-
 


Дважды Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской и
трёх Государственных премий СССР,
Академик Академии наук СССР,
Создатель и первый Главный конструктор
Центрального Конструкторского бюро
Научно-производственного объединения
машиностроения,
Профессор МВТУ имени Н.Э. Баумана,
Ученый в области механики
и процессов управления

 
-
-
     
 


Родился 30 июня 1914 года в польском городке Седлец, недалеко от Варшавы.
Польша тогда входила в состав Российской империи.

После окончания в 1937 году Киевского авиационного института Владимир Челомей
работал там же преподавателем, а с 1941 года - в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, где в 1942 году им был создан
пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель.

Когда
летом 1944 года стало известно о применении немецких самолетов-снарядов "Фау-1"
против
Англии, Челомей по предложению Наркома авиапромышленности А.И. Шахурина
и
Командующего ВВС А.А. Новикова 19 октября 1944 года был
назначен
Главным конструктором и Директором завода №51, которым руководил скончавшийся незадолго до этого Н.Н. Поликарпов.

Челомеевскому "ФАУ-1" был присвоен индекс 10Х.
В
1945-1948 годах, 10Х воздушного базирования прошла летные испытания
и была рекомендована к принятию на
вооружение.
Но
ВВС фактически отказалось от этого ввиду малой дальности, скорости и невысокой точности ракеты, а также отсутствия носителей.

При выборе
ракеты для ПКР системы "Комета" в 1948 году проект Челомея 14Х
уступил микояновскому КС-1 на базе МиГ-15.

В ходе испытания (
1948-1952 годы) скорость ракеты 16Х была доведена до 912 км/ч,
но
ВВС по-прежнему не устраивала точность и надежность ракеты.

Помимо
КР, пульсирующий ВРД Челомея устанавливался также на самолеты,
в том числе
Ла-11 (были продемонстрированы на параде в Тушино в 1947 году).

После доклада военными о многочисленных подлогах
Челомея в отчетах
по испытаниям ракет
16Х и 10ХН, И.С. Сталин объявил
Владимира Николаевича обманщиком.

Согласно
ПСМ № 533-271 от 19 февраля 1953 года ОКБ-51 с опытным заводом
были переданы в ОКБ-155, где под руководством М.И. Гуревича были
расширены работы по
крылатым ракетам.

В.Н. Челомею удалось заинтересовать проектом противокорабельной крылатой ракеты
 со складным крылом руководство ВМФ и в 1955 году он назначается
Главным конструктором ОКБ-52.

Для нового
ОКБ было выделено помещение бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники
в подмосковном
Реутово.
19 июня 1955 года выходит ПСМ по созданию ПКР П-5 с дальностью стрельбы 350 км.

12 марта 1957 года состоялся первый пуск П-5, 19 июня 1959 года ракета была
принята на вооружение.
Благодаря пуску непосредственно из контейнера,
П-5 оказалась гораздо удачней
ракеты П-10 ОКБ-49
Г.М. Бериева.

На базе
КР П-5 в течение 1958-1959 годов было проработано более 10 вариантов модификаций,
из которых наибольшее применение получил комплекс
П-5Д, с радионавигационной станцией
более высокой точности и усовершенствованной
бортовой аппаратурой.

Постановлением правительства в
1956 году ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного
поражения целей П-6 и П-35
.

После проведения
полной программы летных испытаний комплекс П-6
24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота.
Комплекс п
ротивокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ
для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок.

С
1958 года Заместителем Начальника отдела в ОКБ-52 работал С.Н. Хрущев
- сын
Первого секретаря ЦК КПСС.
С
1959 года Челомей - Генеральный конструктор авиационной техники.
В
1958 году он с помощью Сергея Никитовича выходит с предложением о создании многоступенчатой баллистической ракеты.
После одобрения
Н.С. Хрущевым, вышло постановление о разработке МБР
с привлечением коллективов В.М. Мясищева и П.О. Сухого.
После проведения баллистических расчетов
ОКБ-23, которому поручалось
разработка
первой ступени, сообщило Челомею о необходимости переделать проект.
Владимир Николаевич согласился с выводами и... осенью 1960 года
мощное ОКБ-23 становится филиалом № 1 куда более
малочисленного
ОКБ-52. Филиалом № 2 стал ГС НИИ-642.
А с конца
декабря 1962 года Дубнинский машиностроительный завод и ОКБ-301
имени С.А.Лавочкина
стали филиалом № 3 ОКБ-52.
Завод
№ 23 в 1961 году постановлением Совета Министров СССР
стал называться
Машиностроительным заводом имени М.В. Хруничева.

