-
Виктор
Фёдорович Болховитинов
родился
11
(23
января)
января 1899 года
в городе
Саратове - административном центре Саратовской губернии.
Историческая справка:
.....Постановлением
Всесоюзного Центрального исполнительного комитета от 21 мая 1928 года,
Саратовская губерния была упразднена. Из Астраханской,
Саратовской, Сталинградской губерний, Калмыцкой автономной
области и части Пугачёвского уезда Самарской губернии была создана
Нижне-Волжская область.
.....11
июня 1928 года, Нижне-Волжская область была переименована в
Нижне-Волжский край.
.....10
января 1934 года, был образован Саратовский край путём разделения
Нижне-Волжского края. 5 декабря 1936 года, была принята
Конституция СССР (Основной Закон), в соответствии с которой Саратовский край
был преобразован в Саратовскую область с административным центром - городом
Саратов.
-
О семье В.Ф.
Болховитинова:
.....Отец -
Болховитинов Фёдор Петрович,
работал счетоводом в
Управлении железной дороги.
.....Мать -
Болховитинова Анна Степановна
(1871 - 1953),
работала кухаркой.
.....Сын -
Болховитинов Олег Викторович
(22.01. 1936 - 03.12. 2009),
в Вооруженных Силах с 1953-го по 1994 год,
выпускник Военно-воздушной
инженерной Академии имени
Профессора Н.Е. Жуковского
(1959 года),
Доктор технических наук, Профессор, Заслуженный работник
высшей школы Российской Федерации. Работал в родной Академии:
Старшим научным сотрудником, Начальником отделения
научно-исследовательской лаборатории, Преподавателем, Старшим
преподавателем, заместителем Начальника кафедры, Профессором
Кафедры авиационных комплексов и конструкции летательных аппаратов
(после
увольнения в запас);
учёный в области конструкции
Военно-воздушной
инженерной Академии имени
Профессора Н.Е. Жуковского,
прочности, боевой живучести и боевой эффективности летательных
аппаратов, полковник в отставке.
Биография
Болховтинова Олега Викторовича на сайте
"Ассоциация
выпускников и сотрудников
Военно-воздушной инженерной Академии
имени Профессора Н.Е. Жуковского"
(раздел
"Большая
электронная энциклопедия
ВВИА имени Профессора Н.Е. Жуковского"):
-
открыть
ссылку
Виктор Болховитинов
учился
в начальной школе, затем
(в
1909-1917 годах)
-
в мужской гимназии № 2 города Саратова.
Окончив гимназию, он в
том же году поступил учиться на Медицинский
факультет Саратовского университета
(ныне
- Саратовский Национальный исследовательский
Государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- прим.),
однако через
полгода, убедившись в ошибке выбора
профессии, перешёл на Физико-
математический факультет университета.
Осенью 1918 года,
В.Ф. Болховитинов
уехал
в Москву и поступил
в Московское высшее
техническое училище, где с интересом посещал
лекции "Отца" Российской авиации,
Профессора
Николая Егоровича Жуковского.
Историческая справка:
......В
1930 году,
Московское Высшее
техническое училище
было преобразовано в Московское
Механико-машиностроительное училище.
......В
1930-1943 годах, вуз был преобразован в
Московский Механико-машиностроительный институт с
присвоением имени имени Н.Э. Баумана.
......В
1943-1989 годах вуз имел название "Московское Высшее
техническое училище имени Н.Э. Баумана"
(МВТУ
имени Н.Э. Баумана), а
в 1989 году был преобразован в Московский
Государственный технический университет имени Н.Э.
Баумана (МГТУ имени Н.Э. Баумана).
Но, заболев тифом,
Виктор Болховитинов
был вынужден покинуть Москву.
Возвратившись в Саратов, молодой человек
уже не надеялся на возможность вновь
заняться изучением авиационных наук, но удача
улыбнулась ему, и он поступил
в Институт инженеров Красного Воздушного Флота,
переименованный в Военно-воздушную Академию
имени Н.Е. Жуковского, которую успешно окончил
в 1926 году.
