Родился
21 июля 1905 года
в
селе Цмакаох,
ныне - Мардакертского района
(Нагорный Карабах).
В семнадцатилетнем
возрасте Андроник Иосифьян
вступил в Красную армию,
служил телефонистом в батальоне связи.
В 1925 году после окончания Рабфака он поступил на Электромеханический
факультет
Бакинского политехнического института.
Будучи студентом, сделал открытие, создав электромеханическую
пушку. Одновременно работал электромонтером на первой в
стране электрифицированной железной дороге.
С 1931-го по 1941 год работал в Москве во Всесоюзном
электротехническом институте имени В.И. Ленина, причём с 1932
года возглавлял лабораторию с собственной программой исследований.
Многие его работы: линейные двигатели, бесконтактный
сельсин, электромагнитные усилители мощности
(амплидины),
тиратропные схемы синхронного слежения
за летающими объектами, электрические машины минимального веса
для летательных аппаратов, синхронно-следящие системы как
автоматического регулирования,
так и с дистанционным управлением — явились значительным прорывом
в соответствующем направлении электротехники.
Некоторые разработки опережали своё время: в 1930-е годы в
стенах ВЭИ ему удалось изготовить
асинхронный двигатель рекордно малого веса и с его помощью поднять в воздух электровертолёт.
Правда, он был связан с землей электрокабелем и
использовался только
для подъема в качестве наблюдательного поста.
В 1936 году
А.Г. Иосифьян
впервые в
СССР предложил использовать тиратроны
в
системах слежения
для
управления в
электромашинах постоянного тока.
Он
разработал теорию и
конструкцию следящей системы с
тиратронным усилителем,
управляющим машинами постоянного тока.
Всего
до
начала войны Иосифьяну
было
выдано 13 авторских свидетельств
на
изобретения.
В середине 1930-х годов на Всемирной выставке в Нью-Йорке, на
площадке в
тридцать квадратных метров была представлена панорама Магнитогорска.
В панораме было проложено более шестидесяти метров "железнодорожных путей",
по
которым бесперебойно двигались модели железнодорожных составов.
Так была
реализована идея магнитофугальной железной дороги инженера
Иосифьяна —
движение поездов по ней осуществлялось
за счёт магнитного поля
и управлялось
специальным автоматом без какого-либо участия человека. Практическая
реализация этой идеи, приведшей к появлению сверхскоростных поездов,
началась в ФРГ и Японии в 1975-1980 годах.
По
заданию Наркомата обороны и
Военно-морского флота,
А.Г. Иосифьян вместе
с
физиками
Вульфсоном
и
Смирновым разработали теплогенератор.
Это был прожектор,
который ловит
корабль в
радиусе 8 км и
следит за ним с
помощью синхронно-следящей системы
и
датчиков инфракрасного излучения от
горячих труб корабля.
Это был первый
опыт в
направлении,
предшествующем радиолокации, в
которой
синхронно-следящие системы
Иосифьяна нашли самое широкое применение.
В 1940 году в
процессе испытаний
И.В. Сталину
демонстрировалась созданная
в
лаборатории
Иосифьяна многоорудийная
магнитная система,
управляемая
от
блока прецизионной наводки при
стрельбе.
В сентябре 1941 года, когда фашисты стремительно приближались к Москве,
А.Г. Иосифьян был назначен
Директором фактически не существовавшего
Государственного союзного завода № 627 по созданию новых образцов
военной
электротехники.
В кратчайший срок в пустых помещениях эвакуированного
предприятия он развернул производство и научные лаборатории: электрические
машины, сельсины для систем управления артиллерийским огнём,
авиации и
радиолокации, амплидины, радиостанции, комплексные системы электропитания,
следящие приводы, средства автоматики, дизельные газотурбинные агрегаты
появились на фронте уже в 1942 году. За два года существования завод
оформился как единственный в стране Институт малого и среднего электромашино-
и аппаратостроения и электротехнических материалов
(изоляция,
лаки,
металлокерамика, новые типы магнитов родились
в этом же коллективе).
В
цехах завода изготовлялись сухопутные электротанкетки
на
случай прорыва немецких танков
к
Москве.
В
боях
на
московских улицах они
не
понадобились, но
свою роль электротанкетки сыграли
при
прорыве обороны немцев
на
Синявинских высотах
под
Ленинградом,
где перед тем была уложена целая дивизия
в
безуспешной попытке прорвать оборону.
В конце войны Институт был преобразован в Научно-исследовательский институт
электромеханики (НИИ-627),
ориентировав его на разработку новейших образцов
электротехники и комплексных систем электромеханики с использованием
последних достижений фундаментальной и прикладной науки.
Так государство,
отдавая дань творческим достижениям и богатому опыту коллектива,
стимулировало инициативу Иосифьяна,
который взялся за создание системы
управления орудийным огнем и всего электротехнического оборудования тяжёлого
бомбардировщика ТУ-4 - аналога американской "летающей крепости"
Б-29 — на
отечественных материалах и оборудовании.
Авиационная промышленность страны в
то время не была готова к решению
подобной задачи.
