Родился
14 марта 1930 года в Ленинграде.
После окончания в 1953 году Казанского авиационного института
Борис Иванович Губанов
пришёл на работу на
Днепропетровский завод № 586 (ныне
- Государственное предприятие "Производственное объединение Южный
машиностроительный завод имени А.М. Макарова"),
на должность
технолога цеха рулевых машин.
В том же году он был переведён в Серийное конструкторское бюро завода № 586,
обеспечивавшее производство первых баллистических ракет разработанных в
ОКБ-1
под руководством
Сергея Павловича Королёва.
Затем, в 1953- 1965 годах Б.И. Губанов
последовательно работал
на следующих должностях:
Инженер, старший инженер,
руководитель группы, начальник сектора,
Заместитель начальника
отдела головных частей ОКБ-586
(с 1966
года
– Конструкторское бюро "Южное").
С
1965-го по 1967 год он являлся Главным инженером, а с 1967 года
-
Начальником и Главным конструктором головного
конструкторского бюро КБ "Южное".
С 1972-го по 1979 год Б.И. Губанов
работал Первым заместителем
Начальника
и Главного конструктора, а с 1979-го по 1982 год - Первым заместителем
Генерального конструктора
КБ "Южное".
Борис Иванович Губанов
активно участвовал
в
работах
по
созданию первых отечественных баллистических ракет
на
высококипящих компонентах топлива,
в
частности ракет
с
разделяющимися головными частями.
Он
обеспечивал непосредственное взаимодействие с разработчиками
ядерных боезарядов,
руководил роботами
по
созданию посадочно-взлётного модуля
лунного орбитального корабля
(блок Е).
В 1982 году
Приказом Министра общего машиностроения СССР
Сергея Александровича Афанасьева Борис Иванович Губанов
был
переведен в Научно-производственное
объединение "Энергия" (ныне
- Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва, город Королев, Московской области).
Этим же приказом он был назначен на должности первого заместителя
Генерального конструктора и
Генерального директора НПО "Энергия", Главного конструктора
Многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран"
и ракетного комплекса "Энергия".
15 мая 1987 года с космодрома Байконур был произведён запуск
ракеты-носителя "Энергия" сверхтяжёлого класса с экспериментальной
нагрузкой, состоящей
из спутника "Полюс" (он
же - массогабаритный макет "Скиф-ДМ", прототип орбитальной лазерной
платформы).
Аппарат не был выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации
самого космического аппарата.
Однако все средства массовой информации назвали этот старт успешным.
В условиях секретности, СМИ транслировали этот пуск с
определённой точки,
чтобы "нагрузка" прикреплённая к ракете-носителю не попала
в кадр.
15 ноября 1988 года состоялся триумфальный и, к сожалению,
единственный полёт орбитального космического корабля многоразового
использования "Буран".
Он был выведен на орбиту всё той же ракетой-носителем "Энергия".
Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два
витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме
"Юбилейный" на Байконуре.
Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с
использованием бортового компьютера и бортового программного
обеспечения, в отличие от американского шаттла, который
традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении
(вход
в атмосферу и торможение до
скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы).
Оба этих пуска состоялись при активном участии технического
руководителя
лётных испытаний многоразовой космической системы
Бориса Ивановича Губанова,
назначенного на эту должность решением Государственной
межведомственной комиссии, в связи с болезнью
Генерального конструктора НПО "Энергия"
Валентина Петровича Глушко.
После закрытия проекта "Энергия-Буран" и увольнения
(15 июля 1993
года - прим.)
из НПО "Энергия",
с
1993-го по 1999 год он являлся руководителем коллектива разработчиков проекта
"Воздушный
старт",
по которому для пуска ракеты-носителя использовался транспортный
самолёт.
За это время он подготовил и издал капитальный четырехтомный труд
"Триумф и трагедия «Энергии"
(Размышления главного конструктора).
(открыть ссылку)
Труд этот был издан в Нижнем Новгороде, тиражом 500 экземпляров.
Последний том этой книги вышел уже после смерти
Б.И. Губанова в 1999
году.
Кроме этого он - автор и соавтор 150-ти научных работ и статей,
рационализаторских предложений и изобретений.
В 1988 году
Доктор технических наук
Борис Иванович Губанов
был избран
Действительным членом
Международной Академии астронавтики.
Он являлся членом секции Российской Академии
Наук
по проблемам освоения Марса.
Награды:
В 1976
году Указом Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в разработку и создание
межконтинентальных
баллистических ракет
Борис Иванович Губанов
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина
и Золотой медали "Серп и Молот".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
в 1980 году
За вклад в создание ракетной и космической техники
Борис Иванович Губанов
был удостоен Ленинской премии.
Он был также награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени
(1959,
17 июня 1961
года - за активное участие в подготовке
и осуществлении полёта первого в мире
космического корабля с человеком на борту).
|