В связи с поступлением в
академию,
23
сентября 1919 года,
он
был призван
в ряды Рабоче-крестьянской
Красной Армии.
Историческая справка:
.....17
апреля 1925 года,
академия была переименована в Военно-воздушную Академию
Рабоче-крестьянской Красной Армии имени Профессора Н.Е.
Жуковского.
.....В
марте 1940 года,
на базе командного,
штурманского,
оперативного факультетов и курсов усовершенствования
начальствующего состава,
была создана Военная Академия командного и штурманского
состава ВВС Красной Армии
(с
1968 года - Военно-воздушная Академия имени Ю.А.
Гагарина).
После этого Академия имен Профессора Н.Е. Жуковского
готовила только инженерно-технический состав для ВВС.
.....6
августа 1946 года,
Академия была переименована в
Военно-воздушную
инженерную Академию имени Профессора Н.Е. Жуковского.
.....Постановлением
Правительства Российской Федерации № 1009 от 29 августа
1998 года, при
очередной реорганизации военного образования,
академия была переименована в Военный авиационный
технический университет
(ВАТУ),
при этом,
имя Н.Е. Жуковского в
наименовании вуза оказалось утрачено.
.....Постановлением
Правительства от 11 ноября 2002 года,
вузу вновь было возвращено название "Военно-воздушная
инженерная Академия имени профессора Н.Е. Жуковского".
.....Распоряжением
Правительства Российской Федерации № 283-р от 7 марта
2008 года, с 1
сентября 2008 года,
в ведении Министерства
обороны создаётся Федеральное Государственное военное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Военно-воздушная академия имени Профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина".
Новое учебное учреждение
создаётся путём реорганизации в форме слияния
находящихся в ведении Минобороны России этих академий с
расположением в подмосковном посёлке Монино.
.....24
декабря 2008 года,
было создано Федеральное Государственное военное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Военный учебно-научный центр
Военно-воздушных сил "Военно-воздушная Академия имени
Профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"
(ВУНЦ ВВС ВВА),
который располагался в Монино и Москве.
.....Приказом
Министра обороны Российской Федерации,
с 1 сентября 2011 года,
подготовка обучаемых офицеров оперативно-тактического
уровня из Военно-воздушной Академии имени Профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина была передана
Воронежскому военному авиационному инженерному институту
(бывшему
- Воронежскому Высшему военному авиационному инженерному
училищу).
.....В
2012 году,
Военно-воздушная Академия имени Профессора Н.Е.
Жуковского и Ю. А. Гагарина и Военный авиационный
инженерный университет были преобразованы в ВУНЦ ВВС
"Военно-воздушную Академию имени профессора Н.Е.
Жуковского и Ю.А. Гагарина" с расположением в городе
Воронеже.
С
1926-го по 1931 год,
Болховитинов Виктор Фёдорович
учился
в
адъюнктуре, после чего,
защитил диссертацию для присвоения ему учёного
звания Кандидата технических наук,
и затем был приглашён на Кафедру самолётостроения
академии, где работал преподава-
телем,
Старшим руководителем Кафедры
(с
1932 года),
Начальником Кафедры
(с
1933-го
по 1937 год).
Одновременно с педагогической работой, он являлся Начальником отдела
Конструктор-
ского бюро академии
(с
1932 года),
Главным
конструктором Опытно-конструкторского
бюро на
заводе № 22 имени С.П. Горбунова в подмосковном
городе Кунцево
(с
1960
года -
в черте города Москвы - прим.) по разработке дальнего
бомбардировщика ДБ-А
(с
1934-го по 1937 год).
Историческая справка:
.....В
октябре-ноябре 1941 года, завод был эвакуирован в
Казань, став Казанским авиационным заводом № 22
имени С.П. Горбунова.
.....В
декабре 1941 года, на территории эвакуированного
завода № 22 в Москве был образован авиационный завод №
23.
.....В
1960 году, Особое конструкторское бюро завода №
23 было перепрофилировано на разработку
ракетно-космической техники и передано вместе с
предприятием как филиал в подчинение Особому
конструкторскому бюро
(ОКБ-52),
Генеральным конструктором которого был
Челомей Владимир Николаевич.