С 1945-го по 1948 году специалисты НИИ-627 под руководством
А.Г. Иосифьяна
создали 42 типа электрических машин
и аппаратов, не уступающих американским аналогам.
Практически одновременно, оценивая обстановку на перспективу,
Андроник Гевондович начал
готовить институт к разработке электротехнических изделий
для ракет.
Ведущие
специалисты изучали трофейные материалы по немецким ракетам
"Фау-1" и "Фау-2", готовились к созданию собственных конструкций.
Поэтому с
развертыванием работ по ракетам в СССР
А.Г. Иосифьян становится
Главным
конструктором по бортовой электронике.
В этот же период он
позволил себе "недозволенную инициативу" — почти подпольно руководил
созданием в НИИ-627 совместно с Лабораторией управляющих машинных систем АН
СССР первой в стране цифровой малогабаритной электронно-вычислительной
машины М-3.
И это тогда, когда кибернетика считалась у нас лженаукой.
В 1956 году
совместно
с
математиком
и
будущим членом-корреспондентом Академии наук СССР Сергеем
Никитовичем Мергеляном Андроник Гевондович
основал
в
Ереване Институт математических машин.
В 1955-1965 годах
он являлся Главным редактором журнала "Электротехника".
В 1959 году НИИ-627 преобразовали во Всесоюзный Научно-исследовательский
институт электромеханики (ВНИИЭМ)
с
многочисленными филиалами и отделениями
по всей стране.
Так что сегодня
многие бывшие союзные республики во многом обязаны этой организации
становлением своей электропромышленности.
Поразителен спектр направлений, в которых ВНИИЭМ достиг выдающихся
результатов под руководством А.Г. Иосифьяна:
•
единые серии электрических машин общепромышленного назначения,
микродвигателей, двигателей постоянного тока;
•
семейство автономных передвижных электростанций для вооруженных сил,
авиации, радиолокации, средств связи, сельского хозяйства;
•
целый ряд агрегатов,
комплексного оборудования и силовых систем для ядерной энергетики,
электротехнические и электроизоляционные материалы, низковольтная
аппаратура, преобразовательная техника;
•
электровоз,
электромобиль, электротрактор;
•
электрические машины
рекордно малого веса для летательных аппаратов;
•
машины с использованием явления сверхпроводимости;
•
микро-ГЭС для села;
•
управляющие вычислительные машины;
•
системы
автоматизированного контроля и проектирования;
•
информационные и
автоматизированные испытательные системы.
Крупные разработки института в области новой военной электротехники
использовали в народном хозяйстве, что способствовало общему подъему
технического уровня многих отраслей.
Так, идея слияния в единую систему
силового электрооборудования и управляющей электроники была реализована
на
атомных ледоколах и подводных лодках, прокатных станах, в
управлении и
защите ядерных реакторов атомных электростанций, в электромеханических
комплексах космических аппаратов.
И неудивительно, что
Андроник Гевондович Иосифьян стал одним
из ведущих специалистов в области практической космонавтики.
С момента начала работ по созданию
ракет-носителей
и освоению космоса
Андроник Гевондович Иосифьян и руководимый им институт привлекаются
к разработке
электротехнического оборудования ракет.
Первой была знаменитая ракета Р-7 созданная под руководством
Сергея Павловича Королёва,
с помощью которой сначала был выведен на орбиту первый спутник,
а затем и первый космический корабль "Восток" с человеком
на борту.
А.Г. Иосифьян
принимал участие в испытании ракеты Р-16.
24 октября 1960 года он чудом остался жив случайно после взрыва этой ракеты
на 41-й площадке
Научно-испытательного
исследовательского полигона № 5
Министерства обороны СССР,
известного как Космодром Байконур.
Созданная
по инициативе и при активном участии
А.Г. Иосифьяна автоматизированная
система комплексных испытаний спутника - АИСТ быстро получила самое широкое
распространение.
13 апреля 1963 года и 13 декабря этого же года с полигона "Капустин
Яр" были осуществлены запуски спутников "Космос-14" и "Космос-23"
(соответственно).
Спутники являлись первыми в мире космическими электротехническими
лабораториями "Омега" созданными во ВНИИЭМ.
Целью полётов этих "лабораторий" являлось исследование основных
электромеханических систем в условиях космического полёта.
а также проведение метеорологических исследований.
Кроме этого, в полёте спутника "Космос-14" впервые была испытана
трёхосная система пространственной ориентации, использующая
разработанные для этой цели электродвигатели и маховики
для стабилизации спутника, а также системы магнитной разрядки,
что позволяло экономить топливо.
Для
солнечных батарей под руководством
А.Г. Иосифьяна была разработана специальная система ориентации из
12-ти силовых
гироскопов.
Проект спутника, принятый на конкурсной основе Межведомственной
комиссией
Академии наук СССР, был осуществлен менее чем за год -
25 июня 1966 года был запущен "Космос-122" - первый метеорологический
спутник системы "Метеор".
