-
 


Советский учёный и изобретатель,
Специалист в области теории
межпланетных полётов,
реактивных двигателей
и летательных аппаратов
;
Председатель Группы
реактивного движения
при Осоавиахиме

 
-
-
     
 


Родился 11 августа 1887 года в Риге, в семье врача, доктора медицины, немца по национальности Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Елены Цандер, урождённой Готшальк.
Родившийся
мальчик, был в родительской семье четвертым ребенком.

В 1905 году Фридрих Цандер с отличием заканчивает
Р
еальное училище
.
В выпускном классе
Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом К.Э. Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами".

Это укрепило его в мысли вплотную заняться
проблемой межпланетных полетов.
Тогда же он поступает на первый курс
Механического отделения Рижского Политехнического института.

В 1905 году администрация, напуганная революцией, временно закрывает институт и Цандер покидает Ригу.

Находясь в
Германии, в 1907 году заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "Альма-матер".

В
1908 году, при участии Цандера организуется Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха.

18 сентября 1908 года - Фридрих Артурович завел особую тетрадь под названием "Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами.
Движение в мировом пространстве".


С этого дня он более или менее регулярно делал записи по
космической тематике.
Со временем
тетрадь выросла в сборник серьезнейших научных работ и идей и если бы она была в свое время опубликована, то принесла бы молодому автору мировую известность.
Но этого не произошло.
Вдобавок
Фридрих Артурович еще со времен Данцига, оценив преимущества, которые дает умение быстро писать, делал записи в зашифрованном виде, используя систему стенографии Габельсбергера.

В результате некоторые записи
Цандера не расшифрованы и до сих пор.
Он выполняет
расчет величины работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта. Ф.А. Цандер

В
1909 году, Фридрих Артурович высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты, а мае-июне 1909 года, уже идёт речь о возможности соединения Земли и Луны тросом.

Цандер делает математические выкладки, проводит расчет троса. Идея привлекла внимание в 1960-е годы, появилась терминология "космический лифт".
Сейчас в
научной литературе существует много разработок различных космических тросов и буксиров.

В
июне этого же года у Цандера возникла идея использовать для движения космического корабля магнитное поле Земли.

18 сентября 1912 года, Фридрих Артурович приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива.
Идея была доказана еще
Циолковским, но Цандер пришел к этому самостоятельно!

Работая над вопросами
динамики такого полета, Цандер ранее К.Э. Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней.

Лишь у
американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты).

Параллельно
Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней
(в общем случае он эту мысль высказывал еще в
1909 году).
В настоящее время, считается более выгодным возврат
дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах.

После окончания института в
1914 году, Фридрих Артурович поступает на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия.
 
Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд!

В
1915 году, в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом
эвакуируется в
Москву.

В
1915-1917 годы Фридрих Артурович проводит эксперименты по "оранжерее авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения.
Он выращивает в древесном угле
горох, капусту и другие овощи.

В
1917 году приступает к систематическим исследованиям проблем ракетно-космической науки и техники.

1919 год. Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор".
В
1921 году Фридрих Артурович представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на Московскую губернскую конференцию изобретателей.

С
1920-х годов Фридрих Артурович, наряду с исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой теории и расчётом двигателей космических аппаратов.
Выступает с серией лекций в
Ленинграде, Рязани, Туле, Харькове, Саратове.
Он предложил схему и конструкцию
двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался
в
атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчётов эффективности реактивных двигателей различных схем, включая ВРД и комбинированные РД.

Им были рассмотрены также
вопросы движения космических аппаратов в гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определения траекторий и продолжительности полётов.

В
1929-1932 годах Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный двигатель ОР-1.

Ракетчики-активисты Осоавиахима
Сидят (слева направо): А. Левицкий, Н. Сумарокова, С. Королев, Б. Черановский, Ф. Цандер;
стоят: И. Фортиков, Ю. Победоносцев, Заботин

В
1933 году провёл испытания ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с бензином).
Разрабатывал проекты двигателя и ракеты
«ГИРД-Х».
Принимал участие в организации
Группы изучения реактивного движения.
В
1931-1932 годах был Председателем ГИРД при Осоавиахиме.
 

 
-
 


Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ,
вызвали у
Фридриха Артуровича сильное переутомление.

По настоянию коллектива и врачей
Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом.
Ослабленный организм не справился с болезнью и
28 марта 1933 года
Выдающийся инженeр-конструктор и изобретатель
Фридрих Артурович Цандер скончался на 46-м году жизни...

Похоронен он на Старом (Военном) кладбище Кисловодска.

Через 15 лет, в 1948 году, С.П. Королёв отдыхая там с женой,
не смог найти могилу
Цандера.
Она оказалась заброшенной и затерянной.

Возвратившись в Москву, Сергей Павлович распорядился разыскать могилу.
С большим трудом она была найдена и приведена в порядок.
Теперь на ней стоит гранитный памятник с бюстом
выдающегося пионера космонавтики.

 

-

-
(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вам фотоссылке)

(Увеличить фото) Ставропольский край, г. Кисловодск. Старое (Военное) кладбище. Могила Ф.А. Цандера (вид 1, фото Дениса Бобкова) (Увеличить фото) Ставропольский край, г. Кисловодск. Старое (Военное) кладбище. Могила Ф.А. Цандера (вид 2, фото Дениса Бобкова)

(Увеличить фото) Ставропольский край, г. Кисловодск. Старое (Военное) кладбище. Могила Ф.А. Цандера (вид 3, фото Дениса Бобкова)


(Увеличить фото) Ставропольский край, г. Кисловодск. Старое (Военное) кладбище. Могила Ф.А. Цандера (вид4, фото Дениса Бобкова) (Увеличить фото) Ставропольский край, г. Кисловодск. Старое (Военное) кладбище. Могила Ф.А. Цандера (вид 5, фото Дениса Бобкова)
-

В начале ноября 2005 года на Большом кладбище Риги, где покоятся родители выдающегося учёного, Фридриху Цандеру установили памятник, в память об уроженце столицы Латвии, одном из основателей космонавтики и
первом в Советском Союзе ракетостроителе
.

(Увеличить фото) Латвия, г. Рига. Большое кладбище. Могила родителей Ф.А. Цандера с памятной надписью о Выдающемся уроженце Риги

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
В 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет.
На одной из них стоял двигатель
Цандера.

Подготовка к испытаниям ракеты 09. Нахабино, лето 1933 г.
Слева направо: С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Ю.А. Победоносцев

Так было положено
Начало практическому исследованию космоса в России.
И роль
Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был
Первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность
решению задач, связанных с
осуществленим космических полетов.

Именем
Цандера названа мемориальная комната в Рижском политехническом институте,
улица в
Москве, кратер на Луне.
В Кисловодске в
Память о нём названы проезд в жилом микрорайоне, детский клуб,
Музей истории космонавтики.

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайтов:

http://space.hobby.ru

и

ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

Космос Фридриха Цандера
 

 
-
 


Огромное Спасибо
Денису Бобкову из Кисловодска,
за разрешение публикации его фотографий с места захоронения
Ф.А. Цандера!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"