Родился 10 ноября
(по старому стилю - 29 октября) 1888 года
в усадьбе Пустомазово,
(ныне не существует)
Корчевского уезда,
Суворовской волости,
Тверской губернии.
По происхождению по матери
из дворян, по отцу из разночинцев.
В 1906 году
окончил Тверскую гимназию.
В 1908 году
поступил в Императорское техническое училище
(ныне - Московский
Государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана),
которое окончил в 1918
году с отличием.
Столь долгий срок
обучения связан с тем, что по
распоряжению полиции,
"за участие
в студенческих волнениях"
в 1911 году
А.Н. Туполев
был исключён из училища
и на два года выслан на родину
под надзор полиции.
В период учёбы с
1909 года - член
воздухоплавательного кружка
профессора Н.Е. Жуковского,
один из его любимых учеников.
Участвовал в постройке планера,
на котором в 1910 году
самостоятельно
совершил первый полёт.
В 1916-1918 годах
А.Н. Туполев
участвовал в работах первого
в России
авиационного расчётного бюро;
конструировал первые аэродинамические трубы
в училище.
После Октябрьской революции
вместе с Н.Е. Жуковским
был организатором
и одним из руководителей Центрального
аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1918-1936 годах
- член коллегии ЦАГИ
и заместитель Начальника
института
по опытному цельнометаллическому самолётостроению.
Он - один из
создателей научно-технической базы ЦАГИ,
разработчик проектов ряда
лабораторий,
аэродинамических труб,
опытного гидроканала,
первого в стране опытного завода
по строительству цельнометаллических самолётов.
С 1922 года -
председатель Комиссии по постройке
металлических самолётов при
ЦАГИ,
инициатор и один из
организаторов производства первого советского
авиационного сплава -
кольчугалюминия.
С этого года
в системе ЦАГИ
начало действовать сформированное
и возглавляемое
Андреем Николаевичем
опытное конструкторское бюро
по проектированию
и производству
цельнометаллических самолётов различных классов.
А.Н. Туполев
становится Главным
конструктором этого
КБ.
В 1923 году
Андрей Николаевич
создал свой первый лёгкий самолёт
смешанной конструкции АНТ-1,
а в 1924
году
- первый советский
цельнометаллический самолёт
АНТ-2,
и в
1925-м
- первый боевой цельнометаллический самолёт
АНТ-З,
строившийся серийно
и поступивший на вооружение
как разведчик Р-3.
Было построено
свыше ста
экземпляров.
Впервые в мировой практике
А.Н. Туполев
научно обосновал
рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана
с профилем крыла большой строительной высоты,
с двигателями,
расположенными в его носке.
В 1925 году
он создал самолёт
АНТ-4,
не имевший аналогов в мире.
Было построено свыше двухсот
самолетов АНТ-4,
в последствии выпускавшийся
как бомбардировщик ТБ-1.
Как Руководитель
конструкторского бюро Андрей
Николаевич Туполев
разработал
и внедрил в практику технологию крупносерийного
производства лёгких
и тяжёлых металлических самолётов.
Под его руководством
проектировались бомбардировщики,
разведчики,
истребители,
пассажирские,
транспортные,
морские, специальные
рекордные и спортивные самолёты,
а также аэросани,
торпедные катера,
гондолы,
мотоустановки и
оперение первых советских дирижаблей.
Он ввёл в
практику отечественного самолётостроения
организацию на
серийных заводах
филиалов основного КБ,
что значительно ускорило выпуск машин;
создание при КБ
своих лётно-доводочных баз,
что сократило сроки проведения
как заводских, так и государственных испытаний
опытных машин.
В 1933 году
Андрей Николаевич
Туполев
был избран Членом-корреспондентом
АН СССР.
С 1930 года -
Главный конструктор ЦАГИ.
С 1931 года -
заместитель Начальника
Центрального конструкторского бюро ЦАГИ.
С 1932 года -
Начальник конструкторского
отдела сектора
опытного строительства ЦАГИ.
С 1933 года -
заместитель Начальника ЦАГИ
по сектору опытного строительства.