.....В
1961 году, завод № 23 был преобразован в
Машиностроительный завод имени
М.В. Хруничева.
.....В
конце 1970-х годах, ОКБ-23 было выведено из
подчинения
В.Н. Челомея
и преобразовано в Конструкторское бюро "Салют".
В 1981-1988 годах, Конструкторское бюро "Салют"
входило в состав Научно-производственного объединения
"Энергия", а после 1988 года стало
самостоятельным предприятием.
.....7
июня 1993 года, на базе Машиностроительного
завода имени М.В. Хруничева и Конструкторского бюро
"Салют" был образован Государственный космический
Научно-производственный центр имени М.В. Хруничева.
В 1937
году,
В.Ф.
Болховитинов
был назначен
на должность Главного конструктора
Особого конструкторского бюро
Казанского авиационного завода № 124.
С 1939-го по 1944 год, он являлся Главным конструктором
и Директором
опытного
завода № 293 в городе Химки Московской области.
С 1944-го
по по декабрь 1946 год,
Виктор Фёдорович
работал
в
должности заместителя
Начальника НИИ-1 Народного комиссариата авиационной
промышленности СССР.
Виктор Фёдорович
плодотворно сочетал научно-педагогическую,
конструкторскую
и
организаторскую деятельность.
Ещё в 1924 году
(во
время учёбы
в
Академии
воздушного флота),
им
были разработаны
планеры собственной конструкции АВФ-6
и
АВФ-18,
построенные конструкторском
бюро академии.
С 1934 года, под
руководством
В.Ф. Болховитинова
разрабатывался экспериментальный
тяжёлый дальний бомбардировщик ДБ-А,
рассчитанный на экипаж из семи человек,
и
первый полёт которого состоялся в 1935 году.
Историческая справка:
.....На
самолёте ДБ-А,
в 1936-1937 годах,
были установлены следующие достижения:
.....•
10 ноября 1936 года,
лётчики-испытатели
М.А. Нюхтиков
(командир,
будущий Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР - прим.)
и
М.А. Липкин
(второй
пилот)
установили новый
международный рекорд высоты полёта с контрольной
нагрузкой
в 10 000 килограмм,
поднявшись на самолёте ДБ-А 4АМ-34Р
на 7 032 метра;
.....•
11 ноября 1936 года, это же экипаж поднял самолёт
с грузом
в 10 000 килограмм
- уже
на
12 695 метров,
а ещё через 10 дней -
13 000 килограмм - на 4
535 метров.
.....•
14 мая 1937 года,
экипаж в составе Героя Советского Союза
Г.Ф. Байдукова
(командира),
Н.Г. Кастанаева
(второго пилота)
и
Л.Л. Кербера
(штурмана-радиста,
будущего заместителя Генерального конструктора ОКБ
Туполева Андрея Николаевича
- прим.)
установили два рекорда
скорости –
280 и 246 км/ч,
с грузом
5000 килограмм на
дальность
1000 и 2000 километров.
Они пролетели по маршруту Москва-Мелитополь-Москва
(2002, 6
километров)
за
7 часов 8 минут 11, 7 секунд.
-
.....12
августа 1937 года,
четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с
экипажем из 6-ти человек под командованием Героя
Советского Союза
С.А. Леваневского
начал полёт из Москвы
через Северный полюс в Фэрбанкс
(штат
Аляска, США).
Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа,
в 17:58 по московскому времени,
после того,
как самолёт пролетел над Северным полюсом. После
долгих и безрезультатных поисков, экипаж был
объявлен пропавшим без вести, затем - погибшим.
-
.....С 1938-го
по 1940 год,
после
трагедии с экипаже
С.А. Леваневского,
самолёт изготавливался
и использовался
в
качестве транспортного самолёта
(всего
же было изготовлено 12 самолётов
- прим.).
В 1936
году,
Главным конструктором
Конструкторского бюро Завода № 22 В.Ф. Болхови-тиновым
был представлен проект
бомбардировщика дальнего действия БДД.