С запуском двух спутников "Космос-144"
(25
февраля 1967 года)
и "Космос-156"
(27
апреля 1967 года)
была создана оперативная метеорологическая система,
которая
в
дальнейшем восполнялась аналогичными спутниками,
получившими название "Метеор",
после опытной эксплуатации
и
приемки Госкомиссией стала Государственной метеорологической системой.
В
последующем
на
базе спутников "Метеор"
под
руководством Иосифьяна
были созданы искусственные спутники "Метеор-2",
"Метеор-Природа"
и "Интеркосмос-22"
("Болгария-1300"),
созданный в интеграции с ведущими
научными организациями Болгарии и предназначенный для исследования явлений космической
физики.
В 1969-1971 годах ВНИИЭМ возглавил создание новой единой серии
асинхронных двигателей.
Была организована комплексная разработка их конструкции и технологии
производства.
В последующем, под руководством
Андроника Гевондовича Иосифьяна была
разработана практически вся электротехническая часть космических кораблей
серии "Союз", "Союз Т" и "Союз ТМ";
автоматических транспортных грузовых кораблей серии "Прогресс",
долговременных орбитальных станций "Салют" и "Мир".
Несколько типов
бесконтактных электродвигателей постоянного тока нашли применение в
действующей сегодня Международной Космической станции.
В 1974 году
Андроник Гевондович
ушёл на пенсию, но он продолжил работать в родном
институте оставаясь его Научным руководителем.
В 1941 году А.Г. Иосифьяну
присвоено учёное звание Профессора.
В 1945 году Андроник Гевондович Иосифьян был избран
членом-корреспондентом, а в 1950 году - Действительным
членом Академии наук Армянской ССР.
В 1960 году ему присвоена учёная степень
доктора технических наук.
Он являлся Председателем Научного совета по
космической электрорадиотехнике
и электронике Академии наук СССР,
вице-президентом и членом Президиума Академии наук
Армянской ССР
(в 1950-1955-м, в
1971-1975-м
и в 1981-1986 годах).
Награды:
"За
большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток",
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
Андронику Гевондовичу Иосифьяну
присвоено
звание
Героя Социалистического
Труда
с вручением ордена Ленина
и Золотой медали
"Серп и Молот".
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 8 апреля
1949 года
"За
разработку конструкции и
освоение производства электрических машин"
Андроник Гевондович Иосифьян
был удостоен
Сталинской премии III степени
в размере 50 000 рублей,
в составе коллектива разработчиков,
в который кроме него вошли:
Костенко Михаил Полиевктович
- член-корреспондент АН СССР;
Моносзон Наум Абрамович -
инженер завода;
Сорокер Теодор Густавович
-
профессор НИИ;
Явлинский Натан Аронович
- начальник
лаборатории ВЭТИ;
Эпштейн Яков Соломонович
- инженер завода.
Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"За создание и серийное освоение всесоюзной единой
серии асинхронных электродвигателей 4а"
Андроник Гевондович Иосифьян
был удостоен Государственной премии СССР за 1979 года
в составе коллектива разработчиков,
в который кроме него вошли:
Бакумов Юрий Викторович;
Вороновский Геннадий Петрович
- заместитель Министра электронной промышленности
СССР;
Газаров Леон Александрович
- главный конструктор ВНИКТИПП;
Зинченко Олег Леонидович
- заместитель начальника отдела Госплана СССР;
Сорокер Теодор Густавович
- начальник сектора, сотрудник ВНИИЭМ;
Кестлер Хорст (ГДР)
- руковoдитель группы народного предприятия "Станкостроитедьный
завод" (Плауэн);
Нихофф Герхард (ГДР)
- заместитель Генерального директора народного
предприятия "Комбинат электромашиностроения"
(Дрезден);
Климович Геннадий Михайлович
- инженер-технолог Могилёвского завода "Электродвигатель" имени 50-летия
СССР;
Костромин Виктор Григорьевич
- директор ВНИПКИТЭМ;
Петров Виктор Михайлович
- директор НИПЕТИЭМ;
Радин Владимир Исакович -
Главный конструктор Московского электромашиностроительного завда имени
Владимира Ильича.
Постановлением
Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники
"За создание метеорологической космической
системы, обеспечивающей
с помощью Искусственных спутников Земли "Метеор" получение и оперативную
обработку глобальной метеорологической информации для нужд народного
хозяйства"
Андроник
Гевондович Иосифьян
был удостоен Ленинской премии
за 1970 год.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
"За выполнение
специальных заданий Правительства СССР"
в 1942 году
Андроник
Гевондович Иосифьян
был награждён орденом
Ленина.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
"За успешное
осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного
спутника с живым существом
(собакой
- прим. Е.Р.)
на борту"
в 1957 году
Андроник Гевондович Иосифьян
был награждён
орденом Ленина.
Кроме этого он был награждён ещё одним орденом Ленина
(1975),
двумя орденами Трудового Красного
Знамени (1952,
1956),
орденом Октябрьской Революции, медалями, в том числе медалью
"За обороны Москвы".
Ему присвоены Почётные звания "Заслуженный
деятель науки СССР" (1965)
и "Заслуженный деятель науки Армянской ССР"
(1962).
|