Выдающимся достижением конструкторской мысли
были самолеты АНТ-7
(разведчик Р-6, выпущено
свыше 400 машин),
тяжелый бомбардировщик ТБ-3
(АНТ-6,
выпущено свыше 800 машин,
самолёт
применялся во всех
предвоенных конфликтах
и в Великой Отечественной войне),
скоростной бомбардировщик СБ
(АНТ-40,
выпущено свыше 6600 машин)
и ряд других типов,
оставшихся экспериментальными
или производившиеся
небольшими сериями.
Огромное значение
для развития советской авиационной
промышленности имело создание уникальных
агитационных самолётов
как "Правда",
"Максим Горький",
"Родина".
В 1936 году по
предложению Народного
комиссара тяжелой промышленности СССР
Серго
Орджоникидзе,
Туполев
назначается Первым
заместителем Начальника
и Главным инженером
Главного управления авиационной промышленности
Народного комиссариата тяжелой промышленности,
одновременно он возглавляет
выделенное из системы ЦАГИ КБ
с заводом опытных конструкций
(авиационный завод № 156).
21 октября 1937 года
А.Н. Туполев был необоснованно
арестован.
Ему и авиаконструктору
В.М. Петлякову
было предъявлено
обвинение в
организации и
руководстве «Русско-фашистской партии»,
а также в шпионаже
в пользу Франции.
28 мая 1940 года
Военной коллегией Верховного суда СССР
осужден по ст. 58-6,
58-7,
58-9 и
58-11 УК РСФСР
к 15 годам
лишения свободы
с поражением в
правах на
5 лет.
Находясь в заключении,
работал в специальном ЦКБ-29
("Особое техническое бюро НКВД СССР"),
известном как "Туполевская
шарага".
Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик
"103" (Ту-2).
Постановлением Президиума Верховного Совета
СССР от 19
июля 1941 года
А.Н. Туполев
досрочно освобожден
от дальнейшего отбытия наказания
со снятием судимости.
Был реабилитирован
только Определением Военной коллегии Верховного
суда СССР
от 9 апреля 1955 года.
В начале Великой Отечественной войны
был эвакуирован в Омск,
где назначен Главным
конструктором завода № 166
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР,
и сумел восстановить
конструкторское бюро.
Основной задачей в
годы войны стало
доработка и
серийное производство
бомбардировщика
Ту-2 (Пе-2).
Было построено свыше 2500 экземпляров
этого самолета.
В Великой
Отечественной войне участвовали
созданные Туполевым
бомбардировщики
ТБ-1,
ТБ-3, СБ,
ТБ-7, МТБ-2,
Ту-2,
разведчик Р-6,
торпедные катера Г-4,
Г-5.
В 1943 году
Андрей Николаевич
вернулся в Москву
и был назначен Главным
конструктором
и ответственным руководителем завода № 156,
где и была создана Главная
база ОКБ А.Н.
Туполева.
Постановлением Совета Народных Комиссаров
Союза ССР
№ 1134
от 19 августа 1944 года
А.Н. Туполеву
присвоено воинское звание
генерал-майор инженерно-авиационной службы.
В послевоенный период
под руководством А.Н.
Туполева
создано
семейство военных самолётов.
Среди них:
стратегический бомбардировщик
Ту-4 (1947),
первый советский реактивный фронтовой
бомбардировщик Ту-12 (1947),
турбовинтовой стратегический бомбардировщик
Ту-95 (1956),
дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16
(1953),
сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
(1959) и
многие другие.
Постановлением Совета Министров СССР № 2805
от 8 августа 1947 года
генерал-майору инженерно-авиационной службы
А.Н. Туполеву присвоено
воинское звание
"генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы".
В 1953
году
Андрей Николаевич Туполев
был избран
Академиком Академии Наук
СССР.
В 1956 году
А.Н. Туполев
назначается Генеральным
конструктором авиационной промышленности СССР.
В 1956-1957 годах
в КБ А.Н.
Туполева было
создано новое подразделение,
задачей которого
была разработка беспилотных летательных
аппаратов.
