Родился 17 марта 1909 года
в Москве.
После окончания
в
1930 году
Механического
факультета Московского высшего технического училища имени
Н.Э. Баумана
работал на заводе
«Компрессор»
(г.
Москва)
инженером-конструктором
(1930 -
1931 годы),
старшим
инженером-конструктором
(1931 -
1932 годы),
руководителем компрессорной группы (1932
- 1940 годы),
затем
главным конструктором
завода, а с
июня 1941
года
в
специальном
КБ (СКБ) при
заводе (1940
- 1946 годы).
За время работы в
предвоенные годы
им разработаны
многие образцы
компрессоров и
холодильного
оборудования для
промышленности
и
оборонной техники.
С началом
Великой Отечественной
войны
СКБ
и завод
стали
головными организациями
по
разработке
и
производству серийных
образцов многозарядных пусковых установок
реактивной артиллерии
для
пуска реактивных
снарядов, позже
названных в народе
«Катюша»:
БМ-13,
БМ-8,
БМ-31-12 и
другие,
которые
широко
и
успешно применялись
на фронте.
Под руководством
Бармина
за
годы войны
разработано
78 типов ПУ
и их модификаций,
из них
36
приняты на
вооружение Сухопутных
войск и
ВМФ.
С 1946
года
Владимир Павлович
-
Главный,
затем
Генеральный
конструктор государственного конструкторского бюро специального
машиностроения (ГСКБ
Спецмаш, с
1967 года
КБ
общего машиностроения)
Министерства общего
машиностроения СССР по
разработке
ракетно-космических стартовых комплексов,
организованного на базе
СКБ «Компрессор».
Начиная с
1947
года под
руководством
Бармина
в короткие сроки были разработаны
надёжные передвижные и стационарные стартовые комплексы
для
подготовки и пуска
баллистических ракет Р-1, Р-2
(в
1948 -
1952 годы),
Р-11,
Р-5
и
Р-5М
(в
1954 -
1956 годы).
Одновременно в его
КБ
были начаты
работы по решению
проблемы запуска ракет
из
шахт.
Сконструированная в
1960
году
для этих целей
шахтная пусковая установка «Маяк»
позволила провести
серию
научно-исследовательских испытаний,
в результате
чего в
1958 -
1963
годах
разработана
большая группа шахтных
пусковых установок,
что стало
важным звеном
в создании
ракетного щита страны.
В 1957
году
завершены работы над
стартовым комплексом для
первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.
Со стартовых комплексов
«Восток» и
«Союз»
осуществлён запуск ракет с
первым в мире
искусственным спутником Земли,
с
первым космонавтом
Юрием Гагариным,
космических кораблей,
обеспечивших
приоритет страны в
освоении космоса.
В
1965
году
Бармин
возглавлял
разработку стартового
комплекса для ракеты «Протон»
и
универсальной
космической системы «Энергия»— «Буран»
(в
1987 -
1988 годах),
а также
универсального
стенда-старта, который
позволяет не только проводить
наземную отработку двигателей и ракеты,
но и
пуск ракеты
(1988
год).
Одно из направлений
конструкторской деятельности
Владимира Павловича
- создание
автоматических установок
для работы в условиях планет Солнечной системы
и
производства
неорганических материалов
и
биологически активных
веществ в космосе.
Для
исследования поверхности
Луны и
Венеры
в
КБ
под
его
руководством
в
1975
году
сконструированы
грунтозаборные устройства
(ГЗУ).
С помощью
одного из таких
устройств (ГЗУ
ЛБ-09) взята
проба лунного грунта
с
глубины
около
2,5 метров
без
нарушения порядка
залегания пород и
обеспечена доставка
его на
Землю.
Благодаря
использованию ГЗУ
ВБ-02 осуществлён
забор образцов грунта в
трёх точках поверхности Венеры,
получена и передана по
радиоканалу на
Землю
научная информация
о химическом составе
пород
Венеры
(1982-й
и
1985
годы).
Как один из шести бессменных
членов Совета
Главных конструкторов,
возглавляемого
С.П. Королёвым,
Бармин
внёс
большой вклад
в создание
уникальных образцов
оборонной техники.
Наряду с
конструкторской
деятельностью
Владимир
Павлович
принимал активное
участие
в подготовке учёных
и
специалистов высокой квалификации.
С 1931
года
он преподавал в
МВТУ
(с
1959-го
по
1989
годы возглавлял
кафедру),
а с
1945
года
-
одновременно в
Артиллерийской академии
им. Ф.Э. Дзержинского
(доктор технических наук
с
1959
года,
профессор
с
1960
года).
Основные труды
В.П.
Бармина
посвящены
разработке основ техники
высоких давлений и
низких температур, а
также основ
построения сложных
машиностроительных комплексов;
исследованию
электроприводов,
компрессорных
и
холодильных установок;
созданию
ракетно-космических и
боевых стартовых
комплексов.
Автор
многих научных трудов
по
стартовым комплексам,
компрессоростроению,
холодильной технике
и
др.
В.П. Бармин
был Действительным
членом Академий наук СССР
и России,
Почетным Президентом
Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского,
действительный членом
Международной академии астронавтики,
Почетным
президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени
Томаса Эдисона.
Был членом бюро
Отделения проблем
машиностроения,
механики
и процессов управления
АН СССР и
РАН.
Партийная и общественная деятельность:
Член
ЦК КПСС
с 1976 года.
Депутат Верховного
Совета СССР с
1966 года
Действительный член
Международной
академии астронавтики (1976).
Награды:
Владимир
Павлович Бармин -
Герой Социалистического Труда
с 1956 года,
Лауреат Ленинской,
Сталинской
I степени
и трёх Государственных
премий СССР.
Награжден шестью орденами
Ленина, орденом
Октябрьской Революции,
Кутузова I степени,
двумя орденами Трудового
Красного Знамени,
медалями «За оборону
Москвы»,
«За освобождение Варшавы»,
многими другими
наградами.
Сын Владимира Павловича
- Бармин Игорь
Владимирович.
Он - Генеральный
директор - генеральный конструктор,
доктор технических наук,
профессор,
вице-президент академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского,
академик Международной
академии Астронавтики,
лауреат Государственной
премии и премии Правительства РФ.
|