-
 


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Сталинской и Ленинской премий;
Лауреат Государственной премии СССР;
Заслуженный деятель науки СССР;
Заслуженный деятель науки Армянской ССР;

Действительный член, Вице-президент и член Президиума Академии наук Армянской ССР;
Доктор технических наук; Профессор;

Организатор и первый Директор
Всесоюзного научно-исследовательского
института электромеханики;

 
 

учёный в области электротехники,
основатель советской школы электромеханики,
специалист в области создания
электрооборудования для
ракетно-космической техники

 
-
-
     
 


Родился 21 июля 1905 года в селе Цмакаох,
ныне - Мардакертского района (
Нагорный Карабах).

В семнадцатилетнем возрасте Андроник Иосифьян вступил в Красную армию,
служил телефонистом в батальоне связи.

В 1925 году после окончания Рабфака он поступил на Электромеханический
факультет Бакинского политехнического института
.
Будучи студентом
, сделал открытие, создав электромеханическую пушку. Одновременно работал электромонтером на первой в стране электрифицированной железной дороге.

С 1931-го по 1941 год работал в Москве во Всесоюзном электротехническом институте имени В.И. Ленина, причём с 1932 года возглавлял лабораторию с собственной программой исследований.
Многие его работы: линейные двигатели, бесконтактный сельсин, электромагнитные усилители мощности
(амплидины), тиратропные схемы синхронного слежения
за летающими объектами, электрические машины минимального веса для летательных аппаратов, синхронно-следящие системы как автоматического регулирования,
так и с дистанционным управлением — явились значительным прорывом
в соответствующем направлении электротехники.
Некоторые разработки опережали своё время
: в 1930-е годы в стенах ВЭИ ему удалось изготовить асинхронный двигатель рекордно малого веса и с его помощью поднять в воздух электровертолёт.
Правда, он был связан с землей электрокабелем и использовался только
для подъема в качестве наблюдательного поста.

В 1936 году А.Г. Иосифьян впервые в СССР предложил использовать тиратроны
в системах слежения для управления в электромашинах постоянного тока.
Он разработал теорию и конструкцию следящей системы с тиратронным усилителем, управляющим машинами постоянного тока.
Всего до начала войны
Иосифьяну было выдано 13 авторских свидетельств
на изобретения.

В середине 1930-х годов на Всемирной выставке в Нью-Йорке, на площадке в тридцать квадратных метров была представлена панорама Магнитогорска.
В панораме было проложено более шестидесяти метров "железнодорожных путей", по которым бесперебойно двигались модели железнодорожных составов.
Так была реализована идея магнитофугальной железной дороги инженера
Иосифьяна — движение поездов по ней осуществлялось за счёт магнитного поля
и управлялось специальным автоматом без какого-либо участия человека. Практическая реализация этой идеи, приведшей к появлению сверхскоростных поездов, началась в ФРГ и Японии в 1975-1980 годах.

По заданию Наркомата обороны и Военно-морского флота, А.Г. Иосифьян вместе
с физиками Вульфсоном и Смирновым разработали теплогенератор.
Это был прожектор, который ловит корабль в радиусе 8 км и следит за ним с помощью синхронно-следящей системы и датчиков инфракрасного излучения от горячих труб корабля.
Это был первый опыт в направлении, предшествующем радиолокации, в которой синхронно-следящие системы
Иосифьяна нашли самое широкое применение.
В 1940 году в процессе испытаний
И.В. Сталину демонстрировалась созданная
в лаборатории Иосифьяна многоорудийная магнитная система, управляемая
от блока прецизионной наводки при стрельбе.

В сентябре 1941 года, когда фашисты стремительно приближались к Москве,
А.Г. Иосифьян был назначен Директором фактически не существовавшего Государственного союзного завода № 627 по созданию новых образцов
военной электротехники
.
В кратчайший срок в пустых помещениях эвакуированного предприятия он развернул производство и научные лаборатории: электрические машины, сельсины для систем управления артиллерийским огнём, авиации и радиолокации, амплидины, радиостанции, комплексные системы электропитания, следящие приводы, средства автоматики, дизельные газотурбинные агрегаты появились на фронте уже в 1942 году. За два года существования завод оформился как единственный в стране Институт малого и среднего электромашино- и аппаратостроения и электротехнических материалов
(изоляция, лаки, металлокерамика, новые типы магнитов родились
в этом же коллективе
).
В цехах завода изготовлялись сухопутные электротанкетки на случай прорыва немецких танков к Москве.
В боях на московских улицах они не понадобились, но свою роль электротанкетки сыграли при прорыве обороны немцев на Синявинских высотах под Ленинградом,
где перед тем была уложена целая дивизия в безуспешной попытке прорвать оборону.


