-
 


Лауреат двух Государственных премий СССР;
инженер-конструктор, Начальник отдела
Особого конструкторского бюро № 155
;
заместитель Главного конструктора
Научно-производственного объединения "Молния"
;
Специалист в области теплозащиты авиационных
и многоразовых космических систем

 
-
-
     
 

-
Лев Пантелемонович Воинов родился 21 декабря 1927 года
в городе Сочи Краснодарского края
.
-
После окончания школы он поступил
на Факультет "Летательные аппараты"
Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
, который
окончил
в 1952 году.
-
По окончании института
Лев Пантелемонович был направлен на работу
в
Особое конструкторского бюро № 155 (ОКБ-155, ныне - Открытое
акционерное общество "Российская самолётостроительная корпорация "МиГ""
),
Основателем, Директором и Главным конструктором которого являлся Выдающийся
авиаконструктор
, дважды Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии наук СССР, генерал-полковник-инженер
Артём Иванович Микоян.
-
Здесь
Л.П. Воинов прошёл путь от инженера-конструктора до Начальника отдела.
Под его руководством были проведены
расчётно-теоретические работы
по газодинамике воздухозаборников двигательных установок самолётов,
разрабатываемых в этом конструкторском бюро.
-
С 1965 года в ОКБ-155 начались работы по программе "Спираль", предусматривающей создание экспериментальной авиационно-космической пилотируемой системы.
Главным конструктором проекта был назначен Выдающийся создатель перспективных авиационных и космических систем

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
-
(открыть ссылку) Предтеча "Бурана" - авиационно-космическая система "Спираль", разрабатывавшаяся под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского во второй половине 1960-х годов в ОКБ А.И. Микояна
-
В рамках проекта "Спираль" отдел
Льва Пантелемоновича Воинова участвовал
в разработке аванпроекта экспериментального пилотируемого орбитального самолёта-аналога "105.11" (ЭПОС), суборбитальных аппаратов "Бор-1", "Бор-2",
"Бор-3" и занимался расчётами и теоретическими исследованиями
по гиперзвуковой
аэродинамике и теплообмену, а также расчетно-экспериментальными исследования по термогазодинамике
с определением всех видов тепловых и силовых нагрузок.
-
-
-
Наземные испытания самолёта-аналога "105.11" начались 2 декабря 1975 года.
Испытания на дозвуковой скорости, в том числе и путём сброса
с самолёта-носителя Ту-95 проводились по 13 сентября 1978 года.
В этот день, при приземлении самолёт-аналог "105.11", пилотируемый лётчиком-
испытателем
Василием Евгеньевичем Урядовым совершил жёсткую посадку
на неровности почвы, получив трещину в районе силового шпангоута.
Лётчик-испытатель не пострадал.
Аппарат вскоре был восстановлен
, но было принято решение о завершении испытаний.

-
В 1976 году Приказом Министра Авиационной промышленности СССР Л.П. Воинов
в составе группы из 10-ти человек во главе с
Г.Е. Лозино-Лозинским был переведён
в только что образованное Научно-производственное объединение "Молния"
("...для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-
технического задела..."
).
-
Вскоре
Лев Пантелеймонович был назначен на должность заместителя
Главного конструктора предприятия
.
Под его руководством впервые решены проблемные задачи по расчёту тепловых
нагрузок
на орбитальный корабль, созданию материала теплозащитного покрытия
и экспериментальной отработке конструкции теплозащиты при создании
орбитального корабля "Буран"
.
Для этой цели были разработаны многоразовые теплозащитные покрытия
различных типов
: лёгкая керамическая плитка и гибкая войлочная теплозащита,
покрывающие основную поверхность корабля, и жаростойкую конструкцию
из композиционного материала "углерод-углерод" для применения
в носовой части и на передних кромках крыла.
-

-
Данная теплозащита прошла проверку в 1982-1984 годах во время
испытаний
космических аппаратов "Бор-4"
и "Бор-5"
(беспилотные экспериментальные аппараты - уменьшенные копии орбитального самолета "Спираль"
в масштабе 1:2 - прим.) и подтвердила свою надёжность 15 ноября 1988 года
во время триумфального, полностью автоматического и, к сожалению,
единственного полёта космического корабля многоразового
использования "Буран"
.
-

-
В соавторстве с
Г.Е. Лозино-Лозинским и В.Е. Соколовым, Л.П. Воиновым были получены способ регулирования сверхзвукового сопла по перепаду давлений
и энтропийный эффект по обеспечению теплозащиты орбитального корабля "Буран"
и гиперзвукового самолёта-разгонщика, получившие международное признание.
Данные работы
в 1994 году были удостоены Золотой медали и Диплома Всемирного
салона изобретений
, научных исследований и инноваций "Брюссель-Эврика".

-
Награды:
За создание авиационной и космической техники Воинов Лев Пантелемонович
был дважды удостоен Государственной премии СССР
(в 1976-м и 1988 годах)
.
-

--
Он был награжден награждён орденом Трудового Красного Знамени
,
орденом "Знак Почёта", медалью имени К.Э. Циолковского
Федерации космонавтики России и другими наградами.

-

 
-
 

-
В
ыдающийся создатель авиационной и космической техники
Лев Пантелемонович Воинов
скончался 17 ноября 2005 года.

-
Похоронен он в Москве, на Химкинском кладбище (уч. № 119),
рядом с могилой супруги
.

-
(увеличить фото) г. Москва, Химкинское кладбище (уч. № 119). Могила Л.П. Воинова (вид 1, август 2016 года) (увеличить фото) г. Москва, Химкинское кладбище (уч. № 119). Могила Л.П. Воинова (вид 2, август 2016 года) (увеличить фото) г. Москва, Химкинское кладбище (уч. № 119). Могилы Л.П. и К.А. Воиновых (август 2016 года)
 увеличить фотографии
-

 
-
 

-
При создании страницы использованы:

текст биографии Воинова Льва Пантелемоновича,
опубликованный
в биографической энциклопедии
"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)

(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
--
материалы сайтов:

(открыть ссылку) Биография Г.П. Дементьева на сайте "Буран.ру" (о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах)
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) Воздушно-орбитальный самолет (ВОС) "Спираль" (сайт "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса)
 открыть ссылку
-
-(открыть ссылку) ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ. "СПИРАЛЬ","БУРАН"- ДАЛЕЕ... ВЕЗДЕ. СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МОЛНИЯ" (АВТОР САЙТА -  КАДЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ)
 открыть ссылку
-
-(открыть ссылку) "Он умел делать фантастику реальностью". Об Викторе Евгеньевиче Соколове (1933 - 2013). (авторы - Ольга Викторовна Соколова, ведущий инженер; Анатолий Сергеевич Полев, д.т.н., начальник отдела ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова"; журнал "Двигатель", № 5 (95), 2014 год)
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук, полковнику запаса -

за
помощь в создании страницы!
--
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -