-
Андрей Андреевич Гиппиус
родился 31 июля 1932 года в Москве.
Он приходился близким родственником
Гиппиус (Мережковской) Зинаиды Николаевны
(08
(20).11.
1869 - 09.11. 1945),
русской поэтессы и писательницы, драматурга и
литературного критика, одной из видных представительниц Серебряного
века,
супруги
Мережковского Дмитрия Сергеевича
(02
(14).08.
1865 - 07.12. 1941),
русского писателя, поэта, литературного критика,
переводчика, историка,
религиозного философа и общественного деятеля.
В 1951 году, по
окончании средней школы,
Андрей Гиппиус
поступил
на Радиотехнический
факультет
Московского Энергетического института
(с 2015 года,
после череды реоргани-
заций -
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" - прим.),
который
окончил
в 1956 году по специальности "радиоинженер".
По окончании учёбы,
он начал свой трудовой путь
в
этом институте
в
должности
в
должности инженера Сектора специальных работ
по
ракетной тематике
(п/я
4120;
с 1958 года - Опытное конструкторское бюро Московского Энергетического
института;
ОКБ МЭИ
- прим.),
в лаборатории под руководством
Новиковым Михаилом Зеликовичем
и впоследствии стал его одним из лучших учеников и соратников,
сразу проявив себя
мыслящим творчески и одним из лидеров коллектива этой
лаборатории.
А.А. Гиппиус был
в
первых рядах создателей
и
испытателей многоканальной радиоте-
леметрической системы "Трал",
участвовал
в
разработке, испытаниях и
вводе в
эксплуатацию системы "Трал" на баллистической ракете М5-РД, игравшей роль
летающей лаборатории
по
отработке
бортовых систем межконтинентальной баллис-тической ракеты Р-7, и
непосредственно
на
самой ракете Р-7, на базе которой были
созданы ракеты-носители
для вывода в космос искусственных спутников Земли,
космических аппаратов для
исследования
Луны, Венеры и Марса и пилотируемых
космических
кораблей.
Система "Трал» при запуске первых
спутников и космического корабля-спутника "Восток-1"
(историческая справка):
.....При запуске
Первого искусственного спутника Земли (4
октября 1957 года),
система "Трал" работала только на ракете-носителе.
По моменту прихода сигнала отключения двигателей,
полученных посредством телеметрии,
определялась точность вывода спутника на орбиту.
.....Во
время запуска Второго искусственного спутника
(3 ноября 1957 года),
аппаратура центрального блока ракеты - "Трал-Ц" была использована также и
для передачи телеметрической информации со спутника. Чтобы обеспечить
работу в условиях космоса,
бортовая аппаратура была модернизирована,
введён коммутатор,
переключающий датчики от ракеты-носителя к спутнику,
умформер в цепях питания заменён полупроводниковыми преобразователями
напряжения и формирователем трёхфазного опорного напряжения частотой
500 герц.
Телеметрическая информация со спутника передавалась в течение недели.
.....Система
"Трал" третьего советского спутника,
запущенного
15 мая
1958 года,
выполнена полностью полупроводниковой.
В состав бортовых устройств был добавлен блок запоминания объёмом
2 мегабита,
обеспечивающий хранение данных при отсутствии связи с наземными станциями.
Аппаратура работала около года.
Переданный с орбиты объём информации оказался столь велик,
что институты Академии наук СССР обрабатывали его в течение нескольких
лет.
.....По
итогам работ,
8 марта 1958 года, Сектор специальных работ Московского
Энергетического института,
выполнивший разработку системы "Трал", был преобразован в Опытное
конструкторское бюро МЭИ.
Руководитель сектора
Богомолов Алексей Фёдорович
был назначен на должность Главного
конструктора и Директора ОКБ МЭИ.
.....12
апреля 1961 года,
на первом пилотируемом космическом корабле-спутнике "Восток",
пилотируемом
Гагариным Юрием Алексеевичем,
в составе комплекса работали две бортовые системы "Трал".
"Трал-П1" с запоминающим устройством ЗУ-О передавала на Землю информацию о
состоянии космонавта, систем жизнеобеспечения,
систем и агрегатов корабля.
.....Комплекс
"Трал-Т"
("Селигер"),
разработанный специалистами ОКБ МЭИ совместно с Ленинградским Всесоюзным
Научно-исследовательским институтом телевидения,
обеспечивал передачу телевизионной картинки с борта корабля в кодировке
"Трала".
.....Наземная
аппаратура системы, использовавшейся для
отработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, была
выполнена в подвижном варианте и размещалась в КУНГах на базе автомобилей
ЗИС-151,
которые,
как правило, разворачивались в районах
наземных измерительных пунктов
(НИП) или на палубах
научно-исследовательских судов космического флота,
расположенных по трассе полёта. Впоследствии появились и стационарные
наземные аппаратные.
В 1963 году была также разработана малогабаритная приёмная станция
"Трал-К" для использования на атомных подводных лодках.
Гиппиус Андрей Андреевич
участвовал
в разработке
бортовых устройств запоминания
информации
на магнитных носителях,
которую вёл Руководитель отдела ОКБ МЭИ
Баринов Вадим Семёнович.
Эти устройства обеспечили решение проблемы огромной государственной
важности - получение информации
о
головной части межконтинентальной баллистической ракеты
Р-7
на
плазменном участке полёта, и
сделало возможным передачу этой ракеты
на вооружение.
В составе бригады специалистов ОКБ МЭИ,
Андрей Андреевич
участвовал
в подготовке
запоминающих
устройств
и обучению персонала
на Космодроме Байконур.
Следующей крупной работой
А.А. Гиппиуса
было исследование параметров
плазмы,
возникающей вокруг головных частей ракет и
спускаемых аппаратов спутников и
космических кораблей на различных участках
движения в при входе в атмосферу.
Реализация этого проекта была осуществлена по
заказу ОКБ МЭИ на Кафедре
радиотехнических приборов Московского Энергетического
института Профессором
Башариновым Анатолием Евгеньевичем
и тогда ещё его аспирантом
Гиппиусом
Андреем Андреевичем.
Ими был разработан подход к созданию современного
комплекса приборов для
диагностики плазмы, основу которого составляли
радиометрические приёмники,
обеспечивающие измерение радиояркостной температуры
плазмы в широком
диапазоне частот, что позволяло весьма точно
судить о параметрах плазмы.
Этой проблеме была также посвящена диссертация
на соискание учёной степени
Кандидата технических наук, успешно защищённая
А.А. Гиппиусом.
Впоследствии,
им была написана
на эту тему книга,
изданная в СССР в 1981 году
и переизданная за рубежом - в 1985 году.
Исследования, проведённые
А.Е. Башариновым и
А.А. Гиппиусом,
сыграли значительную
роль в решении проблем получения информации
на атмосферном участке падения ракет
и спуске космических аппаратов.
В качестве руководителя одной из
лабораторий антенного отделения, а потом, с 1969
года - в качестве Начальника отдела,
А.А. Гиппиус
сыграл ведущую роль
в работе
по созданию приёмо-передающей
(телевизионной направленной)
антенны ТНА-57
и
системы космической радиосвязи "Орбита",
созданной на основе искусственных
спутников Земли серии "Молния" для передачи,
приёма и последующей ретрансляции
программ Центрального телевидения, а также для
двусторонней телефонной, телег-
рафной и фототелеграфной связи,
охватывающая восточные районы СССР, позже -
России, стран бывшего Советского Союза среднеазиатского
региона, Юго-Восточной
Азии, Центральной Америки, Ближнего
Востока и Восточной Европы.
В дальнейшем, под руководством и при
личном участии
Гиппиуса Андрея Андреевича
в СССР и за рубежом были
введены в строй более 200 наземных
ретрансляционных
антенн ТНА-57 спутниковой связи и телевидения
"Орбита", и её новой модификации -
антенны ТНА-77 получившей широкое, воистину
глобальное применение при создании
Международной системы и организации космической
связи "Интерспутник".
