Артур Николаевич Иванников
родился 25
декабря 1936 года в
селе Добринка -
административном центре Добринского
района Воронежской области.
Историческая справка:
.....На основании Указа Президиума Верховного
Совета СССР от 6 января 1954 года, в связи с
образованием Липецкой области (куда и вошла часть Воронежской области),
в её состав был включен и Добринский район с административным центром -
селом Добринка.
.....В 1967-2005 годах
Добринка имела статус посёлка городского типа.
С 1962 года, после окончания Московского авиационного
института имени Серго
Орджоникидзе (ныне
- Московский авиационный институт
(национальный
исследовательский университет))
по специальности "инженер-механик",
А.Н. Иванников
работал
в городе
Калининграде
(ныне
-
город Королёв)
Московской
области, в
Особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1)
Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике
под
руководством
Королёва Сергея Павловича.
Историческая справка:
.....После
безвременной кончины
С.П. Королёва и упразднения
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной
технике и создании вместо него Министерства общего
машиностроения СССР,
6 марта 1966 года,
на базе ОКБ-1 и Завода № 88 было
образовано ЦКБЭМ - Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения
(с
22 мая 1974 года
- Научно-производственное объединение "Энергия")
с Заводом экспериментального машиностроения
(ныне
- Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва").
Артур
Николаевич
начал свой трудовой путь
на этом предприятии инженером.
Затем он стал старшим инженером, а с 1966-го по 1974 год - Начальником отдела
Центрального
конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
С
1974 года,
А.Н. Иванников являлся Начальником
отдела
- заместителем Главного
конструктора НПО "Энергия" по обеспечению
экспериментальной отработки и
координации работ по долговременным орбитальным
станциям и космическим
кораблям.
В
1979 году, он исполнял обязанности заместителя
Главного конструктора
долговременных орбитальных станций и космических кораблей
комплекса
ДОС-7К
("Салют-6").
С 1980 года,
Иванников Артур
Николаевич работал
в должности заместителя
Генерального
конструктора и
Генерального директора Головного
конструкторского бюро НПО "Энергия".
В 1984 году, он был переведён на работу в
Министерство общего машиностроения СССР,
где являлся
первым заместителем Начальника
11-го
Главного управления
-
Главным инженером
министерства.
В 1987 году,
А.Н. Ванников
был переведён на работу
в Центральный Научно-
исследовательский институт машиностроения
(ЦНИИмаш,
ныне - город Королёв
Московской обаласти),
на должность
первого заместителя Директора по научной
работе
-
Директора пилотируемых космических программ.
В этом же году, он вернулся на работу в
Научно-производственное объединение "Энергия", и был
назначен на должность первого заместителя
Генерального
директора Головного конструкторского бюро по
научной работе
- руководителя
Центра по координации работ.
Иванников Артур Николаевич
был
одним из
главных руководителей работ от ОКБ-1/ЦКБЭМ/РПО
"Энергия" по созданию
наземной инфраструктуры, в том числе -
технической и стартовых позиций
на 5-м Научно-исследовательском испытательном
полигоне Министерства обороны СССР
(Космодроме
Байконур)
для обеспечения
пусков ракетно-космического комплекса Н-1 - Л-3 по
пилотируемой
лунной программе.
А.Н. Иванников
участвовал в работах по
созданию и лётно-конструкторским
испытаниям всех пилотируемых орбитальных станций "Салют",
включая станции "Салют-4"
второго поколения и долговременных станций "Салют-6" и
"Салют-7"
оснащённых двумя стыковочными узлами.
Работая в Министерстве общего машиностроения,
затем
продолжив работу в
Центральном Научно-исследовательском институте машиностроения,
и вновь -
в Научно-производственном объединении "Энергия",
Артур Николаевич
участвовал
в руководстве работами
по программам полётов экипажей пилотируемых космических
кораблей и долговременных орбитальных станций, в том
числе - в рамках
международного сотрудничества в космосе.
Он внёс большой вклад в реализацию работ по
обеспечению экспериментальной
отработки и координации работ по долговременным
орбитальным станциям "Салют-6",
"Салют-7" и "Мир"),
пилотируемым
космическим кораблям "Союз",
"Союз Т", "Союз
ТМ"; автоматическим транспортным грузовым кораблям
"Прогресс" и
многоразовому
транспортному космическому комплексу "Энергия-Буран".
А.Н. Иванников
успешно совмещал основную
организационную работу с научной
деятельностью.
В 1971 году он защитил диссертацию на соискание учёной
степени Кандидата технических наук, а в 1984 году
(после защиты
диссертации),
он был удостоен
учёной степени Доктора технических наук.
Артур Николаевич
- автор и
соавтор
более
150-ти
научных
работ,
статей
и ряда
изобретений.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 15 января 1976 года,
"За участие в
работе по осуществлению полёта орбитальной станции "Салют-4", а
также вклад в
осуществление совместного полёта советского и американского
космических кораблей
по программе "ЭПАС" ("Союз"-"Аполлон")",
Начальник
отдела
- заместитель Главного
конструктора НПО "Энергия"
Иванников Артур Николаевич
был награждён
орденом "Знак Почёта".
-
-
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от
5
ноября 1980 года
(без
публикации в печати),
"За обеспечение ремонтно-восстановительных работ на
станции "Салют-6" и разработку комплекса средств,
обеспечивающего длительные
полёты на станциях "Салют"",
Государственной премии СССР в области техник за
1979 год были удостоены ведущие специалисты
Научно-производственного объединения "Энергия":
Борисенко
Алексей Андреевич,
Горшков Леонид Алексеевич,
Елисеев Алексей Станиславович,
Зеленщиков Николай Иванович,
Иванников Артур Николаевич
и
Лавров Илья Владимирович.
Иванников Артур Николаевич
был также
награждён орденом
Трудового Красного
Знамени (1988),
ещё одним орденом
"Знак Почёта"
(1971),
медалями: "За освоение
целинных земель"
(1957,
во время работы на целине в составе студенческого отряда),
"За
доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И.Ленина" (1970). |