-
Михаил
Григорьевич Иванов
родился 28 ноября 1937 года.
После
окончания Днепродзержинского Металлургического техникума
и срочной
службы
в Вооружённых силах СССР, в 1959 году он приехал
на Урал, в Челябинскую
область
и устроился
на работу в качестве механика-испытателя
лаборатории
при Златоустовском машиностроительном заводе, который
занимался
производством жидкостных одноступенчатых баллистических ракет
Р-11
и Р-11М разработанных
в Миасском Специальном конструкторском бюро
(СКБ-385)
под руководством
Выдающегося организатора школы стратегического
морского
ракетостроения,
будущего
Действительного члена Академии
наук СССР
Виктора Петровича Макеева.
____-
..........В
1966 году СКБ-385 было
преобразовано в Конструкторское бюро машиностроения,
в 1993 году - в Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро
имени Академика В.П. Макеева", в 2009 года - в ОАО
"Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени
Академика В.П. Макеева".
Изучая работы СКБ-385
М.Г. Иванов
обратился
к
В.П. Макееву
по вопросу
создания внутри конструкторского бюро экспериментальной базы
по коррозионной стойкости ракет.
В.П. Макеев принял предложение
молодого и инициативного специалиста и
сразу перевёл
М.Г. Иванова
в руководимое им КБ
для реализации этой идеи.
С этого момента начался отсчёт жизни Головного отдела
гарантийной сохранности
и коррозионной стойкости
ракет, в котором он
работал сначала инженером,
затем - Начальником лаборатории.
С 1964 года и до последнего дня жизни,
Михаил Григорьевич Иванов
являлся
Начальником этого отдела.
Без отрыва от основной работы, в 1969 году он заочно
окончил Челябинский политехнический институт.
По личной инициативе
М.Г. Иванова
в руководимом им отделе были
сформированы
направления работы подразделения:
коррозионная стойкость
к внешним
воздействующим факторам
и в различных средах всех элементов ракет
и ракет
в целом, в том числе компонентах топлива, на
всех стадиях проектирования,
разработки, экспериментальной и лётной
отработки, и в серийной эксплуатации;
проницаемость стенок и герметичность полостей,
разработка методов
испытаний, гарантийные сроки хранения.
Участвуя
в создании трёх поколений баллистических ракет подводных
лодок
Михаил Григорьевич Иванов
был также одним из основных разработчиков пионерских
рулений по герметизации топливных систем ракет без слива
компонентов топлива.
Глубоко осознавая данную проблематику
М.Г. Иванов успешно налаживал
контакты
с институтами,
занимающимися топливами,
материаловедением, делая их
постоянными.
Успеху этому делу способствовал созданный
Михаилом Григорьевичем
коллектив
в основном состоящий из
специалистов-единомышленников, увлечённых общим делом,
напряжённая работа коллектива, постоянные обсуждения
и поиск верных путей,
создание методик ускоренных испытаний где бы то ни было:
в кабинете, лаборатории,
и даже на домашней кухне, и в личном гараже
М.Г. Иванова.
Результаты отличались отсутствием аналогов и новизной
почти в каждом шаге поиска ответов на поставленные
задачи, в том числе при работе по ампулизации ракет,
где требовалось исследовать многие, влияющие на
изделие, факторы.
Отдел под руководством
Михаила Григорьевича Иванова
был оснащён по последним
требованиям: камерой для образцов, камерой
для узлов и сборок, камерой для ракет,
и занимался дефектацией сборок и изделий после
коррозионных испытаний,
выявлением слабых мест, немедленной корректировкой
конструкторской
документации, выпуском итоговых отчётов.
Все работы выполнялись на научной основе: с
обобщениями в публикациях,
с заявками и авторскими свидетельствами на
изобретения.
Некоторые работы были сделаны совместно со
специализированными научно -
исследовательскими институтами: НИИ-88
(ныне - Центральный Научно-
исследовательский институт машиностроения, город Королёв
Московской области),
НИИ-4 Министерства обороны СССР
(ныне -
микрорайон Юбилейный города Королёва
Московской области),
Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения
(ныне -
Научно-исследовательский институт кораблестроения и
вооружения ВМФ ВУНЦ
ВМФ "Военно-морская академия", город Санкт-Петербург)
и другими оборонными
и научными организациями.
Вместе с Главным конструктором СКБ-385
Виктором Петровичем Макеевым и
другими ведущими специалистами предприятия
Михаил Георгиевич Иванов
участвовал в
работе
комиссий по приёму в эксплуатацию ракетного
вооружения подводных лодок.
Всячески поддерживаемый руководством СКБ-385
(Конструкторского
бюро
машиностроения)
М.Г.
Иванов
(несмотря
на личное сопротивление)
был избран
Секретарём парткома предприятия.
Он - кандидат технических наук
(с 1976
года),
автор ряда изобретений и более 20-ти научных работ.
Будучи тяжело больным,
Михаил Георгиевич Иванов начал
работу над докторской
диссертацией, от которой впоследствии отказался.
Последний свой труд - книгу
"Инженерный труд в КБ"
он так
и не успел представить...
Награды:
Михаил Григорьевич Иванов
был награжден орденом Трудового Красного
Знамени (1975)
и медалью "За трудовую доблесть" (1969).
В 1978 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный
работник
Конструкторского бюро машиностроения".
-
Имя Иванова Михаила Григорьевича
внесено в Книгу Почёта
Государственного
ракетного
центра "Конструкторское бюро
имени
Академика В.П. Макеева".
- |