Андрей Андреевич
также работал
над созданием сверхбольших
радиотелескопов ТНА-
1500
с диаметром зеркала
64 метра,
ставших продолжением и развитием работ по
созданию и использованию больших антенн с
диаметрами
25 метров
(ТНА-200)
и
32 метра
(ТНА-400).
Он осуществлял руководство разработкой электропривода
и цифровых датчиков
углового положения рефлектора, начатой ещё
под руководством
Соколова Ивана
Федосеевича
(одного
из идеологов и
руководителей проекта)
до его безвременной кончины.
Радиотелескопы были разработаны кооперацией во
главе с ОКБ МЭИ, совместно с
научным коллективом Центрального
Научно-исследовательского
и проектного
института строительных металлоконструкций
(ныне
носящего имя Н.П. Мельникова -
Директора этого института
в 1944-1982 годах),
и участвовали в обеспечении полётов
автоматических межпланетных станций к Луне,
Марсу, Фобосу и Венере.
В последние годы своей трудовой и научной
деятельности
А.А. Гиппиус
принимал
активное участие
в разработке и
эксплуатации бортовой
телеметрической аппаратуры
и запоминающих устройств
для
специальных радиотехнических комплексов, системы
"Куст-40" для военных
разведывательных космических
аппаратов "Зенит", систем
запоминания и передачи информации
для космических систем
и аппаратов "Целина-О"
(обзорной
радиотехнической разведки),
"Целина-Д" (детальной радиотехнической
разведки),
а также - системы глобальной спутниковой морской
космической разведки
и целеуказания силам Военно-морского флота
(МКРЦ "Лиана"),
предназначенной
для
постоянного мониторинга Мирового океана
для определения
дислокации кораблей
противника, и
прежде всего авианосных ударных групп,
выдачи
целей средствам
Военно-морского флота
для поражения кораблей неприятеля.
Кроме того,
Андрей Андреевич
работал в области дистанционного зондирования
со спутников теплового поля Земли.
В 2005 году, А.А.
Гиппиус ушёл
на пенсию по состоянию
здоровья.
Он был высоко культурным человеком, обладал большой эрудицией,
безупречной
логикой, разносторонностью и научной
основательностью, пользовался всеобщим
уважением и огромным авторитетом, а
также даром поддерживать беседы
на любые темы с любым собеседником.
Кандидат технических наук
Андрей Андреевич Гиппиус - автор и соавтор
ряда изобретений, в
числе которых:
•
"Индуктосин"
(в
соавторстве с
Г.Н. Важенцевым,
Р.С. Вачьяном и
Б.Н. Сердюковым;
опубликовано
в апреле 1983 года);
-
•
"Устройство
для программного управления электроприводом"
(в
соавторстве с
А.А. Ермошиным,
В.П. Лычкиным,
Н.Н. Макровым
и
М.Я. Эйнгриным;
опубликовано в апреле 1985 года);
-
•
"Автоследящая
антенная система"
(в
соавторстве с
В.П. Вальдом,
С.М. Верёвкиным,
В.П. Давыдовым,
Б.А. Попереченко
и
А.Е. Соколовым; опубликовано
в июле 1985 года).
Информация с сайта
"Патентный поиск
России":
открыть ссылку
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961 года
(с
грифом "Совершенно
секретно"),
"За
успешное
выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-
спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета этого
корабля
с человеком
на борту",
Старший инженер
Опытного конструкторского бюро Московского
Энергетического института Министерства Высшего и среднего специального
образования РСФСР
Гиппиус Андрей Андреевич
был
награждён
медалью "За трудовую доблесть".
Кроме того,
Андрей Андреевич
был награждён орденом Трудового Красного
Знамени;
медалями:
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня
рождения В.И. Ленина" (1970),
"В память 850-летия Москвы" (1997),
"Ветеран
труда".
Решением бюро
Федерации космонавтики России,
Гиппиусу Андрею Андреевичу
было
присвоено Почётное звание "Ветеран космонавтики России".
- |