МБР УР-200 не пошла в серию, уступив место ракете М.К. Янгеля Р-36.
Но уже
МБР 2-го поколения УР-100 были поставлены на боевое дежурство.
Это была
ракета повышенной боевой готовности, размещаемая
в ампулизированном
контейнере в шахтной пусковой установке.

Ракета
УР-100 (8К84) в варианте противоракеты со сверхмощной боевой частью,
мощностью не менее
10 мегатонн, должна была стать основой системы ПРО "Таран".
Разработка проекта этой системы была
задана
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 мая 1963 года.

В
1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяжелой
межконтинентальной баллистической ракеты, получившей обозначение УР-500.
Ракета была задумана как средство доставки
мощнейшей головной части с ядерным зарядом.
29 апреля 1962 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании новой ракеты.

Опыт
ОКБ-23 в разработке проектов воздушно-космических аппаратов ВКА-23
и ПКА позволил быстро разработать ряд проектов маневрирующих спускаемых аппаратов,
в том числе
ракетоплана "Р".
Первые спутники ОКБ-52
"Полет-1" (1963) и "Полет-2" (1964) уже умели менять орбиты.

Челомей
составил конкуренцию С.П. Королёву и в "Лунной гонке".
Проект
ОКБ-52 предусматривал пилотируемый облет Луны КА "ЛК-1",
осуществление посадки
экипажа на Луну и возвращение его на Землю
с помощью
КА "ЛК-700".
Для первого полета предполагалось использовать
челомеевскую ракету "УР-500К",
для второго -
"УР-700". Последняя разрабатывалась как развитие "УР-500".

После смещения
Н.С. Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей,
с поста
Первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 года, в ОКБ нагрянула комиссия
под руководством
М.В. Келдыша.
Многие
проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом,
"УР-700".

Продолжались
работы только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы.
"УР-500" пришлось поменять военный статус на космический.

Первый пуск
РН "Протон" состоялся 16 июля 1965 года.
Тяжелый
научный спутник, по имени которого и был назван носитель, был спроектирован
также в филиале
№1 ОКБ-52.

В
ноябре 1964 года Машиностроительный завод имени С.А.Лавочкина
выведен из состава
ОКБ-52.

В
1966 году ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения
уже в составе
Министерства Общего Машиностроения.
ОКБ-23
стало называться Филевским филиалом ЦКБМ.

ОКБ-23 занимается проектированием трех- и четырехступенчатого варианта
ракеты-носителя
"Протон", ведет предварительные работы по своей лунной программе.
Кроме проектирования
ракет идут масштабные работы по военному комплексу "Алмаз", орбитальным станциям "Салют-3" и "Салют-5".

ЦКБМ продолжает работать как над ПКР П-70 "Аметист", П-25, П-120 "Малахит",
П-500 "Базальт", П-700 "Гранит", МБР УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100У, УР-100Н,
так и космическими аппаратами
ИС, ИС-М, УС, "Алмаз".

В конце
1970-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения Челомея
и преобразовано в конструкторское бюро
"Салют".

Н
аучная деятельность:
С 1952 года
В.Н. Челомей - Профессор МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Основные труды по конструкции и динамике машин,
теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.
Действительный член Международной академии астронавтики
(1974).

Общественная деятельность:
Депутат Верховного Совета СССР 9-го и 10-го созывов.

Награды и звания:
В.Н, Челомей был дважды удостоен звания
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и
трёх
Государчственных премий СССР.

 Награждён четырьмя орденами
Ленина, орденом Октябрьской Революции
и медалями.

Удостоен
Золотой медали имени Н.Е. Жуковского
"За лучшую работу по теории авиации", Золотой медали  АН СССР имени А.М. Ляпунова
"За выдающиеся работы в области математики и механики".


Семейственность:
Сын В.Н. Челомея -
Челомей Сергей Владимирович (1952 - 1999), Член-корреспондент
Российской Академии технологических наук, Кандидат в космонавты и инженер-испытатель
группы
Спецконтингента ЦКБМ, Доктор физико-математических наук,
Профессор кафедры М-2
«Космические летательные аппараты и аэрокосмические системы»
МГТУ имени Н.Э. Баумана, Руководитель научной школы.
 

 
-
 


 Выдающийся учёный, конструктор и создатель авиационной, ракетной и космической техники Владимир Николаевич Челомей скончался 8 декабря 1984 года.

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище, Надгробие на могиле В.Н. и С.В. Челомеев, а так же их родных (вид 3, осень 2007 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище. Надгробие на могиле В.Н. и С.В. Челомеев, а так же их родных (вид 1, осень 2007 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище, Надгробие на могиле В.Н. и С.В. Челомеев, а так же их родных (вид 2, осень 2007 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта:


Министерство обороны России
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"