Родился 24 января 1914 года в городе Пензе.
Михаил
Ильич Лифшиц
начал трудовую деятельность
в 1929 году
в строительной конторе "Стройдомбюро" в Москве.
Был учеником чертежника, учеником слесаря.
С 1930 года работал слесарем-разметчиком на
электромашиностроительном
заводе "Динамо".
Одновременно учился на рабфаке имени В.И. Ленина,
который окончил в 1935 году.
В 1941 году
М.И. Лифшиц
окончил Московский Авиационном институт
имени Серго Орджоникидзе,
по окончании которого в 1941 году получил специальность
"оборудование самолетов".
В 1940-1950 годах работал конструктором - Начальником лаборатории
п/я № 2458 в Москве.
В 1954 году он был переведён в созданную под
руководством
Владимира Николаевича Челомея
специальную конструкторскую
группу (СКГ-10)
по
созданию морских крылатых ракет.
В 1955 году группа была преобразована в союзное ОКБ-52 с
перебазированием
в
город Реутов,
Московской области.
Работая в ОКБ-52
Михаил Ильич
Лифшиц
являлся заместителем Главного конструктора,
ответственным руководителем проектного комплекса № 2,
Начальником Конструкторского бюро - ведущим конструктором,
Начальником отдела, Начальником испытательного комплекса -
заместителем главного конструктора
ОКБ-52
Государственного комитета по авиационной технике СССР,
заместителем Главного
конструктора Центрального
конструкторского бюро машиностроения
(с
1983 года -
Научно-производственного объединения Машиностроения).
В
этом конструкторском бюро
(ныне
- ОАО "Военно-промышленный комплекс
"НПО машиностроения")
М.И.
Лифшиц
работал
до последнего
дня жизни.
Он принимал участие в разработках крылатых ракет и ракетных
комплексов
для вооружения кораблей Военно-Морского флота, а также в
создании
и лётной отработке самолётов-снарядов 10Х, 16Х, 10ХН,
14Х.
Постановлением Совета Министров СССР в 1956 году ОКБ-52 была поручена
разработка для Военно-Морского флота двух первых ракетных комплексов
загоризонтного поражения целей П-6 и П-35.
После проведения полной программы лётных испытаний комплекс П-6,
24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним
из основных
видов оружия подводного флота.
Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят
на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и
стационарных
наземных пусковых установок.
Михаил Ильич Лифшиц
был также
организатором проведений лётно-конструкторских
и
совместных с ВМФ испытаний противокорабельных ракет, в том числе
в качестве технического руководителя испытаний.
Принимал участие в отработке первых головных образцов подводных
лодок
и кораблей.
Под его руководством и при его участии отработаны на
заводах, технических
позициях и головных носителях, путём лётных испытаний
комплексы ракетного оружия П-5С, "Аметист", "Базальт",
"Малахит", "Прогресс"; переданы
на вооружение ВМФ модернизированные ракетные комплексы "Базальт"
и "Гранит".
Также для Ракетных войск и артиллерии были сданы на
вооружение
комплексы "Редут" и "Утёс" с противокорабельными
ракетами П-35 и "Прогресс".
Одним из важных этапов деятельности
М.И. Лифшица
стало его участие
в разработке проекта ракеты и ракетного комплекса УР-500,
на базе которых создана единственная на сегодняшний день
ракета-носитель
тяжёлого класса "Протон", используемая в интересах
Министерства обороны
и коммерческой деятельности по выведению космических аппаратов
на высокую круговую и геостационарную орбиты.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
(с
грифом "не подлежит опубликованию")
от 28 апреля 1963 года
"За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного
вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных
этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота"
Лифшицу Михаилу Ильичу
было присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 1959 году он был удостоен Ленинской премии.
М.И.
Лифшиц
был награждён также орденом
Трудового Красного Знамени и медали.
|