Родился 24 декабря 1907 года
(6 января 1908 года) на
станции Лозовая,
Екатеринославской губернии (ныне
- город в Харьковской области
Украины) в семье
машиниста паровоза.
В июле 1930 года
Николай Алексеевич Кучеренко
окончил Харьковский институт инженеров транспорта
(он же -
Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения,
Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта Наркомат путей
сообщения СССР
(с осени 1933 года),
ныне - Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта).
В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом,
токарем, кочегаром
и помощником машиниста паровоза.
С 1 марта 1931 года, после окончания института,
Н.А. Кучеренко работал
чертёжником-конструктором
на Харьковском паровозостроительном заводе
(в 1936 году танковое производство
на этом заводе получило наименование "Завод № 183").
В этом же году
Кучеренко перешёл
на работу в танковую конструкторскую группу.
В 1934-1937 годах являлся заместителем Начальника конструкторского бюро,
в 1938-1939 годах - Начальником КБ-100, в 1939-1940 годах -
заместителем Начальника
КБ-520, в 1940-1947 годах - Начальник КБ-520, заместителем
Главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в
Нижний Тагил и воссозданный
на базе Уралвагонзавода.
Н.А. Кучеренко
участвовал в совершенствовании организации производства советского
серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков
БТ-2 (1931),
БТ-5
(1932),
БТ-7
(1934)
и БТ-7М
(1938).
Совместно с Михаилом Ильичом Кошкиным
и
Александром Александровичем Морозовым
участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а
также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение
19 декабря 1939 года.
В годы Великой Отечественной войны и после неё
Николай Алексеевич
работал
на Уральском заводе № 183 в Нижнем
Тагиле начальником КБ-520, заместителем Главного конструктора завода
(1941-1947),
руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке
танка Т-44 и ряда других опытных образцов.
В 1946 году
Николаю Алексеевичу Кучеренко
было присвоено воинское звание "инженер-полковник".
В 1947-1949 годах он являлся Главным конструктором Главного управления
Министерства транспортного машиностроения СССР в Москве.
С 1949-го по 1952 год он - Главный инженер Уралвагонзавода в
Нижнем Тагиле.
В 1952-1967 годах работал в должности Начальника Главного управления
танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР
(позднее управление
было преобразовано в Комитет оборонной
промышленности, а затем в Министерство оборонной
промышленности СССР).
Являлся Председатель государственной экзаменационной комиссии в
Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, Главным
редактором журнала "Вестник танковой промышленности".
Не смотря на чисто "земной характер" работ,
Н.А. Кучеренко внёс
и свой вклад
в советскую космическую программу.
В начале 1960-х годов в рамках широкомасштабного проекта освоения
Луны
Николай Алексеевич
организовал работы
по конструированию самоходной тележки
для передвижения по поверхности Луны, ставшей основой
для создания "Лунохода".
Работы по этому проекту проводились в НИИ-100
(ныне -
Московский
научно-исследовательский институт по радиовещанию, радиосвязи
и радиофикации)
под шифром "Шар".
Партийная деятельность:
Он избирался членом ЦК КПСС
(на ХХ и XXII съездах КПСС)
и Депутатом Верховного Совета СССР 5-6-го созывов.
***
Младший брат Николая Алексеевича
-
Кучеренко Владимир Алексеевич (1909
- 1963)
- Лауреат Сталинской премии; инженер-строитель;
организатор строительства промышленных
и гражданских сооружений и объектов
среднего и общего машиностроения.
Дочь Николая Алексеевича
-
Васильева (Кучеренко)
Лариса Николаевна
(1935 г.р.)
-
писатель, поэтесса, публицист, создатель и директор
Музейного комплекса "История танка Т-34",
автор книг "Книга об отце", "Кремлёвские жёны",
"Дети Кремля", "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР"
(в соавторстве с
Игорем Желтовым).
Награды:
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 10
апреля 1942 года
"За разработку конструкции нового типа среднего
танка («Т-34»)"
Николай Алексеевич Кучеренко
был
удостоен Сталинской премии
I степени
в размере 150 000 рублей.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены инженеры-конструкторы
завода № 183
Михаил Ильич Кошкин
(посмертно)
и
Александр Александрович Морозов.
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 26
января 1946 года
"За
разработку конструкции нового танка и коренное
усовершенствование существующего среднего танка"
Николай Алексеевич Кучеренко
был
удостоен Сталинской премии
I степени в размере 150 000 рублей.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены:
Морозов Александр Александрович
- главный конструктор завода № 183,
Таршинов Михаил Иванович,
Малоштанов Алексей Александрович,
Черняк Борис Аронович,
Баран Яков Ионович -
инженеры-конструкторы
завода № 183.
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР от 3 июня
1948 года
"За
создание нового
танка"
Николай Алексеевич Кучеренко
был
удостоен Сталинской премии
II степени в размере
100 000 рублей.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены:
Морозов Александр Александрович
- главный конструктор завода № 183,
Колесников Анатолий Васильевич,
Матюхин Василий Григорьевич,
Васильев Пётр Петрович -
инженеры-конструкторы завода № 183.
Н.А. Кучеренко был награжден
орденами Ленина (в
июне 1942 года),
Отечественной войны I
степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени,
двумя орденами Красной Звезды, медалями.
|