Родился 18 (30)
июля 1909 года на
станции Лозовая,
Екатеринославской губернии (ныне
- город в Харьковской области
Украины) в семье
машиниста паровоза.
С 1925-го по 1929 год
В.А. Кучеренко работал
в
мастерских железнодорожной
станции Лозовая,
сначала - рабочим,
затем -
десятником.
В 1929 году
Владимир Алексеевич Кучеренко
поступил
в Харьковский
строительный институт, который окончил в 1933 году.
С 1933-го по 1939 год работал прорабом на
строительстве Купянского
сахарного завода и
паровозостроительного завода в
Улан-Удэ,
главным инженером на строительстве заводов в Сталино
(ныне - Донецк)
и в
селе Петровеньки,
Ворошиловградской (ныне
- Луганской)
области Украины.
С 1939-го по 1941 год
- управляющий трестом "Южтяжстрой"
(Харьков),
с 1941-го по 1942 год
- управляющий трестом № 50
(Стерлитамак),
с 1943-го по 1948 год
- главный инженер треста "Южтяжстрой"
(Харьков),
с 1948-го по 1950 год
- управляющий трестом "Южавтострой" (Днепропетровск).
Занимая вышеозначенные должности
В.А. Кучеренко руководил строительством,
а после
освобождения оккупированных во время Великой Отечественной войны
территорий - восстановлением промышленных предприятий.
С 1950 года
Владимир Алексеевич Кучеренко являлся
членом коллегии,
затем заместителем Министра строительства предприятий машиностроения СССР.
16 марта 1953 года Совет Министров СССР издал Постановление № 697-355сс/оп
"О руководстве специальными работами",
согласно которому был образован Специальный комитет при Совете Министров
СССР, в задачи которого входило руководство всеми специальными
работами по
атомной промышленности, по созданию зенитно-ракетных комплексов
"Беркут" и самолёта-снаряда"Комета", ракетам дальнего действия,
осуществляемыми Первым и Третьим Главными управлениями при
Совете Министров СССР и другими министерствами и ведомствами.
Этим же Постановлением,
Владимир Алексеевич
был назначен
на должность
члена коллегии Третьего Главного управления при Совете Министров СССР.
В составе этого комитета он курировал работу организаций занимающихся
строительством ракетных и ядерных полигонов, предприятий
общего и среднего машиностроения, а также развитие
инфраструктуры курируемых им объектов.
При активном участии В.А. Кучеренко
была проведедена реорганизация
Центрального научного института промышленных сооружений
(ныне - Центральный научно-исследовательский
институт строительных конструкций имени В.А. Кучеренко, входящий в
ОАО НИЦ "Строительство", город Москва),
коллектив которого участвовал в строительстве таких важных
Государственных объектов как Космодром
Байконур, стадион "Лужники", Камский и Волжский автомобильные заводы,
знаменитые московские высотки, а до войны - ДнепроГЭС и
Магнитогорский металлургический комбинат.
С 1954 года
Владимир Алексеевич
являлся начальником Главного управления
по
жилищному и
гражданскому строительству
(Главмосстроя)
при
Исполнительном
комитете Московского городского Совета,
заместителем Председателя Исполнительного комитета Московского городского
Совета.
С 28 февраля 1955 года по 25 декабря 1956 года он - заместитель
Председателя Совета Министров СССР, одновременно с 30 марта 1955 года по
26 января 1961 года - Председатель
Государственного комитета Совета Министров СССР по делам
строительства.
С 25 декабря 1956 года по май 1957 года он -
заместитель Председателя Государственной экономической комиссии Совета
Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства - министр
СССР.
В январе 1961 года
Владимир Алексеевич Кучеренко
был избран Президентом Академии строительства и архитектуры СССР.
С августа 1963 года он являлся - заместителем Председателя
Государственного комитета СССР по делам строительства - министром СССР.
Он занимал эти должности до
последнего дня своей жизни.
Партийная деятельность:
Он избирался членом ЦК КПСС
(на ХХ и XXII съездах КПСС)
и Депутатом Верховного Совета СССР 5-6-го созывов.
***
Старший брат Владимира Алексеевича
-
Кучеренко Николай Алексеевич (1908
- 1976)
- Выдающийся инженер-конструктор, Лауреат трёх Сталинских премий,
один из создателей легендарного танка Т-34, инженер-полковник.
В 1960-х годах под непосредственным руководством
Н.А. Кучеренко
сконструирована самоходная тележка, послужившая
в дальнейшем для создания "Лунохода".
Племянница (дочь
брата)
-
Васильева (Кучеренко)
Лариса Николаевна
(1935 г.р.)
-
писатель, поэтесса, публицист, создатель и директор
Музейного комплекса "История танка Т-34",
автор книг "Книга об отце", "Кремлёвские жёны",
"Дети Кремля", "Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР"
(в соавторстве с
Игорем Желтовым).
Награды:
Постановлением
Совета Министров СССР от 15
марта 1950 года
"За разработку технологии, освоение
производства и внедрение в строительство конструктивного ячеистого бетона"
Владимир Алексеевич Кучеренко
был
удостоен Сталинской премии
III степени в размере 50 000 рублей
(на
авторский коллектив в составе семи человек).
Он был награжден тремя орденами Ленина,
орденами Трудового Красного Знамени
и Красной Звезды.
|