-
 


Лауреат Премии имени
Профессора Н.Е. Жуковского
;
Доктор технических наук, Профессор;
Начальник отдела
маневренных самолётов -
заместитель Начальника,
затем - первый заместитель
Начальника Научно-исследовательского
отделения № 15 Центрального Аэрогидродинамического института
имени Профессора Н.Е. Жуковского;

 
 

Преподаватель Факультета аэромеханики
и летательной техники Московского
Физико-технического института
;

учёный в области динамики полёта
и систем управления самолётов
и воздушно-космических
летательных аппаратов

 
-
-
     
 


Родился 22 июня 1932 года в городе Дмитрове, Московской области.
Рэм Студнев своим именем обязан своим родителям -
партийно-комсомольским работникам.

Отец
Рэма Васильевича - старший политрук Студнев Василий Иванович
,
погиб в 1939 году на Ханхин-голе в бою с японскими милитаристами
и посмертно награждён орденом Ленина.

Рэм учился в Московской физико-математической школе № 23 имени К.Е. Ворошилова.

Участие Рэма Студнева в олимпиадах по физике и математике, школьных диспутах
в стенах МГУ, где можно было проверить и отстоять свою позицию в познании неизвестного во многом определили его цель жизни - наука!
Наука
, которой он отдал всю свою короткую и очень яркую жизнь...

По окончании школы он поступил на Физико-технический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, впоследствии преобразованный в Московский Физико-технический институт.


После окончания Аэромеханического факультета МФТИ
Р.В. Студнев с 1956 года работал в НИО-15 (с 1961 года - Отделении динамики и систем управления) Центрального гидроаэродинамического института имени профессора
Н.Е. Жуковского
(город Жуковский
, Московской области).

Являлся Научным сотрудником, с 1964 года -
Начальником отдела
маневренных самолётов - заместителем Начальника
отделения, затем - первым заместителем начальника
отделения
.

Рэм Васильевич Студнев в
нёс весомый вклад
в развитие теории управляемого движения самолётов и космических аппаратов относительно центра масс,
в развитие теории пространственного движения самолётов.

Он одним
из первых разработал методы управления траекториями
входа атмосферу
с использованием информации о перегрузках, действующих
на космический аппарат.
Провёл подробные исследования и предложил методы обеспечения заданных характеристик устойчивости
и управляемости, а также методы выбора алгоритмов управления, которые были применены при создании самолётов Су-27 и Миг-29, воздушно-космического самолёта "Спираль", орбитального корабля "Буран"
в отдельном виде, так и в составе многоразовой космической системы
"Энергия-Буран"
.


Он занимался разработками новых подходов
к экспериментальным исследованиям самолётов с использованием пилотажных стендов.

Большой цикл исследований им был выполнен
по динамике и автоматизации управления продольного и бокового движения самолётов.
Создал новые подходы
к экспериментальным исследованиям авиационной техники, завершившиеся созданием в ЦАГИ в 1960-х годах пилотажных стендов ПСПК-1
и ПСПК-2, которые эффективно использовались и продолжают использоваться
в настоящее время.

В рамках программы "Спираль" под непосредственным руководством
Рэма Васильевича Студнева в Научно-исследовательском отделении (лаборатории)
№ 15 ЦАГИ был создан трехстепенной динамический стенд
на воздушной
подушке
с шаровой опорой для отработки контуров автоматической
стабилизации реактивной системы управления крылатого космического
аппарата
на орбитальном участке полёта
.
Знакомясь
в ЦАГИ с работой этого стенда, Начальник Центра подготовки
космонавтов имени Ю.А. Гагарина
Георгий Тимофеевич Береговой дал ему высочайшую оценку.

Рэм Васильевич руководил также созданием первого отечественного пилотажного стенда МК-10
на базе натурной головной части орбитального космического самолёта "Спираль" с двумя степенями подвижности и шестиступенной широкоугольной системой визуализации.
Результаты этих исследований привели
к осознанию необходимости доработки конструкции шасси практически уже готового дозвукового аналога орбитального самолёта "Спираль".
На этом же стенде отрабатывался предложенный
Р.В. Студневым и группой
его сотрудников новый способ поперечного управления орбитальным самолетом
на сверхзвуковых и гиперзвуковых режимах полёта.
Впоследствии этот способ был реализован на орбитальном корабле
многоразового использования "Буран"
.


Дальнейшее развитие пилотажной стендовой базы происходило уже
на новом научно-техническом уровне, например, в проектах "Буран" и "МАКС"
(
Многоразовая авиационно-космическая система)
и других разработках.
Это были стенды ПСПК-102
в ЦАГИ, ПДСТ в НПО "Молния" и "Пилот-35"
в ЦПК имени Ю.А. Гагарина
.



Воздушно-космический самолёт "Спираль" разрабатывался и проходил
тестовые испытания
в ОКБ имени А.И. Микояна и его филиале в городе Дубне,
под руководством Директора филиала - заместителя Главного конструктора ОКБ
Петра Абрамовича Шустера.
Специалисты
в области аэродинамики этих подразделений продуктивно
взаимодействовали
с Р.В. Студневым многие годы.

