-
 


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской и
Государственной премий СССР
;
Академик Академии Наук СССР
затем Российской Академии Наук
;
Доктор технических наук
;
Профессор
, заведующий кафедрой
 
«Аэродинамика и конструкция
летательных аппаратов»
Московского авиационно-технологического
института имени К.Э. Циолковского
;
сын
А.Н. Туполева

 
-
-
     
 


Родился 20 мая 1925  года в Москве.
Его отец -
Выдающийся Советский авиаконструктор А.Н. Туполев (1888 - 1972).

Еще не окончив средней школы, он с родителями эвакуируется в Омск.
Окончив
среднюю школу в 1942 году он поступает в КБ А.Н. Туполева и работает конструктором.
Первая его
конструкторская работа - хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа
самолета Ту-2, принятая в серийном производстве для экономии дефицитного металла
в военные годы.

В
1942 году, возвратившись в Москву, он поступает
в
Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
По окончании
института приходит в КБ в бригаду проектов,
которой руководил
Б.М. Кондорский и работает там до 1949 года.

После окончания
Московского авиационного института, с 1949-го по 1963 год
он - Ведущий конструктор завода;
с
1963-го по 1973 год - Главный конструктор завода и заместитель Генерального конструктора.

Принимал
активное участие в разработке конструкций первого реактивного пассажирского самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134; ТУ-154.

С
1973 года А.А. Туполев - является Генеральным конструктором ОКБ.
С
1992 года - Генеральный конструктор корпорации (ОАО "Туполев"),
созданной на базе
Авиационного научно-технического комплекса (АНТК)
имени А.Н. Туполева
и Самарского авиационного завода.

Под
руководством Алексея Туполева велось создание и доводка сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.
В
начале 1970-х на базе его развития - Ту-244 проектируется стратегический бомбардировщик "160", однако под нажимом ВВС в дальнейшем, вместо него было решено разработать
полностью оригинальный
самолет Ту-160.
19 декабря 1981 года, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160
совершил первый полет, а в 1988 году он был продемонстрирован министру обороны США
на
аэродроме Кубинка.
В
1979 году взлетает носитель крылатых ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М.


Алексей Андреевич ТуполевЯвлялся Генеральным конструктором одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (ВКС), известного как проект "Буран" (Ту-2000 ?).

Массовый магистральный самолет Аэрофлота Ту-154 после модернизации и установки новых двигателей Д-30КУ получил марку Ту-154М.
15 апреля 1988 года совершил первый полет экспериментальный самолет Ту-155,
для которого
ОКБ Н.Д. Кузнецова разработало водородный двигатель НК-88.

В
начале 1989 года взлетел среднемагистральный самолёт Ту-204.
В
марте 1992 года на Казанском авиапромышленном объединении (КАПО) имени Горбунова началось серийное производство самолёта Ту-204-200.

Одновременно
Алексей Андреевич Туполев вел большую преподавательскую и научную работу в Московском авиационно-технологическом институте имени К.Э. Циолковского,
был
Профессором, заведующим кафедрой1979 года)
 
«Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов».

В
1953 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук,
а в
1963 году стал Доктором технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам.

А.А. Туполев принимал непосредственное участие в подготовке сотен первоклассных специалистов, которым предстоит развивать российскую авиацию и космонавтику в наступившем столетии.

15 марта 1979 года избран Членом-корреспондентом Академии Наук СССР
в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолетостроение».

26 декабря 1984 года был избран Действительным членом (Академиком)
Академии наук СССР
в Отделение механики и процессов управления

по специальности
«Машиностроение, транспортное машиностроение».
и внес значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР.

Награды и звания:
Алексею Андреевичу Туполеву было присвоено звание
Героя Социалистического Труда.

Он - Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Награжден тремя орденами
Ленина, орденами Трудового Красного Знамени,
"Знак Почета".

 

 
-
 


Видный Советский и Российский авиаконструктор
Алексей Андреевич Туполев
скончался 12 мая 2001 года,
после тяжёлой и продолжительной болезни
.


Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище,
рядом с могилой матери (уч. № 1, ряд № 27, место № 9).


(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 1, ряд № 27, место № 9), могила А.А. Туполева (вид 1, март 2008 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 1, ряд № 27, место № 9), могила А.А. Туполева (вид 2, июль 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта:


Сайт "Испытатели"

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

ОАО «Туполев»
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"