От реализации этого проекта пришлось отказаться в
пользу четырёхмоторного тяжёлого
бомбардировщика дальнего действия АНТ-42 конструкции
А.Н. Туполева.
В 1939 году,
совершил свой испытательный первый полёт скоростной
бомбардировщик
"С"
(Особого
конструкторского бюро Казанского авиационного завода №
124
под
руководством В.Ф.
Болховитинова),
со
спаренными двигателями и
соосными винтами
вращающиеся в разные стороны,
показавший
скорость
570 км/ч.
В начале 1940
года, на
нём был испытан прямоточный воздушно-реактивный
двигатель.
В
серийное производство самолёт передан не
был.
После начала Великой Отечественной
войны,
был также
закрыт проект
дальнего тяжёлого бомбардировщика "Д" с
дизельными моторами М-40, с
экипажем до
8-ми человек, создававшийся в КБ-293 в
Химках.
Согласно расчётам самолёт мог доставить
6 000 килограмм
бомб
на
дальность 5 000
километров.
В
десантном
варианте полезная нагрузка составляла 50 вооружённых бойцов,
а в
транспортном -
до 7 000 килограмм
груза.
К июню 1941 года,
Конструкторское бюро
(КБ-293)
под
руководством
В.Ф. Болховитинова
вместе
с Государственным институтом реактивной техники
(НИИ-3,
бывшим РНИИ -Реактивным Научно-исследовательским
институтом - прим.)
представил
в Правительство
СССР
предложения
по ракетному
истребителю-перехватчику
с жидкостным
ракетным
двигателем.
1 августа 1941 года,
И.В. Сталиным
было подписано Постановление Государственного комитата
обороны
о
его постройке
в небывало короткие сроки.
3 августа 1941 года, в
институт поступил Приказ нового Народного комиссара
боеприпасов
Горемыкина Петра Николаевича,
и уже через полтора
месяца
под руководством
конструкторов
Березняка Александра Яковлевича
и
Исаева Алексея Михайловича
в конструкторском бюро
НИИ-3 был создан планер
будущего
перехватчика, а в
институте поставлен
на
стендовые испытания азотно-кислотно-керосиновый жидкостной
ракетный двигатель
Д-1-А-1100 тягой
1100 килограмм/силы
конструкции
Душкина Леонида Степановича
и
Штоколова
Владимира Александровича
(ведущий
испытатель
Палло Арвид Владимирович).
Однако суровые условия военного времени задержали
развитие работ.
После начала Битвы
за Москву,
НИИ-3
и основная часть
коллектива были эвакуированы
в города Свердловск
(ныне
- город Екатеринбург)
и
Билимбай,
находящийся
в 60-ти
километрах
к северо-западу
от Свердловска
(в Москве
с ноября 1941 года работал
филиал института
- прим.).
Их результатом стало
создание самолета БИ (расшифровки
-
"Ближний истребитель",
А.Я. Березняк
и
А.М. Исаев
- прим.).
Первый опытный экземпляр
самолета БИ-1 был впервые испытан
лётчиком-
испытателем НИИ ВВС
Бахчиванджи Григорием Яковлевичем
в воздухе
15 мая 1942 года
на аэродроме Кольцове
близ Свердловска.
Это был первый в СССР полёт самолёта
с жидкостным ракетным
двигателем, который
мог совершать самостоятельный взлёт.
Лётные испытания самолёта БИ продолжались около двух лет
и дали важный экспери-
ментальный материал для определения
путей последующего развития реактивной
авиации.
-
-
В феврале 1942 года, Постановление Государственного
комитета обороны СССР, Завод
№ 293 в городе Химки Московской области с
конструкторским бюро под руководством
Болховитинова Виктора Фёдоровича
был передан НИИ-3
в качестве филиала № 1 и
производственной и
авиаконструкторской базы.
В
дополнение к прежней должности,
он был назначен ещё одним
(наряду
с
Абрамовичем Генрихом Николаевичем)
заместителем Директора института
по
научно-исследовательской работе.