Его научная деятельность получила широкое признание среди учёных

и специалистов предприятий авиационной и ракетно-космической
отраслей
, научно-исследовательских институтов и технических
ВУЗов страны
.
Несмотря на колоссальный объем производственной работы, согласованной
с планами работ различных особых конструкторских бюро авиационной промышленности, Доктор технических наук, Профессор
Р.В. Студнев много времени
и сил отдавал преподаванию на Факультете аэромеханики и летательной техники Московского Физико-технического института и созданию своей собственной школы учёных в области динамики полёта и управления воздушно-космических самолётов.

Он подготовил большое количество кандидатов
и докторов технических наук.
К ним относятся, например, такие известные в авиационно-космической отрасли специалисты как доктор технических наук
Владимир Александрович Труфакин
и кандидат технических наук Валерий Васильевич Горбатенко, которые и сейчас успешно трудятся в ОАО НПО "Молния" (до 1992 года - Научно-производственном объединении "Молния" Министерства авиационной промышленности СССР),
вспоминая с благодарностью своего учителя.

Рэм Васильевич Студнев - автор более 60-ти научных статей и 16-ти изобретений.
Его книги, изданные совместно с академиком
Георгием Сергеевичем Бюшгенсом -
"Динамика продольного и бокового движения" (
1979) и "Динамика
самолёта. Пространственное движение"
(1983), до сих пор являются
настольными книгами
для научных и инженерно-технических работников
авиационной
и космической промышленности.

Деятельность Р.В. Студнева основывалась
на энциклопедических знаниях
и безошибочной инженерной интуиции в вопросах динамики полёта
и автоматизации управления летательных аппаратов.
Многим сотрудникам
Рэма Васильевича памятны подробнейшие записки
с вариантами решения задач, методиками проведения исследований
и предполагаемыми результатами, которые он составлял по выходным
и щедро раздавал исполнителям работ по понедельникам.
Его прогнозы по развитию работ и предполагаемым результатам, как правило, сбывались.
Вокруг него в отделении сложился обширный эффективно работающий коллектив энтузиастов отечественной авиационной науки.
Он был остроумным, веселым общительным человеком с разнообразными интересами
: фотография и охота, рыбалка и литература, живопись
и резьба по дереву.

За свою короткую жизнь
, половина из которой пришлась на работу
в НИО-15,
Р.В. Студнев много сделал для создания в ЦАГИ
современной школы аэродинамиков
.


***
Младший брат Рэма Васильевича
- Студнев Владислав Васильевич
(
родился 26 апреля 1935 года) - крупнейший специалист
в области авиационной и космической техники.
До декабря 1998 года он являлся Директором комплекса - Главным
конструктором Научно-производственного объединения "Молния"
Министерства авиационной промышленности
.

В.В. Студнев был Руководителем Межведомственной оперативной группы
Комиссии Президиума Совета Министров СССР
по военно-промышленным
вопросам
на Посадочном комплексе орбитального корабля "Буран"
и ответственным техническим руководителем Посадочного комплекса
Орбитального корабля "Буран"
на Космодроме "Байконур".
-


-
Владислав Васильевич
СТУДНЕВ
-

Сыновья Рэма Васильевича Студнева также работали в аэрокосмической промышленности:
Сергей Рэмович (
родился в 1960 году) и Алексей Рэмович (родился в 1968 году)
как
и их отец, окончили Факультет Аэромеханики и летательной техники
Московского Физико-Технического института
.
Сергей Рэмович до развала Советского Союза работал в том же НИО-15 ЦАГИ
имени профессора Н.Е. Жуковского
и успешно занимался научно-техническими вопросами при создании орбитального корабля "Буран" и многоразовой
космической системы "Энергия-Буран"
.
В настоящее время занимается бизнесом в системе
топливно-энергетического комплекса.

Алексей Рэмович в настоящее время работает в области программного
обеспечения
и телекоммуникационного маркетинга.


Награды:
Рэм Васильевич Студнев был награждён орденом "Знак Почёта",
а также был удостоен
Премии имени профессора Н.Е. Жуковского.
 

 
-
 


Выдающийся учёный в области аэродинамики, крупнейший
специалист-разработчик авиационной и космической техники

Рэм Васильевич Студнев скончался 10 мая 1980 года,
после тяжёлой и продолжительной болезни.


Похоронен он в городе Жуковском, Московской области,
на Мемориальном кладбище "Быково".

(увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково". Семейное захоронение Красильщиковых. Могила Р.В. Студнева (общий вид надгробия, апрель 2014 года) (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково". Семейное захоронение Красильщиковых. Могила Р.В. Студнева (надгробная плита, апрель 2014 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы материалы страницы,
посвящённой 80-летию
Рэма Васильевича Студнева:

(открыть ссылку) Страница посвящённая 80-летию Рэма Васильевича Студнева (автор страницы - Студнев Владислав Васильевич)

(открыть ссылку)
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"