Родился 20 мая 1925 года
в Москве.
Его отец - Выдающийся Советский авиаконструктор
А.Н. Туполев
(1888 - 1972).
Еще не окончив
средней школы, он с
родителями эвакуируется в
Омск.
Окончив среднюю школу
в 1942 году он
поступает в КБ А.Н. Туполева
и работает конструктором.
Первая его конструкторская работа
- хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа
самолета Ту-2,
принятая в серийном производстве
для экономии дефицитного металла
в военные годы.
В 1942 году,
возвратившись в Москву,
он поступает
в Московский авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе.
По окончании института
приходит в КБ
в бригаду проектов,
которой руководил Б.М. Кондорский
и работает там до 1949 года.
После окончания Московского авиационного
института, с
1949-го по 1963
год
он - Ведущий
конструктор завода;
с 1963-го по
1973 год - Главный
конструктор завода и заместитель
Генерального конструктора.
Принимал активное участие
в разработке конструкций
первого реактивного пассажирского самолета
ТУ-104,
самолетов ТУ-114,
ТУ-124,
ТУ-134;
ТУ-154.
С 1973 года
А.А. Туполев -
является Генеральным конструктором ОКБ.
С 1992 года -
Генеральный конструктор корпорации
(ОАО "Туполев"),
созданной на базе Авиационного
научно-технического комплекса (АНТК)
имени А.Н. Туполева
и Самарского авиационного завода.
Под руководством
Алексея Туполева велось
создание и
доводка сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.
В начале 1970-х
на базе его развития - Ту-244
проектируется стратегический бомбардировщик
"160", однако под
нажимом ВВС в
дальнейшем, вместо него было решено разработать
полностью оригинальный самолет Ту-160.
19 декабря 1981 года,
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Ту-160
совершил первый полет,
а в 1988 году он
был продемонстрирован министру обороны США
на аэродроме Кубинка.
В 1979 году
взлетает носитель крылатых ракет Х-55
Ту-95МС,
созданный на базе Ту-142М.
Являлся Генеральным конструктором
одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета
(ВКС),
известного как проект "Буран"
(Ту-2000
?).
Массовый магистральный самолет Аэрофлота
Ту-154 после модернизации и установки новых
двигателей Д-30КУ
получил марку Ту-154М.
15 апреля 1988 года
совершил первый полет
экспериментальный самолет Ту-155,
для которого ОКБ Н.Д. Кузнецова
разработало водородный двигатель НК-88.
В начале 1989 года
взлетел среднемагистральный самолёт Ту-204.
В марте 1992 года
на Казанском авиапромышленном объединении
(КАПО)
имени Горбунова началось
серийное производство самолёта Ту-204-200.
Одновременно Алексей Андреевич Туполев
вел большую преподавательскую
и научную работу в
Московском авиационно-технологическом
институте имени К.Э. Циолковского,
был Профессором,
заведующим кафедрой
(с 1979 года)
«Аэродинамика и конструкция летательных
аппаратов».
В 1953 году
защитил диссертацию
на соискание ученой степени кандидата
технических наук,
а в 1963 году стал
Доктором технических наук за
научные труды по новым летательным аппаратам.
А.А. Туполев
принимал непосредственное участие
в подготовке сотен первоклассных
специалистов,
которым предстоит развивать российскую авиацию
и космонавтику в
наступившем столетии.
15 марта 1979 года
избран Членом-корреспондентом Академии Наук
СССР
в Отделение
механики и процессов управления по
специальности «Самолетостроение».
26 декабря 1984 года
был избран Действительным членом
(Академиком)
Академии наук СССР в
Отделение механики и
процессов управления
по специальности «Машиностроение,
транспортное машиностроение».
и внес значительный личный вклад в работу
Института автоматики Академии наук СССР.
Награды
и звания:
Алексею
Андреевичу Туполеву
было
присвоено звание
Героя
Социалистического Труда.
Он - Лауреат
Ленинской и
Государственной премии СССР.
Награжден тремя орденами Ленина,
орденами Трудового Красного Знамени,
"Знак Почета".
|