Родился 22 июня 1932 года
в городе Дмитрове, Московской
области.
Рэм Студнев
своим именем обязан своим родителям -
партийно-комсомольским работникам.
Отец
Рэма Васильевича - старший
политрук
Студнев Василий Иванович,
погиб в 1939 году
на Ханхин-голе в бою с японскими
милитаристами
и посмертно награждён
орденом Ленина.
Рэм
учился в Московской
физико-математической школе № 23 имени К.Е. Ворошилова.
Участие
Рэма Студнева
в олимпиадах
по физике и математике,
школьных диспутах
в стенах МГУ, где можно было проверить
и отстоять свою позицию в
познании неизвестного во многом определили его
цель жизни - наука!
Наука, которой он отдал всю
свою короткую и очень яркую жизнь...
По окончании школы он поступил на Физико-технический факультет
Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, впоследствии преобразованный
в Московский Физико-технический институт.
После окончания Аэромеханического факультета МФТИ
Р.В. Студнев
с 1956 года
работал
в НИО-15 (с
1961 года - Отделении динамики и систем управления)
Центрального гидроаэродинамического института
имени профессора
Н.Е. Жуковского (город
Жуковский, Московской области).
Являлся Научным сотрудником, с 1964 года -
Начальником
отдела
маневренных самолётов -
заместителем Начальника
отделения, затем - первым заместителем
начальника
отделения.
Рэм Васильевич Студнев
внёс весомый вклад в
развитие теории управляемого
движения самолётов и космических аппаратов относительно центра масс,
в развитие теории пространственного движения
самолётов.
Он одним из первых разработал методы управления
траекториями
входа атмосферу с использованием информации о перегрузках, действующих
на космический аппарат.
Провёл подробные исследования и предложил методы
обеспечения заданных характеристик устойчивости
и управляемости, а также методы выбора алгоритмов управления,
которые были применены при создании самолётов Су-27 и Миг-29, воздушно-космического самолёта
"Спираль", орбитального корабля "Буран"
в отдельном виде, так и в составе многоразовой космической системы
"Энергия-Буран".
Он занимался разработками новых подходов к экспериментальным
исследованиям самолётов
с использованием пилотажных стендов.
Большой цикл исследований им был выполнен по динамике и
автоматизации управления продольного и бокового движения самолётов.
Создал новые подходы к экспериментальным исследованиям авиационной
техники, завершившиеся созданием в ЦАГИ в
1960-х годах пилотажных стендов ПСПК-1
и ПСПК-2, которые эффективно использовались и
продолжают использоваться
в настоящее время.
В рамках программы "Спираль" под непосредственным руководством
Рэма Васильевича Студнева
в Научно-исследовательском отделении
(лаборатории)
№ 15 ЦАГИ был
создан трехстепенной динамический стенд
на воздушной
подушке с шаровой
опорой для отработки контуров автоматической
стабилизации реактивной
системы управления крылатого космического
аппарата на орбитальном
участке полёта.
Знакомясь
в ЦАГИ
с работой этого
стенда, Начальник Центра подготовки
космонавтов имени Ю.А. Гагарина
Георгий
Тимофеевич Береговой
дал ему высочайшую оценку.
Рэм Васильевич
руководил также созданием первого
отечественного пилотажного стенда МК-10
на базе натурной головной части
орбитального космического самолёта "Спираль" с двумя степенями подвижности
и шестиступенной широкоугольной системой визуализации.
Результаты этих исследований привели
к осознанию
необходимости доработки конструкции шасси практически уже готового
дозвукового аналога орбитального самолёта "Спираль".
На этом же стенде отрабатывался
предложенный
Р.В. Студневым
и группой
его сотрудников новый способ
поперечного управления орбитальным самолетом
на сверхзвуковых и
гиперзвуковых режимах полёта.
Впоследствии этот способ был реализован на орбитальном корабле
многоразового использования "Буран".
Дальнейшее развитие
пилотажной стендовой базы происходило уже
на
новом
научно-техническом
уровне,
например, в проектах "Буран" и "МАКС"
(Многоразовая авиационно-космическая система) и других
разработках.
Это были стенды
ПСПК-102
в ЦАГИ, ПДСТ в НПО "Молния" и "Пилот-35"
в ЦПК имени Ю.А. Гагарина.
