Родился
16 ноября 1925 года в
станице
Константиновской, Ростовской области.
Еще в детстве
Юрий мечтал о небе.
Этой мечте он был благодарен вожатому
пионерского лагеря, где школьник
Труфанов проводил
летние каникулы.
Вожатый, память о котором Юрий Николаевич
хранил всю свою жизнь, был студентом МАИ.
Начало Великой Отечественной войны
застало Юрия
в Ростовском авиационном техникуме,
где он учился по специальности "монтаж
самолетов".
Учебный процесс
нередко прерывался, когда студентов привлекали к
оборонительным работам. В
начале 1943 года,
когда в ходе войны
произошел перелом,
будущие авиаторы
смогли продолжить основные занятия.
Однако вскоре Ю. Труфанова
призывают в Красную Армию.
В феврале 1943 года
в составе маршевой роты
Юрий
попадает на фронт.
Солдат-автоматчик
и комсорг роты, он
участвует в боях на Миусском направлении.
В августе того же года
получает контузию
и оказывается в госпитале,
откуда, получив временную инвалидность,
возвращается в техникум
для продолжения образования.
Менее чем через год
Труфанова
снова призывают и направляют в 1-е
Орджоникидзевское военно-пулеметное училище с
двухгодичным сроком обучения.
Не желая отсиживаться в тылу,
он пишет рапорт с просьбой направить его на
фронт.
Попав в запасной полк,
он, благодаря твердому характеру
и организационным способностям,
а также имея опыт комсомольской работы,
вскоре становится комсоргом батальона.
Должность эта по существовавшему тогда ранжиру
была офицерской,
и командование предлагает Труфанову
учебу в Военно-политической Академии.
Чувствуя, что шансов попасть на фронт
у него немного, Юрий
просит разрешить ему
продолжить образование.
За месяц до Великой Победы
его просьбу и ходатайство техникума
удовлетворяют:
он демобилизуется
и возвращается в учебные аудитории техникума,
который оканчивает в 1946 году.
Оказавшись по распределению на одном из
подмосковных предприятий,
Ю.Н. Труфанов
возвращается к своему давнему намерению
поступить
в Московский авиационный институт
и осуществляет эту мечту.
Самолетостроительный факультет МАИ Труфанов
успешно оканчивает в 1955 году.
В годы учебы он
работал по совместительству Начальником курса.
Юрий Николаевич
получает диплом
инженера-механика по
самолетостроению
и распределение в
ОКБ-23.
1 апреля 1955 года
молодого специалиста принимают на работу в
проектный отдел под
руководством О.А. Сидорова.
Довольно скоро Труфанов
становится Начальником проектной бригады,
Ведущим конструктором проекта,
затем отдела и
далее назначается Ведущим конструктором
сверхзвукового самолета М-50, уже
непосредственно подчиняясь
Генеральному конструктору ОКБ
В.М. Мясищеву.
Некоторое время спустя в оборонительной
доктрине Советского Союза произошли известные
перемены, отдавшие приоритет ракетно-ядерной
тематике в ущерб
развитию авиации.
3 октября 1960 года
Совет Министров СССР
принял решение о передаче ОКБ-23
в состав
ОКБ-52 (г.
Реутов,
Московской области) под
наименованием «Филиал № 1».
Так, практически в одночасье
несколько выдающихся проектов,
на десятилетия опережавших время,
оказались замороженными.
Развитию авиации был нанесен непоправимый ущерб.
Свой последний парад М-50
осуществил в августе 1961 года
(флагман воздушного парада).
В.Н. Челомей,
сменивший
Мясищева
на посту Генерального конструктора
ОКБ-23,
в 1962 году
назначает Юрия Труфанова
Главным ведущим конструктором.
Основным полем его деятельности
становится участие в создании
межконтинентальной баллистической ракеты УР-500
(такое обозначение
было выбрано, поскольку
стартовая масса ракеты должна была превысить
500 тонн).
Общую концепцию тяжелого универсального
носителя сформулировали к
концу 1961
года,
а весной следующего года определили ее
облик и основные характеристики.
29
апреля 1962 года постановление о
создании 3-ступенчатой ракеты тяжелого
класса
было подписано в Совете Министров СССР.
Уже в июле 1965 года состоялся
первый пуск ракеты с заводским
номером «207» -
двухступенчатого прототипа УР-500 с научной космической станцией
«Протон-1»
весом 12 тонн.
