-
 


Лауреат Ленинской
и Государственной премий СССР,
Заслуженный Деятель науки и техники РСФСР,
Доктор технических наук,

Главный конструктор машиностроительного
конструкторского бюро "Радуга",
Конструктор самолётов и ракет

 
-
-
     
 


Родился 29 декабря 1912 года в деревне Бояркино Коломенского уезда, ныне Озёрского района, Московской области

С 1931 года работал в авиационной промышленности.
После окончания МАИ в
1938 году работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова.
Весной
1941 года Березняк, работавший Начальником бригады механизмов, совместно с
А.М. Исаевым начинают разработку эскизного проекта истребителя с ЖРД
конструкции
Л.С. Душкина.
После одобрения проекта первый советский
ракетный истребитель БИ-1 был построен в кратчайшие сроки.
А.Я.Березняк, А. М. Исаев, Г. Я. Бахчиванджи и В. Ф. Болховитинов перед БИ-1 (рисунок)
Осенью 1941 года
Б.Н. Кудрин произвел на нем 15 полетов без двигателя.
Испытания были продолжены после эвакуации на
Урал.
15 мая 1942 года капитан Г.Я. Бахчиванджи выполнил первый полет на БИ-1
 с установленным ЖРД.
Была достигнута максимальная скорость окорость -
800 км/ч.
Но
27 марта 1943 года погиб Бахчиванджи, т.к. самолет на большой скорости был затянут в пикирование. В серии БИ не выпускался, из-за малой продолжительности полета, а обслуживание и полеты самолета с азотной кислотой в качестве окислителя было весьма опасным предприятием.
С
1946 года Березняк - заместитель Главного конструктора ОКБ-2 Г. Рессинга.
На
заводе №1 (ранее - № 458) в посёлке Иваньково (ныне - г. Дубна) ведется разработка, изготовление и испытания экспериментального самолета № 346 с двухкамерным ЖРД с целью достижения околозвуковых скоростей.

В
1948-1949 годах у Александра Яковлевича был проект истребителя-перехватчика с трехкамерным ЖРД с тягой в 10 тонн плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 тонны для возвращения на аэродром и посадки.
Ожидалась
скорость, соответствующая М=1,8. Время набора высоты 20 км - 20 мин
и дальность
- 750 км. Проект не был осуществлен.
Постановлением Совета Министров от 1 сентября 1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС (разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И. Микоян) и выполнению работ по опытной тематике.
А.Я. Березняк - Руководитель МКБ "Радуга"
12 октября 1951 года на основании Приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе № 1 организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б» - создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и заместителем главного конструктора назначается
А.Я. Березняк.
2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256
(п/я
6).

С
марта 1957 года А.Я. Березняк - Главный конструктор.
Работы по тематике
«Б» велись до середины 60-х годов, затем в 1966 года филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию -
Машиностроительное Конструкторское Бюро «Радуга».
За это время под руководством
М.И. Гуревича и А.Я. Березняка созданы такие крылатые ракеты как КС, КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других.

Крылатая ракета Х-22 класса "Земля-Воздух"Для обеспечения опытной отработки систем многих крылатых ракет в
ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.
В
1960-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4, Т-4М и Т-4МС была разработана гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45.
С
1970 года в МКБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС
системы "Спираль".

Кроме
управляемых снарядов для оснащения самолетов дальней авиации, здесь создавались морские противокорабельные и противолодочные ракеты, а также управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой авиации.

Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается:
«На базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» имени А.И.Микояна создать производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498».

Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается
Н.П. Федоров,
Главным конструктором и первым заместителем директора назначается
А.Я. Березняк.
В
1973 году для борьбы с наземными РЛС была создана УР Х-28.

Награды:
Заслуженный Деятель науки и техники РСФСР А.Я. Березняк был удостоен Ленинской и Государственной Премии СССР.
Был награждён орденами
Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями.


-

 
-
 


Выдающийся учёный и авиаконструктор Александр Яковлевич Березняк
скончался
7 июля 1974 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 29).

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29), могила А.Я Березняка (август 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
 

 
  -  
 


При оформлении страницы использованы материалы САЙТА
:


Сайт "Испытатели"
 

 
-

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"