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 10
февраля 1942 года,
Болховитинову Виктору Фёдоровичу
было присвоено воинское звание
"генерал-майор инженерно-авиационной службы".
-
-
Вместе с
В.Ф. Болховитиновым
и химкинским филиалом
в институт пришли
талантливые
специалисты:
А.Я. Березняк,
А.М. Исаев,
В.П. Мишин,
Н.А. Пилюгин,
Б.Е. Черток.
Кроме авиационного конструкторского бюро
В.Ф. Болховитинова
в НИИ-3 были
переведены
конструкторские бюро: по
прямоточным воздушно-реактивным двигателям
М.М. Бондарюка
(из
Научно-исследовательского института Гражданского
воздушного
флота),
по газотурбинным
двигателям
А.М. Люльки
(из
Центрального института
авиационного моторостроения имени П.И. Баранова),
по реактивным снарядам
В.П. Голикова
(из
Лётно-исследовательского
института).
Той же весной 1944 года, Приказами Народного комиссара
авиационной промышленности
А.И. Шахурнна
в НИИ-3 были образованы
ещё три двигательных конструкторских бюро:
А.М. Исаева,
Л.С. Душкина
и
В.П. Глушко.
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности
СССР № 111с
от 18
февраля 1944 года, на
базе оборудования
и
кадров Государственного института
реактивной техники
(НИИ-3)
был образован Научно-исследовательский институт
реактивной авиации (НИИ-1).
Начальником
института был назначен генерал-майор
инженерно-авиационной службы
Поликовский Владимир Исаакович
одновременно продолжавший руководство
Центральным институтом авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова.
Такое совмещение,
Владимиру
Исааковичу
оказалось
не по
силам, и
29 мая 1944 года, на
должность Начальника НИИ-1 был назначен руководивший
до этого
НИИ ВВС,
генерал-майор инженерно-авиационной службы
Фёдоров Пётр Иванович
которому
предстояло скорейшее
структурирование и
организация исследовательского
ядра института
и как следствие
(для
выполнения
научно-исследовательских работ
как
приоритетных задач)
- выделение
из
состава института самостоятельных
конструкторских бюро.
Первая структура реорганизованного института была
разработана Начальником
института
П.И. Фёдоровым
вместе
с
его первым заместителем
В.Ф. Болховитиновым
и
утверждена заместителем Народного комиссара
авиационной промышленности
А.С. Яковлевым
(введена
в
действие
15 июля 1944 года).
Важнейшей задачей реорганизации являлось
создание специализированной лабораторной,
экспериментальной,
производственной базы,
необходимой
для
выполнения систематической исследовательской
работы.
В частности,
опытное производство было разделено
на
четыре направления:
двигательное,
самолётное,
приборное
и
производство вооружения.
Первоначально предполагалось, что
исследования
в институте будут вестись
исключительно для
обеспечения разработок воздушно-реактивных
двигателей
для
авиации
и жидкостных реактивных
двигателей
для ракет.
Однако сложившиеся
традиции РНИИ/НИИ-3
и потребности получившего
вскоре бурное развитие ракето-
строения стимулировали развитие исследований
в максимально широком
плане -
применительно
ко
всем областям использования ракетных
двигателей.
В соответствии с институтскими традициями вся
работа исследовательских подраз-
делений со времени их зарождения строилась в
тесном творческом сотрудничестве с
двигательными, самолётными, а
впоследствии и с ракетными
опытно-конструкторскими
бюро.
Такой стиль способствовал быстрому реагированию
специалистов института на
возникающие в опытно-конструкторском бюро
проблемы и столь же быстрой
передаче результатов проводимых исследований в
промышленность.
Выполняя Приказ Государственного комитета обороны СССР,
в августе 1944 года в районе
польской деревни Близна, освобождённой в
конце июля 1944 года войсками 1-го
Украинского фронта под командованием Маршала
Советского Союза
И.С. Конева,
работала группа специалистов НИИ-1 возглавляемая
Начальником института,
генерал-
майором инженерно-авиационной службы
П.И. Фёдоровым,
где до ввода войск Красной
Армии располагался полигон для проведения
испытаний ракет А-4
(Фау-2)
и обучения
личного состава боевых расчётов.
