-
Цезарь Васильевич Соловьёв
родился
9
ноября 1928
года.
По окончании Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе,
он
поступил на работу
в ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт
имени Профессора
Н.Е. Жуковского,
где занимался исследованием аэродинамики несущих винтов вертолётов
и в 1959 году он, после окончания аспирантуры,
успешно
защитил
по этой теме диссертацию
на соискание
учёной
степени Кандидата технических наук.
В конце 1959 года молодой и талантливый специалист
Ц.В. Соловьёв
был приглашён
на работу в
ОКБ-1 - Особое
конструкторское бюро
Государственного комитета
Совета Министров СССР по
оборонной технике
под руководством Выдающегося
организатора
работ в области создания ракетной
и космической
техники
Сергея Павловича Королёва.
_____
.....В
1966 году после внезапной кончины
С.П. Королёва
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было
образовано Центральное конструкторского бюро экспериментального
машиностроения (с
1974 года - Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального
машиностроения (ныне
- ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва").
-
Приход в ОКБ-1
Ц.В. Соловьёва
совпал
с началом исследований в области
аэродинамики,
устойчивости, тепловых
потоков
спускаемых аппаратов будущих
пилотируемых космических кораблей.
Данными разработками занималась группа инженеров-расчётчиков
и проектантов,
которой руководил
Цезарь Васильевич
Соловьёв,
работавший в секторе будущего
первого инженера-космонавта
Константина Петровича Феоктистова.
С.П. Королёв
видел в лице
Ц.В. Соловьёва
ценного
специалиста, поскольку
он был заинтересован в проработке варианта приземления
спускаемого
аппарата
с использованием авторотируюшего спуска.
Кроме этого, Цезарь
Васильевич занимался серьёзными поисками альтернативной формы
спускаемого аппарата которая помогла бы снизить перегрузку, действующую на
космонавта на участке возвращения в атмосферу, в
2 - 2, 5 раза.
Для
этого надо было перейти от баллистического спуска, присущего сферическому
аппарату, к
так называемому скользящему спуску, присущему аппарату с небольшим
аэродинамическим качеством.
В результате этих поисков была найдена, так называемая, фарообразная
форма, применяемая до сих пор на кораблях типа "Союз"
(и её модификациях).
С 1961 года Ц.В. Соловьёв
работал в должности Начальника сектора проектного отдела
№ 29, созданного на базе отдела № 9
К.П. Феоктистова.
Новообразованным отделом руководил Евгений
Фёдорович Рязанов.
Новое подразделение продолжало заниматься разработкой принципиальных схем
систем приземления и аварийного спасения пилотируемых космических
аппаратов,
а также проектированием разведывательных
космических аппаратов "Зенит",
спутников связи и
ряда других
космических аппаратов.
Отдел участвовал в обеспечении проектного сопровождения на
всех стадиях создания
этих аппаратов, а также в подготовке к
пуску и в управлении полётами.
Затем, Цезарь
Васильевич Соловьёв трудился в
Центральном
Научно-исследовательском институте машиностроения в должности
Старшего научного сотрудника.
Среди других проектов в которых принимал
участие Цезарь Васильевич
Соловьёв -
проект экспедиции
на Марс на космическом корабле с
электрореактивными двигателями и ядерным реактором как
источником энергии;
работы
по техническому заданию
Министерства обороны
СССР по ядерному межорбитальному буксиру "Геркулес"
с полезной
электрической мощностью
550 кВт,
выводимому на опорную орбиту
высотой
200 километров
орбитальным кораблем "Буран"
или ракетой-носителем "Протон".
Буксир являлся универсальным электротранспортным
средством
для решения целевых задач в околоземном пространстве.
При участии
Ц.В. Соловьёва
был рассмотрен также двухцелевой вариант этой системы:
доставка на энергоемкую орбиту космического аппарата при
мощности
550 кВт
и работа в режиме пониженной
мощности на
уровне
50-150 кВт
в течение трёх-пяти лет.
Цезарь Васильевич
был также
в группе разработчиков ядерных
энергетических
(ЯЭУ)
и ядерных энергодвигательных установок
(ЯЭРДУ)
и участвовал в выборе,
создании и исследовании характеристик
высокотемпературных электродных
и конструкционных материалов, создании
производственно-технологической
и испытательных баз, изготовлении и отработке узлов
и агрегатов.
Ц.В. Соловьёв
преподавал "небесную механику" слушателям
первого "Гагаринского"
набора в
отряд космонавтов ВВС
и являлся членом комиссии по отбору кандидатов
в
первый отряд космонавтов Центрального
конструкторского бюро
экспериментального машиностроения.
Он был
одним из организаторов постоянно
проводимых Общественно-научных чтений,
посвящённых памяти Первого
космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина,
а также
Музея первого пилотируемого космического полёта на
Родине первого космонавта -
в городе Гагарине, Смоленской
области.
-
открыть ссылку
-
На
проходивших 15-17 сентября 1998 года в городе Калуге XXXIII Научных
чтениях,
посвященных разработке творческого наследия и развитию идей
К.Э. Циолковского
Ц.В. Соловьёв выступил
с докладом о роли ракетно-космической техники
в предотвращении и ликвидации антропогенных и природных
угроз, а также осветил
различные проблемы экологии: удаление радиоактивных отходов,
космический мусор.
-
открыть
ссылку
-
Без отрыва от основной работы,
Доктор технических наук,
Профессор
Цезарь Васильевич
Соловьёв занимался
преподавательской
деятельностью
в Московском Авиационном институте
имени Серго Орджоникидзе.
Цезарь Васильевич
был избран
Действительным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Он - автор и соавтор нескольких научных трудов,
в том числе
книги
"Прогнозирование межпланетных полётов"
(в соавторстве с
Е.В. Тарасовым; рецензент - Доктор
технических наук,
Профессор
М.К. Тихонравов; г.
Москва, издательство
"Машиностроение"; 1973 год, 400 стр.).
-
скачать для
прочтения
-
Книга посвящена методам расчета проектно-баллистических характеристик
межпланетных аппаратов
и определению наиболее благоприятных дат старта для полетов на планеты.
В ней рассмотрены возможные схемы
полёта космических летательных аппаратов (КЛА) на другие
планеты как с возвращением аппаратов на Землю, так и без возвращения, а
также исследованы
также особые схемы полёта КЛА на планеты и к Солнцу, когда для улучшения
баллистических
характеристик используются гравитационные поля других планет, в частности
Венеры и Юпитера.
Методы поиска оптимальных решений, базирующиеся на кусочно-конической
аппроксимации межпланетных траекторий, данные в книге, построены с учётом
как импульсного изменения скорости, так и конечной протяженности активных
участков.
Здесь даны приближенные решения дифференциальных уравнений движения КЛА,
позволяющие
с хорошей точностью и со значительным сокращением времени расчётов на ЭЦВМ
провести
поиск оптимальных проектных решений КЛА.
В книге рассчитанной на научных работников, инженеров и специалистов
ракетно-космической отрасли
и студентов профильных ВУЗов, широко представлены результаты расчетов
различных характеристик
межпланетных аппаратов, которые могли бы совершать полеты на планеты
Солнечной системы.
- |