В конце войны Институт был преобразован в Научно-исследовательский институт электромеханики
(НИИ-627), ориентировав его на разработку новейших образцов электротехники и комплексных систем электромеханики с использованием последних достижений фундаментальной и прикладной науки.

Так государство, отдавая дань творческим достижениям и богатому опыту коллектива, стимулировало инициативу
Иосифьяна, который взялся за создание системы управления орудийным огнем и всего электротехнического оборудования тяжёлого бомбардировщика ТУ-4 - аналога американской "летающей крепости"
Б-29 — на отечественных материалах
и оборудовании.
Авиационная промышленность страны в то время не была готова к решению
подобной задачи
.
С 1945-го по 1948 году специалисты НИИ-627 под руководством
А.Г. Иосифьяна
создали 42 типа электрических машин
и аппаратов, не уступающих американским аналогам.

Практически одновременно
, оценивая обстановку на перспективу,
Андроник Гевондович начал готовить институт к разработке электротехнических изделий
для ракет.
Ведущие специалисты изучали трофейные материалы по немецким ракетам
"Фау-1"
и "Фау-2", готовились к созданию собственных конструкций.
Поэтому с развертыванием работ по ракетам в СССР
А.Г. Иосифьян становится
Главным конструктором
по бортовой электронике.

В этот же период он позволил себе "недозволенную инициативу" — почти подпольно руководил созданием
в НИИ-627 совместно с Лабораторией управляющих машинных систем АН СССР первой в стране цифровой малогабаритной электронно-вычислительной машины М-3.
И это тогда, когда кибернетика считалась у нас лженаукой.

В 1956 году совместно с математиком и будущим членом-корреспондентом Академии наук СССР Сергеем Никитовичем Мергеляном Андроник Гевондович основал
в Ереване Институт математических машин.

В 1955-1965 годах он являлся Главным редактором журнала "Электротехника".

В 1959 году НИИ-627 преобразовали во Всесоюзный Научно-исследовательский институт электромеханики
(ВНИИЭМ) с многочисленными филиалами и отделениями
по всей стране
.
Так что сегодня многие бывшие союзные республики во многом обязаны этой организации становлением своей электропромышленности.

Поразителен спектр направлений
, в которых ВНИИЭМ достиг выдающихся результатов под руководством
А.Г. Иосифьяна:
единые серии электрических машин общепромышленного назначения, микродвигателей, двигателей постоянного тока;
семейство автономных передвижных электростанций для вооруженных сил, авиации, радиолокации, средств связи, сельского хозяйства;
целый ряд агрегатов, комплексного оборудования и силовых систем для ядерной энергетики, электротехнические и электроизоляционные материалы, низковольтная аппаратура, преобразовательная техника;
электровоз, электромобиль, электротрактор;
электрические машины рекордно малого веса для летательных аппаратов;
машины с использованием явления сверхпроводимости;
микро-ГЭС для села;
управляющие вычислительные машины;
системы автоматизированного контроля и проектирования;
информационные и автоматизированные испытательные системы.

Крупные разработки института
в области новой военной электротехники использовали в народном хозяйстве, что способствовало общему подъему технического уровня многих отраслей.
Так, идея слияния в единую систему силового электрооборудования и управляющей электроники была реализована на атомных ледоколах и подводных лодках, прокатных станах, в управлении и защите ядерных реакторов атомных электростанций, в электромеханических комплексах космических аппаратов.
И неудивительно, что
Андроник Гевондович Иосифьян стал одним из ведущих специалистов в области практической космонавтики.