В состав группы входили: инженер-полковник,
Профессор
Ю.А.
Победоносцев,
инженер-подполковник
М.К. Тихонравов,
инженер-майор
Н.Г. Чернышёв
и
инженер-подполковник
А.М.
Шехтман.
Именно им довелось вплотную соприкоснуться с
достижениями германских учёных и
конструкторов в создании баллистических ракет
Фау-2 и самолётов-снарядов Фау-1.
После этой поездки в обширном конференц-зале
НИИ-1, закрытом и строго охраняемом,
появились первые экспонаты ставшей вскоре обширной
выставки трофейной немецкой
ракетной техники, которая проходила до
конца Великой Отечественной войны.
Для их изучения правительственным решением была
создана специальная техническая
комиссия, координацию работы которой осуществлял
заместитель Начальника НИИ-1
Виктор
Фёдорович Болховитинов.
Специалисты тщательно обследуя представленные образцы
и уцелевшую докумен-
тацию, были несколько шокированы масштабами
развернутых в Германии работ.
Они выдвигали свои предложения, направленные
на преодоление обнаруженных
уже тогда недостатков в немецких разработках.
Так, в докладных записках командования ВВС
Г.М.
Маленкову
(члену
Государственного
комитета обороны,
Председателю Особого Комитета по демонтажу
немецкой
промышленности при ГКО СССР - прим.),
сообщалось о доставке 5 и 9 марта 1945 года
на Чкаловский аэродром
(ныне
- в черте города Щёлково Московской области)
и
передаче в НИИ-1 двух газотурбинных двигателей,
а 4 марта того же года - о доставке
на аэродром Монино корпуса самолёта-снаряда
"Фау-1", который был также
передан НИИ-1.
Несомненно, выставка трофейной техники с
которой внимательно ознакомились руководители
Наркоматов авиапромышленности, оборонной промышленности
и члены
Правительства сыграла большую роль как в изучении
немецкий достижений, так и
в определении собственных позиций создателей
советских ракет.
Приказом заместителя Народного комиссара авиационной
промышленности СССР
А.С.
Яковлева
от 1 августа 1944 года, заместитель Начальника НИИ-1,
генерал-майор
инженерно-авиационной службы
В.Ф.
Болховитнов
вошёл
в состав
макетной комиссии
под руководством Начальника института
генерал-майора инженерно-авиационной
службы
П.И. Фёдорова,
задачами которой являлись: рассмотрение
макетов эксперимен-
тальных самолетов с реактивными двигателями и
составления заключений по ним,
составление заключений по макетам реактивных
самолётов и их представление
заместителю Наркома на рассмотрение в
пятидневный срок.
6-8 марта 1946 года,
Болховитнов
Виктор Фёдорович
принял участие
в
отраслевой научно-
технической конференции, состоявшейся в
НИИ-1, где всесторонне обсуждались работы
по двигателям для реактивной авиации.
В её работе также принимали участие ведущие
работники авиационной промышленности
СССР.
Участники конференции заслушали три серии докладов,
ознакомились с экспонатами
выставки отечественных и немецких жидкостных
реактивных двигателей, американ-
ских и английских турбокомпрессорных и
советских прямоточных воздушно-
реактивных двигателей.
На стендах конференции демонстрировалась работа
двигателей конструкции
Л.С. Душкина,
А.М. Люльки
и
М.М. Бондарюка,
был показан кинофильм об испытаниях
самолёта БИ.
О широте охвата тематики на конференции
свидетельствуют многочленные доклады
сделанные ведущими специалистами НИИ-1.
