро
.
В этой должности он проработал до февраля 1975 года.
За эти годы в конструкторском бюро были разработаны многие модификации
самолёта Як-40
, первые советские корабельные самолёты короткого и
вертикального взлёта
и посадки Як-36 и Як-38
(находился на вооружении авиации
ВМФ СССР
с 1976 года
), многоцелевой, в том числе и учебный, легко-моторной самолёт
ЯК-18Т
, спортивно-пилотажные самолёты Як-50 и Як-52, и самый экономичный
в стране газотурбинный 120-местный ближнемагистральный реактивный
лайнер Як-42 так называемого третьего поколения
.

С февраля 1975 по сентябрь 1978 года, по поручению
А.С. Яковлева, О.А. Члиянц
работал Ответственным представителем Генерального конструктора ОКБ
на Смоленском авиационном заводе, где участвовал в руководстве пуска
в серию 120-тиместного ближнемагистрального реактивного самолёта Як-42.

Олег Александрович участвовал также в создании самолётов Як-12, Як-25,
Як-27, Як-30, Як-32, Як-54 и Як-130.

18 сентября 1978 года по предложению Генерального директора Научно-
производственного объединения "Молния"
Министерства Авиационной
промышленности СССР
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского,
Олег Александрович Члиянц перевёлся на должность Начальника
Опытно-конструкторского бюро этого предприятия
.
-

-
Через 10 лет
, 15 ноября 1988 года,
Олег Александрович в группе ведущих
специалистов НПО "Молния" присутствовал
в Подмосковном Центре управления
космическими полётами
на историческом событии - в этот день космический корабль
многоразового использования "Буран" совершил свой единственный
и знаменитый
орбитальный полёт
в беспилотном режиме и автоматическую посадку специально
подготовленную полосу аэродрома "Юбилейный" Космодрома Байконур
.
Этому предшествовала многолетняя работа многих десятков тысяч людей
.
Только по документации разработки в тесной кооперации с Научно-
производственным объединением "Молния" работало больше 70-ти предприятий
.
Олегу Александровичу как Начальнику ОКБ приходилось часто бывать на них,
решая сложные организационно-технические вопросы и координировать
работы многих конструкторских учреждений
.
-

фотографии с сайта "Буран.ру":
-
(открыть ссылку) www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах
 открыть ссылку
-

-
14 февраля 1992 года, после окончательного прекращения работ по "Бурану",
и по предложению Генерального конструктора ОКБ имени А.С. Яковлева
Александра Николаевича Дондукова, Олег Александрович Члиянц вновь
был назначен
на должность заместителя Генерального конструктора -
Директора Опытно-конструкторского бюро
.
В этой должности он проработал до ухода на заслуженный отдых в 2005 году.

• • • • •

Олег Александрович Члиянц - основатель династии создателей авиационной
и космической техники
.
В авиационно-космической промышленности трудились и продолжают трудиться
:
его младший брат -
Члиянц Игорь Александрович (родился 7 февраля 1942 года),
супруга -
Члиянц (в девичестве - Сухойкина) Нина Павловна (родилась 11 апреля 1937 года), сын - Члиянц Александр Олегович (родился 4 октября 1961 года), дочь - Виктория Олеговна
(1966 года рождения)
, сноха и зять - все выпускники Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе
.


Награды:
Постановлением Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР
от 20 апреля 1969 года
"За создание реактивного пассажирского самолёта Як-40",
Ответственный представитель Генерального конструктора Московского
Машиностроительного завода "Скорость
Члиянц Олег Александрович
был удостоен Ленинской премии в составе коллектива разработчиков.

Указом Президента СССР № УП-1275 от 30 декабря 1990 года,
"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической
системы "Энергия - Буран""
,
Начальник Опытно-конструкторского бюро
Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства Авиационной
промышленности СССР
Члиянц Олег Александрович
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.

В 2000 году, Указом Президента Российской Федерации, "За заслуги в области
конструкторской деятельности"
,
заместитель Генерального конструктора -
Директор Опытного конструкторского бюро имени А.С. Яковлева
Члиянц
Олег Александрович
был удостоен Почётного звания "Заслуженный
конструктор Российской Федерации"
.


Кроме этого, он был награждён медалями "Ветеран труда", "За трудовое отличие"
и ведомственными наградами
, в том числе нагрудным знаком
"Почётный авиастроитель СССР"
.

-

 

-

 

-
Выдающийся организатор создания авиационной и космической техники
Олег Александрович Члиянц скончался 29 июня 2010 года.
-
Похоронен он в Москве на Митинском кладбище
(уч. № 66).

-
(увеличить фото) г. Москва, Митинское кладбище (уч. № 66). Надгробие на могиле О.А. Члиянца (июль 2018 года) (увеличить фото) г. Москва, Митинское кладбище (уч. № 66). Надгробия на могилах О.А. Члиянца и его родителей (июль 2018 года)
 увеличить фотографии
-

 
     
 

-
При создании страницы использованы
тексты биографии Члиянца Олега Александровича,
опубликованные:
в книге "Армяне - военные ученые, конструкторы,
производственники и испытатели XX века
"
(в четырёх томах; автор - Саркисян Аркадий Еремович;
г. Ереван, издательство "Амарас", 1998-2005 годы)
:
(открыть ссылку) Текст биографии О.А. Члиянца, опубликованный в книге "Армяне - военные ученые, конструкторы, производственники и испытатели XX века" (автор - Саркисян Аркадий Еремович; г. Ереван, издательство "Амарас", 1998-2005 годы)
-
 в биографической энциклопедии
"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
):
-
(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
-
в ЭНЦИКЛОПЕДИИ ФОНДА "ХАЙАЗГ":
-
(открыть ссылку) Текст биографии О.А. Члиянца, опубликованный Энциклопедии Фонда "Хайазг"
 открыть ссылку
 

 
    -