С момента начала работ по созданию ракет-носителей и освоению космоса
Андроник Гевондович Иосифьян и руководимый им институт привлекаются
к разработке электротехнического оборудования ракет.
Первой была знаменитая ракета Р-7 созданная под руководством
Сергея Павловича Королёва, с помощью которой сначала был выведен на орбиту первый спутник, а затем и первый космический корабль "Восток" с человеком
на борту.

На террасе в "нулевом" квартале г. Ленинска. Слева направо: 1-й ряд - Г.А. Тюлин, маршал Н.И. Крылов, С.П. Королев, Б.А. Строганов; 2-й ряд - В.П. Бармин, М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, А.Г. Мрыкин, В.И. Кузнецов; стоят И.А. Лавренов, А.Г. Захаров, А.Г. Иосифьян

А.Г. Иосифьян принимал участие в испытании ракеты Р-16.
24 октября 1960 года он чудом остался жив случайно после взрыва этой ракеты
на 41-й площадке
Научно-испытательного исследовательского полигона № 5
Министерства обороны СССР
, известного как Космодром Байконур.


Созданная
по инициативе и при активном участии А.Г. Иосифьяна автоматизированная система комплексных испытаний спутника - АИСТ быстро получила самое широкое распространение.

13 апреля 1963 года и 13 декабря этого же года с полигона "Капустин Яр" были осуществлены запуски спутников "Космос-14" и "Космос-23"
(соответственно).
Спутники являлись первыми в мире космическими электротехническими лабораториями "Омега" созданными во ВНИИЭМ.
Целью полётов этих "лабораторий" являлось исследование основных электромеханических систем в условиях космического полёта.
а также проведение метеорологических исследований.
Кроме этого, в полёте спутника "Космос-14" впервые была испытана трёхосная система пространственной ориентации, использующая разработанные для этой цели электродвигатели и маховики для стабилизации спутника, а также системы магнитной разрядки, что позволяло экономить топливо.

Для солнечных батарей под руководством
А.Г. Иосифьяна была разработана специальная система ориентации из 12-ти силовых гироскопов.
Проект спутника, принятый на конкурсной основе Межведомственной комиссией
Академии наук СССР
, был осуществлен менее чем за год -
25 июня 1966 года был запущен "Космос-122" - первый метеорологический
спутник системы "Метеор"
.
С запуском двух спутников "Космос-144"
(25 февраля 1967 года) и "Космос-156"
(27 апреля 1967 года)
была создана оперативная метеорологическая система,
которая в дальнейшем восполнялась аналогичными спутниками, получившими название "Метеор"
, после опытной эксплуатации и приемки Госкомиссией стала Государственной метеорологической системой.

В последующем на базе спутников "Метеор" под руководством Иосифьяна
были созданы искусственные спутники "Метеор-2"
, "Метеор-Природа"
и "Интеркосмос-22"
("Болгария-1300"), созданный в интеграции с ведущими
научными организациями Болгарии
и предназначенный для исследования явлений космической физики.

В 1969-1971 годах ВНИИЭМ возглавил создание новой единой серии асинхронных двигателей.
Была организована комплексная разработка их конструкции и технологии производства.

Андроник Гевондович Иосифьян

В последующем, под руководством
Андроника Гевондовича Иосифьяна была разработана практически вся электротехническая часть космических кораблей
серии "Союз"
, "Союз Т" и "Союз ТМ"; автоматических транспортных грузовых кораблей серии "Прогресс", долговременных орбитальных станций "Салют" и "Мир".
Несколько типов бесконтактных электродвигателей постоянного тока нашли применение в действующей сегодня Международной Космической станции.

В 1974 году
Андроник Гевондович ушёл на пенсию, но он продолжил работать в родном институте оставаясь его Научным руководителем.

В 1941 году
А.Г. Иосифьяну присвоено учёное звание Профессора
.
В 1945 году
Андроник Гевондович Иосифьян был избран членом-корреспондентом, а в 1950 году - Действительным членом Академии наук Армянской ССР.
В 1960 году ему присвоена учёная степень
доктора технических наук.


Он являлся Председателем Научного совета по космической электрорадиотехнике
и электронике Академии наук СССР
, вице-президентом и членом Президиума Академии наук Армянской ССР (в 1950-1955-м, в 1971-1975-м и в 1981-1986 годах).