В частности, заместитель Начальника института
В.Ф. Болховитинов
выступил
с докла-
дами:
"Причины
вызвавшие резкое увеличение скоростей самолётов с
реактивными
двигателями"
и
"О направлениях работы НИИ-1 в ближайший период",
в
котором их
перечень был обозначен
следующим образом:
.....•
повышение давления в камере турбокомпрессорного
воздушно-реактивных двигателей;
.....•
повышение температуры перед лопатками турбины
(теплоотвод);
.....•
работа
над форсажной камерой турбокомпрессорного
воздушно-реактивных двигателей
(горение
в потоке больших скоростей);
.....•
обеспечение работы диффузоров и сопел в сверхзвуковом
потоке
(газодинамика);
.....•
снижение
потерь в прямом скачке уплотнения в диффузорах
воздушно-реактивных двигателей
(газодинамика);
.....•
повышение давления в камере жидкостных реактивных
двигателей
(горение,
теплообмен, прочность, газодинамика сопел);
.....•
освоение
новых высококалорийных топлив
(горение,
теплообмен);
форсирование камер сгорания жидкостных реактивных
двигателей
(горение,
распыление);
.....•
уменьшение потерь на питание, охлаждение и другие
подготовительные процессы
(насосы,
краны, турбины, парогазогенераторы и др.);
создание специальных приборов и отыскание новых
принципов измерений при экспериментировании;
.....•
работа
над формами сверхзвуковых самолётов.
Для
решения поставленных задач требовалось создать мощную
лабораторную и экспериментально-стендовую базу,
привлечь к работе талантливую молодёжь.
Однако, в этом же 1946 году, получили
самостоятельность: Опытное конструкторское
бюро под руководством
Люльки Архипа Михайловича
(ОКБ-165;
с 1984 года, после
смерти своего руководителя - Особое конструкторское бюро
имени А.М. Люльки);
в подчинение Министерству сельскохозяйственного
машиностроения был передан
филиал № 2 со всей тематикой реактивного
вооружения
(Конструкторское
бюро
под руководством
Надирадзе Александра Давидовича;
ныне - Московский институт
теплотехники).
Настоящим ударом и громом среди ясного небо стал
Приказ Министра авиационной
промышленности СССР
Хруничева
Михаила Васильевича
об отделении Химкинского
филиала НИИ-1
во главе с
Болховитиновым
Виктором Фёдоровичем
и создании
на его базе Завода № 293 во
главе с
Бисноватом Матусом Рувимовичем
(ныне
здесь размещается Машиностроительное
конструкторское бюро "Факел"
имени П.Д. Грушина -
прим.).
В ответ на этот приказ последовали резкие
протесты руководителей института и его
ведущих специалистов.
В адрес министра и правительства ушли
письма руководящих и ведущих работников
института.
В частности,
В.Ф. Болховитинов,
считая невозможной дальнейшую свою работу в НИИ-1
при такой обстановке, просил освободить
его от занимаемой должности.
Тем не менее, уже после ухода из НИИ-1,
Виктор
Фёдорович
продолжал
сотрудничество
с этим учреждением, оставаясь в нём
членом Учёного совета.
В 1947 году,
Виктор Фёдорович
вернулся
в
Военно-воздушную
инженерную Академию
имени Профессора Н.Е. Жуковского
на
преподавательскую работу
и
с 1949-го по 1965
год
руководил Кафедрой проектирования самолётов,
преобразованную: в 1955 году,
в Кафедру конструкции и проектирования самолётов,
а в 1957 году - в Кафедру
конструкции и боевой эффективности летательных аппаратов.
В этом же 1947 году,
В.Ф. Болховитинову
была присуждена учёная степень Доктора
технических
наук,
а в 1949 году, ему было присвоено учёное звание
Профессора.
В июне 1951 года, Постановлением Совета Министров
СССР
(после
отмены званий
генералов инженерно-авиационной службы),
Болховитинову Виктору Фёдоровичу
было
присвоено воинское звание "генерал-майор
инженерно-технической службы".
Крупнейший учёный и талантливый организатор
учебного процесса,
Виктор Фёдорович
Болховитинов
большое внимание уделял развитию учебно-материальной базы, её
постоянному
оснащению новыми летательными аппаратами, созданию новых
лабораторных установок, предназначенных для
проведения учебного процесса
и
научных исследований.
