-
 


Лауреат трёх Сталинских премий
;
инженер-конструктор,
заместитель Начальника, Начальник,
заместитель Главного конструктора
 конструкторских бюро по созданию
бронетанковой техники;
Главный конструктор Главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР;
Главный инженер Уралвагонзавода;
Начальник Главного управления танкового
производства Министерства транспортного

 
 

 машиностроения СССР
(Комитета оборонной промышленности,
затем - Министерства оборонной
промышленности СССР);
один из создателей Луноходов;
инженер-полковник

 
-
-
     
 


Родился 24 декабря 1907 года (6 января 1908 года) на станции Лозовая,
Екатеринославской губернии
(ныне - город в Харьковской области
Украины
) в семье машиниста паровоза.

В июле 1930 года Николай Алексеевич Кучеренко окончил Харьковский институт инженеров транспорта (он же - Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта Наркомат путей сообщения СССР (с осени 1933 года), ныне - Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта).
В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром
и помощником машиниста паровоза.

С 1 марта 1931 года, после окончания института,
Н.А. Кучеренко работал чертёжником-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе (в 1936 году танковое производство на этом заводе получило наименование "Завод № 183").
В этом же году
Кучеренко перешёл на работу в танковую конструкторскую группу.

В 1934-1937 годах являлся заместителем Начальника конструкторского бюро,
в 1938-1939 годах - Начальником КБ-100, в 1939-1940 годах - заместителем Начальника
КБ-520
, в 1940-1947 годах - Начальник КБ-520, заместителем Главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный
на базе Уралвагонзавода.

Н.А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства советского серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).

Совместно с
Михаилом Ильичом Кошкиным и Александром Александровичем Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны и после неё
Николай Алексеевич работал
на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем Главного конструктора завода (1941-1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.

В 1946 году
Николаю Алексеевичу Кучеренко было присвоено воинское звание "инженер-полковник".

Николай Алексеевич Кучеренко

В 1947-1949 годах он являлся Главным конструктором Главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР в Москве.

С 1949-го по 1952 год он - Главный инженер Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле.

В 1952-1967 годах работал в должности Начальника Главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР
(позднее управление было преобразовано в Комитет оборонной
промышленности
, а затем в Министерство оборонной промышленности СССР
).

Являлся Председатель государственной экзаменационной комиссии в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, Главным редактором журнала "Вестник танковой промышленности".

 Не смотря на чисто "земной характер" работ,
Н.А. Кучеренко внёс и свой вклад
в советскую космическую программу.
В начале 1960-х годов в рамках широкомасштабного проекта освоения Луны
Николай Алексеевич организовал работы по конструированию самоходной тележки
для передвижения по поверхности Луны, ставшей основой для создания "Лунохода".
Работы
по этому проекту проводились в НИИ-100
(ныне -
Московский научно-исследовательский институт по радиовещанию, радиосвязи
и радиофикации
) под шифром "Шар".

Партийная деятельность:

Он избирался членом ЦК КПСС
(на ХХ и XXII съездах КПСС)
и Депутатом Верховного Совета СССР 5-6-го созывов.

***
Младший брат
Николая Алексеевича -
Кучеренко Владимир Алексеевич (1909 - 1963) - Лауреат Сталинской премии; инженер-строитель; организатор строительства промышленных и гражданских сооружений и объектов среднего и общего машиностроения.

Дочь Николая Алексеевича - Васильева (Кучеренко) Лариса Николаевна (1935 г.р.) -
писатель, поэтесса, публицист, создатель и директор
Музейного комплекса
"История танка Т-34"
, автор книг "Книга об отце", "Кремлёвские жёны",
"Дети Кремля", "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР"
(в соавторстве с Игорем Желтовым).

(Обложка книги) Лариса Васильева, Игорь Желтов. "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР"


Награды:
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года
"За разработку конструкции нового типа среднего танка («Т-34»)"
Николай Алексеевич Кучеренко был удостоен Сталинской премии I степени
в размере
150 000 рублей
.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены инженеры-конструкторы
завода № 183
Михаил Ильич Кошкин (посмертно) и Александр Александрович Морозов.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 26 января 1946 года
"За
разработку конструкции нового танка и коренное усовершенствование существующего среднего танка" Николай Алексеевич Кучеренко был
удостоен Сталинской премии I степени в размере 150 000 рублей.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены
:
Морозов Александр Александрович - главный конструктор завода № 183,
Таршинов Михаил Иванович
, Малоштанов Алексей Александрович,
Черняк Борис Аронович
, Баран Яков Ионович - инженеры-конструкторы
завода № 183
.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 3 июня 1948 года
"За
создание нового танка" Николай Алексеевич Кучеренко был
удостоен Сталинской премии I
I степени в размере 100 000 рублей.
Вместе с ним за эту работу Премии были удостоены
:
Морозов Александр Александрович - главный конструктор завода № 183,
Колесников Анатолий Васильевич
, Матюхин Василий Григорьевич,
Васильев Пётр Петрович - инженеры-конструкторы завода № 183.

Н.А. Кучеренко был награжден орденами Ленина (в июне 1942 года),
Отечественной войны
I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени,
двумя орденами Красной Звезды, медалями.
 

 
-
 


Выдающийся инженер-конструктор
Николай Алексеевич Кучеренко
скончался 12 сентября 1976 года.

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище,
рядом с родителями
(уч. № 8, ряд № 1, место № 15).

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 8, ряд № 1, место № 15). Захоронение семьи Кучеренко (фото Станислава Лебедева, апрель 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


 Увековечивание памяти:
21 февраля 2008 года в Москве, на доме № 23, по улице Усиевича, где жил Николай Алексеевич Кучеренко в Память о нём была открыта Мемориальная доска
(скульптор С. Мильченко).


(увеличить фото) 21 февраля 2008 года в Москве, на доме № 23, по улице Усиевича, где жил Николай Алексеевич Кучеренко в Память о нём была открыта Мемориальная доска (скульптор С. Мильченко) (фото Станислава Лебедева, апрель 2011 года)

(открыть фотоссылку)

В специальной экспозиции музея истории танка Т-34, посвящённой 100-летию
Н.А. Кучеренко, представлена послевоенная деятельность этого человека, засекреченного на протяжении многих десятилетий.

23 февраля 2009 года, во время торжеств по случаю Дня защитника Отечества,
его имя было присвоено одному из электровозов Южной железной дороги Украины.

 

 
-
 


При создании страницы использованы тексты биографии
Николая Алексеевича Кучеренко, опубликованные
на следующих сайтах
:
-
Биография Н.А. Кучеренко на сайте "Википедия"
-
Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941 - 1945
-

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Станиславу Лебедеву -
за присланную фотографию
могилы
Н.А. Кучеренко!


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"