-
 


Лауреат двух Сталинских премий,
конструктор автомобильной техники,
Главный конструктор
Горьковского, Днепропетровского
автомобильных заводов и
Завода имени И.А. Лихачёва,
создатель транспортной техники
для ракетно-космической промышленности

 
-
-
     
 


Родился 23 января 1903 года в Томске, в семье судовладельца.

Отец, выходец из крестьян, основал своё дело,
мать
работала земским врачом.

Виталий Андреевич был пятым ребёнком в большой семье.
Родители Виталия были очень разными по характеру людьми:
мать была прирожденным лидером, женщиной с твёрдым и непростым характером,
а
отец - полная ей противоположность - мягким и покладистым.
Сам
Грачёв унаследовал материнский характер.
Он рано ушёл из семьи в самостоятельную жизнь.

С
ранних лет интересовался инженерным делом, что особенно проявилось при
конструировании им новых автомобилей.

Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях,
затем работал
киномехаником.

В
1923 году поступил в Томский технологический институт,
из которого в
1927 году был отчислен за "непролетарское происхождение".
*

В
декабре 1931 года он был безработным и по мобилизации был направлен
в технический отдел строящегося в то время Нижегородского автозавода.

В
1936 году, за рулём самостоятельно разработанной машины лёгкого вездехода
"
ГАЗ-АААА" на котором участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском
автопробеге
по маршруту Горький - Памир - Москва
(через
два года после этого автопробега был расстрелян
Директор Горьковского автозавода С.С. Дьяконов).

В.А. Грачёву удалось устоять в годы репрессий, а после поддержки Наркома
Серго Орджоникидзе приступать к самостоятельной конструкторской работе.

В
1937 году под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой "Волге"),
на
базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль
и два бронеавтомобиля.

В
1938-1939 годах проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61
(первый советский полноприводный автомобиль на базе шестицилиндровой "Эмки"),
который
до наших дней так и остался
непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса.
Решение о
начале разработки ГАЗ-61 Виталий Андреевич "пробил" с огромным трудом,
у самого
К.Е. Ворошилова.
Эта
машина пошла в серию уже в конце 1940-х годов.

Сразу же после начала войны Грачёвым был создан легкий пулеметный
бронеавтомобиль
, получивший высокую оценку И.В. Сталина и
массово выпускавшийся советской промышленностью для нужд фронта.

В 1941−1944 годах под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64
и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67,
а также
единственная в мире колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76)
и
другие образцы колёсной военной техники.


В
сентябре 1944 года В.А. Грачёв был назначен
Главным конструктором автозавода
в Днепропетровске ,
где им был создан
армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.

В.А. Грачёв и Ю.А. Гагарин

С
1951 года - заместитель Главного конструктора и с 1954 года - Главный конструктор специального конструкторского бюро автомобильного Завода имени И.В. Сталина
(
Завода имени И.А. Лихачёва) в Москве (назначен по инициативе
Военного Министра СССР
, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова),
где под
его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134,
ракетоносец ЗИЛ-135К
(единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе.

Ракетоносец ЗИЛ-135К конструкции Виталия Грачёва

Виталий Андреевич Грачёв - создатель автомобиля ЗИЛ-135Л, на котором можно
было
перевозить груз, превышающий вес автомобиля (впервые в мире применил пластик
при изготовлении корпуса).

Им создан
снегоход ЗИЛ-167. Для повышения проходимости машин установил реактивный двигатель, для увеличения маневренности использовал самолетные шасси.

Гребные винты на его автомобилях-амфибиях позволяют вот уже более 50-ти лет
успешно эксплуатировать эти машины.

Ракетоносец ЗИЛ-135К конструкции Виталия Грачёва

После
едва не закончившейся трагедией посадки космического корабля "Восход-2"
(19 марта 1965 года, космонавты
Павел Беляев и Алексей Леонов),
по предложению
Сергея Павловича Королёва Виталий Андреевич Грачёв
начал разработку
поисково-спасательного мобильного комплекса (с абсолютной проходимостью машины) "ЗиЛ - 49061" ("Синяя птица"),
оснащённого пеленгационной техникой, позволяющие в короткий срок
прибывать к месту приземления космонавтов даже в числящейся
непроходимой местности
.

"Синяя птица" (на заднем плане) во время эвакуационных мероприятий по спасеню экипажа космического корабля

"Синяя птица" конструктора Виталия Грачёва

Под
руководством В.А. Грачёва было создано 88 новых конструкций автомобилей, обеспечивших для СССР лидирующее положение в мире в отрасли автомашин для труднопроходимых условий.

Виталий Андреевич имел высокопрофессиональную инженерную подготовку,
позволявшей его коллективу быстро осваивать самые тяжелые задания:
по некоторым изделиям время от начала разработки до испытаний исчислялось
шестью-восемью неделями.


Н
аграды:
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 485 от 10.04.1942
Виталий Андреевич Грачёв был удостоен Сталинской премии III степени
"За разработку новых конструкций автомашины ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64".

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 981 от 14.03.1951
Виталий Андреевич Грачёв в составе коллектива был удостоен
Сталинской премии III степени
"За создание нового образца автомобиля
(
трёхосной амфибии ДАЗ-485)".

Виталий Андреевич Грачёв

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Ему установлен мемориальный знак на территории испытательного полигона.

-----
* По сведениям карточки лауреатской 1942 года в 1922 году поступил
в Томский технологический институт (машиностроительный факультет)
и окончил его в 1927 году.

  
По сведениям карточки лауреатской 1951 года в 1923 году поступил
в Сибирский технологический институт на механический факультет
и окончил его в 1929 году
.
 

 
-
 


Выдающийся конструктор Виталий Андреевич Грачёв
скончался 24 декабря 1978 года.

Урна с его прахом захоронена
в
Москве, на Донском кладбище,
(уч.
№ 3).


(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище (уч. № 3), Захоронение урны с прахом В.А. Грачёва (июль 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


при создании страницы использованы
материалы сайтов


ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики

и

Проект "Личности"

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Синяя птица" космонавтов
(Станислав Зигуненко, "Техника-молодежи",
1993 г. №8, с.42-43)

Колёсные вездеходы конструктора Грачёва

Рядом с Г.Фордом и Ф. Порше
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"