Родился
11 августа 1887 года
в
Риге,
в семье врача,
доктора медицины,
немца по национальности
Артура
Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского
камергера и
музыканта Елены
Цандер,
урождённой
Готшальк.
Родившийся
мальчик, был в родительской
семье
четвертым ребенком.
В
1905 году
Фридрих Цандер
с отличием заканчивает
Реальное училище.
В выпускном классе
Фридрих по
рекомендации одного из
преподавателей знакомится с
трудом
К.Э. Циолковского
"Исследование мировых пространств
реактивными приборами".
Это укрепило его в мысли
вплотную заняться
проблемой межпланетных полетов.
Тогда же он поступает на первый
курс
Механического отделения Рижского Политехнического
института.
В 1905 году администрация, напуганная революцией, временно закрывает
институт и
Цандер покидает
Ригу.
Находясь в
Германии, в
1907 году
заканчивает
Высшее
Королевское техническое училище в
Данциге и лишь потом
возвращается в
"Альма-матер".
В
1908 году,
при участии
Цандера
организуется
Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета,
члены которого устраивали
выставки
летательных аппаратов,
сами строили
планеры
и пропагандировали идею полета на устройствах
тяжелее воздуха.
18 сентября
1908 года
-
Фридрих Артурович
завел особую тетрадь под
названием
"Космические (эфирные) корабли, которые
обеспечат сообщение между звездами.
Движение в мировом пространстве".
С этого дня он более или менее регулярно
делал записи по
космической тематике.
Со временем
тетрадь выросла в
сборник серьезнейших научных работ и
идей и если бы она была в свое время опубликована, то
принесла бы молодому автору мировую известность.
Но
этого не произошло.
Вдобавок
Фридрих Артурович еще со времен
Данцига, оценив преимущества, которые дает умение быстро
писать, делал записи в
зашифрованном виде, используя
систему стенографии
Габельсбергера.
В результате
некоторые записи
Цандера не расшифрованы и до сих пор.
Он выполняет
расчет
величины работы по подъему тела определенной массы
на некоторую
высоту над поверхностью
Земли
с учетом
изменения с
высотой ускорения свободного падения,
оценивает запас
кислорода
на борту
космического
аппарата
для обеспечения
жизнедеятельности
одного
космонавта.
В
1909 году,
Фридрих Артурович высказывает мысль о возможности
использования в качестве
топлива отработавших частей
самой ракеты, а
мае-июне 1909 года, уже идёт речь о
возможности соединения Земли и
Луны тросом.
Цандер
делает
математические
выкладки, проводит расчет троса.
Идея привлекла внимание в
1960-е годы, появилась
терминология
"космический лифт".
Сейчас в
научной
литературе существует много разработок различных
космических тросов и
буксиров.
В
июне этого же
года у
Цандера
возникла идея использовать для
движения
космического корабля
магнитное
поле Земли.
18 сентября
1912 года,
Фридрих Артурович
приходит к доказательству возможности
выхода
космического аппарата на орбиту Солнца,
используя
известные
виды топлива.
Идея была доказана еще
Циолковским,
но
Цандер
пришел к этому
самостоятельно!
Работая над вопросами
динамики
такого полета,
Цандер
ранее
К.Э. Циолковского
и Оберта приходит к
весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших
ступеней.
Лишь у
американского пионера ракетной техники
Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе
1909 года (в
1914 году
Годдард получает патент на
проект
двухступенчатой твердотопливной ракеты).
Параллельно
Цандер
приходит к мысли о
возможности сжигания
отработанных ступеней
(в общем случае он эту мысль
высказывал еще в
1909 году).
В настоящее время, считается более выгодным возврат
дорогостоящих ракетных
ступеней на
Землю, хотя идея использовать в качестве
вторичного топлива
другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит
практическую
реализацию на
твердотопливных ракетах.
После окончания института в
1914 году,
Фридрих Артурович поступает
на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом
того времени и выпускавший различные резиновые изделия.
Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием
давал ему право самому выбрать
место работы и он решил
изучить
производство
и
свойства резины, чтобы в
дальнейшем применить эти знания для
космических нужд!
В
1915 году, в связи с приближением фронта к
Риге
завод
со всем персоналом
эвакуируется в
Москву.
В
1915-1917 годы
Фридрих Артурович проводит
эксперименты по
"оранжерее авиационной легкости" или,
выражаясь современным языком, по
системе
жизнеобеспечения.
Он выращивает в древесном угле горох,
капусту и другие
овощи.
В
1917 году приступает к систематическим
исследованиям
проблем ракетно-космической науки и техники.
1919 год.
Цандер переходит работать на
авиационный завод
"Мотор".
В
1921 году
Фридрих Артурович представил доклад о проекте
межпланетного корабля-аэроплана на
Московскую губернскую
конференцию изобретателей.
С
1920-х годов
Фридрих Артурович, наряду с
исследованием
проблем межпланетных сообщений, занимался
разработкой теории и расчётом
двигателей
космических
аппаратов.
Выступает с
серией лекций в
Ленинграде,
Рязани,
Туле,
Харькове,
Саратове.
Он предложил схему и конструкцию двигателя
внутреннего сгорания, который не нуждался
в атмосферном
воздухе, выполнил ряд
теоретических расчётов
эффективности реактивных двигателей различных схем,
включая
ВРД и комбинированные
РД.
Им были рассмотрены также
вопросы движения
космических аппаратов в
гравитационном поле Солнца,
планет
и их
спутников, определения
траекторий
и
продолжительности полётов.
В
1929-1932
годах
Цандер построил и
испытал на сжатом воздухе с бензином
реактивный
двигатель ОР-1.
В
1933
году
провёл испытания
ЖРД ОР-2
(на
жидком кислороде с
бензином).
Разрабатывал проекты двигателя и ракеты
«ГИРД-Х».
Принимал участие в организации
Группы изучения
реактивного движения.
В 1931-1932
годах
был
Председателем ГИРД при
Осоавиахиме.
|