Родился 23 августа 1901 года
в Москве в семье
потомственных предпринимателей.
Отец -
Николай Густавович
- сын
приехавшего в
Россию немецкого
промышленника
и организатора предприятий
Густава Ивановича Листа
(1835 - 1913).
Бабушка по
материнской линии
Ольга Ивановна Морозова
(ум. в 1920 году)
была племянницей
предпринимателя
и мецената
Саввы Тимофеевича Морозова
(1865 - 1905).
Образование
получил в
Московском Государственном Университете
(1918) и
Московском Высшем техническом училище
(1921).
В 1950 году
окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ
имени Н.Э. Баумана.
Григорий Николаевич Лист
до ареста по ложному обвинению
в 1938 году
работал заместителем Главного конструктора
автозавода имени И.В. Сталина
— "ЗИС".
Был приговорён
к
10-ти годам лишения свободы.
Срок он
отбывал,
работая в
ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР
при
Казанском авиамоторном заводе №27,
где и
познакомился с
С.П. Королёвым,
а так же
В.П. Глушко,
ставшим в будущем
его непосредственным Начальником.
Группа
Глушко находилась
как бы
при авиамоторном заводе, но
директору завода
фактически не подчинялась.
Именно здесь, в Казани
и образовался "костяк" будущего Конструкторского
бюро
двигателестроения,
куда и
вошёл Григорий Николаевич.
Здесь
Лист в
корне поменяет свою жизнь.
Один видных создателей отечественных
автомобилей станет потом
одним из видных создателей ракетной
и космической техники.
В
"шарашке"
Григорий Николаевич
возглавил
разработку специального редуктора
для
двигателя ПЛ.
В 1942 году
Лист
работая с
В.П. Глушко,
принимал участие
в создании вспомогательных
авиационных жидкостно-реактивных двигателей РД-1,
РД-1ХЗ,
РД-2 и
РД-3
с насосной подачей азотной кислоты
и керосина, с
регулируемой тягой
и максимальной тягой
у земли от
300 до
900 кг.
В 1943 году
руководил группой конструкторов.
в
1943-1946 годах
двигатели
прошли
наземные и летные испытания
на
самолетах Пе-2Р,
Ла-7Р и
120Р,
Як-3,
Су-6 и
Су-7.
Двигатели РД-1ХЗ
и РД-2
прошли государственные испытания,
отчёты по
ним утверждены И.В. Сталиным.
В конце июля 1944 года
по предложению
Наркома внутренних дел СССР
Л.П. Берия
и с согласия
И.В. Сталина
Президиум Верховного Совета СССР принимает решение
о досрочном освобождении 35-ти заключенных
"шарашки" и
среди них -
руководящего состава КБ-2.
Г.Н. Лист был
досрочно освобождён
со снятием судимости.
В конце апреля 1945 года
в Казанском авиационном институте
при активном
участии Ректора КАИ,
профессора
Г.В. Каменкова
была
организована
кафедра ракетных двигателей.
В старший преподавательский состав
вошли:
В.П. Глушко
(заведующий кафедрой),
Г.С. Жирицкий
(профессор)
и старшие преподаватели
-
С.П. Королёв,
Г.Н. Лист,
Д.Д. Севрук и
Д.Я. Брагин.
9 августа 1945 года
Лист в
составе группы военных специалистов,
учёных
и конструкторов
был направлен в Германию
для изучения двигателя
ФАУ-2.
С 1946 года,
после возвращения в СССР
работал в конструкторском бюро
завода № 456
(ныне
- НПО "Энергомаш имени Академика
В.П. Глушко",
г.
Химки,
Московской
области).
С 1947-го по
1959 год Григорий
Николаевич Лист являлся
Начальником
конструкторской бригады.
В 1948 году по
его инициативе
была разработана
фундаментальная отечественная конструкция камеры
ЖРД.
Под его руководством разработаны
огневые агрегаты двигателей РД-100,
РД-101,
РД-103,
РД-107,
РД-214.
В 1959 году
Г.Н. Лист
стал Доктором
технических наук.
С 1959 года -
руководил проектным отделом ОКБ-456,
где им были разработаны
исходные варианты конструкции электрических ракетных двигателей.
С 1961 года - в
ОКБ в
системе Академии наук СССР,
затем - работал
в Институте
технической эстетики.
Стоит отметить, что Григорий Николаевич
занимался так же историей
вело- и автостроения.
Он -
автор и
соавтор нескольких трудов
по этой теме.
Награды:
В
1957 году,
за участие в разработке и осуществлении полёта Первого
искусственного спутника Земли Григорий
Николаевич Лист был удостоен
Ленинской премии.
Награжден
орденами Ленина (1956),
Трудового Красного Знамени
(дважды -
в 1956-м и
1959 годах),
"Знак Почета" (1945)
и медалью "За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1945).
|