Были разработаны крылатые ракеты
"121",
"123",
ЗУР "131",
беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб".
Велись работы по
планирующему гиперзвуковому аппарату
"130"
и ракетоплану "136"
("Звезда").
С 1955 года
велись работы по проектированию
бомбардировщиков
с ядерной
силовой установкой (ЯСУ).
После полетов летающей лаборатории Ту-95
ЛАЛ намечалось
создание экспериментального самолета Ту-119
с ЯСУ
и сверхзвуковых бомбардировщиков "120".
Одновременно широко развивалось
и гражданское авиастроение,
хотя первые шаги
в этом направлении
Андрей Николаевич
делал ещё в начале 1930-х годов.
На базе бомбардировщика Ту-16
в 1955 году был
создан первый советский реактивный пассажирский
самолёт Ту-104.
За ним последовали первый турбовинтовой
межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957
год), ближние
и средние
магистральные самолёты Ту-110
(1957),
Ту-124 (1960),
Ту-134 (1967),
Ту-154 (1970),
а также сверхзвуковой пассажирский самолёт
Ту-144
(совместно с сыном, авиаконструктором
Алексеем Туполевым).
Самолеты
КБ А.Н.
Туполева
стали основой парка крупнейшей авиационной
компании мира "Аэрофлот"
и эксплуатировались
в десятках стран.
Под руководством
Андрея Николаевича
спроектировано свыше ста
типов самолётов,
70 из
которых строились серийно.
На его самолётах
установлено 78 мировых рекордов,
выполнено около 30 выдающихся перелётов.
А.Н.
Туполев
-
создатель выдающейся
школы отечественного авиастроения,
из которой вышли десятки выдающихся
конструкторов.
Постановлением Совета Министров СССР № 979
от 25 октября 1967 года
генерал-лейтенанту инженерно-авиационной службы
А.Н. Туполеву
присвоено воинское звание
"генерал-полковник инженерно-авиационной службы".
Общественная и партийная деятельность:
Член ЦИК СССР
с 1929 года.
Депутат Верховного
Совета СССР с
1950 года.
Награды
и звания:
За
создание самолёта
АНТ-4,
в 1926
году
Андрею Николаевичу Туполеву
было
присвоено звание
Героя Труда
РСФСР.
Указом Президиума Верховного Совета СССРот
16 сентября 1945 года
"За выдающиеся заслуги в
деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени"
Туполеву Андрею Николаевичу
присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина
и золотой медали "Серп и Mолот".
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 12 июля
1957 года
"За выдающиеся заслуги в
создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм",
Туполев Андрей Николаевич
награждён
второй золотой
медалью «Серп и Молот».
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 ноября 1972 года
"За выдающиеся успехи в
создании новой авиационной техники и проявленный
при этом трудовой героизм",
Туполев Андрей Николаевич
награждён орденом Ленина
и третьей золотой
медалью «Серп и Молот».
Награждён восемью орденами
Ленина
(1933,
1945,
1947,
январь 1949,
декабрь 1949,
1953,
1958,
1968),
орденами Октябрьской
Революции (1971),
Суворова 2-й степени
(1944),
Отечественной войны
1-й степени (1943),
двумя орденами
Трудового Красного Знамени
(1927,
1933),
орденами Красной
Звезды (1933),
"Знак Почёта" (1936),
медалями.
Награждён орденом
Георгия Димитрова (Народная
Республика Болгария,
1964).
Почётный гражданин
Парижа (1964),
Нью-Йорка
и города Жуковский,
Московской
области (1968).
Лауреат Ленинской
премии (1957),
четырёх Сталинских
премий 1-й степени
(1943,
1948,
1949,
1952)
и Государственной
премии СССР (1972).
Почётный член
Королевского авиационного общества Великобритании
(1970)
и Американского
института аэронавтики
и астронавтики
(1971).
Ему присуждены Премии
Н.Е. Жуковского АН СССР
(1958),
Золотая авиационная
медаль ФАИ (1958),
Премия имени Леонардо да
Винчи (1971),
Золотая медаль Общества
основоположников авиации Франции
(1971).
|