-
-
В 1962 году, под редакцией
В.Ф. Болховитинова
был издан учебник
"Конструкция и
боевая эффективность летательных аппаратов",
изменивший принципы преподавания
отечественных дисциплин по конструкции самолётов
и востребованный до настоящего
времени.
Разработанная им научная школа проектирования летательных аппаратов, как
единого
комплекса технических, экономических и вопросов боевой эффективности
является
общепризнанной.
Сформулированное и выведенное
В.Ф. Болховитиновым
"уравнение
существования
летательных аппаратов"
является основой проектирования в
отечественной авиации.
В том же 1962 году, в
Москве, в
Оборонном Государственном издательстве
вышел его
научно-исторический труд
"Пути развития летательных аппаратов".
В
книге рассчитанной
на
широкий круг инженерно-технических работников,
связанных
с
проектированием,
производством
и
эксплуатацией летательных аппаратов,
кратко
изложена история развития летательных аппаратов,
проанализированы причины,
определявшие возникновение и отмирание
отдельных образцов, а также скачки и
повороты в процессе развития данного вида
техники.
Показано, как применялись летательные аппараты,
как использовала техника
достижения науки, какие требования к
технике и науке выдвигала практика
применения и как в результате их взаимодействия
шло развитие
летательных аппаратов.
Последняя глава книги посвящена истории развития
ракетного вооружения
("Развитие
одноразовых крылатых и баллистических летательных
аппаратов";
стр. 111-126).
-
открыть
ссылку для скачивания
файла в формате
.djvu
-
В ней
даны: подробный
(на
момент издания)
обзор
ракетной техники в мире, начиная
с создания немецких ракет "Фау-1" и
"Фау-2", характеристики изделий и
особенности
ракетного оружия, необходимые для ракет
математические формулы, обозначена
классификация ракет - от авиационных и
зенитных управляемых ракет, до ракет
средней дальности и межконтинентальных
баллистических ракет.
В 1965 году, Приказом Министра обороны СССР,
генерал-майор инженерно-технической
службы
Болховитинов Виктор Фёдорович
был уволен из Вооружённых сил СССР в
отставку,
по достижении предельного возраста пребывания на военной
службы.
В это же время, он был уволен из кадров
Военно-воздушной
инженерной Академии
имени Профессора Н.Е. Жуковского,
в связи с уходом на
пенсию.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета
СССР
№ 219/163
от 3 ноября 1944 года,
"За долголетнюю
и
безупречную службу в рядах Красной Армии",
генерал-майор
инженерно-авиационной службы
Болховитинов Виктор Фёдорович
был награждён
орденом Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР 21 февраля 1945 года,
"За долголетнюю
и
безупречную службу в рядах Красной Армии",
генерал-майор инженерно-
авиационной службы
Болховитинов Виктор Фёдорович
был награждён
орденом Ленина.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года,
"За образцовое
выполнение заданийПравительства
в области конструирования и создания образцов
новой техники",
заместитель Начальника Научно-исследовательского
института № 1
Народного комиссариата авиационной промышленности
Болховитинов Виктор
Фёдорович
был награждён
орденом Ленина.
В 1949 году,
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР,
Доктору тонических наук,
Профессору
Болховитинову Виктору Фёдоровичу
было присвоено Почётное звание
"Заслуженный деятель науки и техники
РСФСР".
Указом Президиума Верховного Совета
СССР
от 28 октября 1950 года,
"За долголетнюю
и
безупречную службу в рядах Советской Армии",
генерал-майор инженерно-
авиационной службы
Болховитинов Виктор Фёдорович
был награждён
орденом Красного Знамени.
Он был также награждён орденами Трудового Красного
Знамени,
Красной Звезды
(29.12.
1936),
медалями:
"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов"
(09.05.
1945),
"ХХ лет РККА"
(1938),
"30 лет Советской Армии и Флота"
(1948),
"40 лет Вооруженных Сил СССР"
(1958),
"В Память 800-летия Москвы"
(1947),
"За оборону Москвы"
(1944).
- |