Награды:
"За большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года

Андронику Гевондовичу Иосифьяну присвоено звание Героя Социалистического
Труда
с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 8 апреля 1949 года
"За разработку конструкции и освоение производства электрических машин"
Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Сталинской премии III степени
в размере 50 000 рублей,
 в составе коллектива разработчиков,
в который кроме него вошли:
Костенко Михаил Полиевктович - член-корреспондент АН СССР;
Моносзон Наум Абрамович - инженер завода;
Сорокер Теодор Густавович - профессор НИИ;
Явлинский Натан Аронович - начальник лаборатории ВЭТИ;
Эпштейн Яков Соломонович - инженер завода.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"За создание и серийное освоение всесоюзной единой серии асинхронных электродвигателей 4а" Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Государственной премии СССР за 1979 года в составе коллектива разработчиков,
в который кроме него вошли:

Бакумов Юрий Викторович;
Вороновский Геннадий Петрович - заместитель Министра электронной промышленности СССР;
Газаров Леон Александрович - главный конструктор ВНИКТИПП;
Зинченко Олег Леонидович - заместитель начальника отдела Госплана СССР;
Сорокер Теодор Густавович - начальник сектора, сотрудник ВНИИЭМ;
Кестлер Хорст (ГДР) - руковoдитель группы народного предприятия "Станкостроитедьный завод" (Плауэн);
Нихофф Герхард (ГДР) - заместитель Генерального директора народного предприятия "Комбинат электромашиностроения" (Дрезден);
Климович Геннадий Михайлович - инженер-технолог Могилёвского завода "Электродвигатель" имени 50-летия СССР;
Костромин Виктор Григорьевич - директор ВНИПКИТЭМ;
Петров Виктор Михайлович - директор НИПЕТИЭМ;
Радин Владимир Исакович - Главный конструктор Московского электромашиностроительного завда имени Владимира Ильича.

Постановлением Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники
"За создание метеорологической космической системы, обеспечивающей
с помощью Искусственных спутников Земли "Метеор" получение и оперативную обработку глобальной метеорологической информации для нужд народного хозяйства"
Андроник Гевондович Иосифьян был удостоен Ленинской премии
за 1970 год.


Указом Президиума Верховного Совета СССР "За выполнение специальных заданий Правительства СССР" в 1942 году
Андроник Гевондович Иосифьян был награждён орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного
спутника с живым существом
(собакой -
прим. Е.Р.) на борту" в 1957 году
Андроник Гевондович Иосифьян был награждён орденом Ленина.

Кроме этого он был награждён ещё одним орденом Ленина (1975),
двумя орденами Трудового Красного Знамени (1952, 1956),
орденом Октябрьской Революции, медалями, в том числе медалью
"За обороны Москвы".


Ему присвоены Почётные звания "Заслуженный деятель науки СССР" (1965)
и "Заслуженный деятель науки Армянской ССР" (1962).

 

 
-
 


Выдающийся учёный-электротехник, один из организаторов работ в области отечественной
космонавтики Андроник Гевондович Иосифьян
скончался 13 апреля 1993 года.

Похоронен он в Москве, на Троекуровском кладбище
(уч. № 3).


(увеличить фото) г. Москва, Троекуровское кладбище (уч. № 3), могила А.Г. Иосифьяна (сентябрь 2011 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
     
 


Увековечивание памяти:
В 1996 году
Научно-производственному предприятию "Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики" было присвоено имя его основателя академика
Андроника Гевондовича Иосифьяна

В самом институте, преобразованном в 2012 году в Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы"
имени А.Г. Иосифьяна"
(ОАО "Корпорация "ВНИИЭМ") у кабинета в котором
работал учёный открыта мемориальная доска.


Мемориальная доска в память об А.Г. Иосифьяне (фотография с сайта http://moya-moskva.livejournal.com)

 

 
-
 


При создании страницы использованы тексты биографии
Андроника Гевондовича Иосифьяна, опубликованные
на сайт
е
:
-
Биография А.Г. Иосифьяна на сайте "Википедия"

а также в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)


Ссылка по теме:

Ю.М. Хищенко. "Первые шаги отечественного ракетостроения"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"