-
 


Кандидат технических наук;
Инженер-конструктор
Специального конструкторского бюро
Завода имени И.А. Лихачёва,
Центрального Научно-исследовательском
автоматики и гидравлики,
конструкторского бюро
Московского
насосного завод имени М.И. Калинина;
Старший научный сотрудник
отдела спецавтомобилей
Центрального
научно-исследовательского

 
 

автомобильного и автомоторного института;
историк автомобильной и военной техники,
обозреватель журналов
"За рулём",
"Автомобильная промышленность" и
"Техника и вооружение"

 
-
-
     
 


Родился 28 июля 1938 года в Москве.
Его отец -
Прочко Игнатий Степанович (1903 - 1971) -
Кандидат военных наук; Один из организаторов и Член-корреспондент
Академии Артиллерийских наук
; Доцент, заместитель Начальника кафедры
оперативно-тактической подготовки
, Начальник факультета реактивного
(ракетного) вооружения
, Начальник баллистического факультета
Военной Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского
;
помощник Председателя Артиллерийского комитета по полигонам
и научно-исследовательским институтам Главного артиллерийского управления
;
Генерал-лейтенант артиллерии запаса.


По окончанию Московского Высшего Технического училища имени Н.Э. Баумана,
в
1962 году Евгений Игнатьевич Прочко пришёл работать в специальное конструкторское бюро (СКБ) Заводв имени И.А. Лихачёва, где под руководством
Главного конструктора СКБ
Виталия Андреевича Грачёва участвовал в проектировании специальных колесных шасси ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135ЛМ, снегохода ЗИЛ-Э167,
поисково-эвакуационного автомобиля-вездехода  (ПЭУ) "ЗиЛ - 49061"
("Синия птица"), предназначенного, в том числе, для спасения и эвакуации экипажей.

"Синяя птица" (на заднем плане) во время эвакуационных мероприятий по спасеню экипажа космического корабля

"Синяя птица" конструктора Виталия Грачёва


 космических кораблей после их посадки
и оборудованного пеленгационной техникой.
 
Уже тогда появились первые статьи Евгения Игнатьевича в журналах
"За рулём"
и "Автомобильная промышленность".

С
1966-го по 1974 год Евгений Игнатьевич работал в Центральном
Научно-исследовательском автоматики и гидравлики.

Именно здесь определилась его специализация - силовые гидрообъёмные приводы (конечно же, для автомобилей).
Он оттачивал и углублял теоретические знания, полученные в институте,
приобретал необходимый опыт практической работы с подобными агрегатами.

В
1974 году Е.И. Прочко уже в качестве опытного специалиста возвратился
на ЗИЛ в коллектив
Виталия Андреевича Грачёва.
Он возглавил здесь только что созданное КБ силового гидропривода и получил
от Главного конструктора заданиеразработать силовой объемный гидропривод
для
вездехода ЗИЛ-3906 с движителем в виде пневмокатковой цепи.
За
четыре года практически с нуля были созданы оригинальные гидромашины, проведены циклы стендовых испытаний, отлажена гидравлическая система,
собран опытный образец.
К
сожалению, закончить начатое большое дело помешала смерть Главного конструктора, а с пришедшим ему на смену руководителем отношения
у
Евгения Игнатьевича не сложились, в итоге в 1982 году ему пришлось
покинуть автозавод
.

Несколько лет
Е.И. Прочко проработал в КБ Московского насосного завод
имени М.И. Калинина
, где создавал новые гидрообъёмные машины.

В
1987 году Евгений Игнатьевич вернулся к полюбившимся ему автомобилям.
На
этот раз – в отдел спецавтомобилей Центральный научно-исследовательский
автомобильный и автомоторный институт
на должность Старшего научного сотрудника.
Пиком
его практической и научной деятельности стал "Гидроход", разработанный
здесь
совместно с коллективом родного ему СКБ ЗИЛ.
Автомобиль, построенный на агрегатах трансмиссии грачёвской "Синей птицы" ЗИЛ-49061, оснащён гидрообъемной трансмиссией.
Гидрообъемная передача с индивидуальным приводом каждого колеса
обладает широчайшими возможностями для автоматического распределения крутящего момента между ведущими колёсами в зависимости от дорожной ситуации. Именно "Методы построения систем силовых гидрообъемных приводов колес полноприводных автомобилей" стали темой кандидатской диссертации
Евгения Игнатьевича
, блестяще защищенной им в 2006 год.
До последнего времени он занимался исследованиями и испытаниями "Гидрохода"
на
Дмитровском полигоне.

Конечно, трудовая биография не отражает многочисленных увлечений конструктора.
Среди любителей авто-мото-старины Евгений Игнатьевич был хорошо известен
не
только как большой знаток конструкции отечественных автомобилей, но и как увлечённый коллекционер, восстановивший не один ретро-автомобиль.
Только полюбившихся ему ГАЗ-67 у Евгения Игнатьевича имелось несколько.

В
начале 1970-х годов он участвовал в создании Музея авиации Северного флота
в Сафонове.
С
большим увлечением Е.И. Прочко занимался историей паровозов, с каким "огоньком" он рассказывал о восстановлении "овечек", "лебедянок", "СО", об экспедициях
по "мертвой дороге" Салехард-Игарка в поисках уцелевших экземпляров,
открытии новых выставок и музеев.

Его исследования в области истории создания, производства и применения вездеходной и военной техники, изданные солидными тиражами, отличались глубиной подаваемого читателю материала, хорошим знанием конструкции, истории и тщательным изучением первоисточников, прекрасными иллюстрациями.
Им написаны такие известные монографии, как "Легкие танки Т-40 и Т-60",
"Вездеходы РККА", "Бронетранспортер БТР-152", "Артиллерийские тягачи
Красной Армии"
, "Легковые вездеходы Красной Армии" и др.

В
журнале "Техника и вооружение" на протяжении ряда лет также публиковались обширные материалы Евгения Игнатьевича по автомобильной тематике.
Достаточно вспомнить статьи о бронетранспортере БТР-152, амфибии БАВ,
цикл статей "Автомобили для бездорожья", посвященный опытным
автомобилям СКБ ЗИЛ
.
Отдельные брошюры и статьи были посвящены деятельности
В.А. Грачёвалегендарного создателя вездеходов, чьим учеником являлся
и
сам Евгений Игнатьевич.

Е.И. Прочко написаны около 20 научных трудов, в которых рассмотрены вопросы совершенствования силового гидрообъемного привода.
На
протяжении многих лет он являлся членом государственной экзаменационной комиссии при защите дипломных проектов в МВТУ имени Н.Э. Баумана.

 

 
-
 


Выдающийся конструктор автомобильных систем,
историк автомобильной и военной техники
Евгений Игнатьевич Прочко скончался 5 декабря 2009 года.

Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище (уч. № 2)
,
рядом с могилой отца.

(увеличить фото) г. Москва, Ваганьковское кладбище (уч. № 2), Надгробие И.С. и Е.И. Прочко (июнь 2011 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
     
 


При создании страницы использована статья
Памяти Евгения Игнатьевича Прочко

ССЫЛКа ПО ТЕМЕ:
"Синяя птица" космонавтов
(Станислав Зигуненко, "Техника-молодежи",
1993 г. №8, с.42-43)

 

 
-

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"