-
 


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии;
Заместитель Главного конструктора,
ответственный руководитель
проектного комплекса № 2,
Начальник Конструкторского бюро -
ведущий конструктор, Начальник отдела,
Начальник испытательного комплекса -
заместитель Главного конструктора ОКБ-52
Государственного комитета
по авиационной технике СССР

 
 

(Центрального конструкторского
бюро машиностроения,
Научно-производственного объединения машиностроения)

 
-
-
     
 


Родился 24 января 1914 года в городе Пензе.

Михаил Ильич Лифшиц начал трудовую деятельность
в 1929 году
в строительной конторе "Стройдомбюро" в Москве.
Был учеником чертежника
, учеником слесаря.

С 1930 года работал слесарем-разметчиком на электромашиностроительном
заводе "Динамо"
.
Одновременно учился на рабфаке имени В.И. Ленина,
который окончил
в 1935 году.

В 1941 году
М.И. Лифшиц окончил Московский Авиационном институт
имени Серго Орджоникидзе
, по окончании которого в 1941 году получил специальность "оборудование самолетов".

В 1940-1950 годах работал конструктором - Начальником лаборатории
п/я № 2458
в Москве.

В 1954 году он был переведён в созданную под руководством

Владимира Николаевича Челомея специальную конструкторскую
группу
(СКГ-10)
по созданию морских крылатых ракет.

В 1955 году группа была преобразована в союзное ОКБ-52 с перебазированием
в город Реутов, Московской области.
Работая в ОКБ-52
Михаил Ильич Лифшиц являлся заместителем Главного конструктора, ответственным руководителем проектного комплекса № 2,
Начальником Конструкторского бюро - ведущим конструктором, Начальником отдела, Начальником испытательного комплекса - заместителем главного конструктора
ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР,
заместителем Главного конструктора Центрального
конструкторского бюро машиностроения
(
с 1983 года -
Научно-производственного объединения Машиностроения
).
В этом конструкторском бюро
(ныне - ОАО "Военно-промышленный комплекс
"НПО машиностроения"
) М.И. Лифшиц работал
до последнего дня жизни.

Он принимал участие
в разработках крылатых ракет и ракетных комплексов
для вооружения кораблей Военно-Морского флота, а также в создании
и лётной отработке самолётов-снарядов 10Х, 16Х, 10ХН, 14Х.

Постановлением Совета Министров СССР
в 1956 году ОКБ-52 была поручена
разработка
для Военно-Морского флота двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35.
После проведения полной программы лётных испытаний комплекс П-6
,
24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных
видов оружия подводного флота
.
Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят
на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных
наземных пусковых установок
.

Михаил Ильич Лифшиц был также организатором проведений лётно-конструкторских
и совместных с ВМФ испытаний противокорабельных ракет, в том числе
в качестве технического руководителя испытаний.
Принимал участие в отработке первых головных образцов подводных лодок
и кораблей.
Под его руководством и при его участии отработаны на заводах, технических
позициях
и головных носителях, путём лётных испытаний комплексы ракетного оружия П-5С, "Аметист", "Базальт", "Малахит", "Прогресс"; переданы
на вооружение ВМФ модернизированные ракетные комплексы "Базальт"
и "Гранит".
Также для Ракетных войск и артиллерии были сданы на вооружение
комплексы "Редут"
и "Утёс" с противокорабельными
ракетами П-35
и "Прогресс".

Одним
из важных этапов деятельности
М.И. Лифшица стало его участие
в разработке проекта ракеты и ракетного комплекса УР-500, на базе которых создана единственная на сегодняшний день ракета-носитель
тяжёлого класса "Протон"
, используемая в интересах Министерства обороны
и коммерческой деятельности по выведению космических аппаратов
на высокую круговую и геостационарную орбиты.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР

(с грифом "не подлежит опубликованию") от 28 апреля 1963 года
"За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота"
Лифшицу Михаилу Ильичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1959 году он был удостоен Ленинской премии.

М.И. Лифшиц был награждён также орденом
Трудового Красного Знамени и медали
.
 

 
-
 


Выдающийся организатор создания ракетных комплексов
Михаил Ильич Лифшиц
скончался 18 февраля 1987 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 27),
рядом с могилами родителей
.

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 27), Захоронение семьи Лифшиц (май 2013 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы
тексты биографии
Михаила Ильича Лифшица,
опубликованные
на сайте:

Биография М.И. Лифшица на сайте "Герои Страны"

и в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)

Ссылка по теме:

(открыть ссылку) Место "Протона" в истории ОКБ-52 (автор - Леонид Шелепин, главный специалист отдела 14-26, "Трибуна ВПК" № 39, 2010 год)

(
открыть ссылку)

 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу
и Шабалину Денису Анатольевичу -
друзьям и коллегам по
Обществу некрополистов
за помощь в поиске захоронения
Лифшица Михаила Ильича
!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"