Родился
30 июня 1914 года
в польском городке
Седлец, недалеко от
Варшавы.
Польша
тогда входила в состав
Российской империи.
После окончания в
1937 году
Киевского авиационного института
Владимир Челомей
работал там же
преподавателем, а с
1941 года
- в
Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова,
где в
1942 году
им был создан
пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель.
Когда
летом 1944 года
стало известно о применении немецких
самолетов-снарядов "Фау-1"
против
Англии,
Челомей
по предложению
Наркома авиапромышленности
А.И. Шахурина
и
Командующего ВВС
А.А. Новикова
19 октября 1944 года
был
назначен Главным конструктором и Директором
завода №51, которым руководил скончавшийся
незадолго до этого
Н.Н. Поликарпов.
Челомеевскому "ФАУ-1"
был присвоен
индекс 10Х.
В
1945-1948 годах,
10Х воздушного базирования
прошла летные
испытания
и была рекомендована к принятию на
вооружение.
Но
ВВС
фактически отказалось от этого ввиду
малой дальности,
скорости и невысокой точности ракеты, а также
отсутствия носителей.
При выборе
ракеты
для
ПКР
системы
"Комета"
в
1948 году
проект
Челомея
14Х
уступил микояновскому
КС-1
на базе
МиГ-15.
В ходе испытания (1948-1952
годы) скорость ракеты
16Х
была доведена до
912 км/ч,
но
ВВС
по-прежнему не устраивала точность и надежность
ракеты.
Помимо
КР, пульсирующий
ВРД
Челомея
устанавливался также на
самолеты,
в том числе Ла-11
(были продемонстрированы на параде в
Тушино
в
1947 году).
После доклада военными о многочисленных подлогах
Челомея
в отчетах
по испытаниям ракет 16Х
и
10ХН,
И.С. Сталин
объявил
Владимира Николаевича
обманщиком.
Согласно
ПСМ № 533-271
от
19 февраля 1953 года
ОКБ-51
с
опытным заводом
были переданы в
ОКБ-155, где под руководством
М.И. Гуревича
были
расширены работы по
крылатым ракетам.
В.Н. Челомею удалось заинтересовать
проектом
противокорабельной крылатой ракеты
со
складным крылом
руководство
ВМФ
и в
1955 году
он назначается
Главным конструктором ОКБ-52.
Для нового
ОКБ
было выделено помещение
бывшего
предприятия по ремонту сельхозтехники
в подмосковном
Реутово.
19 июня 1955 года
выходит
ПСМ
по созданию
ПКР П-5
с дальностью стрельбы
350 км.
12 марта 1957 года
состоялся первый пуск
П-5,
19 июня 1959 года
ракета была
принята на вооружение.
Благодаря пуску непосредственно из контейнера,
П-5
оказалась гораздо удачней
ракеты П-10 ОКБ-49
Г.М. Бериева.
На базе
КР П-5
в течение
1958-1959 годов
было проработано более
10 вариантов модификаций,
из которых наибольшее применение получил комплекс
П-5Д, с
радионавигационной станцией
более высокой точности и усовершенствованной
бортовой аппаратурой.
Постановлением правительства в
1956 году
ОКБ-52
была поручена разработка для
ВМФ
двух первых
ракетных комплексов загоризонтного
поражения целей П-6 и П-35.
После проведения
полной программы
летных испытаний
комплекс П-6
24 июня 1964 года
был принят на вооружение
и стал одним из
основных видов оружия подводного флота.
Комплекс противокорабельного ракетного оружия
П-35 был принят на вооружение
ВМФ
для
кораблей,
самоходных
и
стационарных наземных пусковых установок.
С 1958 года
Заместителем Начальника отдела
в
ОКБ-52
работал
С.Н. Хрущев
- сын
Первого секретаря ЦК КПСС.
С 1959 года
Челомей
-
Генеральный конструктор авиационной техники.
В 1958 году
он с помощью
Сергея Никитовича
выходит с предложением
о создании многоступенчатой баллистической ракеты.
После одобрения
Н.С. Хрущевым, вышло постановление о
разработке МБР
с привлечением коллективов
В.М. Мясищева
и
П.О. Сухого.
После проведения баллистических расчетов
ОКБ-23, которому поручалось
разработка первой ступени,
сообщило
Челомею
о необходимости переделать
проект.
Владимир Николаевич
согласился с выводами и...
осенью 1960 года
мощное
ОКБ-23
становится
филиалом № 1
куда более
малочисленного
ОКБ-52.
Филиалом № 2
стал
ГС НИИ-642.
А с конца
декабря 1962 года Дубнинский машиностроительный завод
и
ОКБ-301
имени С.А.Лавочкина
стали филиалом
№ 3
ОКБ-52.
Завод
№ 23
в
1961 году
постановлением
Совета Министров СССР
стал называться
Машиностроительным заводом имени М.В. Хруничева.
