-
 


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии;
Действительный член Международной
Академии астронавтики
;
Доктор технических наук
;
Инженер, старший инженер,
руководитель группы, начальник сектора,
Заместитель начальника отдела
головных частей ОКБ-586
,
Главный инженер, Начальник
и Главный конструктор

 
 

головного Днепропетровского
конструкторского бюро "Южное"
;
первый заместитель Генерального конструктора
и Генерального директора Научно-производственного объединения "Энергия"
; Главный конструктор и технический
руководитель лётных испытаний
Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия-Буран"
и ракетного комплекса "Энергия"
;
Руководитель коллектива разработчиков
проекта "Воздушный старт"

 
-
-
     
 


Родился 14 марта 1930 года в Ленинграде.

После окончания
в 1953 году Казанского авиационного института
Борис Иванович Губанов пришёл на работу на Днепропетровский завод № 586 (ныне - Государственное предприятие "Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова"), на должность
технолога цеха рулевых машин
.

В том же году он был переведён в Серийное конструкторское бюро завода № 586
, обеспечивавшее производство первых баллистических ракет разработанных в ОКБ-1
под руководством
 Сергея Павловича Королёва.

Затем
, в 1953- 1965 годах
Б.И. Губанов последовательно работал на следующих должностях
:
Инженер
, старший инженер, руководитель группы, начальник сектора,
Заместитель начальника
отдела головных частей ОКБ-586
(с 1966 года – Конструкторское бюро "Южное").

С 1965-го по 1967 год он являлся Главным инженером, а с 1967 года -
Начальником
и Главным конструктором головного
конструкторского бюро КБ "Южное"
.

С 1972-го по 1979 год
Б.И. Губанов работал Первым заместителем Начальника
и Главного конструктора, а с 1979-го по 1982 год - Первым заместителем
Генерального конструктора КБ "Южное".

Борис Иванович Губанов активно участвовал
в работах по созданию первых отечественных баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива,
в частности ракет с разделяющимися головными частями.
Он обеспечивал непосредственное взаимодействие с разработчиками ядерных боезарядов, руководил роботами по созданию посадочно-взлётного модуля
лунного орбитального корабля
(блок Е).
 
В 1982 году Приказом Министра общего машиностроения СССР
Сергея Александровича Афанасьева Борис Иванович Губанов был переведен в Научно-производственное объединение "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
имени С.П. Королёва,
город Королев, Московской области).
Этим же приказом он был назначен на должности первого заместителя Генерального конструктора и Генерального директора НПО "Энергия", Главного конструктора Многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран"
и ракетного комплекса "Энергия".



15 мая 1987 года
с космодрома Байконур был произведён  запуск ракеты-носителя "Энергия" сверхтяжёлого класса с экспериментальной нагрузкой, состоящей
из спутника "Полюс"
(он же - массогабаритный макет "Скиф-ДМ", прототип орбитальной лазерной платформы).



Аппарат
не был выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого космического аппарата.
Однако все средства массовой информации назвали этот старт успешным
.
В условиях секретности, СМИ транслировали этот пуск с определённой точки,
чтобы "нагрузка" прикреплённая
к ракете-носителю не попала в кадр.



15 ноября 1988 года
состоялся триумфальный и, к сожалению, единственный полёт орбитального космического корабля многоразового использования "Буран".
Он был выведен
на орбиту всё той же ракетой-носителем "Энергия".



Продолжительность полёта составила 205 минут
, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" на Байконуре.
Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении
(вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы).
Оба этих пуска состоялись
при активном участии технического руководителя
лётных испытаний многоразовой космической системы

Бориса Ивановича Губанова, назначенного на эту должность решением Государственной межведомственной комиссии, в связи с болезнью
Генерального конструктора НПО "Энергия"
Валентина Петровича Глушко.

После закрытия проекта "Энергия-Буран"
и увольнения

(
15 июля 1993 года - прим.) из НПО "Энергия", с 1993-го  по 1999 год он являлся руководителем коллектива разработчиков проекта "Воздушный старт",
по которому для пуска ракеты-носителя использовался транспортный самолёт.
За это время он подготовил и издал капитальный четырехтомный труд
"Триумф и трагедия «Энергии" (Размышления главного конструктора).

Б.И. Губанов. "ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ "ЭНЕРГИИ". РАЗМЫШЛЕНИЯ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА" (в 4-х томах)

(открыть ссылку)

Труд этот был издан в Нижнем Новгороде, тиражом 500 экземпляров.
Последний том этой книги вышел уже после смерти
Б.И. Губанова
в 1999 году.

Кроме этого он - автор и соавтор 150-ти научных работ и статей,
рационализаторских предложений и изобретений.


В 1988 году
Доктор технических наук Борис Иванович Губанов
был избран
Действительным членом
Международной Академии астронавтики.

Он являлся членом секции Российской Академии Наук
по проблемам освоения Марса.


Награды
:
В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в разработку и создание межконтинентальных
баллистических ракет
Борис Иванович Губанов был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина
и Золотой медали "Серп и Молот".

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1980 году
За вклад в создание ракетной и космической техники

Борис Иванович Губанов был удостоен Ленинской премии.

Он был также награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени
(1959,
17 июня 1961 года - за активное участие в подготовке
и осуществлении полёта первого в мире
космического корабля с человеком на борту
).
 

 
-
 


 Выдающийся создатель ракетно-космической техники
Борис Иванович Губанов
скончался 18 марта 1999 года
.

Похоронен он в Москве, на Троекуровском кладбище
(
уч. № 4).


(увеличить фото) г. Москва, Троекуровское кладбище (уч. № 4), могила Б.И. Губанова (сентябрь 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использован текст биографии
Бориса Ивановича Губанова, опубликованный
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)

Также использованы следующие материалы:


(открыть ссылку) Б.И. Губанов - Главный конструктор МКС "Буран" (автор - В.М. Филин, РКК "Энергия" имени С.П. Королёва)

(открыть ссылку) Борис Иванович Губанов - главный конструктор самых мощных ракет в мире (автор - Юрий Бирюков, журнал "Новости космонавтики", № 5, 2000 год)

(открыть ссылку) К 80-летию Бориса Ивановича Губанова – выдающегося конструктора ракетно-космической техники (Аэрокосмический портал Украины)

(открыть ссылку) В.М. Филин. "Путь к "Энергии""
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"