Родился
29 декабря 1912 года
в деревне
Бояркино Коломенского
уезда, ныне
Озёрского района, Московской области.
С
1931 года работал в
авиационной промышленности.
После
окончания МАИ в
1938
году
работал в
ОКБ
В.Ф. Болховитинова.
Весной 1941 года
Березняк, работавший
Начальником бригады механизмов, совместно с
А.М. Исаевым
начинают разработку эскизного проекта
истребителя с ЖРД
конструкции
Л.С. Душкина.
После одобрения проекта первый
советский ракетный истребитель БИ-1 был построен в
кратчайшие сроки.
Осенью 1941 года
Б.Н. Кудрин произвел на нем
15 полетов без двигателя.
Испытания были продолжены
после эвакуации на Урал.
15 мая
1942 года
капитан
Г.Я. Бахчиванджи выполнил первый полет на
БИ-1
с установленным ЖРД.
Была достигнута максимальная скорость окорость -
800 км/ч.
Но
27 марта
1943 года погиб
Бахчиванджи,
т.к.
самолет на большой скорости был затянут в
пикирование. В серии
БИ не выпускался,
из-за малой продолжительности полета, а обслуживание и полеты самолета с
азотной кислотой в
качестве
окислителя было весьма
опасным
предприятием.
С
1946 года
Березняк - заместитель
Главного конструктора
ОКБ-2
Г. Рессинга.
На заводе №1 (ранее - № 458)
в посёлке
Иваньково (ныне - г.
Дубна) ведется
разработка,
изготовление и испытания экспериментального самолета № 346
с двухкамерным
ЖРД
с целью
достижения околозвуковых
скоростей.
В
1948-1949 годах у
Александра Яковлевича был проект
истребителя-перехватчика с
трехкамерным ЖРД
с
тягой в
10 тонн плюс двигатель
АМ-5
с тягой в 2 тонны
для возвращения на
аэродром и посадки.
Ожидалась скорость,
соответствующая
М=1,8. Время набора высоты
20 км - 20
мин
и дальность
- 750 км. Проект не был осуществлен.
Постановлением Совета Министров
от
1 сентября 1951 года
заводу № 1
устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС (разработчик
ОКБ-155, главный конструктор
А.И. Микоян) и
выполнению работ по опытной тематике.
12 октября 1951 года на основании
Приказа министра
авиационной промышленности за № 1010 на
заводе № 1
организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б»
- создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и заместителем главного
конструктора назначается
А.Я. Березняк.
2 июня 1953 года завод
№ 1 в очередной раз был
переименован в
завод № 256
(п/я
6).
С
марта 1957 года
А.Я. Березняк -
Главный конструктор.
Работы по тематике
«Б» велись до середины 60-х годов,
затем в
1966
года филиал
ОКБ-155-1 был преобразован в
самостоятельную организацию -
Машиностроительное Конструкторское Бюро
«Радуга».
За это время под руководством М.И. Гуревича и
А.Я. Березняка созданы такие крылатые ракеты как
КС,
КСР-5, К-10, Х-20, Х-22
и ряд других.
Для обеспечения опытной
отработки систем многих крылатых ракет в
ОКБ-155 и на
заводе
№256 были построены их пилотируемые аналоги:
МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК
и другие.
В
1960-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4,
Т-4М и Т-4МС была разработана гиперзвуковая
противокорабельная крылатая ракета Х-45.
С
1970
года в
МКБ велись работы по постройке
аналогов
орбитального самолета ЭПОС
системы
"Спираль".
Кроме управляемых снарядов для оснащения
самолетов
дальней авиации, здесь создавались морские
противокорабельные и противолодочные ракеты, а также
управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой
авиации.
Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается:
«На
базе
Дубненского машиностроительного завода и
Дубненского машиностроительного конструкторского бюро
«Радуга», его филиала на
Смоленском заводе и филиала
Московского машиностроительного завода
«Зенит» имени А.И.Микояна создать производственно-конструкторское
объединение (ДПКО
«Радуга») условное наименование
Р-6498».
Директором - ответственным руководителем ДПКО
назначается
Н.П. Федоров,
Главным конструктором и первым
заместителем директора назначается
А.Я.
Березняк.
В 1973 году для борьбы с наземными РЛС
была создана УР Х-28.
Награды:
Заслуженный
Деятель науки и техники РСФСР
А.Я. Березняк был
удостоен
Ленинской и Государственной Премии СССР.
Был награждён орденами Ленина, Октябрьской
революции, Трудового Красного Знамени,
медалями.
- |