Воздушно-космический самолёт "Спираль" разрабатывался и проходил
тестовые испытания в ОКБ имени А.И. Микояна
и его филиале в городе Дубне,
под руководством Директора филиала - заместителя Главного конструктора ОКБ
Петра Абрамовича Шустера.
Специалисты в области аэродинамики этих подразделений продуктивно
взаимодействовали с
Р.В. Студневым многие
годы.
Его научная деятельность
получила широкое признание среди учёных
и специалистов предприятий авиационной и ракетно-космической
отраслей, научно-исследовательских институтов и технических
ВУЗов
страны.
Несмотря на колоссальный объем производственной работы, согласованной
с планами работ различных особых конструкторских бюро авиационной
промышленности, Доктор технических наук, Профессор
Р.В. Студнев
много времени
и сил отдавал преподаванию на Факультете
аэромеханики и летательной техники Московского Физико-технического
института и созданию
своей собственной школы учёных
в области динамики полёта и управления воздушно-космических
самолётов.
Он подготовил большое количество
кандидатов и докторов технических наук.
К ним относятся, например, такие известные в
авиационно-космической отрасли специалисты как доктор технических наук
Владимир Александрович Труфакин
и кандидат технических наук Валерий Васильевич Горбатенко,
которые и сейчас успешно трудятся в
ОАО НПО "Молния" (до
1992 года - Научно-производственном объединении "Молния" Министерства
авиационной промышленности СССР),
вспоминая с благодарностью своего учителя.
Рэм Васильевич Студнев
- автор более 60-ти научных статей и
16-ти изобретений.
Его книги, изданные совместно
с академиком
Георгием
Сергеевичем Бюшгенсом
-
"Динамика продольного и бокового движения" (1979)
и
"Динамика
самолёта. Пространственное движение" (1983), до сих пор являются
настольными книгами
для научных
и инженерно-технических работников
авиационной и космической промышленности.
Деятельность Р.В. Студнева
основывалась
на энциклопедических
знаниях
и безошибочной инженерной интуиции в вопросах динамики полёта
и автоматизации управления летательных аппаратов.
Многим сотрудникам
Рэма Васильевича
памятны подробнейшие записки
с вариантами решения задач, методиками
проведения исследований
и предполагаемыми результатами, которые он
составлял по выходным
и щедро раздавал исполнителям работ по понедельникам.
Его прогнозы по развитию работ и предполагаемым
результатам, как правило, сбывались.
Вокруг него в отделении
сложился обширный эффективно работающий коллектив энтузиастов
отечественной авиационной науки.
Он был остроумным, веселым общительным
человеком с разнообразными интересами: фотография и охота, рыбалка и
литература, живопись
и резьба по дереву.
За свою короткую жизнь, половина из которой пришлась
на работу
в НИО-15, Р.В. Студнев много сделал для создания в ЦАГИ
современной школы аэродинамиков.
***
Младший брат
Рэма Васильевича
-
Студнев Владислав Васильевич
(родился 26 апреля
1935 года)
- крупнейший специалист
в области авиационной
и космической техники.
До декабря 1998 года он являлся Директором комплекса - Главным
конструктором Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства авиационной промышленности.
В.В.
Студнев был Руководителем Межведомственной оперативной группы
Комиссии Президиума Совета Министров СССР
по военно-промышленным
вопросам на Посадочном комплексе орбитального корабля "Буран"
и
ответственным техническим руководителем Посадочного комплекса
Орбитального корабля
"Буран" на Космодроме "Байконур".
-
-
Владислав Васильевич
СТУДНЕВ
- |
Сыновья
Рэма Васильевича Студнева
также работали в аэрокосмической промышленности:
Сергей Рэмович (родился
в 1960 году)
и
Алексей Рэмович
(родился в 1968 году)
как
и их
отец, окончили Факультет Аэромеханики и летательной техники
Московского Физико-Технического института.
Сергей
Рэмович
до развала Советского Союза работал в том же НИО-15 ЦАГИ
имени профессора
Н.Е. Жуковского и успешно занимался научно-техническими вопросами при создании орбитального корабля
"Буран" и многоразовой
космической системы "Энергия-Буран".
В настоящее время занимается бизнесом в системе
топливно-энергетического комплекса.
Алексей Рэмович
в настоящее время работает в области
программного
обеспечения и телекоммуникационного маркетинга.
Награды:
Рэм Васильевич Студнев
был награждён орденом "Знак Почёта",
а также был удостоен Премии имени
профессора Н.Е. Жуковского.
|