МБР УР-200
не пошла в
серию, уступив место ракете
М.К. Янгеля
Р-36.
Но уже МБР 2-го поколения УР-100
были поставлены на
боевое дежурство.
Это была
ракета
повышенной боевой готовности, размещаемая
в ампулизированном
контейнере
в
шахтной пусковой установке.
Ракета
УР-100 (8К84)
в варианте
противоракеты
со сверхмощной
боевой частью,
мощностью не менее
10 мегатонн, должна была стать основой системы
ПРО "Таран".
Разработка проекта этой системы была
задана
Постановлением ЦК КПСС
и
Совета Министров СССР
от
3 мая 1963 года.
В
1961 году
в
ОКБ-52
были начаты
предварительные работы
по проектированию тяжелой
межконтинентальной баллистической ракеты,
получившей обозначение УР-500.
Ракета была задумана как средство доставки
мощнейшей головной части
с
ядерным зарядом.
29 апреля 1962 года
вышло
Постановление Совета Министров СССР
о создании
новой ракеты.
Опыт
ОКБ-23
в разработке проектов
воздушно-космических аппаратов ВКА-23
и
ПКА
позволил быстро разработать ряд проектов
маневрирующих спускаемых аппаратов,
в том числе ракетоплана "Р".
Первые спутники ОКБ-52 "Полет-1"
(1963) и
"Полет-2" (1964)
уже умели менять орбиты.
Челомей составил конкуренцию
С.П. Королёву и в
"Лунной гонке".
Проект ОКБ-52
предусматривал пилотируемый облет Луны КА
"ЛК-1",
осуществление посадки экипажа на Луну
и возвращение его на Землю
с помощью КА "ЛК-700".
Для первого полета предполагалось использовать
челомеевскую ракету "УР-500К",
для второго - "УР-700".
Последняя разрабатывалась как развитие
"УР-500".
После смещения Н.С. Хрущева,
поддержкой которого пользовался Челомей,
с поста Первого секретаря ЦК КПСС
в октябре 1964 года,
в ОКБ нагрянула
комиссия
под руководством
М.В. Келдыша.
Многие проекты
были закрыты, в том числе и работы над
ракетопланом,
"УР-700".
Продолжались работы
только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1
лунной программы.
"УР-500"
пришлось поменять военный
статус на космический.
Первый пуск РН "Протон"
состоялся 16 июля 1965 года.
Тяжелый научный спутник,
по имени которого и был назван носитель,
был спроектирован
также в филиале №1 ОКБ-52.
В ноябре 1964 года
Машиностроительный завод имени С.А.Лавочкина
выведен из состава ОКБ-52.
В 1966 году
ОКБ-52
переименовывается в Центральное конструкторское
бюро машиностроения
уже в составе Министерства Общего
Машиностроения.
ОКБ-23 стало называться
Филевским филиалом ЦКБМ.
ОКБ-23 занимается
проектированием трех-
и четырехступенчатого варианта
ракеты-носителя "Протон",
ведет предварительные работы
по своей лунной программе.
Кроме проектирования ракет
идут масштабные работы по военному комплексу
"Алмаз", орбитальным станциям
"Салют-3" и
"Салют-5".
ЦКБМ продолжает
работать как над ПКР П-70 "Аметист",
П-25, П-120
"Малахит",
П-500 "Базальт",
П-700 "Гранит",
МБР УР-100УТТХ,
УР-100К,
УР-100У,
УР-100Н,
так и космическими аппаратами ИС,
ИС-М,
УС,
"Алмаз".
В конце 1970-х годов
ОКБ-23 было
выведено из подчинения Челомея
и преобразовано в конструкторское бюро
"Салют".
Научная
деятельность:
С 1952 года В.Н. Челомей
- Профессор
МВТУ имени Н.Э. Баумана.
Основные труды по
конструкции и
динамике машин,
теории колебаний, динамической устойчивости
упругих систем, теории сервомеханизмов.
Действительный член Международной академии астронавтики
(1974).
Общественная деятельность:
Депутат Верховного
Совета СССР 9-го и 10-го созывов.
Награды
и звания:
В.Н,
Челомей был
дважды удостоен
звания
Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской
и
трёх Государчственных премий СССР.
Награждён четырьмя орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции
и медалями.
Удостоен Золотой
медали имени Н.Е. Жуковского
"За лучшую работу по теории авиации",
Золотой медали АН
СССР имени А.М.
Ляпунова
"За выдающиеся работы в области математики и
механики".
Семейственность:
Сын
В.Н. Челомея
-
Челомей Сергей Владимирович
(1952 - 1999),
Член-корреспондент
Российской Академии
технологических наук,
Кандидат в
космонавты и инженер-испытатель
группы Спецконтингента
ЦКБМ,
Доктор физико-математических
наук,
Профессор кафедры М-2
«Космические летательные аппараты и аэрокосмические системы»
МГТУ имени Н.Э. Баумана,
Руководитель научной
школы.
|