-
 


Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук
;
Бывший Заместитель Главного конструктора
Московского автомобильного
Завода имени Сталина ("ЗиС"),

Начальник проектного отдела ОКБ-456
(ныне - НПО "Энергомаш имени
Академика В.П. Глушко
")
Учёный и конструктор в области
создания ракетных двигателей

 
-
-
     
 


Родился 23 августа 1901 года в Москве в семье
потомственных предпринимателей.

Отец - Николай Густавович - сын приехавшего в Россию немецкого промышленника
и
организатора предприятий Густава Ивановича Листа (1835 - 1913).
Бабушка по материнской линии Ольга Ивановна Морозова (ум. в 1920 году)
была
племянницей предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова
(1865 - 1905).

Образование получил в Московском Государственном Университете (1918) и
Московском Высшем техническом училище (1921).

В
1950 году окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Григорий Николаевич Лист до ареста по ложному обвинению в 1938 году
работал
заместителем Главного конструктора
автозавода имени И.В. Сталина "ЗИС".
Был
приговорён к 10-ти годам лишения свободы.

Срок он отбывал, работая в ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при
Казанском авиамоторном заводе №27, где и познакомился с
С.П. Королёвым,
а так же
В.П. Глушко, ставшим в будущем его непосредственным Начальником.

Группа Глушко находилась как бы при авиамоторном заводе, но директору завода
фактически не подчинялась.

Именно здесь, в Казани и образовался "костяк" будущего Конструкторского бюро двигателестроения, куда и вошёл Григорий Николаевич.

Здесь
Лист в корне поменяет свою жизнь.
Один
видных создателей отечественных автомобилей станет потом
одним из видных создателей ракетной и космической техники.

В
"шарашке" Григорий Николаевич возглавил разработку специального редуктора
для
двигателя ПЛ.

В
1942 году Лист работая с
В.П. Глушко, принимал участие в создании вспомогательных авиационных жидкостно-реактивных двигателей РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3
с
насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой
у
земли от 300 до 900 кг.

В 1943 году руководил группой конструкторов.

в 1943-1946 годах двигатели прошли наземные и летные испытания
на
самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7.
Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания,
отчёты по ним утверждены И.В. Сталиным.

В
конце июля 1944 года по предложению Наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия
и с согласия И.В. Сталина Президиум Верховного Совета СССР принимает решение
о
досрочном освобождении 35-ти заключенных "шарашки" и
среди них - руководящего состава КБ-2.
Г.Н. Лист был досрочно освобождён со снятием судимости.

Григорий Николаевич Лист, 1945 год

В конце
апреля 1945 года в Казанском авиационном институте при активном
участии
Ректора КАИ
, профессора
Г.В. Каменкова была организована
кафедра ракетных двигателей.
В
старший преподавательский состав вошли:
В.П. Глушко (заведующий кафедрой),
Г.С. Жирицкий (профессор) и старшие преподаватели -
С.П. Королёв, Г.Н. Лист, Д.Д. Севрук и Д.Я. Брагин.

9 августа 1945 года Лист в составе группы военных специалистов, учёных и конструкторов был направлен в Германию для изучения двигателя ФАУ-2.

С 1946 года, после возвращения в СССР работал в конструкторском бюро завода № 456
(ныне - НПО "Энергомаш имени Академика В.П. Глушко", г. Химки,
Московской области)
.

С
1947-го по 1959 год Григорий Николаевич Лист являлся Начальником
конструкторской бригады
.

В
1948 году по его инициативе была разработана фундаментальная отечественная конструкция камеры ЖРД.
Под
его руководством разработаны огневые агрегаты двигателей РД-100, РД-101,
РД-103, РД-107, РД-214.

В
1959 году Г.Н. Лист стал Доктором технических наук.

С
1959 года - руководил проектным отделом ОКБ-456, где им были разработаны
исходные варианты конструкции электрических ракетных двигателей
.

С
1961 года - в ОКБ в системе Академии наук СССР, затем - работал
в Институте технической эстетики.

Стоит отметить, что Григорий Николаевич занимался так же историей
вело-
и автостроения.
Он - автор и соавтор нескольких трудов по этой теме.

Награды:
В 1957 году, за участие в разработке и осуществлении полёта Первого искусственного спутника Земли Григорий Николаевич Лист был удостоен
Ленинской премии.

Награжден орденами Ленина (1956), Трудового Красного Знамени (дважды -
в
1956-м и 1959 годах), "Знак Почета" (1945) и медалью "За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1945).

 

 
-
 


Выдающийся конструктор и инженер, один из пионеров Отечественного ракетостроения Григорий Николаевич Лист скончался  7 декабря 1993 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 5),
рядом с
могилой деда.


(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 5), могила  Г.Н. Листа (август 2009 года) (увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 5), могила  Г.Н. Листа, фрагмент надгробия (август 2009 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы выдержки из
Книги Ярослава Голованова "Королёв. Факты и мифы"
а также
биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение РОССИИ"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"