Чуть позже двухступенчатая УР-500 вывела на орбиту
еще две станции «Протон».
В 1967 году начались летные
испытания космической модификации «Протона» – универсальной
ракеты –
носителя УР-500К.
Летные испытания совмещались с
решением важнейших целевых
задач,
таких как облет Луны пилотируемым
кораблем
(полёт осуществлен только в
автоматическом режиме),
доставка автоматическими станциями "Луна-16"
и "Луна-24"
знаменитых луноходов,
возврат на Землю
лунного грунта и т. д.
Эти успехи заметно сгладили
наши неудачи в лунной программе
Н1-Л3
на фоне успешного посещения
американскими астронавтами Луны.
В 1968 году
Юрий Николаевич получает предложение
Министра общего
машиностроения СССР
С.А. Афанасьева перейти на работу в
Министерство.
Сам Труфанов, по собственному восприятию -
100-процентный «технарь», отнесся к
перспективе обращения
в чиновники без всякого оптимизма: он считал, что
его
место там, где кипит практическая работа (не хотел отпускать
опытного
высококлассного специалиста
и
В.Н. Челомей).
Свои доводы Труфанов изложил
Министру, но тот был непреклонен:
«Так надо».
В результате в декабре 1968
года Ю.Н. Труфанов назначается
Заместителем Начальника,
а затем Главным
инженером 3-го Главка Минобщемаша.
В мае 1974 года
Директором и
Генеральным конструктором НПО «Энергия»,
образованного на базе предприятий ЦКБЭМ
и КБЭМ,
назначается академик
В.П. Глушко.
По его предложению Ю.Н. Труфанов
назначается Министром
его Первым Заместителем.
Это был нелегкий,
но весьма плодотворный период.
Работать приходилось буквально на износ.
Ситуация осложнялась
непростыми взаимоотношениями
Афанасьева
и
Глушко.
Министр,
отвечающий за решение задачи
в жестко установленные сроки,
потребовал найти решения,
обеспечивающие производство блоков на
действующих заводах, а тяги
ЖРД ограничить
технологическими возможностями производства
и стендовой базы.
В итоге задача была решена:
был создан базовый модуль
диаметром 3,9 метра и
ЖРД
тягой 740 тонн,
модификации которого использовались в системе
«Энергия–Буран»
и в составе ракет-носителей
среднего класса
«Зенит».
Генеральный конструктор,
поддерживаемый «сверху»,
предлагает в кратчайшие сроки
реализовать сразу весь пакет проектов
(освоение Луны,
тяжелый носитель,
система «Энергия–Буран»)
при сохранении работ по пилотируемой
космонавтике,
в том числе программа «Союз–Аполлон».
В частности, универсальный ракетный модуль
для семейства тяжелых РН
закладывался с ЖРД
тягой 1000 тонн и
диаметром блока 6 метров.
Техническая реализация
проекта требовала
переноса производства этих блоков с
заводов на
космодром, а
ЖРД такой тяги –
проблема от производства,
стендов и цикла обработки.
По просьбе Ю.Н. Труфанова
Министр перевел
его на другое предприятие
-
НПО имени С.А. Лавочкина.
Одновременно Юрий Николаевич
возглавил секцию экспертной комиссии
по рассмотрению эскизного проекта по комплексу
«Энергия–Буран».
В 1980 году
Юрия Николаевича Труфанова переводят в
Научно-производственное объединение «Молния»
(ныне – ОАО «НПО
«Молния»), где он работал до
конца своей жизни.
В 1995 году
Ю.Н. Труфанов становится
Заместителем Генерального директора предприятия.
Одновременно он является Главным конструктором
и возглавляет конструкторское бюро.
С новым назначением Ю.Н. Труфанова
началось тесное сотрудничество НПО «Молния»
с фирмой, в
которой он вырос, – речь идет о Государственном
космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева,
ставшей одной из наиболее авторитетных
аэрокосмических компаний мира, с которой
связаны надежды и планы России
в освоении космоса.
Юрий Николаевич Труфанов
становится Академиком
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Награды:
За
участие в создании «Протона» - ракеты, ставшей на десятилетия одной из
лучших систем этого класса в мире,
Ю.Н. Труфанов в
1970 году удостоен
Ленинской премии.
Он - Заслуженный конструктор
Российской Федерации.
Награжден медалью «За победу над Германией»,
другими знаками отличия.
|