Родился
23 января 1903 года
в Томске, в семье
судовладельца.
Отец, выходец
из
крестьян, основал
своё дело,
мать
работала
земским врачом.
Виталий Андреевич
был
пятым ребёнком в
большой семье.
Родители
Виталия
были
очень разными по характеру людьми:
мать была
прирожденным лидером,
женщиной с
твёрдым и
непростым характером,
а
отец -
полная ей
противоположность
- мягким и
покладистым.
Сам
Грачёв
унаследовал
материнский характер.
Он
рано ушёл из
семьи в
самостоятельную жизнь.
С
ранних лет
интересовался
инженерным делом,
что особенно проявилось
при
конструировании им
новых автомобилей.
Молодой
Грачёв
служил
техником в
авиационных частях,
затем работал
киномехаником.
В
1923 году поступил
в
Томский технологический институт,
из которого в
1927 году
был
отчислен за
"непролетарское происхождение".*
В
декабре 1931 года
он был
безработным и по
мобилизации был
направлен
в
технический отдел
строящегося в то время
Нижегородского автозавода.
В 1936 году, за
рулём
самостоятельно
разработанной машины
лёгкого вездехода
"ГАЗ-АААА"
на котором участвовал в
знаменитом Каракумско-Памирском
автопробеге по маршруту
Горький - Памир - Москва
(через
два года после этого автопробега
был расстрелян
Директор Горьковского автозавода
С.С. Дьяконов).
В.А. Грачёву
удалось
устоять
в
годы репрессий, а
после поддержки
Наркома
Серго Орджоникидзе
приступать к самостоятельной конструкторской
работе.
В
1937 году под
его
руководством был
разработан грузопассажирский трехосный
автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии
тот же индекс
дали первой
"Волге"),
на базе которого
впоследствии был
создан семиместный легковой автомобиль
и
два бронеавтомобиля.
В
1938-1939 годах
проектирует
первый советский легковой вездеход ГАЗ-61
(первый советский
полноприводный автомобиль на базе
шестицилиндровой "Эмки"),
который
до наших дней так
и остался
непревзойдённым
по
динамике
и
проходимости
для
машин этого класса.
Решение о
начале разработки ГАЗ-61
Виталий Андреевич
"пробил" с
огромным трудом,
у самого
К.Е. Ворошилова.
Эта
машина пошла в
серию уже в
конце 1940-х годов.
Сразу же
после начала
войны
Грачёвым
был
создан легкий
пулеметный
бронеавтомобиль,
получивший высокую
оценку
И.В. Сталина
и
массово выпускавшийся советской промышленностью
для нужд фронта.
В
1941−1944 годах под
его руководством были
разработаны
армейский джип ГАЗ-64
и бронеавтомобили
БА-64 и
БА-64Б на его
базе, автомобиль
ГАЗ-67,
а также единственная в мире колёсная самоходная
пушка ГАЗ-68 (КСП-76)
и другие образцы колёсной военной техники.
В
сентябре 1944 года
В.А. Грачёв был назначен
Главным конструктором автозавода
в
Днепропетровске ,
где им был создан
армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.
С
1951 года -
заместитель Главного конструктора
и с
1954 года -
Главный конструктор специального
конструкторского бюро автомобильного Завода имени И.В. Сталина
(Завода имени И.А. Лихачёва)
в
Москве (назначен
по инициативе
Военного Министра СССР,
Маршала Советского Союза
Г.К. Жукова),
где
под его руководством
были
созданы автомобили ЗИЛ-157,
ЗИЛ-134,
ракетоносец ЗИЛ-135К
(единственное в мире серийное шасси
с
двумя автоматическими коробками передач),
бронетранспортёры БТР-152А,
БТР-152Б,
средние колёсные артиллерийские тягачи,
многоцелевые армейские транспортеры
и установки на
их базе.
Виталий Андреевич Грачёв
- создатель автомобиля
ЗИЛ-135Л,
на котором можно
было перевозить груз,
превышающий вес автомобиля
(впервые в мире
применил
пластик
при
изготовлении корпуса).
Им создан снегоход ЗИЛ-167.
Для
повышения проходимости машин
установил
реактивный двигатель,
для
увеличения маневренности
использовал
самолетные шасси.
Гребные винты на
его
автомобилях-амфибиях
позволяют вот уже
более 50-ти лет
успешно
эксплуатировать эти машины.
После
едва не закончившейся трагедией посадки
космического корабля "Восход-2"
(19 марта
1965 года, космонавты
Павел Беляев
и Алексей Леонов),
по предложению
Сергея Павловича Королёва
Виталий Андреевич Грачёв
начал разработку поисково-спасательного
мобильного комплекса (с
абсолютной проходимостью машины)
"ЗиЛ - 49061" ("Синяя птица"),
оснащённого пеленгационной техникой,
позволяющие в
короткий срок
прибывать к месту
приземления космонавтов
даже в числящейся
непроходимой местности.
Под руководством
В.А. Грачёва было
создано 88 новых конструкций автомобилей,
обеспечивших для
СССР
лидирующее положение в мире в отрасли автомашин
для труднопроходимых условий.
Виталий Андреевич
имел высокопрофессиональную инженерную
подготовку,
позволявшей его
коллективу быстро осваивать самые тяжелые
задания:
по некоторым изделиям время от начала
разработки до испытаний исчислялось
шестью-восемью неделями.
Награды:
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 485 от 10.04.1942
Виталий Андреевич Грачёв был удостоен
Сталинской премии III
степени
"За разработку новых конструкций автомашины
ГАЗ-64 и бронеавтомобиля БА-64".
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 981 от 14.03.1951
Виталий Андреевич Грачёв
в составе коллектива был удостоен
Сталинской премии III степени
"За создание нового образца автомобиля
(трёхосной
амфибии ДАЗ-485)".
Награжден орденами
Ленина,
Трудового Красного Знамени
и
медалями.
Ему установлен мемориальный знак на территории испытательного полигона.
-----
*
По
сведениям карточки лауреатской 1942 года в 1922 году поступил
в Томский технологический институт (машиностроительный факультет)
и окончил его в 1927 году.
По сведениям карточки лауреатской 1951
года в 1923 году поступил
в Сибирский технологический институт на механический факультет
и окончил его в 1929 году.
|