Родился
15 января 1906 года
в городе
Вольске, Саратовской области.
В
1928 году
по путевке
Вольского райкома комсомола
приехал в
Ленинград
и поступил на
отделение гидроавиации кораблестроительного факультета Ленинградского
политехнического института.
В
сентябре 1930 года
вместе с курсом переведен для продолжения учебы в только что образованный
Московский авиационный институт.
После
окончания в
1932 году
МАИ
работал в Бюро новых конструкций Всесоюзного
авиационного объединения. Затем - в
ЦКБ
завода №39.
С
июля 1933 года
работал в КБ МАИ,
где, под руководством авиаконструктора
Д.П. Григоровича, занимался
строительством самолетов.
С
1934-го
по
1940 год, будучи главным конструктором
КБ МАИ, руководил
разработкой
и
постройкой самолетов оригинальной конструкции.
В
1940 - 1941 годах
работал
Главным конструктором Харьковского авиазавода №135,
который в начале войны был эвакуирован на
Пермский моторостроительный завод №19.
С
1942 года
работал на Горьковском авиазаводе №21.
С
мая 1943 года
по
октябрь 1946 года
-
Главный инженер Московского авиазавода №381.
В
1946 - 1948 годах
П.Д. Грушин
находился на руководящей работе в
Министерстве авиационной промышленности.
С
сентября 1949 года
по
1951 год
был Деканом самолетостроительного факультета
и
проректором по научной работе МАИ.
В июле 1951 года
назначен первым заместителем
С.А. Лавочкина.
В начале 1953 года
переведен в
КБ-1 (ныне
- Концерн ПВО "Антей-Алмаз").
20 ноября 1953 года
Пётр Дмитриевич
назначен
Начальником и Главным конструктором ОКБ-2
Министерства среднего машиностроения
и приступил к созданию
авиационной ракеты системы К-5
и
зенитной управляемой ракеты В-750
системы С-75.
В 1959 году
назначен
Генеральным конструктором - ответственным руководителем ОКБ-2,
В дальнейшем под руководством
П.Д. Грушина
разработаны
ракеты комплексов войск ПВО страны, комплексов
Сухопутных войск, комплексов ВМФ.
Совместно
с
Б.В. Бункиным
участвовал в создании
комплекса С-300.
Для этого
изделия
разработал и реализовал
большое число новых технических решений, в т.ч.
размещение ракеты
в
транспортно-пусковом контейнере, где она должна
находиться все время -
от сборки на заводе до пуска,
холодный вертикальный старт, позволивший
обеспечить обстрел целей,
летящих с любых направлений без разворота пусковой установки.
Практически каждая
из разработанных под руководством П.Д.
Грушина ракет
становилась эпохой в развитии и совершенствовании этого вида
ракетной техники.
Так было с ракетой для системы С-75,
которой 1 мая 1960 года
в районе Свердловска
был сбит американский самолет-разведчик
«Локхид У-2» с пилотом
Пауэрсом.
Так было с противоракетой В-1000,
которая 4 марта 1961 года
первой в мире перехватила головную часть
баллистической ракеты.
Всего под руководством П.Д.Грушина
было создано несколько десятков типов ракет,
в том числе и ракеты для систем ПВО С-75,
С-125, С-200 и «Оса»,
которые эффективно применялись во время боевых
действий во
Вьетнаме и на
Ближнем Востоке.
С 1991 года
работал советником
МКБ "Факел".
Пётр Дмитриевич
-
Член-корреспондент АН
СССР (с 29 июня 1962 года),
а 1 июля 1966 года он избран
Академиком АН СССР.
Награды:
Пётр Дмитриевич Грушин
был дважды удостоен звания
Героя Социалистического Труда.
Награждён семью орденами
Ленина, орденами
Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени,
медалями.
Он -
Лауреат Ленинской
(1963),
Государственной
премий
СССР
(1965).
В
1979 году
ему была вручена Золотая медаль имени А.Н.
Туполева.
|